МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе

    видов темперамента.

    Часто в различных условиях у людей проявляется и различные черты

    темперамента. Например, в бытовой обстановке человек может проявлять себя

    вялым, на работе же – энергичным и деятельным.

    Для изучения типа темперамента учащихся я предлагаю провести исследования

    типа темперамента по В.Белову, методом ороса.

    Ход выполнения задания.

    Учащимся раздают листы (протоколы), на которых они указывают свою

    фамилию. Затем отмечают вертикально нумерацией от 1 до 20 четыре столбца.

    Далее экспериментатор зачитывает испытуемым утверждения, соответствующие

    четырем типам темперамента. Каждый тип вопросов составляет «паспорт»

    темперамента, состоящий из 20 вопросов. Инструкция испытуемым: сейчас я

    буду зачитывать по 20 вопросов, на которые надо ответить объективно и

    честно. Ответ обозначайте знаком «+» напротив номера вопроса в протоколе,

    если то или иное качество, названное мною, имеется у вас и проявления

    которого вы не однажды у себя замечали. Если вы считаете, что названное

    мною качества у вас отсутствует то никакого знака не ставте.

    Паспорт холерика.

    Если вы:

    1. Неусидчивы, суетливы.

    2. Не выдержаны, вспыльчивы.

    3. Нетерпеливы.

    4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми.

    5. Решительны и инициативный.

    6. Энергичны

    7. Находчивый в споре.

    8. Работаете рывками.

    9. Склонны к риску.

    10. Не злопамятный и не обидчивый.

    11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.

    12. Неуравновешенны и склоны к горячности.

    13. Агрессивны забияка.

    14. Нетерпимы к недостаткам.

    15. Обладаете выразительной мимикой.

    16. Способны быстро действовать и решать.

    17. Неустанно стремится к новому.

    18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.

    19. Настойчивы в достижении поставленной цели.

    20. Склонны к резким сменам настроений, - то вы чистый холерик.

    Паспорт сангвиника.

    Если вы:

    1. Веселы и жизнерадостны.

    2. Деловиты.

    3. Часто не доводите дело до конца.

    4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.

    5. Способны быстро схватывать новое.

    6. Неустойчивее в интересах и склонностях.

    7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

    8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

    9. С увлечением беретесь за любое новое дело.

    10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.

    11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной

    работы на другую.

    12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.

    13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми

    людьми.

    14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже

    других.

    15. Выносливы и работоспособны.

    16. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми

    жестами, выразительной мимикой.

    17. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

    18. Преимущественно в бодром настроении.

    19. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

    20. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, - то вы сангвиник.

    Паспорт флегматика.

    Если вы:

    1. Спокойны и хладнокровны.

    2. Последовательны и обстоятельны в делах.

    3. Осторожны и рассудительны.

    4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.

    5. Молчаливы и не любите попусту болтать.

    6. Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции,

    жестикуляций и мимики.

    7. Сдержаны и терпеливы.

    8. Доводите начатое дело до конца.

    9. Не тратите попусту сил.

    10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в

    работе.

    11. Легко сдерживаете порыв.

    12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

    13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой

    адрес.

    14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с

    друзьями.

    15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.

    16. Ровны в отношении со всеми.

    17. Любите аккуратность и порядок во всем.

    18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

    19. Инертны, малоподвижный, вялы.

    20. Обладаете выдержкой, - то вы вне сомнения флегматик.

    Паспорт меланхолика.

    Ели вы:

    1. Стеснительны и застенчивы.

    2. Теряетесь в новой обстановке.

    3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.

    4. Легко переносите одиночество.

    5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.

    6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.

    7. Склонны уходить в себя.

    8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.

    9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающееся до шепота.

    10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.

    11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.

    12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.

    13. Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.

    14. Склонны к подозрительности, мнительности.

    15. Болезненно чувствительны и легко ранимы.

    16. Чрезмерно обидчивы.

    17. Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.

    18. малоактивны и робки.

    19. Безропотно покорны.

    20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, - то вы

    меланхолик.

    Обработка результатов исследования.

    Чистый тип темперамента встречается очень редко. У каждого человека

    можно обнаружить качества, характерные для различных типов темперамента.

    Степень выраженности каждого типа темперамента к человека подсчитывается по

    следующей формулам:

    [pic][pic] [pic] [pic] [pic]

    где Х – холерический темперамент

    С – сангвинический темперамент

    Ф – флегматический темперамент

    М – меланхолический темперамент

    А – число утверждений по типам темпераментов (А=20)

    Ах – число + в «паспорте» халерика

    Ас – число + в «паспорте» сангвиника

    Аф – число + в «паспорте» флегматика

    Ам – число + в «паспорте» меланхолика.

    Таким образом, по результатам обработки данных ответов испытуемых

    можно определить в процентном отношении, какой из типов известных

    темпераментов можно присвоить каждому из учащихся индивидуально.

    Существуют и другие, более точные методики по определению типа

    темперамента.

    Более глубоко этот вопрос представлен в «Опроснике» Ганса Айзенка. Но

    используя все эти методики, необходимо помнить, что проводить все

    исследования, в данном случае, необходимо несколько раз, так - как

    результаты могут быть совершенно различными. По этому, для получения более

    точных результатов испытуемого (учащегося) опрашивают несколько раз, с

    промежутками (например: сегодня, завтра, через неделю, месяц и т.д.).

    Учет темперамента в учебно – воспитательной работе.

