МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Тревожность и экзаменационные испытания у человека

    Тревожность и экзаменационные испытания у человека

    Министерство общего и профессионального образования РФ

    Камчатский государственный педагогический институт.

    Кафедра психологии

    Тревожность и экзаменационные испытания у человека.

    Курсовая работа

    студента 3 курса

    физико-математического фак-та

    дневного отделения

    группы ИНФ-970

    Авилова Виталия Евгеньевича

    Научный руководитель

    доцент, к.н.п. Киселёва О. О.

    "___"_________________2000 г.

    оценка_______________

    Петропавловск-Камчатский

    2000 г.

    Содержание:

    Введение................................................................

    .....................……..…………..2.

    Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека

    1.1 Виды и роль эмоций в жизни

    человека..........................………….7.

    1.2 Изучение природы тревожности и уровней

    тревожности...........11.

    1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания...…….16.

    1.4 Зависимость тревожности от психических свойств

    личности....19.

    Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и

    студентами, имеющими различные уровни тревожности

    2.1 Психокоррекционная работа с учащимися

    ...................................22.

    2.2 Психокоррекционная работа со студентами………………..........30.

    Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной

    тревожности в предсессионный период и в стрессовой

    ситуации экзамена

    3.1

    3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении…......38

    Заключение..............................................................

    ....................…….….………40.

    Литература……………………………………............................................….42.

    Приложение 1………………………………………………………………….45.

    Приложение 2………………………………………………………………….46.

    Приложение 3………………………………………………………………….

    Введение.

    Исследование психических состояний тревожности человека является

    актуальной проблемой современной психологической науки.

    Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,

    посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В

    частности, причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в

    изученных нами трудах таких авторов, как:

    Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы

    диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и

    стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995,с.8-11.

    Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация:

    нейропсихологическое исследование

    // Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28.

    Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их

    интеллектуальной деятельности

    // Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174.

    Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при

    расхождении уровней самооценки и притязаний

    / /Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 104-113.

    Диагностика школьной дезадаптации/ Под ред. С.А.Беличевой. М.:

    Педагогика, 1993.

    Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной

    сфере. М.: Педагогика, 1988.

    Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматическиезаболевания//

    Психология.Учебник. под ред.А.А. Крылова.- М.:Проспект,1999 с.442-453.

    Творогова Н.Д. Тревожность .\Психология. Лекции для студентов

    медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.

    Естественно, что работа по профилактике школьной или, тем более,

    студенческой тревожности, связанной с учебной деятельностью, должна

    проводиться прежде всего преподавателями, учителями и родителями и

    начинаться с первого дня пребывания обучающегося в учебном заведении.

    Чрезвычайно важным в этой связи исследователи считают коррекцию

    ожиданий родителей по отношению к учебной деятельности своего ребёнка,

    поскольку, как показали специальные исследования, именно повышение ожидания

    родителей - основной источник тревожности, в частности, у младших

    школьников [14, с.26].

    С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве

    важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность

    деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают

    существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой

    деятельности. С другой стороны, как признают сами ученые, “эта проблема в

    современной психологии недостаточно разработана” [28, с.169].

    В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении,

    структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах

    исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения

    заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние,

    занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами-

    с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой. Это

    проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от

    психических процессов, черт характера и свойств личности [40, с.385-386].

    Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности

    применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание

    психических состояний и управление ими в процессе познания и общения

    является одной из существенных сторон деятельности. Развитию этой темы, в

    частности, посвящены работы Р.Х. Габдреевой [10, с.112-146], К.С.

    Лебединской [20, с.54-157], А.М. Прихожан [31, с.5-26], Н.Д. Твороговой

    [39, с.271-275], А.С. Спиваковской [37, с.44-136].

    В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована

    как проблема изучения психологических механизмов адаптации и

    закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и

    развитие личности.

    В нашей работе мы рассматриваем изучение психических состояний в

    условиях познавательной и учебной деятельности, для которых свойственны

    состояния напряжённости и тревожности у обучающихся.

    Некоторые зарубежные исследователи (Х. Хеккаузен, З. Хелус) в своих

    работах подчёркивают связь тревожности с определённой сферой деятельности и

    общения, с типом ситуации, например, выделяя при этом экзаменационную

    тревожность.

    Предмет исследования в нашей работе стала готовность студентов вузов к

    действиям в экстремальной ситуации экзамена. Мы прослеживаем возможную

    зависимость успеваемости от эмоционального благополучия респондентов в

    процессе обучения, трудности и проблемы студенческого возраста, связанные,

    в частности, с личностной самооценкой и управлением процессом тревожности

    в стрессовой ситуации экзамена.

    Объектом исследования является анализ таких психических состояний

    личности, как напряжённость, тревожность в экстремальной ситуации экзамена,

    а также возможная соотнесенность показателей уровня тревожности (низкий,

    средний и высокий) с качеством учебы респондентов.

    Целью работы стало изучение влияния показателей уровня тревожности,

    напряжённости общего состояния респондентов (студентов) на продуктивность

    процесса обучения.

    В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были

    сформулированы следующие задачи:

    1) Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня

    тревожности тревожности студентов в экстремальной ситуации экзамена.

    2) Исследовать методы управления тревожностью, а также её проявления в

    виде интенсивности, уровня, глубины воздействия на физиологию и психику

    студентов.

    3) Определить возможную зависимость уровня тревожности от качества

    учебной деятельности студентов.

    4) Описать способы выражения тревожности во внешнем поведении

    респондентов исходя из их оценки своего состояния накануне экзаменов и в

    ходе экзаменов.

