МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена

    Техники семейной психотерапии в концепции Девида Фримена

    ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

    Р Е Ф Е Р А Т

    НА ТЕМУ:

    ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

    В КОНЦЕПЦИИ ДЕВИДА ФРИМЕНА

    Студентки факультета

    социологии и социальной

    работы 51 группы

    Яркиной Ирины

    Преподаватель:

    Аверьянов А.И.

    Тамбов 2001

    СОДЕРЖАНИЕ

    |§ 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ |2 |

    |§ 2. РОЛЬ ТЕОРИИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ |4 |

    |§ 3. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И РАЗВИТИЕ СЕМЬИ |6 |

    | (а) Структура |6 |

    | (б) Функции |10 |

    | (в) Развитие |11 |

    |§ 4. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, ОРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОДХОДЫ К |11 |

    |ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С СЕМЬЯМИ | |

    | (а) Собственная семья психотерапевта |12 |

    | (б) Профессиональные отношения |13 |

    |§ 5. ПРОТЕКАНИЕ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ ДО ПЕРВОГО ИНТЕРВЬЮ С КЛИЕНТОМ|15 |

    | (а) Начало работы |16 |

    | (б) Проведение первого интервью |18 |

    |§ 6. СРЕДНИЙ ЭТАП СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ |20 |

    |§ 6.1. ПРИНЦИПЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ |21 |

    |СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | |

    |§ 7. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП |25 |

    |Литература |28 |

    § 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

    При осуществлении любой психотерапевтической работы очень важно

    правильно определить ее основные цели и задачи. Психотерапевтическая

    литература последнего времени все чаще подчеркивает эту необходимость. В

    некоторых публикациях также описываются формы психотерапевтического

    контракта и те цели психотерапии, которые могут быть предметом исходной

    договоренности клиента и специалиста.

    При использовании психотерапевтического подхода, а также в

    индивидуальной психотерапевтической работе цели сформулировать не так уж

    сложно. Как правило, сам клиент или его родственники ставят перед

    специалистом ту или иную задачу лечения. В то же время постановка задач

    затрудняется в тех случаях, когда психотерапевтическая работа связана с

    достижением изменений на уровне той или иной социальной системы, в

    частности семьи. При этом общие цели, связанные с изменением всей системы

    отношений ее членов, должны быть соотнесены с их индивидуальными целями.

    Цели работы с семьями могут относиться к четырем основным уровням. К

    целям первого уровня относятся индивидуальные цели членов семьи. К целям

    второго уровня — то, что вся семья в целом хотела бы достичь. К целям

    работы третьего уровня можно отнести достижение определенных изменений в

    отношениях семьи с обществом. Так, например, решение проблем на уровне

    семейной системы в целом помогает ее членам лучше работать, учиться и т. д.

    К целям работы четвертого уровня можно отнести ожидания и потребности

    самого психотерапевта. Учитывая многоуровневый характер

    психотерапевтической работы с семьями, нетрудно представить себе, насколько

    сложным может быть процесс постановки ее задач.

    В интересах более четкого обозначения задач, относящихся к разным

    уровням, психотерапевт должен достаточно убедительно донести до членов

    семьи свое желание помочь каждому из них по отдельности и всей семье в

    целом. При этом очень важно помнить о том, что семейная система служит

    укреплению автономности и развитию каждого ее члена и в то же время их

    сплочению.

    Двумя основными задачами работы с семьей являются:

    • помощь ее членам в достижении большей независимости;

    • укрепление связей между членами семьи и их сплоченности.

    На первый взгляд, эти задачи могут показаться противоречащими друг

    другу. Тем не менее, существование семьи как раз связано с возможностью

    тесного взаимодействия ее членов при сохранении ими самостоятельности.

