Типы психопатической личности
|Подражание йогам и хиппи | |
|представляет в этом отношении | |
|особенно благодатную почву. | |
|Самооценка истероидных подростков| |
|далека от объективности. | |
|Подчеркиваются те черты | |
|характера, которые в данный | |
|момент могут произвести | |
|впечатление. | |
|НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП | |
|Kraepelin (1915) назвал | |
|представителей этого типа | |
|безудержными, неустойчивыми (При | |
|сходстве названий "лабильный" и | |
|"неустойчивый" следует указать на| |
|то, что первое относится к | |
|эмоциональной сфере, а второе - к| |
|поведению). Schneider (1923) и | |
|Stutte (1960) более подчеркнули в| |
|своих названиях недостаток воли | |
|("безвольные", "слабовольные"). | |
|Их безволие отчетливо выступает, | |
|когда дело касается учебы, труда,| |
|исполнения обязанностей и долга, | |
|достижения целей, .которые ставят| |
|перед ними родные, старшие, | |
|общество. Однако в поиске | |
|развлечений представители этого | |
|типа также не обнаруживают | |
|напористости, а скорее плывут по | |
|течению. | |
|В детстве они отличаются | |
|непослушанием, непоседливостью, | |
|всюду и во все лезут, но при этом| |
|трусливы, боятся наказаний, легко| |
|подчиняются другим детям. | |
|Элементарные правила поведения | |
|усваиваются с трудом. За ними все| |
|время приходится следить. У части| |
|из них встречаются симптомы | |
|невропатии (заикание, ночной | |
|анурез и т. д.). | |
|С первых классов школы нет | |
|желания учиться. Только при | |
|непрестанном и строгом контроле, | |
|нехотя подчиняясь, они выполняют | |
|задания, всегда ищут случая | |
|отлынивать от занятий. Вместе с | |
|тем рано обнаруживается | |
|повышенная тяга к развлечениям, | |
|удовольствиям, праздности, | |
|безделью. Они убегают с уроков в | |
|кино или просто погулять по | |
|улице. Подстрекаемые более | |
|стеничными сверстниками, могут | |
|ради компании сбежать из дома. | |
|Все дурное словно липнет к ним. | |
|Склонность к имитации у | |
|неустойчивых подростков | |
|отличается избирательностью: | |
|образами для подражания служат | |
|лишь те модели поведения, которые| |
|сулят немедленные наслаждения, | |
|смену легких впечатлений, | |
|развлечения. Еще детьми они | |
|начинают курить. Легко идут на | |
|мелкие кражи, готовы все дни | |
|проводить в уличных компаниях. | |
|Когда же они становятся | |
|подростками, то прежние | |
|развлечения, вроде кино, их уже | |
|не удовлетворяют, и они дополняют| |
|их более сильными и острыми | |
|ощущениями - в ход идут | |
|хулиганские поступки, | |
|алкоголизация, наркотики. | |
|С наступлением пубертатного | |
|периода такие подростки стремятся| |
|высвободиться из-под родительской| |
|опеки. Реакция эмансипации у | |
|неустойчивых подростков тесно | |
|сопряжена все с теми же желаниями| |
|удовольствия и развлечения. | |
|Истинной любви к родителям они | |
|никогда не питают. К бедам и | |
|заботам семьи относятся с | |
|равнодушием и безразличием. | |
|Родные для них - лишь источник | |
|средств для наслаждений. | |
|Неспособные сами занять себя, они| |
|очень плохо переносят одиночество| |
|и рано тянутся к уличным | |
|подростковым группам. Трусость и | |
|недостаточная инициативность не | |
|позволяют им занять в них место | |
|лидера. Обычно они становятся | |
|орудиями таких групп. В групповых| |
|правонарушениях им приходится | |
|таскать каштаны из огня, а плоды | |
|пожинают лидер и более стеничные | |
|члены группы. | |
|Их увлечения целиком | |
|ограничиваются | |
|информативно-коммуникативным | |
|типом хобби, да азартными играми.| |
|К спорту они испытывают | |
|отвращение. Только автомашина и | |
|мотоцикл сохраняют заманчивость | |
|как источник почти гедонического | |
|наслаждения бешеной скоростью с | |
|рулем в руках. Но упорные занятия| |
|и здесь отталкивают их. | |
|Учеба легко забрасывается. | |
|Никакой труд не становится | |
|привлекательным. Работают они | |
|только в силу крайней | |
|необходимости. Поражает их | |
|равнодушие к своему будущему, они| |
|не строят планов, не мечтают о | |
|какой-либо профессии или о | |
|каком-либо положении для себя. | |
