МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебные материалы курса Социальная психология

    Учебные материалы курса Социальная психология

    Учебные материалы курса “Социальная психология”

    Для быстрого поиска параграфа используйте команду “перейти” в меню “Правка”

    (1. Предмет социальной психологии .....................1

    (2. Понятие социальной ситуации .................... 2

    (3. Общение: коммуникация, социальная перцепция,

    интеракция ...........................................................

    4

    (3.1. Определение процесса коммуникации........... 4

    (3.2. Модель процесса коммуникации .................... 5

    (3.3. Виды обратной связи в коммуникации .......... 7

    (4. Понятие социальной перцепции ........................ 9

    (4.1. Что влияет на процесс межличностного

    восприятия

    ...................................................................10

    ( 4.2. Наиболее типичные ошибки межличностного

    восприятия

    .....................................................................12

    ( 4.3 Эмпатия

    ................................................................12

    (5. Цели и структура взаимодействия

    (интерактивная сторона общения) ........................... 13

    (5.1. Типы взаимодействия ........................................ 17

    Литература к курсу “Социальная психология”....... 20

    (1. Предмет социальной психологии

    Одно из возможных определений предмета социальной психологии может быть

    сформулировано следующим образом: социальная психология - наука, изучающая

    как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они

    относятся друг к другу.

    При этом важно различать предмет социальной психологии, с одной

    стороны, и предмет социологии и психологии личности:

    Социология и социальная психология действительно имеют общие

    интересы, изучая, как ведет себя люди в группах. Однако каждая наука делает

    свой акцент в изучении поведения людей в группах. Социология изучает группы

    (от малых до очень больших - обществ). Социальная психология изучает -

    индивидов, людей, составляющих эти группы - что думает человек о других,

    как они на него влияют, как он относится к ним. Сюда входит и изучение

    влияния группы на отдельных людей, а индивида - на группу. Например,

    рассматривая супружеские отношения, социолог центром своего внимания сделал

    бы тенденции браков, разводов и т.п., а социальный психолог, в первую

    очередь, стал бы исследовать то, почему определенные люди привлекают друг

    друга.

    Сходство социальной психологии и психологии личности состоит в том,

    что обе эти отрасли психологической науки изучают индивида. Однако,

    психологи, занимающиеся изучением личности, фокусируют внимание на

    индивидуальных внутренних механизмах и на различиях между индивидами,

    задавая вопрос, например, почему одни люди более агрессивны, чем другие.

    Социальные психологи концентрируются на том, как в целом люди оценивают

    друг друга, как социальные ситуации могут заставить большинство людей

    поступать гуманно или жестоко, быть конформными или независимыми и т.д.

    (2. Понятие социальной ситуации.

    Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка

    Обстоятельство - условия, определяющие положение, существование чего-

    нибудь.

    (С.И. Ожегов. Словарь русского языка. - М., 1987. - С. 587).

    Одним из важнейших ключевых понятий социальной психологии является

    понятие “социальная ситуация”.

    Ситуация может рассматриваться как нечто созданное самим индивидом в

    процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, к ней можно

    относиться как к существующей независимо от ее участника или участников.

    В первом случае ситуация - это определенный сценарий, ждущий своего

    исполнения актерами. Приверженцы символического интеракционизма всегда

    подчеркивали, что внешнему наблюдению доступна только "актерская"

    интерпретация ситуации, имеющая последствия для поведения и опыта, а не ее

    объективные характеристики (например, званный обед для разных участников).

    Еще одна точка зрения символических интеракционастов состоит в том,

    что многие определения ситуации делаются через процесс интеракции. Согласно

    этой точке зрения, участники сотрудничают для того, чтобы сохранить

    взаимоприемлемое понимание сопутствующих их взаимодействию обстоятельств,

    помочь друг другу правильно идентифицировать себя и уменьшить возможные

    неудобства. Все мы оказываемся в ситуациях таких как работа, совместная

    вечеринка и т.п., где каждый ведет себя таким образом, чтобы

    соответствовать своим поведением самым существенным и общепризнанным чертам

    ситуации, несмотря на то, что наблюдаемые формы поведения могут быть

    различными или даже противоречащими друг другу. (На нудистском пляже

    внешний наблюдатель найдет много сексуальных признаков в поведении, в то

    время как сами участники этой ситуации делают все, чтобы свести эти

    признаки на нет).