    Многим семьям бывает очень сложно достичь подобного баланса. В них

    преобладает либо стремление к сплочению ценой утраты ее членами

    независимости, либо тенденция к обособлению друг от друга, ведущая к

    рассогласованности интересов и действий. Очень часто затруднения в

    достижении баланса между индивидуальной автономностью и сплоченностью

    членов семьи лежат в основе многих проблем, обнаруживаемых в процессе

    семейной психотерапии. Поэтому на начальном этапе психотерапии специалист

    должен помочь им сформулировать общие задачи совместной работы.

    В ходе психотерапии становится очевидно, что устранение определенных

    симптомов эмоциональных или поведенческих нарушений представляется членам

    семьи основной целью работы. Это связывается с преодолением проблем,

    создаваемых в семье тем или иным ее членом.

    Чрезвычайно редко приходится констатировать, что начиная психотерапию,

    члены семьи уже осознают необходимость в достижении изменений на уровне

    семейной системы. Чаще всего они жалуются, например, на то, что «Джонн

    неуправляем» или что «отец пьет». Во всех этих случаях они связывают

    основные проблемы семьи с кем-либо одним и рассматривают в качестве

    основной задачи психотерапии устранение имеющихся у того или другого

    поведенческих или эмоциональных нарушений. В такой ситуации специалист

    обязан помочь им сформулировать иные задачи психотерапевтической работы,

    дабы расширить взгляд на проблему и убедить в необходимости достижения

    изменений на уровне всей семейной системы. Для того чтобы этого добиться,

    психотерапевт должен помочь членам семьи сформировать согласованный взгляд

    на проблему. Это достигается предложением всем членам семьи рассказать о

    том, в чем они видят свою главную проблему. При этом можно легко увидеть,

    насколько разнится их восприятие ситуации. Кроме того, подобный опрос

    позволяет выявить и проблемы, которые так или иначе связаны с основной, а

    следовательно, расширить круг психотерапевтических задач. Приводимые

    примеры показывают, каким образом это может быть достигнуто.

    Члены семьи по-разному воспринимают все происходящее в их отношениях

    и, соответственно, по-разному видят основные задачи психотерапевтической

    работы. Если бы специалист пытался построить свою работу, ориентируясь лишь

    на восприятие ее задачи тем или иным членом семьи, это вряд ли нашло бы

    понимание у других членов. Определение задач психотерапии должно быть

    общим делом семьи и учитывать то, как их видят все ее члены. При этом

    психотерапевт должен соотносить общие задачи семьи с индивидуальными

    задачами ее членов. Другой проблемой, связанной с формулировкой задач

    семейной психотерапии, является определение ее краткосрочных и долгосрочных

    задач. Психотерапевт должен иметь определенное представление о задачах как

    каждой отдельной сессии, так и всего психотерапевтического процесса.

    Например, одной из основных задач первой сессии является создание у членов

    семьи ощущения психологического комфорта и безопасности, когда никто из них

    не воспринимает себя единственно ответственным лицом за все, что происходит

    в семье. В то же время психотерапевт должен помнить, в чем заключается

    конечная цель психотерапии. Именно на нее он ориентируется, стремясь

    добиться определенных изменений во взаимоотношениях между членами семьи.

    Однако если он не сможет решить первоочередной задачи, связанной с

    созданием безопасной атмосферы, достижение главной цели

    психотерапевтической работы будет вряд ли возможно.

    В целом, основными стратегическими задачами семейной психотерапии

    являются следующие:

    . улучшение внутрисемейных отношений;

    . ощущение членами семьи того, что их интересы и потребности

    понимают и уважают другие;

    . преодоление членами семьи позиции, связанной с приписыванием

    семейных проблем кому-то одному;

    . формирование более гибкого отношения к тому, кто является лидером

    в той или иной ситуации;

    . развитие способности к взаимопониманию и эмпатии;

    . развитие способности принимать существующие различия в оценках и

    взглядах;

    . совершенствование навыков индивидуального и совместного решения

    проблем;

    . освобождение одного или нескольких челнов семьи от роли «козлов

    отпущения»;

    . развитие способности к интроспекции и анализу своих потребностей

    и переживаний;

    . укрепление независимости;

    . достижение баланса между стремлением членов семьи к независимости

    с одной стороны и достижению сплоченности — с другой.

