МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учение о физиологии

    изучал поведение цыплят, кошек, собак и обезьян объективным путём. Животное

    помещалось в ящик и могло выйти из него к пище или на свободу, выучившись

    открывать дверцу. В результате наблюдений Торндайк сформулировал три

    главных закона обуения-пользы, эффекта и упражнения. Суть этих законов в

    том, что полезные действия животного, в силу их связи с приятным чувством в

    результате выхода, освобождения из клетки, закрепляются, а вредные,

    вызывающие неприятные чувства, исчезают. Полезные действия становятся тем

    прочнее, чем больше организм в них упражняется. Трондайк и его

    последователи накопили большой и интересный материал относительно скорости

    обучения различных животных, длительности удержания навыков и т.д. В

    отличие от своих предшественников-психологов, оперировавших понятием

    ассоциации идей, Торндайк обратил внимание на ассоциацию между стимулом и

    реакцией организма, как основу поведения животного. Хотя Торндайк в своих

    объяснениях экспериментальных фактов пытался ссылаться на

    нейрофизиологические представления о нервной системе как субстрате

    обучения, решения же проблемы обучения сводилось, по существу, только к

    констатации того, что животные могут приобретать полезные навыки,

    закрепляющиеся в результате упражнения. Бихевиористы, проводя эксперименты,

    не обращали внимание на самое главное- на мозговые процессы, возникающие в

    результате действия стимула, вследствие которых развивается ответнаая

    деятельность организма. При этом бихевиористы не отрицали накличия сознания

    и мышления как функции мозга, возможных мозговых механизмов. Однако они не

    стремились их изучать, полагая, что это неосуществимо.

    Возникновение бихевиоризма было прогрессивным явлением в истории

    психологии, нанесшим удар идеалистическим представлениям о психической

    деятельности. Это направление показало, что ассоциация- связь не между

    идеями, а между стимулом и ответом организма. Это был своего рода научный

    протест против адетерминизма и антропоморфизма в психологии. Однако отказ

    от изучения нервных механизмов поведения слишком сильно сужал значение

    этого научного направления. Противоречие между результатами эксперимента и

    попытками их объяснить привели в 20-30х годах к распаду бихевиоризма на

    несколько ветвей. Так, одни исследователи считали, что вся психическая

    деятельность сводится к операциям, действиям (Б. Скинер), а другие

    придавали исключительное значение мотивам, побуждениям, стремлениям

    организма к цели (Э. Толмен).

    В дальнейшем необихевиористы стали широко пользоваться достижениями

    нейо физиологии, биологии, физики, химии и математики и их методиками при

    объяснении результатов своих экспериментов.

    Несмотря на значительный сдвиг в методическом подходе к поведению

    животных, необихевиористы в метологических трактовках экспериментов

    недалеко ушли от родоначальников своего направления. Их убеждения остались

    позитивистскими: связь стимула и реакции они понимают не как результат

    причинно-следственной зависимости, а как корреляционное отношение.

    Иной подход к изучению психических явлений связан с направлением,

    получившим название гемтальпсихологии. Представителями этого направления

    были, главным образом, немецкие психологи: Коффка(1886-1941), В.

    Кёллер(1887-1967), К. Левин(1890-1947) и др. Основная идея этих психологов

    состояла в том, что восприятие всегда целостно и обучение должно

    рассматриваться не как образование ассоциации между стимулом и реакцией, а

    как некоторая «реорганизация перцептивной деятельности» (перцепция-

    восприятие). С точки зрения гемтальтистов, бихевиористы незаслуженно

    упрощают взаимоотношения между восприятием организмом внешней среды и

    ответной реакцией организма. Целостное восприятие, по мнению сторонников

    этого направления, не может быть выведено из отдельных его частей, в нём

    всегда присутствует ещё нечто, что характеризует своеобразие данного

    образа, или, пользуясь терминологией Левина, данного перцептивного поля.

    Однако гемтальтисты, как и бихевиористы, не пытались связывать свои

    представления с конкретным механизмом мозговой деятельности. Идеи

    гемтальтпсихологии нашли в дальнейшем некоторое развитие в различных

    кибернетических теориях и в попытках машинного моделирования деятельности

    мозга, но они почти ничего не дали для изучения его реальной работы.

    Предпосылки возникновения учения о высшей нервной деятельности.

