МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебные материалы курса Социальная психология

    вам высказывания и обстоятельств, в которых оно сделано. Оценочное

    высказывание (если оно необходимо) следует сделать по возможности

    неопределенным, звучащим как выражение вашей собственной системы взглядов

    или ценностей, не приговор. Целесообразно при этом указать причины, которые

    привели вас к тому или иному оценочному выводу.

    Цель недирективной обратной связи - создать у партнера ощущение

    психологического комфорта, дать ему возможность свободно продолжать

    высказывать свои мысли. Безоценочность обратной связи достигается

    отсутствием в ней мнений или взглядов, особенно выраженных в категоричной

    форме. Безоценочная обратная связь применяется по крайней мере в двух

    случаях: 1) если мы хотим узнать больше, получить нужную информацию; 2)

    если хотим дат возможность партнеру обдумать ситуацию, высказать

    собственную идею или решение.

    В первом случае средствами обратной связи являются соответствующим

    образом сформулированные вопросы и невербальные сигналы, демонстрирующие

    заинтересованнойть. В этих же случаях целесообразно прибегать к

    парафразированию, воспроизведению смысла выражаемого собеседником (подробно

    об этом см. в разделе “Психологическое консультирование”).

    Безоценочная обратная связь ведет к созданию атмосферы

    психологической поддержки, делает общение более открытым. Она используется

    и как “разведка” состояния партнера, и как средство помочь ему справиться с

    его раздражением, неуверенностью и т.п.

    (4. Понятие социальной перцепции.

    Восприятие и познание людьми друг друга подчиняется общим законам

    восприятия - одного из важных познавательных процессов. Процесс восприятия

    позволяет нам упорядочивать, структурировать мир вокруг нас, иными словами,

    придавать ему то или иное значение. Поэтому следует начать с указания на

    уровни структурирования мира.

    1. Селекция. Процесс восприятия начинается с выбора объекта, на

    который стоит обратить внимание. Имеется несколько факторов, влияющих на

    этот выбор:

    * более интенсивные стимулы легче привлекают внимание;

    * повторяющиеся стимулы привлекают внимание; повторяющиеся стимулы

    привлекают внимание; повторяющиеся стимулы привлекают внимание;

    повторяющиеся стимулы привлекают внимание;

    *КОНТРАСТНЫЕ и/или изменяющиеся СТИмулы легче привлекают внимание.

    Селекция - не объективный процесс. Он опосредован субъективным

    опытом, интересами, знаниями и т.д.

    2. Организация. Процесс восприятия состоит и в упорядочивании

    объектов с тем, чтобы придать этому порядку определенный смысл. Примером

    может служить мелодия среди хаоса звуков или распознавание того или иного

    значения синонимов. Процесс организации может оказаться довольно сложным,

    как, например, на следующем рисунке: сколько здесь треугольников?

    3. Интерпретация. Имеется несколько факторов, влияющих на то, как мы

    понимаем то, что воспринимаем:

    * Прошлый опыт.

    * Убеждения по поводу того, как люди должны себя вести или ведут себя

    обычно;

    * Ожидания того или иного поведения со стороны других людей.

    * Знания о воспринимаемом предмете.

    Все эти факторы нередко ведут к искажению восприятия. Чтобы

    преодолеть эту трудность предлагается прием, называемый "Проверка

    восприятия". Он состоит в имплицитных или эксплицитных высказываниях,

    включающих:

    * описание информации, полученной по сенсорным каналам;

    * возможную интерпретацию информации;

    * просьбу о подтверждении интерпретации

    Например, сравните:

    а) “Почему ты на меня сердишься?”

    б)“Когда выходя ты хлопнул дверью, я решил, что ты сердишься на меня. Это

    действительно так?”

    или:

    а)”Что с тобой происходит?

    б) “Последнее время я редко вижу тебя веселым. Это заставляет меня думать,

    что ты чем-то озабочен. Я прав или нет?”

    Тренировка: сделайте трехступенчатую верификацию следующих ситуаций:

    1. Как вам кажется, вы предложили преподавателю ценную идею.

    Последний безразлично взглянул на вас и сказал, что немедленно подумает об

    этом. После этого прошло три недели.

    2. Обычно дружелюбно настроенный знакомый не здоровается с вами три

    дня подряд.

    (4.1. Что влияет на процесс межличностного восприятия?