    Задачи семейной психотерапии определенным образом связаны со стадией

    работы, а также со стадией развития семьи как системы. Так, например,

    задачи работы в значительной мере определяются наличием в семье детей

    дошкольного возраста, подростков или тех, кто уже начал самостоятельную

    жизнь. Задачи работы также зависят от того, как семья воспринимает свои

    основные проблемы.

    Очень важно помнить, что проблемы, которые члены семьи воспринимают в

    качестве основных, являются точкой отсчета в психотерапевтической работе.

    Не осознав этих проблем, семья вряд ли вообще обратилась бы за

    психотерапевтической помощью. Поэтому психотерапевт должен воспринимать их

    достаточно серьезно и уделять их обсуждению первые несколько сессий. Однако

    способы решения этих проблем и то, на какие из них переносится основной

    акцент психотерапевтической работы, во многом определяет, как члены семьи

    будут воспринимать основные задачи психотерапии и какие ожидания

    относительно ее результатов у них будут формироваться. Определение

    специалистом основных задач психотерапии также зависит от того, какими

    теоретическими представлениями он при этом руководствуется. Ниже речь

    пойдет о той роли, которую играет теория в практике семейной психотерапии.

    § 2. РОЛЬ ТЕОРИИ В СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

    В своей деятельности специалист должен руководствоваться определенной

    системой теоретических представлений, которая служит для него ориентиром и

    помогает сформировать стратегию психотерапии. Это отнюдь не преуменьшает

    роль интуитивных, творческих возможностей психотерапевта, но придает его

    деятельности определенную перспективу и помогает осмыслить клинические

    наблюдения. Многие специалисты традиционной ориентации избегают работать с

    семьей в полном составе, испытывая в присутствии ее членов неудобство и

    тревогу. Четкие теоретические позиции помогают специалисту чувствовать себя

    более уверенно.

    При работе с семьями психотерапевт должен быть вооружен определенными

    теоретическими представлениями, помогающими ему объяснить поведение и

    взаимоотношения членов семьи с системных позиций и служащих для него

    своеобразной «картой». Ориентируясь по ней, он не растеряется, анализируя

    разнообразные аспекты поведения членов семьи, и сможет более успешно

    проводить диагностику тех или иных нарушений, имеющихся в семейной системе.

    В свою очередь, правильная диагностика помогает разработать стратегию

    психотерапевтического воздействия. Семейный психотерапевт должен

    располагать достаточно широкой теоретической базой, позволяющей ему

    разобраться во внутрисемейных отношениях. Системные представления обладают

    при этом наибольшими описательными возможностями. Другие представления

    могут в той или иной степени сужать диапазон диагностических возможностей

    специалиста и даже мешать правильной оценке ситуации. Системная оценка

    семьи предполагает диагностику на трех основных уровнях. Во-первых,

    психотерапевт должен оценить индивидуальные особенности каждого члена семьи

    и то, каким образом они влияют на внутрисемейные отношения. При этом он

    может пользоваться психодинамическими, гуманистическими и когнитивно-

    бихевиоральными представлениями, помогающими понять особенности

    психического склада каждого члена семьи. Необходимо понять, какое влияние

    они оказывают на семью в целом. Для этого психотерапевт должен быть

    вооружен развитой системой теоретических представлений. Необходимо помнить

    о том, что уже при своем рождении ребенок обладает определенными

    особенностями темперамента, отличающими его от других членов семьи.

