МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Трансактный анализ

    Трансактный анализ

    Министерство образования Российской Федерации

    Новосибирский Гуманитарный Институт

    Психолого - философский факультет

    ТЕМА

    Трансактный анализ как психотерапевтическое средство в работе с клиентом

    Выпускная квалификационная работа

    студентки 5-го курса

    заочного обучения

    Гринченко Светланы Николаевны

    Научный руководитель:

    врач - психотерапевт

    Левченко Иван Иванович

    Дата защиты

    Оценка

    Новосибирск 2001

    СОДЕРЖАНИЕ:

    Введение....................................................................

    ............................................3

    Глава I. Психотерапия как универсальное средство формирования

    психического здоровья

    людей................................................................

    6

    § 1. Психотерапевтическое воздействие на

    личность.......................................6

    § 2. Трансактный

    анализ......................................................................

    ..............15

    § 3. Врачебно - психологический центр "Личность",

    организация работы и

    технология..............................................................

    23

    Глава II. Практика трансактного анализа

    Экспериментальное

    исследование.....................................................26

    § 1. Индивидуальная терапия трансактного

    анализа........................................26

    § 2. Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА,

    анализ взаимодействий, анализ

    игр............................................................35

    Заключение..................................................................

    ..........................................43

    Список использованной

    литературы..................................................................

    ..46

    Приложение

    1...........................................................................

    ..............................48

    Приложение

    2...........................................................................

    ..............................50

    Приложение

    3...........................................................................

    ..............................54

    Приложение

    4...........................................................................

    ..............................55

    Приложение

    5...........................................................................

    ..............................56

    Приложение

    6...........................................................................

    ..............................57

    Словарь терминологии

    ТА..........................................................................

    ...........60

    ВВЕДЕНИЕ

    "…у каждого времени свои неврозы

    -

    и каждому времени требуется своя

    психотерапия."

    Виктор Франкл

    Сегодня в нашей стране попросту трудно встретить человека без проблем

    психологической адаптации или же психических расстройств. У кого не

    обнаруживается названных нарушений, те часто демонстрируют зависимость от

    психически активных веществ.

    Жизнь общества сегодня трудно представить без алкоголя, табака. Все более

    властно заявляют о себе наркотики. "Когда у человека не выявляется

    психологических проблем, психической адаптации или зависимостей от

    психически активных веществ, важно измерить его интеллект. И если

    результаты измерения интеллекта показывают норму, можно говорить о

    человеке, составляющем счастливое исключение из жестких правил нашего

    бытия", - так считает профессор, президент психотерапевтической лиги В.В.

    Макаров.

    В нашей стране, как и других, самым главным национальным богатством и

    основными национальными ресурсами являются люди, граждане страны. Несколько

    поколений людей в нашей стране были зажаты, зачарованы, заморожены одним,

    признанным единственно правильным, взглядом на вещи, на жизнь, на себя и

    других людей. И это приводило в тупик.

    Три или даже четыре поколения жителей нашей страны жили в советскую

    эпоху, время, вполне достаточное для того, чтобы эти люди стали носителями

    особого мировоззрения, занявшее прочное место в сознании и бессознательном.

    Для формирования жизненного сценария или неосознаваемого плана жизни

    нужно три поколения, что убедительно показал Э. Берн (1971). Это открытие

    он выразил в краткой фразе: "Для того, чтобы воспитать леди, нужно начать с

    бабушки."

    По нашим данным, сегодня уже родились эти самые бабушки, внучки которых

    смогут стать леди. Сейчас им, этим бабушкам, не более семи-восьми лет.

    Теперь мы живем в иной реальности или даже в иных реальностях, резко

    отличающихся от советских. Противоречия сложившихся жизненных сценариев и

    требований социальной жизни приводят к психологической нестабильности, к

    психосоматическим, психическим и наркологическим расстройствам. И даже если

    в жизни нашей страны больше не будет столь резких потрясений и поворотов,

    то высокая потребность в специалистах в области психического здоровья будет

    удерживаться на протяжении жизни не менее чем трех-четырех поколений, то

    есть в течении целого века.