    1. Социальные роли. Универсальность социальных ролей объясняется связью их

    происхождения с принципами организации общества - генетическим,

    родственным, профессиональным и т.д. Поэтому каждый человек является

    носителем целого репертуара ролей:

    * дитя, старик, мужчина, женщина - роли, данные нам биологически;

    * мать, отец, сын и т.д. - роли, определенные связью (в данном случае

    родственной) с другими людьми;

    * учитель, врач, менеджер - роли, задаваемые содержанием профессиональной

    деятельности.

    Определение того, что такое социальная роль, включает в себя

    несколько пунктов:

    * сущность социальной роли, ее содержание не зависят от индивидуальности

    человека;

    * однако содержание социальной роли рождает определенные требования к ее

    носителю, которые обусловлены ожиданиями со стороны других людей: “оценка”

    исполнителя зависит от того, насколько полно он оправдывает эти ожидания;

    * исполнение социальной роли связано с индивидуальными психологическими

    особенностями человека - сущность социальной роли “мать” внеиндивидуально,

    но нет двух одинаковых матерей.

    Влияние социальной роли на межличностное восприятие может заключаться в

    следующем:

    * ожидания со стороны окружающих не четко определены (ролевая

    неопределенность);

    * носитель роли может имеет разные ожидания со стороны тех, с кем вступает

    в контакт (ролевая перегрузка);

    * т.к. у человека всегда больше, чем одна роль, их характеристики могут

    приходить в противоречие друг с другом (ролевой конфликт).

    Задание: продумайте примеры, иллюстрирующие каждый из названных

    факторов, влияющих на межличностное восприятие.

    2. Самооценка. Самооценка - это компонент образа-Я, отражающий мнение

    человека по поводу собственной ценности. Люди с низкой самооценкой склонны

    иметь на себя негативный взгляд. Они испытывают чувство зависимости, имеют

    трудности в общении, сомневаются в своих силах. Высокая самооценка,

    напротив, дает возможность человеку чувствовать себя уверенно, независимо,

    комфортно. Хотя считается, что иметь высокую самооценку предпочтительнее,

    т.к. она ассоциируется с лучшими результатами в работе и получении от нее

    большего удовлетворения, новейшие исследования позволили выявить и

    некоторые ее изъяны. Например, люди с высокой самооценкой имеют тенденцию

    проявлять эгоизм и хвастливость в ситуациях, где они испытывают давление.

    Таким образом, высокой самооценка, как и многое другое хорошее в жизни,

    должна быть в меру.

    Самооценка возникает под влиянием обстоятельств и того как к нам

    относятся окружающие. Важно, однако, при этом понимать, что влияние на

    самооценку оказывает мнение не всех людей, а только тех, которых человек

    относит к своей референтной группе. Референтной группой называется реальная

    или условная социальная общность, с которой человек соотносит себя как с

    эталоном и на нормы, мнения, ценности которой он ориентируется в своем

    поведении.

    В процессе межличностного восприятия следует иметь в виду следующее:

    |Люди с высокой самооценкой |Люди с низкой самооценкой |

    |1. Думают хорошо о других |1. С неприязнью относятся к |

    | |другим. |

    |2. Ждут принятия от других. |2. Хотят от других сочувствия, |

    | |жалости. |

    |3. Не опасаются оценок со |3. Чувствительны к возможной |

    |стороны других. |негативной реакции со стороны |

    | |других, боятся зрителей. |

    |4. С теми, за кем признают |4. Со стороны тех, в ком видят |

    |преимущество, не испытывают |превосходство, чувствуют угрозу.|

    |стеснения или напряжение | |

    |5. Способны защитить себя от |5. Испытывают трудности при |

    |негативных оценок |необходимости защититься от |

    | |негативных оценок. |

    ( 4.2. Наиболее типичные ошибки межличностного восприятия.

    Наиболее типичным ошибками являются следующие:

    1. Мы попадаем под влияние того, что наиболее очевидно.

    2. Мы попадаем под влияние первого впечатления.

    3. Мы склонны воспринимать других похожими на нас.

    4. Мы склонны придавать негативным чертам больше значения, чем

    позитивным.

    5. Мы склонны обвинять не ситуацию, а людей тогда, когда являемся

    жертвами

    Задание: приведите примеры, иллюстрирующие каждую из вышеназванных ошибок

    в межличностном восприятии.

    ( 4.3 Эмпатия

    Все сказанное выше иллюстрирует, что мы действительно выбираем,

    организуем и интерпретируем поведение других людей не всегда точно. В

    профессиональном общении возникает задача научиться понимать людей не

    только со своей собственной, но и с их позиции. Способность “ставить себя

    на место других”, “влезать в шкуру” другого человека называется эмпатией.