|Они целиком живут настоящим, | |
|желая извлечь из него максимум | |
|развлечений и удовольствий. | |
|Трудности, испытания, | |
|неприятности, угроза наказаний - | |
|все это вызывает одинаковую | |
|реакцию - убежать подальше. | |
|Побеги из дому и интернатов - | |
|нередкий поступок неустойчивых | |
|подростков. | |
|Слабоволие является, видимо, | |
|одной из основных черт | |
|неустойчивых. Именно слабоволие | |
|позволяет удержать их в | |
|обстановке сурового и жестко | |
|регламентированного режима. Когда| |
|же за ними непрерывно следят, не | |
|позволяют отлынивать от работы, | |
|когда безделье грозит суровым | |
|наказанием, а ускользнуть некуда,| |
|да и вокруг все работают - они на| |
|время смиряются. Но как только | |
|опека начинает ослабевать, они | |
|немедленно устремляются в | |
|ближайшую "подходящую компанию". | |
|Слабое место неустойчивых - | |
|безнадзорность, обстановка | |
|попустительства, открывающая | |
|просторы для праздности и | |
|безделья. | |
|Самооценка неустойчивых | |
|подростков нередко отличается | |
|тем, что они приписывают себе | |
|либо гипертимные, либо конформные| |
|черты. | |
|КОНФОРМНЫЙ ТИП | |
|П. Б. Ганнушкин (1933) метко | |
|обрисовал некоторые черты этого | |
|типа - постоянную готовность | |
|подчиниться голосу большинства, | |
|шаблонность, банальность, | |
|склонность к ходячей морали, | |
|благонравию, консерватизму, | |
|однако он неудачно связал данный | |
|тип с низким интеллектом. В | |
|действительности дело вовсе не в | |
|интеллектуальном уровне. Подобные| |
|субъекты нередко хорошо учатся, | |
|получают высшее образование, при | |
|определенных условиях с успехом | |
|работают. | |
|Главная черта характера этого | |
|типа - постоянная и чрезмерная | |
|конформность к своему | |
|непосредственному привычному | |
|окружению. | |
|Этим личностям свойственны | |
|недоверие и настороженное | |
|отношение к незнакомцам. Как | |
|известно, в современной | |
|социальной психологии под | |
|конформностью принято понимать | |
|подчинение индивидуума мнению | |
|группы в противоположность | |
|независимости и | |
|самостоятельности. В разных | |
|условиях каждый субъект | |
|обнаруживает ту или иную степень | |
|конформности. Однако при | |
|конформной акцентуации характера | |
|это свойство постоянно | |
|выявляется, будучи самой | |
|устойчивой чертой. | |
|Представители конформного типа - | |
|это люди своей среды. Их главное | |
|качество, главное жизненное | |
|правило - думать "как все", | |
|поступать "как все", стараться, | |
|чтобы все у них было "как у всех"| |
|- от одежды и домашней обстановки| |
|до мировоззрения и суждений по | |
|животрепещущим вопросам. Под | |
|"всеми" подразумевается обычное | |
|непосредственное окружение. От | |
|него они не хотят ни в чем | |
|отстать, но и не любят | |
|выделяться, забегать вперед. Это | |
|особенно проступает на примере | |
|отношения к модам одежды. Когда | |
|появляется какая-нибудь новая | |
|необычная мода, нет более ярых ее| |
|хулителей, чем представители | |
|конформного типа. Но как только | |
|их среда осваивает эту моду, | |
|скажем брюки или юбки | |
|соответствующей длины и ширины, | |
|как они сами облачаются в такую | |
|же одежду, забывая о том, что | |
|говорили два-три года назад. В | |
|жизни они любят руководствоваться| |
|сентенциями и в трудных ситуациях| |
|склонны в них искать утешение | |
|("утраченного - не воротишь" и т.| |
|п.). Стремясь всегда быть в | |
|соответствии со своим окружением,| |
|они совершенно не могут ему | |
|противостоять. Поэтому конформная| |
|личность - полностью продукт | |
|своей микросреды. В хорошем | |
|окружении - это неплохие люди и | |
|неплохие работники. Но, попав в | |
|дурную среду, они со временем | |
|усваивают все ее обычаи и | |
|привычки, манеры и правила | |
|поведения, как бы все это ни | |
|противоречило предыдущим и как бы| |
|пагубным ни было. Хотя адаптация | |
|у них первое время происходит | |
|довольно тяжело, но когда она | |
|осуществилась, новая среда | |
|становится таким же диктатором | |
|поведения, как раньше была | |
|прежняя. Поэтому конформные | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|