    Благодаря трудам И.П. Павлова возникла и развилась физиология ВНД,

    основная задача которой- изучение закономерностей и механизмов работы

    головного мозга.

    Мы уже рассмотрели те общие истоки изучения деятельности мозга,

    которые были связаны с развитием различных областей психологии, и в первую

    очередь с экспериментальной психологией и зоопсихологией. Однако помимо

    этих общих предпосылок значительно большее влияние на возникновение учения

    о ВНД оказали успехи в физиологии, и в первую очередь в физиологии ЦНС.

    Поэтому, говоря о непосредственных истоках павловской теории работы мозга,

    следует указать на главные предпосылки.

    Первой предпосылкой следует считать работы И.М. Сеченова о центральном

    торможении, последствиях (сохранении следов возбуждения) в нервной системе,

    суммации подпороговых раздражений, ритмической, электрической активности в

    продолговатом мозге и его знаменитую гипотезу о рефлекторных механизмах

    мозга.

    Второй педпосылкой послужили достижения отечественной и зарубежной

    физиологии, сосредоточившей внимание на роли нервной в деятельности

    организма, при этом существенную рорль нервной системы в деятельности

    организма, при этом единственную роль сыграли клинические наблюдения и идеи

    С.П. Боткина(1832-1889). В результате этого формировался «нервизм», т.е.

    направление, придающее доминирующее значение нервной системе в регуляции

    функций организма, поддержании его целостности и адаптации к среде.

    Третьей предпосылкой явился материалистический взгляд на психику,

    получившей дальнейшее развитие в трудах русских революционных демокритов

    В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена(1812-1870), Д.И. Писарева(1840-

    1868), Н.Г. Чернышевского(1828-1889) и др. В борьбе с крепостничеством и

    самодержавием они формировали новое мировоззрение, для обоснования

    которого находили доказательства не только в общественных, но и в

    естественных науках. Для них было очевидно, что представления психологов и

    философов-идеалистов о душе, отделённой от тела человека, не подтверждены

    опытом, они вытекают не из экспериментов и наблюдений, а из чистого

    умозрения. «Сами выдумали,-говорил Герцен,- духовные силы, да удивляются,

    что их ни найти нельзя, ни понять нельзя». Весьма резко и с большим

    убеждением против идеалистических взглядов на психику выступали все

    революционеры-демократы.

    Из сказанного следует, что павловское учение зиждётся, главным

    образом, на успехах отечественной научной мысли, которая, в свою очередь,

    уходит корнями в развитие революционно-демократических идей в России.

    Достаточно напомнить, что филосовской предпосылкой развития русской

    физиологии, основоположником которой стал И.М. Сеченов, послужили воззрения

    революционных демократов. Они оказали влияние и на научное мировоззрения

    И.П. Павлова. Даже если бы не знали того факта, что И.П. Павлов, будучи

    семирамистом, вместе с товарищами тайком от начальства читал сочинения

    Писарева и другие запрещённые книги, что И.М. Сеченов поддерживал личное

    знакомство и дружбу со многими передовыми людьми своего века, то, судя по

    преемственности основополагающих научно-методологических, филосовских

    представлений, можно было бы сказать, что такое влияние действительно

    имелось.

    Д.И. Писарев в статье «Пчёлы» отмечал, что вздорные теории публицистов

    и историков будут разлетаться подобно мыльным пузырям до тех пор, пока их

    авторы не станут на «твёрдую основу фактов». «Словыа и иллюзии,-говорил он,-

    гибнут,-факты остаются». И.П. Павлов незадолго до смерти писал в знаменитом

    завещании молодёжи: «Факты-это воздух учёного. Без них ваши теории-пустые

    потуги». Великий физиолог с предельной ясностью, так же как и его

    предшественики-революционые демократы, понимал соотношение фактов и теории.

    Он часто изменял свои предположения, теоретические выводы, если этого

    требовали факты. Вместе с тем И.П. Павлов постоянно стремился к широким

    обобщениям, к создании большой теории, поэтому завещал молодёжи: «…изучая,

    экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов.

    Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь прониктнуть в тайну их

    возникновения. Настойчиво ищите законы, или управляющие». Такое

    представление о соотношение эксперимента и теории вытекает из

    материалистического решенифя основного филосовского вопроса в пользу

    материи и развивает, как говорил А.И. Герцен, «… истинные понятия об

    отношении мышления и бытия». Здесь находит продолжение мысль Сеченова,

    возникшая впервые в истории физиологии, о существовании мира независимо от

    человека и о том, что познание мира объективного возможно только через

    органы чувств, результаты деятельности которых « суть источники всей

    психической деятельности».