    Эмпатия - производное от греческих слов, которые означают

    “чувствование”. Подразумевается, что эмпатия - это нечто большее, чем

    просто интеллектуальное понимание партнера. Она требует восприятия

    объектов, ситуаций, людей такого же как и у человека, чьи мысли и чувства

    мы пытаемся понять. Эмпатируя, мы понимаем глубокие мотивы поступков

    человека, переживаем во многом сходные с ним эмоции.

    Эмпатия отличается от симпатии. Слово “симпатия” происходит от

    греческого “сочувствие”. В этом случае мы переживаем свои собственные

    чувства по отношению к кому-либо (например, расположение, дружелюбие и

    т.д.)

    Эмпатия улучшает межличностные отношения, однако развивать в себе эти

    способности совсем не просто. Прежде всего необходимо научиться особое

    отношение к себе, ситуации и партнеру. Составляющими такого отношения

    являются следующие качества:

    *Открытость. Здесь имеется в виду способность на время “отложить в

    сторону” свои собственные убеждения, точку зрения, ценности и

    сконцентрироваться на убеждениях, точке зрения и ценностях другого. Это

    особенно трудно, когда позиция партнера радикально отличается от вашей.

    Первая реакция - подумать и сказать что-то вроде “Это глупо!”, “Я бы на

    твоем месте ...” и т.п. Открытости трудно достичь, т.к. многие люди

    смешивают понимание точки зрения другого и принятия ее. Однако понимание и

    принятие чьей-то позиции далеко не одно и то же.

    *Воображение. Воображение необходимо, чтобы представить себе

    эмоциональный фон поведения и/или мысли другого. Счастливый в семейной

    жизни или одинокий человек должен использовать воображение, чтобы

    “эмпатировать” причины развода своего друга. Так же, как психолог-

    консультант, чтобы проникнуть в существо проблемы клиента.

    *Приверженность. Проявить эмпатию вовсе не просто. Поэтому следует

    искренне желать проникнуть в скрытый или искаженный манипуляциями

    внутренний мир партнера. Слышать то, с чем вы не согласны, или то, что вам

    не нравится, не всегда приятно и требует времени. Если вы стремитесь быть

    эмпатичным, будьте готовы преодолевать трудности.

    (5. Цели и структура взаимодействия (интерактивная сторона общения)

    Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного

    воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную

    обусловленность и связь (Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского,

    М.Г. Ярошевского).

    Это определение взаимодействия необходимо дополнить некоторыми

    существенными характеристиками:

    1. Взаимодействие осуществляется на вербальном и невербальном уровне.

    Вербальными средствами, т.е. словами, речью, мы передаем мысли, делимся

    наблюдениями, отдаем распоряжения и т.д. То же самое можно делать и с

    помощью невербальных средств - жестов, мимики, поз, интонации голоса,

    взгляда. Невербальные средства чрезвычайно многообразны, и часто имеют

    решающее значение осуществлении взаимодействия. Можно привести следующую

    классификацию типов невербальной коммуникации:

    1. Кинестетические - связанные с движениями тела

    *Положение тела в пространстве

    *Поза

    *Жесты

    *Мимика

    2. Голосовые

    *ударение

    *выделение слов

    *тон

    *тембр

    *громкость

    *паралингвистические (восклицания, вздохи и т.п.)

    3. Прикосновения

    *какой и к какой части тела

    *как долго длится контакт

    *есть ли ответное движение

    *присутствует ли кто-нибудь еще

    *какие уже сложились взаимоотношения

    4. Одежда

    *обозначает социальный статус

    *обеспечивает идентификацию с социальной группой

    *является украшением и средством сексуальной привлекательности

    5. Дистанция

    *интимная

    *межличностная

    *социальная

    *публичная

    6. Территория

    *своя

    *чужая

    2. Во взаимодействии поведение универсально

    В ситуации взаимодействия поведение не может быть лишено универсальности.

    Даже если нам кажется, что мы “ничего не делаем”, у партнера создается

    впечатление о нашем состоянии, мыслях, возможных будущих поступках.

    Прочитывание происходит на невербальном уровне и возникает еще до того, как

    произнесено первое слово. Э. Берн указывал, что взаимодействие возникает в

    тот момент, когда человек осознает, что не находится в одиночестве.

    3. Ответственность за качество взаимодействия распределяется обоюдно.

    Восприятие мыслей и состояния человека нельзя абсолютизировать. Его

    поведение зависит от того, каким он сам видит себя в той или иной ситуации.

