Типы психопатической личности
|неприязни. Ответное отношение | |
|возникает незамедлительно и без | |
|попыток его утаить. | |
|АСТЕНО-НЕВРОТИЧЕСКИЙ ТИП | |
|У подростков | |
|астено-невротического типа с | |
|детства нередко обнаруживаются | |
|признаки невропатии - беспокойный| |
|сон и плохой аппетит, | |
|капризность, пугливость, | |
|плаксивость, иногда ночные | |
|страхи, ночной анурез, заикание и| |
|т. п. | |
|Главными чертами | |
|астено-невротической акцентуации | |
|являются повышенная утомляемость,| |
|раздражительность и склонность к | |
|ипохондричности. Утомляемость | |
|особенно проявляется в умственных| |
|занятиях. Умеренные физические | |
|нагрузки переносятся лучше, | |
|однако физические напряжения, | |
|например обстановка спортивных | |
|соревнований, оказываются | |
|невыносимыми. Раздражительность | |
|неврастеников существенно | |
|отличается от гневности | |
|эпилептоидов и вспыльчивости | |
|гипертимов и более всего сходна с| |
|аффективными вспышками у | |
|подростков лабильного типа. | |
|Раздражение, нередко по | |
|ничтожному поводу, легко | |
|изливается на окружающих, порой | |
|случайно попавших под горячую | |
|руку, и столь же легко сменяется | |
|раскаянием и даже слезами. В | |
|отличие от эпилептоидов аффект не| |
|отличается ни постепенным | |
|накипанием, ни силой, ни | |
|продолжительностью. В отличие от | |
|вспыльчивости гипертимов поводом | |
|для вспышек вовсе не обязательно | |
|служит встречаемое | |
|противодействие, бурного | |
|неистовства аффект также не | |
|достигает. Склонность к | |
|ипохондризации является особенно | |
|типичной чертой. Такие подростки | |
|внимательно прислушиваются к | |
|своим телесным ощущениям, крайне | |
|подвержены ятрогении, охотно | |
|лечатся, укладываются в постель, | |
|подвергаются осмотрам. Наиболее | |
|частым источником ипохондрических| |
|переживаний, особенно у | |
|мальчиков, становится сердце | |
|(Кургановский, 1965). | |
|Делинквентность, побеги из дому, | |
|алкоголизация и другие нарушения | |
|поведения подросткам | |
|астено-невротического типа не | |
|свойственны. Но это не означает, | |
|что специфически подростковые | |
|поведенческие реакции у них | |
|отсутствуют. Стремление к | |
|эмансипации или тяга к | |
|группированию со сверстниками, не| |
|получая прямого выражения в силу | |
|астеничности, утомляемости и т. | |
|п., могут исподволь подогревать | |
|маломотивированные вспышки | |
|раздражения в отношении | |
|родителей, воспитателей, старших | |
|вообще, побуждать к обвинению | |
|родителей в том, что их здоровью | |
|уделяется мало внимания, или же | |
|порождать глухую неприязнь к | |
|сверстникам, у которых | |
|специфически-подростковые | |
|поведенческие реакции выражаются | |
|прямо и открыто. Сексуальная | |
|активность обычно ограничивается | |
|короткими и быстро истощающимися | |
|вспышками. К сверстникам тянутся,| |
|скучают без их компании, но | |
|быстро от них устают и ищут | |
|отдыха, одиночества или общества | |
|с близким другом. | |
|Самооценка астено-невротических | |
|подростков обычно отражает их | |
|ипохондрические установки. Они | |
|отмечают зависимость плохого | |
|настроения от дурного | |
|самочувствия, плохой сон ночью и | |
|сонливость днем, разбитость по | |
|утрам. В мыслях о будущем | |
|центральное место занимают заботы| |
|о собственном здоровье. Они | |
|сознают также. что утомляемость и| |
|раздражительность глушат их | |
|интерес к новому, делают | |
|непереносимыми критику и | |
|возражения, стесняющие их | |
|правила. Однако далеко не все | |
|особенности отношений подмечаются| |
|достаточно хорошо. | |
|СЕНСИТИВНЫЙ ТИП | |
|С детства проявляется пугливость | |
|и боязливость. Такие дети часто | |
|боятся темноты, сторонятся | |
|животных, страшатся остаться | |
|одни. Они чуждаются слишком | |
|бойких и шумных сверстников, не | |
|любят чрезмерно подвижных и | |
|озорных игр, рискованных | |
|шалостей, избегают больших | |
|детских компаний, чувствуют | |
|робость и застенчивость среди | |
|посторонних, в новой обстановке и| |
|вообще не склонны к легкому | |
|общению с незнакомыми людьми. Все| |
|это иногда производит впечатление| |
