Типы психопатической личности
|уезжают в лагеря, уходят в | |
|туристские походы и т.п., но и | |
|там вскоре приходят в | |
|столкновение с установленным | |
|режимом и дисциплиной. Как | |
|правило, обнаруживается | |
|склонность к самовольным | |
|отлучкам, иногда продолжительным.| |
|Истинные побеги из дому у | |
|гипертимов встречаются нечасто. | |
|Реакция группирования проходит не| |
|только под знаком постоянного | |
|тяготения к компаниям | |
|сверстников, но и стремления к | |
|лидерству в этих компаниях. | |
|Неудержимый интерес ко всему | |
|вокруг делает гипертимных | |
|.подростков неразборчивыми в | |
|выборе знакомств. Контакт со | |
|случайными встречными не | |
|представляет для них проблемы. | |
|Устремляясь туда, где "кипит | |
|жизнь", они порой могут оказаться| |
|в неблагоприятной среде, попасть | |
|в асоциальную группу. Всюду они | |
|быстро осваиваются, перенимают | |
|манеры, обычаи, поведение, | |
|одежду, модные "хобби". | |
|Спиртное представляет для | |
|гипертимов серьезную опасность с | |
|подросткового возраста. Выпивают | |
|они в компаниях с приятелями. | |
|Предпочитают неглубокие стадии | |
|опьянения, но легко становятся на| |
|путь частых и регулярных выпивок.| |
| | |
|Реакция увлечения отличается у | |
|гипертимных подростков богатством| |
|и разнообразием проявлений, но | |
|главное - крайним непостоянством | |
|хобби. Коллекции сменяются | |
|азартными играми, одно спортивное| |
|увлечение другим, один кружок на | |
|другой, мальчики нередко отдают | |
|мимолетную дань техническим | |
|увлечениям, девочки – | |
|художественной самодеятельности. | |
| | |
|Аккуратность отнюдь не составляет| |
|их отличительной черты ни в | |
|занятиях, ни в выполнении | |
|обещаний, ни, что особенно | |
|бросается в глаза, в денежных | |
|делах. Рассчитывать они не умеют | |
|и не хотят, охотно берут в долг, | |
|отодвигая в сторону неприятную | |
|мысль о последующей расплате. | |
|Всегда хорошее настроение и | |
|высокий жизненный тонус создают | |
|благоприятные условия для | |
|переоценки своих способностей и | |
|возможностей. Избыточная | |
|уверенность в своих силах | |
|побуждает "показать себя", | |
|предстать перед окружающими в | |
|выгодном свете, прихвастнуть. Но | |
|им присуща искренность задора, | |
|действительная уверенность в | |
|собственных силах, а не натужное | |
|стремление "показать себя больше,| |
|чем есть на самом деле", как у | |
|настоящих истероидов. Лживость не| |
|является их характерной чертой, | |
|она может быть обусловлена | |
|необходимостью извернуться в | |
|трудной ситуации.. | |
|Самооценка гипертимных подростков| |
|отличается достаточной | |
|искренностью. | |
|Гипертимно-неустойчивый вариант | |
|психопатизации является наиболее | |
|частым. Здесь жажда развлечений, | |
|веселья, рискованных похождений | |
|все более выступает на первый | |
|план и толкает на пренебрежение | |
|занятиями и работой, на | |
|алкоголизацию и употребление | |
|наркотиков, на сексуальные | |
|эксцессы и делинквентность - в | |
|конечном итоге может привести к | |
|асоциальному образу жизни. | |
|Решающую роль в том, что на | |
|гипертимной акцентуации | |
|произрастает | |
|гипертимно-неустойчивая | |
|психопатия, обычно играет семья. | |
|Как чрезмерная опека – | |
|гиперпротекция, мелочный контроль| |
|и жестокий диктат, да еще | |
|сочетающийся с неблагополучием | |
|внутрисемейных отношений, так и | |
|гипоопека, безнадзорность могут | |
|служить стимулами к развитию | |
|гипертимно-неустойчивой | |
|психопатии. | |
|Гипертимно-истероидный вариант | |
|встречается значительно реже. На | |
|фоне гипертимности постепенно | |
|вырисовываются истероидные черты.| |
|При столкновении с жизненными | |
|трудностями, при неудачах, в | |
|отчаянных ситуациях и при угрозе | |
|серьезных наказаний возникает и | |
|желание разжалобить других | |
|(вплоть до демонстративных | |
|суицидных действий), и произвести| |
|впечатление своей незаурядностью,| |
|и прихвастнуть, "пустить пыль в | |
|глаза". Возможно, в развитии | |
|этого типа также важнейшую роль | |
|играет среда. Воспитание по типу | |
|"кумира семьи" (Гиндикин, 1961), | |
|потакание прихотям в детстве, | |