    Оценка не всегда совпадает с образоя-Я другого человека Неприятие этого

    факта приводит к обострению взаимоотношений тогда, когда кто-либо

    отказывает партнеру в праве видеть ситуацию своими глазами, навязывает ему

    свое мнение. Для любого человека естественно создавать собственный образ

    партнера и ситуации. Поэтому взаимодействие может быть эффективным только в

    условиях равенства и взаимного уважения, а ответственность за создание

    атмосферы доверия во взаимоотношениях лежит на всех партнерах и

    распределяется поровну.

    Определение взаимодействия требует так же уточнения его структуры и

    целей.

    1. Структура взаимодействия

    Наше взаимодействие с людьми можно рассматривать как процесс, со

    своими строгими правилами последовательности действий. Действительно, мы не

    задумываясь принимаем позу или выражение лица отличное от тех, которые

    имели бы в одиночестве, стоит другим людям нарушить его. При встрече с

    незнакомым человеком мы автоматически выбираем дистанцию большую, чем та,

    на которой мы бы общались с приятелем. Если эта дистанция непреднамеренно

    уменьшается, мы приносим извинения с помощью давно устоявшихся словесных

    штампов. Для тренировки сами попробуйте нарушить ритуальный порядок

    взаимодействия, а если боитесь, попробуйте вообразить себе такого человека.

    Еще один пример - разговор. Здесь неизбежно присутствует ряд этапов,

    без которых взаимодействие немыслимо. Во-первых, это установление контакта.

    Нами используется набор невербальных и вербальных сигналов для того, чтобы

    сообщить друг другу о готовности вступить в контакт. Вновь представьте

    ситуацию, в которой говорящий или слушающий недостаточно подготовлены к

    тому, что они делают. Не меньшее искусство - окончание разговора, выход из

    контакта. Нарушение фиксированного порядка действий вызывает здесь массу

    неловкостей. Опять не обойтись без набора сигналов, дающих обеим сторонам

    информацию о том, что разговор подошел к концу. При этом, это -

    общепринятые сигналы, понятные как заклинание.

    Поэтому мы можем говорить о структуре взаимодействия. Есть смысл

    выделить в ней два компонента: эксплицитный (внешний) и имплицитный

    (внутренний). Первый составляет этикет. Второй относится к психологической

    стороне взаимодействия. Дело в том, что вступая во взаимодействие, мы

    удовлетворяем целый ряд потребностей, связанных с поддержанием психического

    равновесия. Есть потребности, которые мы можем удовлетворить только вместе

    и посредством других людей. Чаще всего эти потребности кажутся нам

    настолько естественными, что не осознаются, принимаются как нечто

    составляющее фон, задний план сцены. Тем не менее, они сущетсвуют и требуют

    расхода психической энергии. Ритуальный характер взаимодействия позволяет

    экономить силы, не изобретая каждый раз средства для налаживания

    оптимальных отношений.

    2) Цели взаимодействия.

    Цель взаимодействия является удовлетворения ряда социальных

    потребностей.

    *Потребность в предсказуемости ситуации и поведения других людей.

    Одна из потребностей человекасостоит в том, чтобы мир был по возможности

    предсказуем. Огромный и сложный репертуар форм поведения подразумевает, что

    удовлетворить эту потребност не так просто. Однако существование

    имплицитных правил общения помогает решать эту проблему.Предсказуемая

    последовательность общения освобождает от необходимости обращать внимание

    на мелкие детали и направляет внутренние силы на решение более важных

    задач.

    *Потребность в контроле над интимностью/доступностью (регулирование

    внутриличностого пространтства).

    Для поддержания психологического равновесия чедовеку необходимо

    обмениваться с окружающими сигналами о том, насколько он в данный момент

    доступен для других, или в какой степени желает сохранить автономность. В

    физическом смысле мы сохраняем определенную дистанцию от окружающих,

    являющуюся сигналом о степени доступности и готовности к контакту. Имеются

    и другие, кроме дистанции, невербальные сигналы, позволяющие контролироват

    внутриличностное пространство.

    *Потребность в определении принадлежности и статуса.

    Когда люди собираются вместе, они различными способами обозначают свой

    статус и принадлежность к той или иной группе. Они располагаются

    определенным образом относительно друг друга, выражают общность интересов и

    позиций взглядами, жестами, определяют свою близость или отдаленность от

    других.

    *Потребность в поддержании хороших отношений.

