МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Тревожность и экзаменационные испытания у человека

    границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка

    каких-либо факторов.

    Чем более сложно организовано живое существо, чем более высокую ступень

    на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче гамма эмоциональных

    состояний, которые индивид способен переживать. Количество и качество

    потребностей человека соответствует числу и разнообразию характерных для

    него эмоциональных переживаний и чувств, причём, “чем выше потребность по

    своей социальной и нравственной значимости, тем возвышеннее связанное с ней

    чувство” [2, с.76-77].

    Самая древняя по происхождению, простейшая и наиболее распространённая

    среди живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие,

    получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие,

    связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей

    потребности.

    Практически все элементарные органические ощущения имеют свой

    эмоциональный тон. О тесной связи, которая существует между эмоциями и

    деятельностью организма, говорит тот факт, что всякое эмоциональное

    состояние сопровождается многими физиологическими изменениями организма. (В

    данной работе мы частично пытаемся проследить эту зависимость.)

    Чем ближе к центральной нервной системе расположен источник

    органических изменений, связанных с эмоциями, и чем меньше в нём

    чувствительных нервных окончаний, тем слабее возникающее при этом

    субъективное эмоциональное переживание. Кроме того, искусственное понижение

    органической чувствительности приводит к ослаблению силы эмоциональных

    переживаний.

    Основное эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся

    на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают

    процесс, направленный на удовлетворение потребности, находятся как бы в

    начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки

    зрения актуальной в данный момент потребности, значения для её

    удовлетворения предстоящего действия или деятельности. “Эмоции,- полагает

    А.О. Прохоров,- могут вызываться как реальными, так и воображаемыми

    ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его

    собственных внутренних переживаний, передаются другим людям,

    сопереживаются” [32, с.110].

    Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда

    извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо

    скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт,

    даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение связано с эмоциями,

    поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт

    человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний.

    Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.

    “Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки

    адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное

    отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции

    способны предвосхищать ситуации и события, которые реально ещё не

    наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или

    воображаемых ситуациях” [32, с.115].

    Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или

    идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они

    совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от

    непосредственных чувств и кончая вашими чувствами, относящимися к духовным

    ценностям и идеалам. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в

    его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего

    его мира человек стремится действовать так, чтобы укрепить и усилить свои

    положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут

    произвольно регулироваться.

    Аффекты - это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые

    видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект

    не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция,

    которая возникает в результате уже совершённого действия или поступка и

    выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того,

    в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь цели,

    удовлетворить стимулировавшую его потребность.

    В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро,

    сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными

    реакциями.

    “Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения,

    его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в

    долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств

    связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью”,- полагал

    В.С. Мерлин [22, с.43]. Эмоциональная напряжённость накапливается в

    результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано

    или поздно если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной

    эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечёт за собой

    ощущение усталости, депрессии.

    Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является

    стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного

    психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его

    нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует

    деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы,

    особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не

    только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

    Они представляют собой главные факторы риска при появлении и обострении

    таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-

    кишечного тракта.

    В работах В.К.Вилюнаса [7, с.35-46]. К. Израда [15, с.234-255],

    А.Е.Ольшанниковой [27,с.34-41] перечислены и проанализированы основные

    виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний,

    выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с

    окружающими людьми.

    Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в

    свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам: интенсивности,

    продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям

    возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития,

    направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или

    будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии), и по

    нейрофизиологическим признакам и проявлениям.

    1.2. Изучение природы тревожности и уровней тревожности.

    В данной работе рассматривается такое эмоциональное состояние как

    тревожность и ее проявления.

    ТРЕВОЖНОСТЬ- это “индивидуальная психологическая особенность,

    проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям

    состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.

    Рассматривается как личное образование и (или) как свойство темперамента,

    обусловленное слабостью нервных процессов” [40, с.385-386].

    Детально эта тема освещена в следующих изученных нами работах

    отечественных психологов:

    1. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы

    диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и

    стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995,с.8-11.

    2. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация:

    нейропсихологическое исследование// Вопросы психологии,1999,№ 4,с. 21-28.

    .3. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью

    их интеллектуальной деятельности// Психологический журнал, т.17, 1996,№ 1,

    с.169-174.