    Для того чтобы понять, каким образом тот или иной член семьи влияет на

    характер внутрисемейных отношений, необходимо принять во внимание

    особенности его темперамента. Столь же значимым является и учет физической

    конституции, интеллектуальных возможностей, а также времени рождения

    ребенка с точки зрения представлений о жизненном цикле семьи. Семейный

    психотерапевт должен быть достаточно хорошо знаком с описанием всех

    психиатрических или бихевиоральных концепций. Стремясь оценить семейную

    систему в целом, он должен учитывать и индивидуальные особенности членов

    семьи.

    Во-вторых, наряду с необходимостью оценки того, как каждый член семьи

    влияет на семью в целом и наоборот, следует оценить семью с системных

    позиций. Семья, в особенности ее взрослые члены, оказывают на ребенка очень

    большое влияние. Известно, что система ценностей усваивается ребенком

    прежде всего благодаря его общению с родителями в первые семь лет его

    жизни. Его общение со сверстниками и учителями позволяет определенным

    образом сузить, расширить или изменить эту систему ценностей. Способность

    членов семьи принять ребенка в качестве существа с уникальными

    характеристиками существенно влияет на его представление о себе самом.

    Третий уровень диагностики предполагает оценку взаимоотношений семьи и

    общества. Можно рассматривать семью как некую промежуточную сферу,

    отделяющую, с одной стороны, индивидуальные потребности ее членов, а с

    другой — требования и ожидания общества. Семья выполняет функцию некого

    механизма, позволяющего удовлетворять индивидуальные потребности членов

    семьи и, в то же время, регулировать их поведение в ответ на требования

    социума. Семейный психотерапевт должен достаточно хорошо понимать, какими

    социальными ресурсами располагает та или иная семья. В определенных случаях

    семья должна воздействовать на социум, в частности, на школьную среду.

    Многие семьи, например, обращаются за психотерапевтической помощью из-за

    нарушений поведения ребенка в школе или его плохой успеваемости. При этом

    они понимают, что инициатива такого обращения фактически исходит не от них,

    а от школы. Родители могут жаловаться на то, что школа не обеспечивает

    ребенку достаточной поддержки или предъявляет к нему завышенные требования.

    При этом они воспринимают школьную среду не как одну из форм социальной

    поддержки ребенка, а как враждебную и вредную для него. При оценке такой

    семьи психотерапевт может отметить, что она, стремясь защитить ребенка,

    формирует в нем негативное отношение к школе. Это, например, характерно для

    семей североамериканских индейцев, система ценностей и формы

    взаимоотношений которых отличаются от тех, которые свойственны большинству

    американских семей. Школы обычно стремятся привить детям, представляющим

    коренное население Северной Америки, ценности большинства. Психотерапевт,

    хорошо осознающий влияние общества на семью, будет стремиться определенным

    образом повлиять на школу, для того чтобы ее работники проявили к таким

    семьям больше внимания. Совершенно иной взгляд был бы связан с попыткой

    психотерапевта следовать требованиям школьного окружения таких детей и его

    согласием с тем, что лишь одни эти дети или их семьи должны являться

    основным объектом психотерапевтического воздействия.

    Важной стороной подобной оценки является осознание специалистом того,

    каким образом социальное окружение семьи влияет на поведение ее членов. Это

    позволяет рассматривать социальное окружение семьи либо в качестве

    дополнительного ресурса, помогающего членам семьи решать различные задачи,

    либо в качестве препятствия, затрудняющего их решение.

    На рисунке ниже представлены все три уровня диагностики и те

    представления, которыми психотерапевт руководствуется при осуществлении

    соответствующей оценки. Центральный квадрат представляет индивидуальные

    психические особенности человека, описанные в рамках различных теорий

    личности. Следующая за ней область соответствует особенностям семейной

    системы, оцениваемым с точки зрения семейных системных представлений.

    Внешняя область отражает характер взаимодействия семьи с обществом, который

    можно оценит с помощью социальных структурных теорий.

    |ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА |

    | |ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ | |

    | |СИСТЕМЫ | |

    | | |ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ | | |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.