    Людям свойственно испытывать потребность в хороших отношениях друг с

    другом. Постоянная агрессивность или неприязнь отрицательно сказываются на

    психическом состоянии. Поэтому взаимодействие - это серия ритуальных

    действий, служащих сигналами наших добрых намерений по отношению к другим

    людям.

    Выделяются два вида обменов для поддержания отношений:

    а) развивающие - те, которые имеют место тогда, когда отношения

    складываются нормально, и следует только сохранить их на том же уровне;

    б) корректирующие - те, которые используются для того, чтобы исправить

    отношения, качество которых не удовлетворяет.

    *Потребность в самопрезентации (самопредъявлении).

    Взаимодействие необходимо, чтобы удовлетворить потребность в

    самоидентификации, в получении сигналов о том, как нас воспринимают

    окружающие. Самопредъявление имеет, по крайней мере, два компонента. Один -

    это контроль за информацией, которую мы предоставляем о себе другим людям,

    давая им возможность составить о себе представление. Другой компонент

    связан с ролью, которую мы играем во взаимодействии. Здесь уместно

    сравнение с театром. Плавное течение пьесы возможно лишь при согласованном

    выполнении актерами своих ролей. Вообразите Мэри Попписн прерывающую

    Гамлета посреди его коронного монолога. В этом смысле различные ситуации

    нашей жизни есть ни что иное как сцены большого спектакля, в каждой из

    которых мы играем определенную роль. (Это - психологические роли: они тесно

    увязаны с социальными, но не сводятся к ним полностью, относятся к способу

    режиссуры социальных ролей).

    Удовлетворение потребности в самопрезентации требует умений

    самораскрытия - т.е. намеренной передачи значимой информации о себе,

    которая иначе не стала бы известна.

    Во-первых, следует различать широту и глубину саморакрытия.

    Верхний овал представляет собой модель различных сфер жизни человека.

    Самораскрытие по широте относится к тому, сколько и какие из своих сфер

    жизни вы преднамеренно делаете открытыми.

    Нижний овал позволяет увидеть, что независимо от широты, информация о себе

    может быть представлена с разной степенью глубины - на уровне клише, т.е.

    станлартных предсказуемых фраз, на уровне фактов - перечисления событий и

    обстоятельств и на уровне эмоций - выражения отношения к себе, другим

    людям, обстоятельствам и ситуациям.

    Еще один подход к феномену самораскрытия предлагают Джозеф Луфт и Харри

    Ингхэм. По начальным буквам их имен эта модель называется “Окно Джохарри”:

    известно самому не известно самому

    о себе о себе

    известно

    другим обо открытая зона слепая зона

    мне

    не известно

    другим обо скрытая зона неизвестная

    зона

    мне

    Ответьте на вопросы:

    *Какую часть относительно какой-либо сферы вашей жизни занимает слепая

    зона? Объясните почему? Объясните достоинства и недостатки такого

    положения.

    *Какую часть занимает ваша слепая зона? Она большая или маленькая из-за:

    недостатка обратной связи?, вашего нежелания использовать обратную связь?

    *В чем возможная проблема взаимоотношений с другими и как ее можно

    устранить, если использовать для объяснения “Окно Джохарри”?

    (5.1. Типы взаимодействия.

    Существует несколько подходов к классификации типов взаимодействия.

    1. Самый естественный способ классифицировать взаимодействие - по

    контексту. Само собой разумеется, что взаимодействие происходит в какой-то

    ситуации, “обрамлении”:

    Основными контекстами являются:

    В дополнение можно назвать еще ряд специфических контекстов

    взаимодействия:

    *терапевтический

    *религиозный

    *академический

    *досуговый

    2. Другой способ дифференцировать типы взаимодействий - учесть степень

    интимности. Контекст взаимодействия не определяет степень близости к тому

    или иному человеку. Близость может быть интеллектуальной , эмоциональной,

    физической. Ирвин Адамс и Даллас Тейлор предложили классифицировать

    разновидности близости в терминах “поверхностности” или “интимности”

    отношений. Это противопоставление хорошо понятно, если вспомнить эффект

    “купейного знакомства”. В разных контекстах характер взаимодействия с теми

    или иными людьми может характеризоваться большей или меньшей степенью

    интимности или поверхностности.