    4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при

    расхождении уровней самооценки и притязаний / /Вопросы психологии, 1993, №

    1, с. 104 - 113.

    5. Лучшие психологические тесты / Под ред. А.Ф.Кудряшова.

    Петрозаводск,1992, с.62-67.

    6. Диагностика школьной дезадаптации /Под ред. С.А.Беличевой. М.:

    Педагогика, 1993.

    7. Лебединская К.С., Райская М.М. Подростки с нарушениями в аффективной

    сфере. М.: Педагогика, 1988.

    8. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматическиезаболевания//

    Психология.Учебник. под ред.А.А. Крылова.- М.:Проспект,1999 с.442-453.

    9. Творогова Н.Д. Страх и тревожность.\Психология. Лекции для студентов

    медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.

    Этим же вопросам посвящены отдельные статьи в справочных изданиях.

    Например, “Популярный энциклопедический словарь” [29, с.1273],

    “Психологический словарь” [40, с.385-386].

    Психологическая наука даёт различные толкования природы тревожности,

    т.к. “вопрос о причинах тревожности как индивидуальной психологической

    особенности до настоящего времени не решен” [40, с.386]. Большинство

    психологов считают, что тревожность, имея природную основу (свойства

    нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно, в результате

    действия социальных и личностных факторов.

    В дошкольном и младшем школьном возрасте главной причиной тревожности

    психологи считают нарушения детско-родительских отношений, а в более

    взрослом возрасте, включая студенческий, тревожность может порождаться

    внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

    Психологи выделяют устойчивую тревожность в какой-либо сфере: эта

    тревожность может быть или частной, “связанной” (например, школьная,

    экзаменационная, межличностная и т.д.) или общей, которая свободно меняет

    объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека.

    Кроме того, психологи различают также адекватную тревожность, которая

    является отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя

    конкретная ситуация может не содержать угрозы, и тревожность неадекватную,

    или собственно тревожность - в благополучных для человека обстоятельствах

    [40, с.385].

    Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития,

    и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же

    негативное воздействие на перспективу личностного развития оказывает и

    “возникающая вследствие тревожности нечувствительность к реальному

    неблагополучию, “защищенность”, возникающая под воздействием защитных

    механизмов (и прежде всего под влиянием механизмов вытеснения” [40, с.386].

    Это приводит к такому негативному явлению как отсутствие тревоги даже в

    потенциально опасных, угрожающих ситуациях.

    Рассматривая заявленную нами тему “Тревожность и экзаменационные

    испытания у человека” следует выделить основные оперируемые понятия и

    термины, в частности, такие основополагающие как тревога, явления

    тревожного ряда, тревожность и стресс.

    Касаясь всей предыстории вопроса, следует отметить, что понятие

    ТРЕВОГА было введено в психологию в 1925 г. З.Фрейдом, который разводил

    конкретный страх (Furcht) и неопределенный, безотчетный страх – тревогу,

    носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер (Angst).

    “Психологический словарь” (1999) определяет тревогу как “переживание

    эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия,

    предчувствием грозящей опасности. В отличие от страха, который является

    реакцией на конкретную, реальную опасность, тревога- это переживание

    неопределенной, диффузной, безобъективной угрозы”. [40, с.385] В этом же

    источнике указывается и на другое существующее определение понятий

    “тревога” и “страх”, когда под СТРАХОМ понимается “комплекс ощущений,

    испытываемых при “витальной” угрозе (целостности и существованию человека

    как живого существа, человеческому организму в целом), а ТРЕВОГА - это то,

    что испытывается личностью при социальной угрозе (при угрозе самой

    личности, ее представлению о себе, ее потребностям, межличностным

    отношениям или положению в обществе)” [40, с.385].

    Если понятия “тревога” и “страх” могут использоваться (особенно в

    быту, в обиходном разговоре) как синонимичные, взаимозаменяемые понятия,

    то термины ситуативная тревога (состояние субъекта в конкретный,

    определенный момент) и тревожность (как относительно устойчивое

    образование) разводятся уже в 30-50 гг. такими авторитетными психологами,

    как Р. Кеттел, Ч. Спилбергер и (несколько позже) Ю.Л. Ханин.

    На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в усилении

    сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции

    крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости и

    снижении порога чувствительности.