    Для решения поставленных задач использовались следующие

    методы исследования:

    1. Изучение и анализ теоретической и экспериментальной

    литературы по психологии, педагогике, медицине, тематических

    сборников трудов Академий психологических и педагогических

    наук по проблемам исследования.

    2. Проведение анкетирования и наблюдений.

    3. Анализ изученного и собранного в результате проведенного

    опроса материала и его графическое обобщение в виде таблицы

    (Приложение-2)

    Базой исследования стал Камчатский государственный педагогический

    институт, 50 студентов которого (2 и 3 курсы физмата) приняли участие в

    проведенном эксперименте.

    Практическое значение работы состоит в том, что в нашей работе в ходе

    эксперимента мы выявили уровень самооценки личностной тревожности

    студентов вуза и проследили зависимость тревожности от успешности учебной

    деятельности. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы

    попытались выявить возможную зависимость уровня личностной тревожности в

    стрессовой ситуации экзамена от ее уровня в предсессионный период.

    Наше предположение состояло в том, что высокий уровень тревожности,

    зафиксированный в личностной самооценке респондентов из числа студентов

    вузов, ощутимо связан с общей успеваемостью. Мы предположили, что чем выше

    уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние во

    время экзамена и на получаемый конечный результат (в виде оценки), и

    наоборот, чем меньше уровень тревожности (или в силу хорошей

    подготовленности к экзамену, или в силу умения управлять своим

    состоянием), тем выше результат, оценка, получаемая в ходе экзамена.

    Иными словами - чем ближе общее состояние студента к оптимальному

    уровню тревожности, тем выше результат, успеваемость во время экзамена.

    Проведенные нами наблюдения и сделанные на основе собранного материала

    выводы могут заинтересовать родителей, учителей, преподавателей,

    непосредственно занятых практической психологической работой в учебных

    учреждениях (школах, интернатах, техникумах, училищах, ВУЗах), а также

    студентов психологических и педагогических специальностей, изучающих

    вопросы влияния показателей уровней тревожности на качество обучения и

    экзаменационную ситуацию.

    Наша работа состоит из Введения, трех глав и Заключения, а также из

    Приложения и Списка изученной и использованной нами научной литературы.

    Во Введении нами описаны актуальность изучаемой проблемы, объект и

    предмет исследования, задачи, конкретизирующие цель, методы исследования,

    база исследования, его практическое значение и структура курсовой работы.

    В первой главе "Изучение эмоциональных состояний человека" мы

    раскрываем основные используемые нами в работе понятия о таком психическом

    состоянии как тревожность (в частности, стресс, тревога, тревожность,

    явления тревожного ряда), показываем историю изучения этого вопроса

    зарубежными и отечественными психологами, раскрываем вопросы связи

    экзаменационных переживаний с самооценкой.

    Во второй главе “Психокоррекционная работа со студентами, имеющими

    различные уровни тревожности” описаны методы психологической коррекции

    тревожности у детей школьного возраста и студентов вузов.

    В третьей главе “ЭКСПЕРИМЕНТ по выявлению самооценки уровня личностной

    тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена”

    описывается проведенный нами эксперимент, показаны способы выражения

    тревожности во внешнем поведении студентов, делаются выводы о зависимости

    показателей уровня тревожности от качества учебы студентов.

    В Заключении сделаны выводы по проблеме, сформулированной в названии

    темы нашей работы.

    Приложение, помещенное в конце работы, включает:

    1. Образец проведенной среди студентов КГПИ анкеты-опросника

    (Приложение-1),

    2. Сводную таблицу полученных при анализе анкет данных (Приложение-2),

    3.Анкеты (50 штук).

    Список литературы включает перечень авторов и их работ

    44 наименований, размещенных в алфавитном порядке.

    Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

    ЧЕЛОВЕКА

    1.1. Виды и роль эмоций в жизни человека.

    Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через

    эмоциональные переживания.

    Эмоции – “особый класс психических процессов и состояний, связанных с

    инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного

    переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих

    на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности”

    [40, с.427].

    Иными словами, “эмоции - это субъективные психологические состояния,

    отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или

    неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его

    практической деятельности” [15, с.26].

    К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти,

    стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все

    психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности

    сопровождаются эмоциональными переживаниями.

    Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря

    эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о

    состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и

    общение.

    Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к

    разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение

    человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния,

    такие, например, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

    Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных

    эмоций, но и “наличие генетически обусловленной способности к их пониманию

    у живых существ” [15, с.34]. Это относится к общению живых существ не

    только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо

    известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица

    воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

    Врождёнными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные

    выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются

    прижизненно в результате обучения и воспитания [15, с.35].

    Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, по

    утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при

    помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных

    условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [13, с.23-24].

    У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали

    тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа

    обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг.

    Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются

    важнейшим фактором регуляции процессов познания.

    Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством

    которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего.

    “Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают

    отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам

    деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её

    хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её”

    [7, с.56-57].

    В критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и

    разумный выход из опасной ситуации, возникает особый вид эмоциональных

    процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том,

    что он, как полагает В.К. Вилюнас, "навязывая субъекту стереотипные

    действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ

    "аварийного" разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. д"

    [7, с.44].

    На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал

    крупный отечественный психолог П. К. Анохин. Он писал: "Производя почти

    моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций

    организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным

    сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше,

    чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной

    реакции организма" [2, с.76].

    Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность

    чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии

    быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не

    определив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры.

    Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились

    как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.