МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Трансактный анализ

    личности, поддержала самоуважение и дала свободу выбора клиенту.

    § 2. Выявление эго-состояний в групповой терапии ТА, анализ

    взаимодействий, анализ игр

    Первый шаг руководителя группы в терапии ТА состоит в том, чтобы помочь

    участникам занятий научиться различать способы поведения Родителя, Ребенка

    и Взрослого. Чтобы помочь членам группы научиться контролировать внутренние

    психические процессы в стрессовых ситуациях, используется структурный

    анализ.

    Так как каждому эго-состоянию присущ определенный паттерн чувств,

    переживаний и поведения, для облегчения работы в группе можно составить

    таблицу факторов "эго-состояний".

    Таблица

    Поведенческий диагноз эго-состояний

    |Факторы |КР |ВР |В |СД |АД |

    |1 |2 |3 |4 |5 |6 |

    |Слова |"Не делай |"Хорошо", |"Что?", |"Здорово!",|"Если |

    | |этого", |"Ты можешь"|"Где?", |"Хочу!", |надо", "Как|

    | |"Прекрати",| |"Когда?", |"Блеск!" |вы |

    | |"Ты должен"| |"Полезно", | |скажете", |

    | | | |"Практично"| |"Ну если |

    | | | | | |нужно" |

    |Тон голоса |Глубокий, |Теплый, |Ровный, без|Громкий |Просящий, |

    | |резкий, |мягкий |эмоций | |жалобный |

    | |сердитый | | | | |

    |Жесты |Пальцы |Широко |Руки |Произвольны|"Кивание |

    | |держит |распростерт|подпирают |е, могут |головой", |

    | |вместе, |ые руки |подбородок,|топать |разводить |

    | |"грозит | |"манера |ногой, |руками |

    | |пальцем", | |мыслителя",|качаться, | |

    | |машет | |жест |вертеться в| |

    | |руками | |"пирамиды" |разные | |

    | | | | |стороны | |

    |Положение |Опрокидываю|Расслаблен-|Прямое, |Раскачиваю-|Плечи |

    |тела |сь глубоко |ное |равномерно |щее, |приподняты |

    | |назад | |расположенн|повернуто в|и |

    | | | |ое |разные |направлены |

    | | | |относительн|стороны |вперед |

    | | | |о | | |

    | | | |позвоночник| | |

    | | | |а | | |

    |Выражение |Кончики рта|Одобрение, |Рот слегка |Быстрое |Взгляд |

    |лица |опущены, |уголки рта |напряжен, |изменение |снизу вверх|

    | |брови |подняты |глаза | | |

    | |подняты | |направлены | | |

    | | | |вверх и в | | |

    | | | |сторону | | |

    Руководитель группы для диагностики состояний эго применяет приемы,

    взятые из гештальт-терапии, например, метод "пустых стульев" - участник

    должен "рассадить" все состояния эго по стульям и призвать их к

    взаимодействию. При использовании другого приема, известного как "репетиция

    сценария", два или более участников разыгрывают сценку, иллюстрирующую

    некую проблему, важную по крайней мере для одного из них. Тем временем одни

    члены группы стоят рядом и играют роль Родителя, другие Ребенка, а третьи

    делают замечания как Взрослые.

    Приведем пример упражнения, проводимого в центре "Личность", цель

    которого - получить практику в диагностике состояний эго и являющегося

    введением к трансакциям между различными состояниями эго.

    Итак, действующие лица: мать, отец, дочь одиннадцати лет.

    Дочь (мечтательно): У Галки родители на неделю уезжают. Они с братом

    целую неделю одни будут, от родителей отдохнут… (Ребенок).

    Мать (поперхнувшись): От родителей? Отдохнут? (Родитель).

    Дочь: Ну да! Это же так здорово - пожить самим. Им оставят еду, а что еще

    надо? (ребенок).

    Отец (опередив жену): Ты бы тоже хотела пожить одна? (Взрослый).

    Мать: Как - одна?

    Дочь: А что? Я справлюсь (Ребенок).

    Отец: Вот и отлично. (Обращается к жене): Мне как раз сегодня предложили

    недорогой тур на две недели для нас с тобой. Поехали? Я уже три года в

    отпуске не был (Взрослый).

    Мать (включившись): Знаешь, я подумала сейчас, что ты права. Нам,

    наверное, и правда надо друг от друга немного отдохнуть… (Взрослый -

    Взрослому).

    Можно сыграть все пять состояний эго личности.

    Например: Студентка обсуждает свою соседку по комнате в общежитии: "Это

    глупая, безответственная, легкомысленная девчонка (Критичный Родитель). Мне

    приходится вместо своих проблем заниматься ее делами (Заботливый Родитель).

    Иногда мне это кажется просто глупым (Взрослый), но я ведь должна помогать

    другим, меня же мама этому учила (Адаптированный Ребенок). Однако иной раз

    мне так хочется ей сказать, чтобы она от меня отвязалась (Свободный

    Ребенок).

