Типы психопатической личности
Типы психопатической личности
Кыргызско-Российский (Славянский) Университет
Медицинский факультет
КАФЕДРА МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПСИХИАТРИИ И ПСИХОТЕРАПИИ
РЕФЕРАТ
на тему:
Психопатическая личность
(подростковый период)
Выполнил:
студент ЛД-2-97
Гильфанов Н.М.
Проверила:
Глузова Е.С.
БИШКЕК-99
|Психопатии – это такие аномалии | |
|характера, которые, по словам П. Б. | |
|Ганнушкина (1933), "определяют весь | |
|психический облик индивидуума, | |
|накладывая на весь его душевный | |
|склад свой властный отпечаток", "в | |
|течение жизни. не подвергаются | |
|сколько-нибудь резким изменениям", | |
|"мешают. приспособляться к | |
|окружающей среде". Эти три критерия | |
|были обозначены О. В. Кербиковым | |
|(1962) как тотальность и | |
|относительная стабильность | |
|патологических черт характера и их | |
|выраженность до степени, нарушающей | |
|социальную адаптацию. | |
|Типы акцентуаций характера весьма | |
|сходны и частично совпадают с типами| |
|психопатий. | |
|Наибольшую известность получил | |
|термин K. Leongard (1968) - | |
|"акцентуированная личность". Однако | |
|правильнее говорить об "акцентуациях| |
|характера" (Личко; 1977). Личность -| |
|понятие гораздо более сложное, чем | |
|характер. Она включает интеллект, | |
|способности, наклонности, | |
|мировоззрение и т. д. В описаниях K.| |
|Leongard речь идет именно о типах | |
|характера. | |
|Отличия между акцентуациями | |
|характера и психопатиями | |
|основываются на диагностических | |
|критериях П. Б. Ганнушкина (1933) - | |
|О. В. Кербикова (1962). При | |
|акцентуациях характера может не быть| |
|ни одного из этих признаков: ни | |
|относительной стабильности характера| |
|на протяжении жизни, ни тотальности | |
|его проявлений во всех ситуациях, ни| |
|социальной дезадаптации как | |
|следствия тяжести аномалии | |
|характера. Во всяком случае, никогда| |
|не бывает соответствия всем этим | |
|трем признакам психопатии сразу. | |
|Обычно акцентуации развиваются в | |
|период становления характера и | |
|сглаживаются с повзрослением. | |
|Особенности характера при | |
|акцентуациях могут проявляться не | |
|постоянно, а лишь в некоторых | |
|ситуациях, в определенной | |
|обстановке, и почти не | |
|обнаруживаться в обычных условиях. | |
|Социальная дезадаптация при | |
|акцентуациях либо вовсе отсутствует,| |
|либо бывает непродолжительной. | |
|В добавление к критериям П. Б. | |
|Ганнушкина, О. В. Кербикова можно | |
|отметить еще один важный признак, | |
|отличающий акцентуации и психопатии | |
|(Личко, 1977). При психопатиях | |
|декомпенсации, острые аффективные и | |
|психопатические реакции, социальная | |
|дезадаптация возникают от любых | |
|психических травм, в самых | |
|разнообразных трудных ситуациях, от | |
|всевозможных поводов и даже без | |
|видимой причины. При акцентуациях | |
|нарушения возникают только при | |
|определенного рода психических | |
|травмах, в некоторых трудных | |
|ситуациях, а именно лишь тогда, | |
|когда они адресуются к "месту | |
|наименьшего сопротивления", к | |
|"слабому звену" данного типа | |
|характера. Иные трудности и | |
|потрясения, не задевающие этой | |
|ахиллесовой пяты, не приводят к | |
|нарушениям и переносятся стойко. При| |
|каждом типе акцентуации имеются | |
|свойственные ему, отличные от других| |
|типов, "слабые места". | |
|На основании сказанного можно дать | |
|следующее определение акцентуации | |
|характера. | |
|Акцентуации характера - это крайние | |
|варианты нормы, при которых | |
|отдельные черты характера чрезмерно | |
|усилены, вследствие чего | |
|обнаруживается избирательная | |
|уязвимость в отношении определенного| |
|рода психогенных воздействий при | |
|хорошей и даже повышенной | |
|устойчивости к другим. | |
|В зависимости от степени | |
|выраженности было выделено две | |
|степени акцентуации характера: явная| |
|и скрытая (Личко; Александров; | |
|1973). | |
|Явная акцентуация. Эта степень | |
|акцентуации относится к крайним | |
|вариантам нормы. Она отличается | |
|наличием довольно постоянных черт | |
|определенного типа характера. | |
|В подростковом возрасте особенности | |
|характера часто заостряются, а при | |
|действии психогенных факторов, | |
|адресующихся к "месту наименьшего | |
|сопротивления", могут наступать | |
