Тревожность и экзаменационные испытания у человека
Тревожность и экзаменационные испытания у человека
Министерство общего и профессионального образования РФ
Камчатский государственный педагогический институт.
Кафедра психологии
Тревожность и экзаменационные испытания у человека.
Курсовая работа
студента 3 курса
физико-математического фак-та
дневного отделения
группы ИНФ-970
Авилова Виталия Евгеньевича
Научный руководитель
доцент, к.н.п. Киселёва О. О.
"___"_________________2000 г.
оценка_______________
Петропавловск-Камчатский
2000 г.
Содержание:
Введение................................................................
.....................……..…………..2.
Глава 1. Изучение эмоциональных состояний человека
1.1 Виды и роль эмоций в жизни
человека..........................………….7.
1.2 Изучение природы тревожности и уровней
тревожности...........11.
1.3 Влияние самооценки на экзаменационные переживания...…….16.
1.4 Зависимость тревожности от психических свойств
личности....19.
Глава 2. Психокоррекционная работа с учащимися и
студентами, имеющими различные уровни тревожности
2.1 Психокоррекционная работа с учащимися
...................................22.
2.2 Психокоррекционная работа со студентами………………..........30.
Глава 3. Эксперимент по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой
ситуации экзамена
3.1
3.2 Способы выражения тревожности во внешнем поведении…......38
Заключение..............................................................
....................…….….………40.
Литература……………………………………............................................….42.
Приложение 1………………………………………………………………….45.
Приложение 2………………………………………………………………….46.
Приложение 3………………………………………………………………….
Введение.
Исследование психических состояний тревожности человека является
актуальной проблемой современной психологической науки.
Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности,
посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов. В
частности, причины тревожности, уровни тревожности рассматриваются в
изученных нами трудах таких авторов, как:
Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы
диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и
стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995,с.8-11.
Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация:
нейропсихологическое исследование
// Вопросы психологии, 1999, № 4, с. 21-28.
Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их
интеллектуальной деятельности
// Психологический журнал, т. 17, 1996, № 1, с.169-174.
Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при
расхождении уровней самооценки и притязаний
/ /Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 104-113.
Диагностика школьной дезадаптации/ Под ред. С.А.Беличевой. М.:
Педагогика, 1993.
Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной
сфере. М.: Педагогика, 1988.
Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматическиезаболевания//
Психология.Учебник. под ред.А.А. Крылова.- М.:Проспект,1999 с.442-453.
Творогова Н.Д. Тревожность .\Психология. Лекции для студентов
медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
Естественно, что работа по профилактике школьной или, тем более,
студенческой тревожности, связанной с учебной деятельностью, должна
проводиться прежде всего преподавателями, учителями и родителями и
начинаться с первого дня пребывания обучающегося в учебном заведении.
Чрезвычайно важным в этой связи исследователи считают коррекцию
ожиданий родителей по отношению к учебной деятельности своего ребёнка,
поскольку, как показали специальные исследования, именно повышение ожидания
родителей - основной источник тревожности, в частности, у младших
школьников [14, с.26].
С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве
важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность
деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают
существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой
деятельности. С другой стороны, как признают сами ученые, “эта проблема в
современной психологии недостаточно разработана” [28, с.169].
В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении,
структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах
исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения
заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние,
занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами-
с одной стороны, и психическими свойствами личности - с другой. Это
проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от
психических процессов, черт характера и свойств личности [40, с.385-386].
Особенно актуальна проблема изучения состояний и уровней тревожности
применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание
психических состояний и управление ими в процессе познания и общения
является одной из существенных сторон деятельности. Развитию этой темы, в
частности, посвящены работы Р.Х. Габдреевой [10, с.112-146], К.С.
Лебединской [20, с.54-157], А.М. Прихожан [31, с.5-26], Н.Д. Твороговой
[39, с.271-275], А.С. Спиваковской [37, с.44-136].
В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована
как проблема изучения психологических механизмов адаптации и
закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и
развитие личности.
В нашей работе мы рассматриваем изучение психических состояний в
условиях познавательной и учебной деятельности, для которых свойственны
состояния напряжённости и тревожности у обучающихся.
Некоторые зарубежные исследователи (Х. Хеккаузен, З. Хелус) в своих
работах подчёркивают связь тревожности с определённой сферой деятельности и
общения, с типом ситуации, например, выделяя при этом экзаменационную
тревожность.
Предмет исследования в нашей работе стала готовность студентов вузов к
действиям в экстремальной ситуации экзамена. Мы прослеживаем возможную
зависимость успеваемости от эмоционального благополучия респондентов в
процессе обучения, трудности и проблемы студенческого возраста, связанные,
в частности, с личностной самооценкой и управлением процессом тревожности
в стрессовой ситуации экзамена.
Объектом исследования является анализ таких психических состояний
личности, как напряжённость, тревожность в экстремальной ситуации экзамена,
а также возможная соотнесенность показателей уровня тревожности (низкий,
средний и высокий) с качеством учебы респондентов.
Целью работы стало изучение влияния показателей уровня тревожности,
напряжённости общего состояния респондентов (студентов) на продуктивность
процесса обучения.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были
сформулированы следующие задачи:
1) Выявить условия и факторы, влияющие на показатель уровня
тревожности тревожности студентов в экстремальной ситуации экзамена.
2) Исследовать методы управления тревожностью, а также её проявления в
виде интенсивности, уровня, глубины воздействия на физиологию и психику
студентов.
3) Определить возможную зависимость уровня тревожности от качества
учебной деятельности студентов.
4) Описать способы выражения тревожности во внешнем поведении
респондентов исходя из их оценки своего состояния накануне экзаменов и в
ходе экзаменов.