|замкнутости, отгороженности от | |
|окружающего и заставляет | |
|подозревать свойственные шизоидам| |
|аутистические наклонности. Однако| |
|с теми, к кому эти дети привыкли,| |
|они достаточно общительны. | |
|Сверстникам они нередко | |
|предпочитают игры с малышами, | |
|чувствуя себя среди них увереннее| |
|и спокойнее. Не проявляется также| |
|свойственный шизоидам ранний | |
|интерес к абстрактным знаниям, | |
|"детская энциклопедичность". | |
|Многие чтению охотно предпочитают| |
|тихие игры, рисование, лепку. К | |
|родным они иногда обнаруживают | |
|чрезвычайную привязанность, даже | |
|при холодном отношении или | |
|суровом обращении с их стороны. | |
|Отличаются послушанием, часто | |
|слывут "домашним ребенком". | |
|Школа пугает их скопищем | |
|сверстников, шумом, возней, | |
|суетой и драками на переменах, | |
|но, привыкнув к одному классу и | |
|даже страдая от некоторых | |
|соучеников, они неохотно | |
|переходят в другой коллектив. | |
|Учатся обычно старательно. | |
|Пугаются всякого рода | |
|контрольных, проверок, экзаменов.| |
|Нередко стесняются отвечать перед| |
|классом, боясь сбиться, вызвать | |
|смех, или, наоборот, отвечают | |
|гораздо меньше того, что знают, | |
|чтобы не прослыть выскочкой или | |
|чрезмерно прилежным учеником | |
|среди одноклассников. | |
|Начало пубертатного периода | |
|обычно проходит без особых | |
|осложнений. Трудности адаптации | |
|чаще возникают в 16-19 лет. | |
|Именно в этом возрасте выступают | |
|оба главных качества сенситивного| |
|типа, отмеченные П. Б. | |
|Ганнушкиным, - "чрезвычайная | |
|впечатлительность" и "резко | |
|выраженное чувство собственной | |
|недостаточности" (Ганнушкин, | |
|1964). | |
|Реакция эмансипации у сенситивных| |
|подростков бывает выражена | |
|довольно слабо. К родным | |
|сохраняется детская | |
|привязанность. К опеке старших | |
|относятся не только терпимо, но | |
|даже охотно ей подчиняются. | |
|Упреки, нотации и наказания со | |
|стороны близких скорее вызывают | |
|слезы, угрызения и даже отчаяние,| |
|чем обычно свойственный | |
|подросткам протест. | |
|Рано формируется чувство долга, | |
|ответственности, высоких | |
|моральных и этических требований | |
|и к окружающим, и к самому себе. | |
|Сверстники ужасают грубостью, | |
|жестокостью, циничностью. В себе | |
|же видится множество недостатков,| |
|особенно в области качеств | |
|морально-этических и волевых. | |
|Чувство собственной | |
|неполноценности у сенситивных | |
|подростков делает особенно | |
|выраженной реакцию | |
|гиперкомпенсации. Они ищут | |
|самоутверждения не в стороне от | |
|слабых мест своей натуры, не в | |
|областях, где могут раскрыться их| |
|способности, а именно там, где | |
|особенно чувствуют свою | |
|неполноценность. Девочки | |
|стремятся показать свою | |
|веселость. Робкие и стеснительные| |
|мальчики натягивают на себя | |
|личину развязности и даже | |
|нарочитой заносчивости, пытаются | |
|показать свою энергию и волю. Но | |
|как только ситуация неожиданно | |
|для них требует смелой | |
|решительности, они тотчас же | |
|пасуют. Если удается установить с| |
|ними доверительный контакт и они | |
|чувствуют от собеседника симпатию| |
|и поддержку, то за спавшей маской| |
|"все нипочем" оказываются жизнь, | |
|полная укоров и самобичевания, | |
|тонкая чувствительность и | |
|непомерно высокие требования к | |
|самому себе. Нежданное участие и | |
|сочувствие могут сменить | |
|заносчивость и браваду на бурно | |
|хлынувшие слезы. | |
|В силу той же реакции | |
|гиперкомпенсации сенситивные | |
|подростки оказываются на | |
|общественных постах (старосты и | |
|т. п.). Их выдвигают воспитатели,| |
|привлеченные послушанием и | |
|старательностью. Однако их | |
|хватает лишь на то, чтобы с | |
|большой личной ответственностью | |
|выполнять формальную сторону | |
|порученной им функции, но | |
|неформальное лидерство в таких | |
|коллективах достается другим. | |
|Намерение избавиться от робости и| |
|слабоволия толкает мальчиков на | |
|занятия силовыми видами спорта: | |
|борьбой, карате, культуризмом и | |
|т. п. | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|