    Когда мы считаем, что ситуация - это нечто, существующее только в

    "голове" индивида или это то, что создается во взаимодействии нескольких

    "действующих лиц", объективные и количественные черты ситуации перестают

    оказывать влияние на индивида.

    Другой подход состоит в том, что ситуации на самом деле существуют

    независимо от индивидов “задействованных” в них, и их объективные

    характеристики ситуации действительно имеют важные последствия. Никакие

    люди сами по себе не создают ситуаций обучения, продажи, тренировки и т.д.,

    поэтому каждая из них имеет измеряемое влияние на то, как люди ведут себя в

    них и взаимодействуют друг с другом. Выражение эмоций, общее эмоциональное

    состояние, степень физического контакта зависят от ситуации, в которой

    оказывается индивид. Некоторые психологи считают, что повседневные ситуации

    насчитывают значительное количество черт, сами по себе определяющих, что

    люди думают, как чувствуют, как ведут себя. С этой точки зрения,

    субъективная природа определения ситуации неприемлема.

    Изучение объективной природы ситуаций связано с рядом сложностей. Во-

    первых, трудно классифицировать встречающиеся социальные ситуации, т.к. их

    количество практически неисчислимо. Например, их можно классифицировать по

    месту, где они происходят: дома, на работе, на отдыхе... Другой путь -

    классификация в соответствии с типом отношений - формальные, интимные,

    конкурентные, сотрудничества. Трудность с таким подходом состоит в том, что

    обязательно найдется ситуация, не попадающая ни под одну категорию. С

    другой стороны, разные люди не всегда смогут прийти к соглашению

    относительно качества одной и той же ситуации, например, игра для любителя

    и профессионала.

    Другим подходом к классификации ситуаций является попытка

    использовать типичные для большинства людей характеристики их восприятия:

    включенность - невключенность

    простая - сложная

    проявляется активность - проявляется пассивность

    приятная - неприятная

    интимная - публичная

    чувство комфорта - чувство неловкости

    известно как себя вести - неизвестно как себя вести

    дружесткая - враждебная

    случайная - регулярная

    организованная - спонтанная

    сотрудничество - конкуренция

    формальная - неформальная

    (3. Общение: коммуникация, социальная перцепция, интеракция.

    Психологический словарь (под ред. А.В. Петровского и М.Г.

    Ярошевского) дает следующее определение общения: сложный многогранный

    процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый

    потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен

    информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и

    понимание другого человека.

    Компоненты общения иначе называют сторонами общения (см. Андреева

    Г.М. Социальная психология. - МГУ, 1988.). Естественно, что все стороны

    общения неразрывно едины, однако в целях изучения целесообразно

    рассматривать их по отдельности. В этом параграфе рассматриваются:

    * коммуникация - обмен информацией;

    * социальная перцепция - восприятие и понимание людей;

    * интеракция - социальное взаимодействие

    (3.1. Определение процесса коммуникации

    Существует достаточно большое количество определений коммуникации. В

    зависимости от точки зрения, занимаемой тем или иным ученым, коммуникация

    это:

    передача информации с целью получить ответ;

    координация значений между индивидом и аудиторией;

    обмен информацией о идеях или переживаниях;

    обмен элементами поведения, образа жизни посредством набора правил;

    достижение единства в перечне символов в умах людей - проще говоря,

    достижение взаимопонимания;

    чисто индивидуальное, внутренне переживаемое событие, разделяемое с кем-

    либо;

    передача информации от одного человека или группы другому человеку или

    другой группе;

    Имеются даже определения того, чем коммуникация не является:

    "Коммуникация не есть только передача информации от источника во вне; этот

    процесс лучше понимать как воссоздание информационных идей посредством

    ключевого символа или темы".