|временные нарушения адаптации, | |
|отклонения в поведении. При | |
|повзрослении особенности характера | |
|остаются достаточно выраженными, но | |
|компенсируются и обычно не мешают | |
|адаптации. | |
|Скрытая акцентуация. Эта степень, | |
|видимо, должна быть отнесена не к | |
|крайним, а к обычным вариантам | |
|нормы. В обыденных, привычных | |
|условиях, черты определенного типа | |
|характера выражены слабо или не | |
|проявляются совсем. Даже при | |
|продолжительном наблюдении, | |
|разносторонних контактах и детальном| |
|знакомстве с биографией трудно | |
|бывает составить четкое | |
|представление об определенном типе | |
|характера. Однако черты этого типа | |
|могут ярко, порой неожиданно, | |
|выявиться под влиянием тех ситуаций | |
|и психических травм, которые | |
|предъявляют повышенные требования к | |
|"месту наименьшего сопротивления". | |
|Психогенные факторы иного рода, даже| |
|тяжелые, не только не вызывают | |
|психических расстройств, но могут | |
|даже не выявить типа характера. Если| |
|же такие черты и выявляются, это, | |
|как правило, не приводит к заметной | |
|социальной дезадаптации. | |
|ТИПЫ ПСИХОПАТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ | |
|Систематика, которой мы | |
|придерживаемся при дальнейшем | |
|изложении, в основном исходит из | |
|классификации П. Б. Ганнушкина | |
|(1933), Г. Е. Сухаревой (1959) и | |
|типов акцентуированных личностей по| |
|K. Leongard (1964, 1968). | |
|ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП | |
|Этот тип психопатической личности | |
|детально описан Schneider (1923) и | |
|П. Б. Ганнушкиным (1933) у взрослых | |
|и Г. Е. Сухаревой (1959) у детей и | |
|подростков. П. Б. Ганнушкин дал | |
|этому типу название | |
|"конституционально-возбужденный" и | |
|включил в группу циклоидов. | |
|Сведения от родных свидетельствуют, | |
|что с детства гипертимные подростки | |
|отличаются большой подвижностью, | |
|общительностью, болтливостью, | |
|чрезмерной самостоятельностью, | |
|склонностью к озорству, недостатком | |
|чувства дистанции в отношении ко | |
|взрослым. С первых лет жизни они | |
|везде вносят много шума, любят | |
|компании сверстников и стремятся | |
|командовать ими. Воспитатели детских| |
|учреждений жалуются на их | |
|неугомонность. | |
|Существуют две классификации типов | |
|акцентуаций характера. Первая | |
|предложена K. Leongard (1968) и | |
|вторая - А. Е. Личко (1977). | |
|Приводим сопоставление этих | |
|классификаций, сделанное В. В. | |
|Юстицким (1977). | |
|Тип акцентуированной |Тип акцентуации характера, |
|личности, по К. Леонгарду |по А. Е. Личко |
| | |
|Лабильный |Лабильный циклоид |
|Сверхподвижный |Лабильный |
|Эмотивный | |
|Демонстративный |Истероидный |
|Сверхпунктуальный |Психастенический |
|Ригидно-аффективный |Эпилептоидный |
|Неуправляемый | |
|Интравертный |Шизоидный |
|Боязливый |Сенситивный |
|Неконцентрированный или |Астено-невротический |
|неврастенический | |
|Экстравертный |Конформный |
|Слабовольный |Неустойчивый |
|- |Гипертимный |
|- |Циклоидный |
|Первые трудности могут выявиться | |
|при поступлении в школу. При | |
|хороших способностях, живом уме, | |
|умении все схватывать на лету | |
|обнаруживается неусидчивость, | |
|отвлекаемость, | |
|недисциплинированность. Учатся | |
|поэтому они очень неровно - то | |
|блеснут пятерками, то "нахватают"| |
|двоек. | |
|Главная черта гипертимных | |
|подростков - почти всегда очень | |
|хорошее, даже приподнятое | |
|настроение. Лишь изредка и | |
|ненадолго эта солнечность | |
|омрачается вспышками раздражения,| |
|гнева, агрессии. | |
|.Хорошее настроение гипертимных | |
|подростков гармонично сочетается | |
|с хорошим самочувствием, высоким | |
|жизненным тонусом, нередко | |
|цветущим внешним видом. У них | |
|всегда хороший аппетит и здоровый| |
|сон. | |
|С родителями, педагогами, | |
|воспитателями легко возникают | |
|конфликты. К ним ведут мелочный | |
|контроль, повседневная опека, | |
|наставления и нравоучения, | |
|"проработка" в семье и на | |
|публичных собраниях. Все это | |
|обычно вызывает только усиление | |
|"борьбы за самостоятельность", | |
|непослушание, нарочитое нарушение| |
|правил и порядков. Стараясь | |
|вырваться из-под опеки семьи, | |
|гипертимные подростки охотно | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|