    Несколько поколений людей в нашей стране жили в одной реальности - в

    реальности построения коммунизма… И коммунистическая идеология занималась

    индивидуальным воспитанием человека в духе коллективизма.

    После разрушения идеологии индивидуальное развитие человека у нас в

    стране стало ничьей территорией. А между тем эта территория должна

    принадлежать культуре. Психотерапия и составляет значительную часть

    культуры.

    Психотерапия - это, с одной стороны, мировоззрение и философия жизни, с

    другой стороны - набор практических приемов и технологий достижений

    поставленных целей. Все это привело к повышенному интересу в нашей стране к

    различным психотерапевтическим направлениям, в частности - к разработанному

    Э. Берном менее полувека назад трансактному анализу, который сегодня

    признан во всем мире и бурно прогрессирует, поэтому выбранную мною тему

    квалификационной работы "Трансактный анализ как психотерапевтическое

    средство в работе с клиентом" считаю актуальной для нашего времени.

    Объектом данной работы является теория и практика современной

    психотерапии.

    Предметом является трансактный анализ в контексте психотерапевтического

    воздействия на личность и межличностные отношения.

    Цель работы:

    1) теоретическое обоснование методик трансактного анализа разными

    авторами;

    2) экспериментальная проверка на основе работы психологического центра

    "Личность" под руководством психотерапевта Левченко И.И.

    Задачи:

    1) на основе изучения психологической литературы проанализировать эти

    цели;

    2) изучить опыт организации работы и технологии центра "Личность",

    расположенного по адресу: г. Павлодар, ул. Торайгырова 81;

    3) проследить экспериментальную практику работы врача-психотерапевта

    Левченко И.И.

    Работа в центре "Личность" проводилась в течение шести месяцев. В

    процессе сбора информации была сформулирована гипотеза о том, что

    трансактный анализ является универсальным средством (открытым и доступным)

    в разрешении внутриличностных проблем и межличностных отношений.

    ГЛАВА I. ПСИХОТЕРАПИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО

    ЗДОРОВЬЯ ЛЮДЕЙ

    § 1. Психотерапевтическое воздействие на личность

    Психотерапия как неотъемлемая часть культуры и самостоятельная профессия

    в нашей стране только начинает развиваться. До настоящего времени она была

    отдана медицине (Вельвовский И.З., 1966; Морозов Г.В., 1977; Кабанов М.М.,

    1978; Рожнов В.Е., 1979 и др.), а внутри медицины стала отдельной

    специальностью только в 1985 году. И не мудрено, что врачи - хирурги,

    акушеры, инфекционисты и другие - не считают психотерапию полностью

    медицинской специальностью.

    В конце 70-х годов наши замечательные психологи Б.В.Зейгарник и С.Л.

    Рубинштейн осторожно подняли вопрос о праве психологов заниматься

    психотерапией, но инициатива не прошла. Не то, чтобы все оказалось напрасно

    - нет. Психологи перестали быть музейной редкостью, в медицине появилась

    специальность - медицинская психология, представителями которой могли стать

    и психологи, и врачи. Но львиную долю медицинской психологии составляли

    психодиагностика и академические исследования.

    В наше время реальная ситуация стала значительно шире и гибче инструкций,

    и практически психологи сегодня работают как психотерапевты даже чаще

    врачей.

    Вот что по этому поводу говорит профессор В.В, Макаров :"Каждый человек,

    по роду своей деятельности соприкасающийся с людьми, занимается

    психотерапией! И делает это вербально и невербально, осознано или

    бессознательно, принося своими действиями облегчение и пользу людям или

    усугубляя их проблемы. Каждое взаимодействие между людьми несет в себе и

    психотерапевтическое послание. И важно, как донор передает это послание, а

    реципиент принимает его" [18, c.8].