    Во всех приведенных дефинициях можно выделить общие черты, например,

    подчеркивается идея обмена - информацией, идеями, переживанием, опытом и

    т.д. Для нас важно помнить черты трансакционизма, чтобы дать определение

    коммуникации. С точки зрения этих черт, основные черты коммуникации состоят

    в том, что люди: а)

    осознают объекты; б) интерпретируют их; в) конструируют смысл

    (значение); г) действуют сообразно смыслу, выражая его. Поэтому

    коммуникация может быть определена как процесс, используемый людьми для

    того, чтобы выразить смысл образа мира, в котором они живут и действуют, и

    иметь возможность обмениваться значимыми для себя образами посредством

    различных символов.

    Кроме того, процесс коммуникации:

    динамичный - это процесс постоянного создания смыслов;

    протяженный во времени - это не единичный акт, а непременное условие

    взаимодействия, не имеющее ни начала, ни конца;

    циркулярный - нет линейной последовательности взаимодействий; люди

    вовлечены в целый круг разнообразных коммуникаций;

    неповторяемый - поскольку постоянное воссоздание смыслов приводит к

    изменениям индивидуальных образов мира;

    необратимый - сделанное сообщение не может быть возвращено от того, кто

    принял его;

    сложный - осуществляется во многих контекстах и на многих уровнях:

    внутриличностном, межличностном, организационном, социальном, культурном.

    Кроме этого следует учесть еще следующее. Любое действие, совершаемое

    человеком в присутствии других (даже молчание, избегание контакта глаз или

    уход) имеет ценность сообщения. Иными словами, любое действие, которое

    человек может осознать, интерпретировать, наделить смыслом и использовать

    для создания впечатления или образа, имеет отношение к процессу

    коммуникации. Никто не может не вступать в этот процесс, находясь в

    присутствии других.

    (3.2. Модель процесса коммуникации.

    Все, что мы хотим выразить в процессе коммуникации существует в виде

    “ментальных образов”: невысказанных чувств (раздражения, тревоги, радости),

    побуждений (желаний, потребностей), воображаемых картин реальности (как

    будет выглядеть работа после ее завершения) и т.д. Поскольку люди не могут

    непосредственно читать мысли друг друга, “отправитель информации” должен

    каким-то образом закодировать свое сообщение и использовать какой-либо

    информационный канал, чтобы оно дошло до “получателя информации”:

    информационный канал

    Существует много способов, посредством которых мы можем “доставить”

    свое сообщение по адресу: например, выражать его словами устно или в

    письме. В этом случае мы будем иметь в виду два различных используемых

    канала коммуникации.

    Коммуникационные каналы (средства)- это инструменты или приемы,

    способствующие передаче коммуникационного сообщения. Но это не просто

    средства, обеспечивающие контакт участников коммуникации. Коммуникационные

    каналы помогают достичь общего понимания того, кто к кому обращается, с

    какой целью, по какому поводу, в каких условиях, с какой степенью доверия.

    Кроме того, в качестве канала коммуникации могут быть использованы и

    невербальные средства: прикосновение, особая поза, жест и т.д. Проходя по

    каналу коммуникации, сообщение достигает “получателя информации”, который,

    для того чтобы правильно понять его, должен раскодировать его. Понятно, что

    основным средством кодирования и раскодирования информации служит

    письменная и устная речь.

    Эта модель коммуникации носит название линейной. Линейная модель

    коммуникации характеризует этот процесс как односторонний: информация

    передается от “активного” источника к “пассивному” получателю. Мысли,

    эмоции, смыслы (т.е. ментальные образы) принимают вид сообщения и

    “внедряются” в получателя информации. Однако, более или менее полно

    отображая процесс коммуникации, например, в случае радио- или телевизионной

    передачи, линейная модель перестает работать при рассмотрении межличностной

    коммуникации. Она не учитывает реакцию на сообщение получателя информации.