Для решения поставленных задач использовались следующие
методы исследования:
1. Изучение и анализ теоретической и экспериментальной
литературы по психологии, педагогике, медицине, тематических
сборников трудов Академий психологических и педагогических
наук по проблемам исследования.
2. Проведение анкетирования и наблюдений.
3. Анализ изученного и собранного в результате проведенного
опроса материала и его графическое обобщение в виде таблицы
(Приложение-2)
Базой исследования стал Камчатский государственный педагогический
институт, 50 студентов которого (2 и 3 курсы физмата) приняли участие в
проведенном эксперименте.
Практическое значение работы состоит в том, что в нашей работе в ходе
эксперимента мы выявили уровень самооценки личностной тревожности
студентов вуза и проследили зависимость тревожности от успешности учебной
деятельности. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы
попытались выявить возможную зависимость уровня личностной тревожности в
стрессовой ситуации экзамена от ее уровня в предсессионный период.
Наше предположение состояло в том, что высокий уровень тревожности,
зафиксированный в личностной самооценке респондентов из числа студентов
вузов, ощутимо связан с общей успеваемостью. Мы предположили, что чем выше
уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние во
время экзамена и на получаемый конечный результат (в виде оценки), и
наоборот, чем меньше уровень тревожности (или в силу хорошей
подготовленности к экзамену, или в силу умения управлять своим
состоянием), тем выше результат, оценка, получаемая в ходе экзамена.
Иными словами - чем ближе общее состояние студента к оптимальному
уровню тревожности, тем выше результат, успеваемость во время экзамена.
Проведенные нами наблюдения и сделанные на основе собранного материала
выводы могут заинтересовать родителей, учителей, преподавателей,
непосредственно занятых практической психологической работой в учебных
учреждениях (школах, интернатах, техникумах, училищах, ВУЗах), а также
студентов психологических и педагогических специальностей, изучающих
вопросы влияния показателей уровней тревожности на качество обучения и
экзаменационную ситуацию.
Наша работа состоит из Введения, трех глав и Заключения, а также из
Приложения и Списка изученной и использованной нами научной литературы.
Во Введении нами описаны актуальность изучаемой проблемы, объект и
предмет исследования, задачи, конкретизирующие цель, методы исследования,
база исследования, его практическое значение и структура курсовой работы.
В первой главе "Изучение эмоциональных состояний человека" мы
раскрываем основные используемые нами в работе понятия о таком психическом
состоянии как тревожность (в частности, стресс, тревога, тревожность,
явления тревожного ряда), показываем историю изучения этого вопроса
зарубежными и отечественными психологами, раскрываем вопросы связи
экзаменационных переживаний с самооценкой.
Во второй главе “Психокоррекционная работа со студентами, имеющими
различные уровни тревожности” описаны методы психологической коррекции
тревожности у детей школьного возраста и студентов вузов.
В третьей главе “ЭКСПЕРИМЕНТ по выявлению самооценки уровня личностной
тревожности в предсессионный период и в стрессовой ситуации экзамена”
описывается проведенный нами эксперимент, показаны способы выражения
тревожности во внешнем поведении студентов, делаются выводы о зависимости
показателей уровня тревожности от качества учебы студентов.
В Заключении сделаны выводы по проблеме, сформулированной в названии
темы нашей работы.
Приложение, помещенное в конце работы, включает:
1. Образец проведенной среди студентов КГПИ анкеты-опросника
(Приложение-1),
2. Сводную таблицу полученных при анализе анкет данных (Приложение-2),
3.Анкеты (50 штук).
Список литературы включает перечень авторов и их работ
44 наименований, размещенных в алфавитном порядке.
Глава 1. ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
ЧЕЛОВЕКА
1.1. Виды и роль эмоций в жизни человека.
Любая, в том числе и познавательная потребность, дана человеку через
эмоциональные переживания.
Эмоции – “особый класс психических процессов и состояний, связанных с
инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного
переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих
на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности”
[40, с.427].
Иными словами, “эмоции - это субъективные психологические состояния,
отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или
неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его
практической деятельности” [15, с.26].
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти,
стрессы. Это так называемые "чистые" эмоции. Они включены во все
психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности
сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря
эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о
состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и
общение.
Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к
разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражение
человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния,
такие, например, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.
Данный факт не только убедительно доказывает врождённый характер основных
эмоций, но и “наличие генетически обусловленной способности к их пониманию
у живых существ” [15, с.34]. Это относится к общению живых существ не
только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо
известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица
воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.
Врождёнными являются далеко не все эмоционально - экспрессивные
выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются
прижизненно в результате обучения и воспитания [15, с.35].
Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, по
утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при
помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных
условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [13, с.23-24].
У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали
тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа
обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг.
Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются
важнейшим фактором регуляции процессов познания.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством
которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего.
“Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отрицают
отношения между мотивациями и реализацией, отвечающей этим мотивам
деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её
хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её”
[7, с.56-57].
В критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и
разумный выход из опасной ситуации, возникает особый вид эмоциональных
процессов - аффект. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том,
что он, как полагает В.К. Вилюнас, "навязывая субъекту стереотипные
действия, представляет собой определённый закрепившийся в эволюции способ
"аварийного" разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т. д"
[7, с.44].
На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указывал
крупный отечественный психолог П. К. Анохин. Он писал: "Производя почти
моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций
организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным
сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше,
чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной
реакции организма" [2, с.76].
Благодаря своевременно возникшей эмоции, организм имеет возможность
чрезвычайно выгодно приспосабливаться к окружающим условиям. Он в состоянии
быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не
определив ещё его тип, форму, другие частные конкретные параметры.
Эмоциональные ощущения биологически, в процессе эволюции закрепились
как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|