    Из приведенных примеров видно, что диагноз состояний эго является

    начальным этапом анализа взаимодействий. Действие начинается, когда два

    человека оказываются вместе. Эго каждого индивида может находиться в

    состояниях Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когда два

    человека находятся наедине в одной комнате, там в действительности

    присутствует шесть лиц, каждое из которых может внезапно появиться.

    Взаимодействие состоит из стимула со стороны одного человека и

    соответствующей реакции другого. Многие взаимодействия просты и

    непосредственны, например:

    Начальник: Который час? (Стимул)

    Секретарша: Четыре часа (Реакция)

    |Начальник | |Секретарша |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | |(комплиментарные трансакции) |

    Ответ может исходить от других состояний эго, и тогда положение меняется.

    Вопрос: Который час?

    Ответ: У вас не в порядке часы?

    |Начальник | |Секретарша |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | |(перекрестные трансакции) |

    Этот ответ может привести к конфликту, и тогда секретарше не удастся

    сохранить свою должность.

    Если же начальник начнет отвечать, как Ребенок, то разговор может

    продолжаться сколь угодно. Например:

    Начальник: Знаете, я забыл часы дома.

    Секретарша: Ну и рассеянный же Вы.

    Начальник: Я так торопился

    |Начальник | |Секретарша |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    Как видно из предыдущего примера, поведение людей не всегда соответствует

    их общественному положению. На социальном уровне начальник остается

    начальником, но психологически он может быть маленьким мальчиком или

    партнером в игре. Взаимодействия могут принимать еще более сложный и

    скрытый характер, чем в предыдущем примере, и многие из нас могут

    припомнить ситуации, в которых человек ведет разговор на одном уровне и

    одновременно - скрытое взаимодействие на другом, например:

    Социальный уровень:

    Продавец: "Эта вещь хорошая, но будет для вас слишком дорога!"

    Покупатель: "Это именно то, что мне нужно!"

    Психологический уровень:

    Продавец: "У тебя денег не хватит на такую вещь"!

    Покупатель: "Вот ее-то я и возьму!"

    |Продавец | |Покупатель |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    Такие скрытые взаимодействие на двойном уровне порождают игры. Играм

    всегда присуще игнорирование на психологическом уровне. На социальном

    уровне игроки воспринимают игру как обмен интенсивными поглаживаниями. Игры

    занимают большую часть в структурировании времени. Игры обычно являются

    ближайшим бессознательным, а когда осознаются, то разрушаются. Игры всегда

    нечестны, они включают в себя взаимодействия, содержащие слабинку, ловушку,

    ответ, удар, расплату, вознаграждение.

    Наиболее хорошо игры распознаются в психотерапевтических ситуациях, при

    индивидуальной и особенно групповой психотерапии. Руководитель группы

    помогает распознать игру и прекратить ее, отмечая при этом психологическую

    или социальную пользу данной игры для всех членов группы.

    Рассмотрим одну из известных игр, разыгранных в терапевтической группе

    под названием "Почему бы вам не?…" - "Да, но…"

    Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?

    Маша: Почему бы тебе не начать ее сегодня же вечером?

    Иван: Да, но я не спал вчера всю ночь.

    Маша: Почему бы тебе не начать тогда завтра?

    Иван: Да, но мне надо идти в химическую лабораторию.

    Маша: Почему бы тебе не выполнить ее в конце недели?

    Иван: Да, но я должен навестить семью.

    Маша: Почему бы тебе не попросить у преподавателя отсрочки?

    Иван: Да, но он сказал уже: "Исключений не будет."

    Обычно игра завершается молчанием, когда все участники сдаются Иван

    выигрывает.

    Он делает запрос как Взрослый, но отбрасывает все предложения, подобно

    маленькому мальчику.

    Его Ребенок вводил в заблуждение Родителей, других членов группы,

    вынуждая их на скрытом психологическом уровне уделять ему внимание. В этом

    и состоял его выигрыш. Терапевт показал, как прекратить игру и

    нейтрализовать его Ребенка. Для этого не нужно давать советов и не

    становиться на позицию Родителя. Тогда беседа будет протекать следующим

    образом:

    Иван: Не знаю, как мне окончить вовремя контрольную за этот семестр?

    Маша: Да,. Это проблема сложная. И что же ты собираешься предпринять?

    Иван: Не знаю, я ведь не спал вчера всю ночь.

    Маша: Да, это очень плохо!

    Иван: Что ты мне посоветуешь?

    Маша: Ума не приложу!

    Поскольку игры основываются на решениях раннего детства, от них можно

    отучить, и клиент может принять другое решение. Можно либо полностью

    отказаться от игры, либо заменить ее другой игрой, менее вредной.

    Когда на следующем сеансе Иван попытался заново начать "Почему бы Вам

    не?…" - "Да, но…", психотерапевт удивил его своей реакцией.

