Трионика. Христианская самооценка личности
Трионика. Христианская самооценка личности
Группа 4-7-2001 СПс
Чистополов Максим
Юрьевич
Реферат
По предмету : «Основы психологической теории»
По теме : «ТРИОНИКА(христианская самооценка личности)»
Специальность : «Прикладная психология»
Научный руководитель :
г. Запорожье – 2001
План
Введение
Личность в психологии - «Строили мы, строили и наконец…».
1. Самая популярная сказка.
2. Гуманизм – «Не так уж мы и плохи!».
3. Совсем не лирическое отступление. Немного о требованиях Небесного
Папочки.
Эффект разбитой линзы.
Примерка Божьих очков.
1. Немного о смысле жизни.
2. Наследство живого Отца.
«Два мира – два образа жизни»(из печатных штампов времен застоя).
Насекомые и цари.
ВЫВОД.
Введение
«Сколько можно ошибаться, разбиваться и снова вставать ? Срываться у
самой вершины и снова мучительно долго покорять ее ? Однажды подкрадется
усталость и щупальца разочарования сомкнуться у меня на шее. Господи, если
ты где-то есть, сделай хоть что-нибудь в моей жизни !
Стоит споткнуться, а стервятники уже тут как тут – кружат, кружат…
Но я не падаль, в конце концов – я ЧЕЛОВЕК, и я не сдамся, и я докажу
это всем. Я возвращу все, что я потерял, я верну все, что было утрачено и
украдено.
ГОСПОДИ, я слышал, что Ты кому-то глаза открывал, прокаженных очищал,
воскрешал мертвых… Ну сделай хоть что-нибудь в МОЕЙ жизни. Собери мои
осколки, если они тебе еще понадобятся. Стервятники, вам не достать моей
души – это слишком роскошная добыча для вас. Плевать мне в душу – хватит !
Я не сдамся ! Но, Господи, сделай хоть что-нибудь. Двери заколочены,
забиты наглухо – и мы живем за этими стенами. Живем ли ? Скорее существуем…
Четыре стены – вот мое измерение. Господи, как все это надоело. Неужели Ты
так высоко, что не видишь, сколько проклятия здесь – внизу ?
Если Ты есть, СДЕЛАЙ ХОТЬ ЧТО НИБУДЬ !»
Алексей Ледяев
«Разорванная завеса»
«Если вы желаете, то это – НЕ СКАЗКА»
Теодор Герцль
«Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком»
Иисус Мессия,
евангелие от Иоанна 10:10
Личность в психологии – «Строили мы , строили, и наконец…»
Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается в той
или иной мере всеми общественными науками, в том числе философией,
социологией, педагогикой и др. Каждая из этих науки привнесла оттенок
своего видения на личность. Но мы будем рассматривать в рамках данного
реферата именно психологический подход, так как он затрагивает именно
вопросы формирования личности, ее устойчивых свойств и динамики поведения.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных
взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое
социальное качество – он становиться личностью.
Таким образом, личность – это конкретный человек, взятый в системе его
социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются
в его общественных связях и отношениях, определяют его нравственные
поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. [1]
Если отвлечься на время от смысла приведенных выше формулировок, можно
сделать некоторые более или менее логические выводы, касающиеся как
происхождения самого человека, так и формирования его общественных
взаимоотношений и попытаться ответить простыми словами на вопрос – «А что,
собственно сделало нас всех такими, с позволения сказать личностями,
обладающими полным набором комплексов неполноценности, скрытыми или явными
обидами, условностями, манерами – то есть всем тем, что так раздражает нас
в других людях и то, что очень часто мы не замечаем в самих себе ?»
В данной работе частично будут задействованы элементы
психотерапевтического подхода, естественно – бытовой анализ и, что самое
главное – точка зрения Того, кто «все соделал прекрасным в свое время, и
вложил мир в сердце, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог
делает, от начала и до конца»(Екклезиаст 3:11).