    На психологическом уровне тревога проявляется как напряжение,

    озабоченность, нервозность, чувство неопределенности и грозящей неудачи,

    невозможность принять решение и т.д.

    Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к

    действительности (адаптивная тревожность). Чрезмерно высокий уровень

    тревожности, как и чрезмерно низкий, называются дезадаптивной реакцией,

    которая проявляется в общей дезорганизованности поведения и деятельности.

    Тревога и тревожность могут быть ослаблены произвольно, например, с помощью

    активной деятельности по достижению цели или специальных приемов

    посредством релаксации, а также в результате действия неосознанных защитных

    механизмов.

    По мере возрастания тревоги (и тревожности),

    выражающие их явления претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих

    явления тревожного ряда. Это понятие ввел в 1967 г. психолог Ф.Б. Березин

    [40, с.386], который определил феномен явлений тревожного ряда как

    эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере

    возрастания и нарастания состояния тревоги. К 1988 году Березиным были

    сформулированы основные градации [явлений тревожного ряда] и дана

    исчерпывающая их классификация, в которой психолог выделил 6 уровней [40,

    с.386].

    Первый уровень явлений тревожного ряда составляет ощущение

    внутренней напряженности, которому свойственна наименьшая интенсивность

    тревоги и наибольшая адаптационная значимость. Ощущение внутренней

    напряженности выражается в переживаниях напряженности, настороженности и

    дискомфорта. Это ощущение не несет в себе признака угрозы, а служит

    сигналом приближения более выраженных тревожных явлений.

    На втором уровне гиперстезические реакции сменяют ощущение внутренней

    напряженности или присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы

    приобретают значимость, а при усилении - отрицательную эмоциональную

    окраску. На этом основывается появление у человека недифференцированного

    реагирования, определяемого как раздражительность.

    Третий уровень – собственно тревога - проявляется в переживании

    неопределенной угрозы, чувстве неясной опасности.

    Четвертый уровень – страх – возникает при нарастании тревоги и

    проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределенной опасности. При

    этом объекты, с которыми связывается страх, не обязательно отражают

    реальную причину тревоги, действительную угрозу.

    Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы –

    возникает в результате продолжающегося нарастания тревоги и выражается в

    переживании невозможности избежать опасности, неминуемой катастрофы, ужасе.

    При этом данное переживание связано не с содержанием страха, а лишь с

    нарастанием тревоги. Подобные переживания может вызвать и неопределенная,

    но очень сильная тревога.

    Шестой уровень явлений тревожного ряда – тревожно-боязливое

    возбуждение – выражается в “потребности двигательной разрядки, паническом

    поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности, вызываемая

    тревогой, достигает при этом своего максимума”. [40, с. 386].

    Теория дифференциальных эмоций, возникшая в середине 20

    века, предполагает, что тревожность, как она типично описывается, состоит

    из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или

    несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием,

    гневом, виной, стыдом и интересом [27, с.33].

    Тревожность, как и депрессия, может также включать потребностные

    состояния и биохимические факторы. “По-видимому,- полагает А.М. Прихожан

    [31, с.12], - можно говорить о формах тревожности, если для каждой такой

    формы точно выделены комбинации входящих в неё аффектов (например, страх -

    страдания - гнев, страх - стыд - вина). В контексте теории дифференциальных

    эмоций тревожность используется как термин, который относится к любой

    комбинации взаимодействий страха и других аффектов и определённых

    аффективно - когнитивных ориентаций. Это в лучшем случае удобный термин,

    который используется лишь тогда, когда назвать комбинацию аффектов более

    точно невозможно”.

    Теория дифференциальных эмоций указывает на сочетание аффектов, которые

    можно назвать тревожностью. Например, “индивиды, которые подвержены чувству

    вины, могут иметь синдромы страх-вина или страх - стыд - вина. Другие при

    этом могут испытывать такие комбинации как страх - страдание, страх -

    гнев, или страх - страдание - гнев. Однако в любом случае доминирующей в

    синдроме тревожности эмоцией должен быть страх” [31, с.18].

    От индивида к индивиду характер взаимодействия аффективных компонентов

    тревожности может варьировать. Например, ведущая составляющая страдания

    может у одних индивидов усиливать компонент страдания, а у других -

    компонент стыда. Большое разнообразие в динамике эмоций делает задачу

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.