    Для тренировки: вспомните людей с которыми вы взаимодействуете в различных

    контекстах. Определите степень, интеллектуальной, эмоциональной или

    физической близости, относительно на своего “Я”:

    работа семья досуг

    3. Разнообразие взаимодействий можно классифицировать и с точки зрения

    соотношения в них двух переменных: любовь/ненависть и

    доминирование/подчинение. Тимоти Лири предложил рассматривать сочетания

    этих переменных во взаимодействии как стили взаимоотношений:

    любовь

    доминирование подчинение

    ненависть

    На первый взгляд трудно представить человека одновременно склонного к

    доминированию и любви. Однако такой стиль отношений возможен, например во

    взаимодействии родителей с детьми. С другой стороны, сочетание ненависти и

    подчинения возможно у подчиненного во взаимодействии с руководителем.

    Уильям Уилморт описывает в связи с этим несколько возможных типов

    отношений. Так, отношения доминирования и подчинения могут быть:

    -комплиментарными (взаимодополняющими): партнеры ведут себя по-разному. но

    при этом каждый удовлетворяет свои потребности;

    -симметричными: партнеры ведут себя одинаково;

    -параллельными: доминирование и подчинение поочередно проявляется в разных

    контекстах

    Отношения в пространстве любовь-ненависть могут быть “преобладающе

    хорошими или “преобладающе плохими”. Вероятна ситуация, в которой двух

    людей связывает именно взаимная ненависть.

    4. Наконец, есть возможность выявить типы взаимодействия в соответствии с

    характером психологического климата во взаимоотношениях, психологический

    климат зависит от того, оказывают ли и в какой степени партнеры по

    взаимодействию друг другу психологическую поддержку:

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА

    ЕСТЬ, ОТСУТСТВУЕТ,

    если поведение если поведение

    1. Дескиптивно, т.е. ориентиро- 1. Ориентировано на оценки,

    вано на описание, изложение суждения, готовые мнения.

    фактов.

    2. Направлено на поиск путей 2. Преследует цель контролиро-

    решения проблем. вать поведение других людей.

    3. Искреннее, открытое. 3. Неискреннее, манипулятивное.

    4. Демонстрирует внимание, ин- 4. Демонстрирует жесткость

    терес к личности партнера. взглядов, догматизм.

    5. Основано на готовности кор- 5. Нейтрально, безразлично,

    рекции своей позиции в соот- враждебно.

    вествии с изменяющейся

    ситуацией.

    6. Ориентировано на равенство 6. Направлено на достижение

    позиций партнеров. односторонних преимуществ.

    Литература к курсу “Социальная психология”

    Учебники и учебные пособия

    1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1988.

    2. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1995.

    3. Введение в практическую социальную психологию/.Под ред. Ю.М. Жукова, 3.

    Л.А. Петровской, О.В. Соловьевой. - М., 1996.

    4. Майерс Д. Социальная психология. - Санкт-Петербург, 1997

    5. Робер М-А, Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М., 1988.

    6. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969.

    Дополнительная литература

    1. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1984.

    2. Кривченко Т.А. Роль социальной перцепции в процессе подготовки

    социального работника. /Социальная работа. - 1993. -Вып. 8.

    3. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.- МГУ, 1991.

    4. Лебедева М. Конфликт - это нормально //Диалог. - 1991. -2.

    5. Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред.Г.М. Андреевой,

    Я Яноушека. - М., 1987.

    6. Общение и оптимизация совместной деятельности. /Под ред.Г.М. Андреевой,

    Я Яноушека. - М., 1987.

    7.Проблема конфликтологии // Социс. - 1993. - N 9.

    8. Современная зарубежная социальная психология. Тексты /Под ред. Г.М.

    Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А Петровской. - М., 1984.

    Соколова Е.Е. 13 диалогов о психологии. - М., 1995.

    9. Солсо Р. Психология в ХХI веке: к новым пределам точности

    //Психологический журнал. 1996. - Т.17. - N.4.

    10. Таранов П.С. Секреты поведения людей. - Таврия, 1995.

    -----------------------

    получатель

    информации

    рас-

    кодирование

    сообщение

    кодирование

    отправитель

    информации

    отправитель

    информации

    получатель

    информации

    получатель

    информации

    отправитель

    информации

    коммуникатор 2

    коммуникатор 1

    пространство

    пространство

    карьера семья друзья

    учеба секс отдых

    работа хобби планы на будущее

    клише

    факты

    чувства

    Семья

    Взаимодействие с

    *родителями

    *детьми

    *сестрами и братьями

    *женой

    *мужем

    Работа

    Взаимодействие с:

    *руководителем

    *подчиненными

    *коллегами

    Социальный контекст

    Взаимодействие с разными людьми в разных ситуациях

    Я

    Я

    Я

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.