    Основные цели психотерапии - воспитание гибкости, умения находить новые,

    эффективные стратегии поведения; накапливать и рационально использовать

    энергетические ресурсы; изыскивать, сохранять и развивать ресурсные

    состояния; обеспечивать активность, энтузиазм, оптимизм, сохранять и

    развивать здоровье.

    В 1966 году в Московском Центральном институте усовершенствования врачей

    была открыта кафедра психотерапии. Ее заведующим стал профессор В.Е.

    Рожнов.

    На базе кафедры в последующем был сформирован Всесоюзный центр

    психотерапии. Кафедра и центр занимались в основном гипнозом, аутогенной

    тренировкой, рациональной и групповой психотерапией.

    Сложившаяся школа психотерапии называлась Московской. Она соответствовала

    заказу тоталитарного общества, но, несмотря на это, в ее недрах

    складывались новые, авторские направления психотерапии. Например,

    развивалась концепция эмоцианально-стрессовой психотерапии, клиническая

    терапия духовной культуры.

    Иной точки зрения придерживались ученые в Ленинградской школе

    психотерапии. Многие из них работали в Научно-исследовательском

    психоневрологическом институте им. В.Н. Бехтерева и развивали идеи В.Н.

    Мясищева. Здесь избегали гипноза и занимались личностно-ориентированной

    психотерапией, причем как индивидуальной, так и групповой.

    Кроме двух главных, официальных школ, развивались и другие направления в

    психотерапии.

    Среди них в первую очередь "Метод интенсивной психотерапии жизни" доктора

    А.Е. Алексейчика из Вильнюса и "Спасительный круг" доктора М.Н. Маякина из

    Нижнего Новгорода.

    Применительно к сегодняшнему дню и в Москве, и в Санкт-Петербурге

    существует множество психотерапевтических начинаний, направлений,

    концепций, коллективов и групп.

    Мы живем в невероятное время, когда история делается каждый день, прямо у

    нас на глазах и зачастую с нашим участием. В большей мере это касается и

    психотерапии. Из всех медицинских специальностей, занятых психическим

    здоровьем, психотерапия претерпела наибольшие изменения.

    В нашей официальной, профессиональной литературе наконец-то появились

    описания современных западных методов психотерапии. Одна из первых,

    вышедших в свет, была книга профессора Б.Д. Карвасарского "Психотерапия". В

    книге научно излагались концепции и подходы, приводились факты.

    Специалисты и общественность нашей страны начинают с восторгом

    знакомиться с западными методами психотерапии.

    В последние годы освоением новых методов активно занимались и

    государственные, и негосударственные учебные структуры по всей стране. В

    числе методов, приобретших стабильную популярность можно назвать: гештальт-

    терапию, групп-анализ, нейролингвистическое программирование, психодраму,

    психосинтез, телесно ориентированную психотерапию, трансперсональную

    психотерапию, трансактный анализ, психоанализ (президент России в 1996 году

    издал специальный Указ о развитии психоанализа).

    Мир психотерапии не просто разнообразен - он необозрим. Каждый специалист

    видит лишь какую-то его часть. И называет только эту часть психотерапией.

    Существует великое множество определений психотерапии.

    Вот, например, что писал М.С. Лебединский в 1959 году:

    "Психотерапией является целенаправленное, планомерное, учитывающее не

    только особенности и состояние организма в целом, но и социальную природу,

    личность человека, врачебное воздействие на психику в целях лечения его

    психики, его нервной системы, в соответствующих случаях и всего организма в

    целом."

    По мнению А.М. Свядоща, которое он сформулировал в 60-х годах,

    психотерапия - это лечение информацией.

    П.И. Буль в 1974 году заметил, что "основа психотерапевтического

    воздействия - речевое воздействие врача его врачебным словом."

    Начиная с 70-х годов у нас в стране было принято определение В.Е.