|избыток похвал по поводу мнимых и| |
|действительных способностей и | |
|талантов, привычка всегда быть на| |
|виду, созданная родителями, а | |
|иногда и неправильными действиями| |
|воспитателей, обусловливают в | |
|подростковом периоде трудности, | |
|которые могут оказаться | |
|непреодолимыми. | |
|Гипертимно-аффективный вариант | |
|психопатической личности | |
|отличается усилением черт | |
|аффективной взрывчатости. Вспышки| |
|раздражения и гнева, нередко | |
|свойственные гипертимам, когда | |
|они встречают противодействие или| |
|терпят неудачи, здесь становятся | |
|особенно бурными и возникают по | |
|малейшему поводу. На высоте | |
|аффекта нередко утрачивается | |
|контроль над собой: брань и | |
|угрозы вырываются без всякого | |
|учета обстановки, в агрессии | |
|собственные силы не соизмеряются | |
|с силами объекта нападения, а | |
|сопротивление может достигать | |
|"буйного безумства". Все это | |
|обычно позволяет говорить о | |
|формировании психопатии | |
|возбудимого типа. Возможно, в | |
|формировании этого варианта | |
|психопатизации существенную роль | |
|могут играть не столь редкие у | |
|мальчиков гипертимного типа | |
|черепно-мозговые травмы. | |
|ЦИКЛОИДНЫЙ ТИП | |
|Как известно, этот тип был описан| |
|в 1921 г. Kretschmer и сперва | |
|стал широко использоваться в | |
|психиатрических исследованиях. П.| |
|Б. Ганнушкин (1933) включил в | |
|"группу циклоидов" четыре типа | |
|психопатической личности: | |
|"конституционально-депрессивных",| |
|"конституционально-возбужденных" | |
|(гипертимных), циклотимиков и | |
|эмотивно-лабильных. Циклотимия им| |
|рассматривалась как тип | |
|психопатии. | |
|В подростковом возрасте можно | |
|видеть два варианта циклоидной | |
|акцентуации: типичные и лабильные| |
|циклоиды. | |
|Типичные циклоиды в детстве ничем| |
|не отличаются от сверстников или | |
|чаще производят впечатление | |
|гипертимов. С наступлением | |
|пубертатного периода (у девочек | |
|это может совпасть с менархе) | |
|возникает первая субдепрессивная | |
|фаза. Ее отличает склонность к | |
|апатии и раздражительности. С | |
|утра ощущается вялость и упадок | |
|сил, все валится из рук. То, что | |
|раньше давалось легко и просто, | |
|теперь требует неимоверных | |
|усилий. Труднее становится | |
|учиться. Людское общество | |
|начинает тяготить, компании | |
|сверстников избегаются, | |
|приключения и риск теряют всякую | |
|привлекательность. Прежде шумные | |
|и бойкие подростки в эти периоды | |
|становятся вялыми домоседами. | |
|Падает аппетит, но вместо | |
|свойственной выраженным | |
|депрессиям бессонницы нередко | |
|наблюдается сонливость | |
|(Озерецковский, 1972). Созвучно | |
|настроению все приобретает | |
|пессимистическую окраску. Мелкие | |
|неприятности и неудачи, которые | |
|обычно начинают сыпаться из-за | |
|падения работоспособности, | |
|переживают крайне тяжело. На | |
|замечания и укоры нередко | |
|отвечают раздражением, порой | |
|грубостью и гневом, но в глубине | |
|души впадая еще в большее уныние.| |
|Серьезные неудачи и нарекания | |
|окружающих могут углубить | |
|субдепрессивное состояние или | |
|вызвать острую аффективную | |
|реакцию с суицидными попытками. | |
|Обычно лишь только в этом случае | |
|циклоидные подростки попадают под| |
|наблюдение психиатра. | |
|У типичных циклоидов фазы обычно | |
|непродолжительны и длятся две-три| |
|недели. | |
|У циклоидных подростков имеются | |
|свои "места наименьшего | |
|сопротивления". Важнейшим из них,| |
|вероятно, является неустойчивость| |
|к коренной ломке жизненного | |
|стереотипа. Этим, видимо, | |
|объясняются присущие циклоидам | |
|затяжные субдепрессивные реакции | |
|на первом курсе высших учебных | |
|заведений (Строгонов, 1973). | |
|Резкое изменение характера | |
|учебного процесса, обманчивая | |
|легкость первых студенческих | |
|дней, отсутствие ежедневного | |
|контроля со стороны | |
|преподавателей, сменяющееся | |
|необходимостью усвоить в короткий| |
|период зачетно-экзаменационной | |
|сессии гораздо больший, чем в | |
|школе, материал, - все это ломает| |
|привитый предшествующими | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|