В данной работе часто будут использованы слова «Бог», «Господь», «Иисус»
(в принципе – это одно и то же /см. Библию/) и т.п., но не потому, что
автор религиозен, просто он немного лучше знает Того, о ком пойдет речь.
1. Самая популярная сказка.
Как вы уже , наверное, догадались, речь в этом разделе пойдет о том, как
простая теория (именно теория – ведь проверить ее уж никак невозможно)
стала фундаментальной основой научного подхода ко всем процессам и
явлениям объективной реальности.
Итак, «Эволюционная гипотеза. Суть ее изложена в теории Канта – Лапласа и
состоит в том, что жизнь возникла на Земле около 2 миллиардов лет назад из
газо – пылевого облака благодаря фотосинтезу и уникальным климатическим
условиям. Эволюционная гипотеза легла в основу теории Чарльза Дарвина,
изложенной в его знаменитой книге «Происхождение видов путем естественного
отбора»/2/.
Не имея ничего личного против Канта, Лапласа и Дарвина, позволю выразить
удивление по поводу того, а почему, собственно, теория легла в основу всей
сложной конструкции современной психологии. Практически, теория эволюции
оказала человечеству медвежью услугу, так как именно она «уравняла в
правах» человека и животный мир, лишив человека уникальности и
неповторимости Божьего творения, до абсурда исказила его взгляд на самого
себя и свое место в Божьем плане, и украла у него цель и смысл собственного
существования.
Само собой напрашивается объяснение этому : эволюционизм тоже является
верой – до предела фанатичной и абсолютно недоказуемой .
«Стало общепринятым, что жизнь может возникнуть только из жизни.
Абсолютно известно, что это – единственно возможное заключение. Но так как
это заключение в какой – то степени возвращает нас назад к
сверхъестественному акту сотворения, оно является заключением, в которое
ученые люди могут поверит с трудом»(Дж.В.Салливан «Ограничения науки»).
Выражаясь еще конкретнее – «Теория эволюции сама по себе является
общепринятой, но не потому, что она является доказанной логическими
свидетельствами, но потому, что единственная альтернатива - теория особого
сотворения – совершенно невероятна» (Д.М.Уотсон. «Nature», 1929, с.233)/3/.
Мы не будем критиковать эту сказку – сейчас ей достается «и в хвост и в
гриву» (безопасно дергать за усы мертвого тигра) как от идеологов New age,
так и от самих психологов (вдруг выяснилось, что человеческий мозг в
принципе не может эволюционировать). Можно лишь констатировать что теория
эволюции послужила первой порцией динамита под самооценку личности, опустив
человека от творения «по образу и подобию Божьему» (Бытие 1:26) до
положения «бессмысленных скотов». Не знаю, как для Вас, уважаемый читатель,
а для меня это оскорбительно.
Так же оскорбительно, как заявить, что между мной и тараканом, ползающим
по моей кухне, - всего лишь пара миллиардов лет. Как однажды выразился
К.С.Льюис : «От амебы до человека – путь зоопарка».
1.2. Гуманизм – «Не так уж мы и плохи !»
Когда теория эволюции стала приобретать все больше сторонников, стала
постепенно распадаться вся система самооценки личности. В самом деле, как
можно измерить сущность человека и смысл его жизни вне стабильной системы
координат. Если Господь не является Творцом человека, то какое Он вообще
имеет право управлять его жизнью, поведением, потребностями, жизненными
целями и ценностями.
Т.е.
, вне точки отсчета (в данном случае – Господа)
вся система ценностей утрачивает смысл. Этому процессу содействовало и то,
что к 18 – 19 векам христианство окончательно «расслабилось» и потеряло все
те грозные черты, которые фундаментально отличали его от всех умозрительных
религий.
Превратившись окончательно в набор религиозных церемоний и правил, часто
лишенных всякого смысла, христианская религия не смогла противостоять
тотальному распаду личности человека и к настоящему времени может
оперировать только страхом по принципу «Смотри, а то Бог накажет !», чем
пытается удержать “пересічного громадянина” от ну полной потери
самоконтроля.