    Рожнова: "Психотерапия есть комплексное лечебное воздействие с помощью

    психических средств на психику больного, а через нее и на весь его организм

    с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе,

    своему состоянию и окружающей среде."

    Если вглядеться, вдуматься в эти определения, можно заметить, что все они

    так или иначе содержат в себе общие ключевые слова, рисующие психотерапию

    как составную часть медицины: больной, врач, лечение.

    Но сегодня, когда и железный, и идеологический занавесы с жизни сняты,

    когда нам стал доступен весь ранее скрытый или запрещенный опыт мировой

    психологии и психотерапии, психиатры - психотерапевты - те, кто, по

    выражению М.Е. Бурно, "основательно поварились в котле большой психиатрии",

    пришли к заключению, что "высокая психотерапия есть, в сущности, целебное

    обучение пациента искусству жизни и лечение средствами души" [9, c.16].

    Я полностью согласна с этим определением, а еще мне нравится точка зрения

    профессора В.В. Макарова. Он считает, что: "…психотерапия - это процесс

    психологического упорядочения прошлого, настоящего и будущего, достижение

    гармонии с собой и миром в настоящем."

    Гармония с собой и миром в настоящем может быть получена в случае полной

    самореализации, покоя, достижения счастья. Ее можно сформулировать и как

    высвобождение потенциала человека, самоактуализации и позитивной

    саморегуляции, достижения аутентичности, подлинной человечности. Такое

    краткое и вместе с тем широкое понимание психотерапии может обеспечить ее

    развитие в различных направлениях [18, c.26].

    Приведем и более традиционное, детализированное определение. Психотерапия

    - система психического (психологического) воздействия словом, мимикой,

    молчанием при помощи техник, изменяющих психические процессы и соматическое

    состояние, воздействия группы, специально организованной среды, на психику,

    а через нее и весь организм человека или группу с целью лечения или

    профилактики заболевания и состояний дезадаптации, развития здоровья или

    достижения других сформулированных целей.

    Это эклектичное определение, сконструированное с учетом представлений

    ряда авторитетных исследователей, в частности, В.Е. Рожнова и Б.Д.

    Карвасарского, отражает различные аспекты предмета [18, c.27].

    Можно выделить шесть моделей терапии: медицинскую, психологическую,

    педагогическую, философскую, социальную и недифференцированную [Макаров

    В.В., 1999].

    Польский психотерапевт Станислав Ледер описал четыре основные модели

    психотерапии:

    * психотерапия как метод лечения, влияющий на состояние и

    функционирование организма в сфере психических и соматических функций

    (медицинская модель психотерапии);

    * психотерапия как метод манипулирования, носящий характер инструмента и

    служащий целям общественного контроля (социологическая модель);

    * психотерапия как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия

    между людьми (философская модель психотерапии);

    * психотерапия как метод, который приводит в действие процесс научения

    (психологическая модель).

    Существование этих моделей, объяснимое воздействием разнообразных

    социально-культурных, экономических и других факторов, оказывающих влияние

    на развитие психотерапии в современном мире, заостряет вопрос о социальной

    релевантности целевых установок в психотерапии, ее нормативном аспекте.

    Этот аспект отчетливо выступает в работах К.К. Платонова (1974), Е.В.

    Шороховой (1978), А.М. Изуткина (1982), [10, c. 8].

    Я остановлюсь только на психологической модели в психотерапии, которая

    предназначена для решения проблем, не достигающих уровня патологии, однако

    влияющих на развитие психологических функций, личностный рост.

    Выделяются четыре варианта психотерапии по продолжительности: терапия

    сверхкороткая (сверхбыстрая), короткая (быстрая), длительная (медленная),

    сверхдлительная (сверхмедленная), [18, c.33].

    сверхкороткая терапия длится минуты и часы, направлена на разрешение

    актуальных, изолированных проблем и конфликтов; глубокими личностными

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.