    Иван: Я никак не могу вовремя прийти на лекцию.

    Психотерапевт: Но ведь у Вас есть и интересные проблемы, не правда ли?

    Мы видим, что руководитель группы отказался вступить с Иваном в игру и

    дал ему понять, что он мог бы найти какой-нибудь другой способ общения с

    людьми. Это поставило под угрозу решение Ивана, и когда он окончательно

    расстался с "Почему бы Вам не?…" - "Да, но…", его личность уже изменилась.

    Итак, мы ознакомились с наиболее важными частями трансактного анализа в

    групповой и индивидуальной терапии на базе психологического центра

    "Личность". Сюда вошли: выявление эго-состояний, поведенческий диагноз и

    анализ взаимодействий, расшифровка жизненного сценария и анализ

    психологических игр. Некоторые другие техники и практические упражнения,

    применяемые в терапии центра "Личность", приведены в приложении 6.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключении хочется сказать, что трансактный анализ позитивен и

    оптимистичен. С описанными выше группами его объединяет направленность на

    то, чтобы дать участникам возможность принимать самостоятельные решения.

    Трансактный анализ имеет весьма широкий спектр применения, о чем

    свидетельствует его использование в группах как здоровых индивидов, так и

    людей с эмоциональными расстройствами. ТА программатичен. ТА базируется на

    нескольких философских посылках, которые включают в себя высказывания о

    людях, жизнях и целях изменения.

    Этими философскими посылками ТА являются:

    * все люди - "О,кей";

    * каждый человек обладает способностью думать;

    * все люди определяют свою судьбу, и эти решения могут быть изменены.

    В настоящее время трансактный анализ является вполне логически

    завершенной концептуальной системой. В этом плане ТА может эффективно

    использоваться практически в любой области, в которой люди взаимодействуют

    с другими людьми.

    Трансактный анализ различным образом применяется в образовании и

    организациях, причем каждое применение имеет свои собственные характерные

    черты и принципы.

    В организациях и образовании практик выступает скорее в роли помощника и

    тренера, нежели в роли терапевта, при этом он будет чаще предлагать членам

    группы обсудить происходящее на социальном, а не на психологическом уровне.

    Предполагается, что организации, также как и индивидуумы, могут иметь

    разрушительные или неэффективные паттерны поведения, аналогичные сценарному

    поведению какого-либо человека. При этом выход из "сценария организации"

    может повлечь за собой улучшение эффективности организации в достижении

    желаемых результатов. Благодаря знанию модели эго-состояний можно в первую

    очередь улучшить коммуникацию и взаимодействие между индивидуумами в

    организации. Например, менеджеры могут осознать, что они ведут себя как

    Негативный Родитель, в то время как их подчиненные реагируют на них из

    негативного Адаптированного Ребенка, бунтуя против них или во всем с ними

    соглашаясь. В этом случае для того, чтобы поднять эффективность, как

    менеджерам, так и подчиненным необходимо активировать и больше использовать

    своего Взрослого. С помощью таких методов, как улучшение освещенности и

    комфортабельности рабочего места, можно вдохновить и поощрить Свободного

    Ребенка, а, следовательно, и удовлетворенность в работе.

    Анализ трансакций также рекомендуется применять при подготовке персонала,

    работа которого непосредственно связана с людьми - секретарями и

    продавцами. В процессе обучения они учатся тому, как поддерживать ровный и

    приятный разговор с помощью параллельных трансакций или как не допустить

    возможного спора Родитель - Ребенок благодаря пересекающейся трансакции.

    Анализ паттернов поглаживаний применяется при повышении мотивации к

    работе. Это же применимо и в образовании. Обучение может стать эффективнее

    тогда, когда оно обращено ко всем трем эго-состояниям, при этом необходимо

    не забывать о том, что Свободный Ребенок является источником творчества и

    энергии личности и его необходимо включать в процесс обучения.

    Студенты могут играть в игры типа: "Глупый;, "Ты не можешь меня

    заставить" или "Помоги мне". Учителя могут играть в игры: "Посмотри, как я

    старался", "Почему бы тебе не…" или "Обвинитель". Поэтому знание анализа

    игр позволяет студентам и преподавателям избегать подобных непродуктивных

    взаимоотношений и заниматься напрямую процессом обучения и познания.

    Итак, очевидно, что трансактный анализ универсален и доступен во всех

    сферах жизнедеятельности, и вполне закономерно, что концепция, предложенная

    Э. Берном и развитая другими авторами, является, безусловно, разумной и

    полезной, а цели психотерапии ТА гуманны и благородны.

    Список литературы:

    1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб,

    1992

    2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных.

    Симферополь, 1998

    3. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите "Здравствуйте." - М.,

    1984

    4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической

    диагностике. Киев, 1989

    5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию

    активности. - М.: Политиздат, 1989

    6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1988

    7. Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.