Гуманизм окончательно оформился в идеологию в эпоху Возрождения – как раз
тогда, когда главным в любой деятельности становится творчество и
складывается свобода суждений, независимый, критический подход ко всему.
Избавившись от всех ограничений, накладываемых на него религией, человек
понял, что можно, оказывается, и не стремиться к спасению души, постижению
Бога, духовному развитию личности. Гораздо интереснее оказалось быть
непослушным Отцу небесному, вырваться из узких рамок на свободу.
Все это поразительно напоминает «кризис трехлетнего возраста» с той лишь
разницей, что бунтуют не какие-нибудь несмышленыши, а вполне
«здравомыслящие» люди. И где-то здесь возникают корни извечно
гуманистического ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО !
1.3 Совсем не лирическое отступление.
Немного о требованиях Небесного Папочки.
Позволю себе немного отвлечься на время от основной темы этой работы и
посмотреть непредвзято на те ограничения, которые Отец Небесный (далее –
Папа) намеренно возложил на вечно склонную к бунту человеческую расу.
Возьмем для примера заповедь «Не прелюбодействуй» (исход 20:14,
Второзаконие 8:15). Что заставило Папу дать такое сложное для исполнения
указание ? Понять это поможет аналогия : отец (вполне земной и осязаемый)
говорит своему малолетнему сыну – «Сынок, не суй пальчик в розетку, а то
плохо будет !». И в принципе не так уж важно, отчего именно плохо будет:
толи током ударит, толи палец застрянет, толи папа отшлепает, а может и
умертвие приключиться. Важно одно – не суй ! Но ребенку так хочется это
сделать (это у человека еще со времен Эдемского сада, когда нельзя было
«вкушать от дерева познания добра и зла»).
На первые раз папа оттащит от розетки, и на второй – тоже оттащит, а на
третий – не уследил. Хорошо, если ребенок отделается шоком или ожогом; а
если смерть – и винить уже некого : он ведь САМ хотел !
Теперь, надеюсь, понятно, почему нужно слушаться Папу – Он отнюдь не
хочет нас просто ограничивать а наших потребностях, но имеет четко
определенную цель: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти
грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иезекииль
33:11).
Другой пример. Насколько мне известно, ученые мужи до сих пор так и не
поняли причину долголетия как целых народов, так и отдельных личностей. Для
всех желающих могу открыть Божию тайну и сэкономить кучу денег (хотя и жаль
безработных ученых) – истинную причину долголетия объяснил опять-же Папа
много лет назад (примерно 6000), причем совершенно бесплатно и для общей
пользы : «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на
земле…» (Исход 20:12).
Можно сколько угодно спорить с Богом о простых вещах, все равно правда у
Него. А хочешь по-своему совать пальцы в розетку, тогда не кричи
впоследствии : «Почему Бог допустил, что я болею (что я умираю, семья
распадается, ребенок – олигофрен, и т.д./добавить можно самостоятельно/)
?».
Итак, можно сделать вывод, что своему теперешнему состоянию личности и
вообще всей жизни (это-же касается всех без исключения научных дисциплин,
включая психологию) человечество обязано не только собственной порочной
натуре, но и великим завоеваниям эволюционной теории и гуманизма.
Вообще, попытки обнаружить в человека хоть что-то доброе и возвышенное
заранее обречены на провал в полном соответствии с поговоркой : «Сколько
волка ни корми, он все в лес смотрит», ли как по этому же поводу выразился
один весьма неглупый человек - апостол Павел:
«…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Римлянам
7:18,19). Конечно, при желании каждый человек может обнаружить в
собственном окружении людей, выдающихся по своим моральным или духовным
качествам. Однако, при тщательном рассмотрении выясняется, что совокупность
этих качеств обычно никакого отношения к Отцу не имеет, а является лишь
функцией воли и проявлением совести – в виде противодействия разлагающему
влиянию действительности. Кроме того, Библия упоминает и об этой группе
людей в послании апостола Павла римлянам 2:14,15: «Ибо когда язычники по
природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: ибо они
показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует
совесть их и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую». К тому
же, эти люди пребывают в подавляемом меньшинстве.