    Эта реакция (вербальная или невербальная) является обратной связью, а

    модель коммуникации, учитывающая наличие обратной связи называется

    интерактивной:

    В данном случае, естественно, сохраняется кодирование и

    раскодирование информации, разнообразные коммуникационные каналы. Однако,

    наиболее важно, что в процессе коммуникации отправитель информации в то же

    время является и ее получателем, и наоборот, тот, кто получает информацию,

    не остается пассивным, а в той или иной форме реагирует на поступающие к

    нему сигналы. Функция обратной связи состоит в том, чтобы по мере развития

    коммуникационного процесса обеспечить согласованность “ментальных образов”

    вовлеченных в него людей,

    Однако по собственному опыту мы знаем, что достичь согласованности

    (иначе говоря, взаимопонимания) удается не всегда. Объяснить это можно,

    если принять во внимание, что у каждого из участников коммуникации имеется

    свое собственное пространство, которое он использует обмениваясь

    ментальными образами со своими партнерами. При этом здесь имеется в виду не

    просто физическое пространство, но скорее опыт человека в общении, его

    состояние, настроение, социальный статус и т.п. Например:

    партнер А здоров - партнер Б болен

    партнер А прожил долгую насыщенную жизнь - партнер Б молод и неопытен

    партнер А клиент - партнер Б консультант и т.д.

    Проблема личностного пространства в коммуникации настолько важна, что

    необходимо применить еще одну модель - трансактивную:

    информационный информационный

    шум шум

    В этой модели “коммуникатор 1” и “коммуникатор 2” рассматриваются как

    получатели и отправители информации, кодирующие, раскодирующие сигналы

    обратной связи и использующие коммуникационные каналы. Для того, что

    обозначить силы, препятствующие свободному прохождению информации,

    используется понятие “информационный шум”. Шум может быть физическим

    (например, переполненное помещение). Физиологический шум может нарушать

    коммуникацию из-за неблагоприятного биологического состояния коммуникаторов

    (болезнь, усталость). Психологический шум относится к тому или иному

    психологическому состоянию партнеров. Так, например, один из них может быть

    раздражен, или захочет преувеличить значимость того, что он сделал, чтобы

    похвастать, или будет слишком застенчив и т.п. Следует обратить внимание на

    взаимное наложение личностных пространств в процессе коммуникации. Это

    наложение и составляет общий для обоих коммуникаторов смысл, достигаемый в

    общении.

    (3.3. Виды обратной связи в коммуникации.

    Для представителей коммуникативных профессий необходимо правильно

    использовать различные виды обратной связи. Обратная связь - это вербальный

    или невербальный сигнал от получателя информации к его источнику, служащий

    ответом на инициирующее высказывание или поведение. Влияние обратной связи

    сказывается на том , какая информация передается, какие средства

    используются для ее передачи, как воспринимается сообщение. Поэтому она

    имеет сигнальную функцию. С другой стороны, получая обратную связь, мы

    можем изменить смысл и характер сообщения с тем, чтобы добиться большего

    взаимопонимания. В этом случае обратная связь имеет корретивную функцию.

    Количество и качество обратной связи влияет не только на процесс

    непосредственной коммуникации, но и влияет на характер дальнейших

    взаимоотношений партнеров. Поэтому имеет смысл говорить об обратной связи

    как условии эффективной коммуникации. Внимание к тому, какой эффект ваша

    обратная связь имеет на партнера и на вас самих, как она способствует

    достижению целей коммуникации, является одним из компонентов

    профессиональной компетентности в общении.

    Обратная связь может быть директивной (оценочной) и недирективной

    (безоценочной).

    Директивная обратная связь основана на выражении собственной позиции

    и взглядов. Она используется тогда, когда мы хотим, чтобы наша точка

    зренияоказала влияние на образ мыслей или поведение партнера. Здесь надо

    помнить о том, что оценка, критика и даже похвала затрудняют самовыражение,

    приводят в действие механизмы психологической защиты. Непременное условие

    употребления директивной обратной связи - полное понимание обращенного к

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.