    При любом типе нервной системе, т.е. при наличии любого темперамента,

    можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные

    черты личности и поведения; темперамент будет лиши придавать известное

    своеобразие этим чертам. И.П.Павлов подчеркивал, что образ поведения

    человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но

    и теми влияниями, которые испытывает человек во время своего

    индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и

    обучения. В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить

    темперамент, например переделать холерический или меланхолический

    темперамент в сангвистический или флегматический. Во первых, это

    практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования

    типологических свойств нервной системы протекает медленно, да и пути его

    еще не достаточно изучены, а во вторых, в этом нет смысла. Ведь нет

    «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности (и соответственно

    темпераментов). Каждый тип, темперамента имеет и положительные, и

    отрицательные стороны. Там, где нужна большая выносливость, большая

    работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в

    процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой

    деятельностью лучше справиться слабый тип.

    Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы, методы

    воспитания положительных черт личности применительно к особенностям нервной

    системы (темперамента воспитанника). Обучение и воспитание должны не менять

    темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента,

    развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе

    данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся,

    учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы

    постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства

    темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.

    Сказанное имеет прямое отношение и к самому преподавателю, к

    управлению им собственным темпераментом. Учителям может быть представитель

    любого темперамента, любо типа нервной системы, если он сумеет использовать

    положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные.

    Например, представитель холерического темперамента должен использовать

    такие свои положительные черты, как страстность, активность, энтузиазм,

    энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как

    вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность. Представитель

    меланхолического типа должен использовать такие свои положительные черты,

    как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как

    нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.

    У учащихся-холериков надо стараться путем тренировки развивать

    отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои

    нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво

    спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически

    воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.

    В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать

    последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать

    хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит

    однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и

    активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку

    холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и

    повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит. На

    холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.

    На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы) надо

    воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и

    резкое повышение требований к таким учащимся еще больше затормаживают и

    снижают работоспособность.

    На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их

    ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения,

    похвала, подбадривание. Учащихся меланхолического темперамента необходимо

    развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить

    их в коллектив. Внимание учителя должны привлекать и ученики

    флегматического температура, которым обычно, к сожалению, не уделяется

    достаточного внимания – они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и

    поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но

    у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую

    подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к

    деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать

    деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие,

    которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только

    работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное

    отношение к тому, что делают они сами и товарищи.

    У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость,

    устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу,

    неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они

    начнут проявляться.

    Большую роль в обладании своим темпераментом играет самовоспитание

    сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных

    проявлений темперамента и закрепление положительных своств.

    Заключение

    Из написанной мною работы на тему: «Типы темперамента учащихся и учет

    его особенности в учебно-воспитательной работе» я узнала много нового и

    полезного для себя. Изучение этой проблемы и литературы затрагивающей эти

    вопросы, поможет мне в моей дальнейшей работе с учащимися. Мне, как

    преподавателю необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности (тип

    темперамента) учащихся для того, чтобы в процессе многообразной учебно-

    воспитательной работы соблюдать педагогический такт, осуществлять

    индивидуальный подход к подросткам, управлять всесторонним развитием своих

    воспитанников рассматривая психологические характеристики темпераментов, я

    пришла в выводу, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие

    свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается высокой

    работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво его

    внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большей

    тревожностью, но зато он понятно чувствующий человек, как правило

    осторожный и осмотрительный. Для холерика характерны отрицательные

    проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость,

    склонность к аффектам – часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни

    и деятельности; но также характерны и положительные стороны – энергия,

    активность, страстность, индивидуальность. Флегматик пассивный, ленивый,

    инертный, вялый, безразличный, равнодушный к труду, окружающей жизни, людям

    даже к самому себе, но при правильном воспитании у флегматика легко

    формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость.

    Следовательно, нет темпераментов «плахах», нет темпераментов «хороших» -

    каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он

    и социальной ценности – от темперамента не зависят склонности,

    мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.

    Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один

    тип темперамента в другой, а в том, чтобы путем систематической работы

    содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и

    одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов которые

    могут быть связаны с данным темпераментом.

    Литература

    1. В. А. Крупецкий. Психология. М. «Просвещение», 1980 г.

    2. Дичковская Л.Н., Кухарчук А.М., Кучинский Г.М. Изучение личности

    школьника и составление на него психолого-педагогической

    характеристики. Мн. БГУ им. В. И. Ленина, 1983 г.

    3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология, М. Высшая школа 1977 г.

    4. Петровский А.В. Брушлинский А.В. Зинченко В.П. Общая психология,

    М. Просвещение 1986 г.

    5. Цуранова С.П., Косаревская Т.Е., Бурдыно Н.А. Проблема

    психологии развития и дифференциальной психологии . Учебно-

    методическое пособие. Мн. РНПО 1997 г.

    6. П.А. Фудип. Психология Государственное государства «Физкультура

    и спорт», М. 1958 г.

    7. Я. Стреляу роль темперамента в психическом развитии, М.

    «Прогресс» 1982 г.

    Содержание

    |Аннотация |стр. 1 |

    |Введение |стр. 2 |

    |Понятие о темпераменте |стр. 3 |

    |Тип высшей нервной деятельности и темперамента |стр. 4-6 |

    |Психологическая характеристика типов темперамента |стр. 7-13 |

    |Исследование типа темперамента по В.Белову |стр. 14-19 |

    |Учёт темперамента в учебно-воспитательной работе |стр. 20-23 |

    |Заключение |стр. 24-25 |

    |Литература |стр. 26 |

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.