Эффект разбитой линзы.
Как Вы думаете, что будет, если попытаться пропустить свет через разбитую
линзу ? Правильно – ничего хорошего из этого не получиться. На выходе в
лучшем случае будут только размытые световые пятна.
А что будет, если попытаться пропустить Слово Божие через разум
обыкновенного среднестатистического человека ? Правильно – религия, и
коротко это можно выразить словами : «Что мне делать, чтобы спастись ?»
(Деяния 16:30). Именно делать : нужно свечки ставить – буду ставить, крест
целовать – без проблем, ну что еще сделать, чтобы к Богу поближе ? Неужели
Господь может нуждаться во всей этой суете ? Ответ смотри на один стих ниже
: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой.» (Деяния
16:31). Как, оказывается, все просто.
Проблема разбитой линзы именно в том и состоим, что нарушено правильное
восприятие действительности – мы судим о ней не с точки зрения ее истинного
Хозяина и Творца, а с точки зрения своей собственной по причинам,
достаточно подробно изложенным выше. Отсюда и вывод – большинство людей
рассматривает мир, как своего рода достаточно примитивный и однообразный
процесс, из которого только ценой неимоверных усилий можно извлечь хоть
какие-нибудь удовольствия, тоже довольно примитивные и однообразные.
Тогда, может быть, попробуем на другой вариант – все-равно ведь терять
уже нечего ?
Примерка Божьих очков.
Давайте на минуту отвлечемся от своих житейских проблем и посмотрим на
окружающий нас мир. Если не принимать во внимание техногенный фактор, можно
прийти к весьма интересным выводам – окружающий нас мир устроен весьма
разумно и гармонично. Даже чтобы познать его во всем многообразии необходим
разум, тем более без разума создать такое великолепие вряд – ли возможно.
Весь этот мир – животный, растительный полон жизни, он запрограммирован на
развитие, расцвет и совершенство. Начиная от живой клетки и кончая
вселенной – во всем видна поразительная гармония и завершенность. «И увидел
Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».(Бытие 1:31).
Это сказано обо всем творении. А как же быть с человеком – какова его
роль в Божьем плане? И здесь вряд-ли можно сформулировать ответ вне Слова
Божьего: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке; и поместил там
человека, которого создал…И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду
Едемском, чтобы возделывать его и хранить его», «И благословил их (людей)
Бог и сказал им Бог : плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и
обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами
небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 2:8,15;
1:28).
Вот в чем, оказывается состоял Божий план для человека – в обладании
властью над всем Божьим творением. Трудно поверить, что Господь дал эту
власть кому попало – видимо, человек должен был обладать какими-то
качествами хозяина и руководителя. Дачный участок Адама занимал на Ближнем
Востоке огромную территорию в районе Тигра и Евфрата.
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и
да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над
скотом, и над всею землею…И сотворил Бог человека по образу Своему, по
образу Божию сотворил его…» (Бытие 1:26,27). Давайте сопоставим взгляд Бога
и человека на самого себя и свою миссию на планете Земля.
| |Кто такой человек ? |Предназначение человека |
|Мнение БОГА |Носитель образа Божьего. |Владычество над Землей. |
| |Полноправный хозяин |Успех и обладание всем |
| |Земли, Божий наследник. |богатством. |
|Мнение |«Конечный продукт» |? |
|человека |эволюции. Результат | |
| |случайной цепочки | |
| |комбинаций химических | |
| |элементов. | |
3.1 Немного о смысле жизни.
Незаполненной осталась одна ячейка. Именно та, относительно которой идет
спор на протяжении всей истории человечества и относительно которой никто
Страницы: 1, 2
|