    И.М. Сеченов в 1863г. в гениальном труде «Рефлексы головного мозга»

    попытался представить физиологические механизмы этой деятельности. Он был

    глубоко убеждён в том, что первоначальная причина всякого поступка лежит

    всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая

    мысль невозможна, следовательно, всякое воздействие извне на человека и

    ответная деятельность человека находится в причинной связи. Связь эта

    осуществляется через головной мозг- по типу рефлекторной реакции.

    И.М. Сеченов впервые аргументировано доказал, что психические процессы

    должны стать объектом физиологического изучения. Эту мысль Сеченов развил и

    обосновал в статье « Кому и как разрабатывать психологию?». Он писал, что

    все психические акты, совершающиеся по типу рефлексов, должны быть

    подвергнуты физиологическому исследованию. К сфере физиологии относилось

    непосредственное начало рефлекса, чувственное возбуждение, вызываемое

    извне, и конец- движение, но физиология должна изучать и середину

    рефлекторного акта, т.е. «психический элемент в тесном смысле слова»,

    который очень часто, если не всегда, оказывается, по существу, не

    самостоятельным явлением, а интегральной частью всего процесса в челом.

    Согласно его взгляду, мысль- это рефлекс с заторможенным эффекторным

    концом, а аффекты- усиленные рефлексы в результате повышенного процесса

    возбуждения. Эти оригинальные идеи были творчески развиты Павловым,

    сосредоточившим всё внимание на психическом элементе, на интегральной части

    (по Сеченову) рефлекторного процесса, благодаря изменчивости которой

    организм- относительно замкнутая система- может активно приспосабливаться к

    среде, «уравновешивать» её.

    Основные законы работы головного мозга, раскрытые И.П. Павловым,

    подтверждают гениальные предвидения И.М. Сеченова. И.П. Павлов считал, что

    главным «толчком» к его решению- объективно изучать работу головного мозга-

    послужило испытанное в юношеские годы «…влияние талантливой брошюры

    Сеченова, отца русской физиологии, под заглавием «Рефлексы головного мозга»

    (1863). «В этой брошюре была сделана- и внешне блестяще- поистине для того

    времени чрезвычайная попытка(конечно, теоретическая, в виде физиологической

    схемы) представить себе наш субъективный мир чисто физиологически»( И.П.

    Павлов, 1973, с10).

    В книге И.М. Сеченова нашли развитие материалистические взгляды

    Ламерти о машинности работы головного мозга. Разумеется, это не были

    попытки отожествления работы мозга и машин. Взгляды великого физиолога были

    основаны на фактических данных о работе органов чувств и мышц как

    чувствительных приборов. Он говорил об естественном развитии взгляда на

    машинность мозга в силу развития техники, но это был только приём, подход,

    метод анализа.

    И.М. Сеченов при этом мудро предупреждает, что «…мозг- ведь это самая

    причудливая машина в мире. Будем же скромны и осторожны в заключениях». (

    И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, 1952, с149.) Обратив внимание

    на роль кинестезии в мышечном движении, он отчётливо сформулировал

    представление об этом виде рецепции, как об обратной связи. Сеченов считал,

    что при движениях от мышц в мозг поступают импульсы, которые служат

    сигналами состояния мышц. В результате многократных повторений сигналы или

    их следы (воспоминания) вызывают движения. Эти мышцы И.М. Сеченова стали

    основой представления И.П. Павлова и его последователей о механизмах

    произвольных движений. В наше время они приобрели особое значение в связи с

    применением кибернетической теории обратных связей в нейрофизиологии и с

    представлением о саморегуляторных механизмах нервной системы.

    Павловская физиология высшей нервной деятельности принципиально

    отличалась от экспериментальной психологии, в частности от американского

    бихевиоризма, тем, что ставила своей целью изучения механизмов работы

    головного мозга, полностью отрицая наличие каких- либо явлений, которые

    нельзя познать объективно. К этому времени в России уже сформировалось

    материалистическое направление в психологии, неразрывно связанное с

    психиатрией и отличавшееся от направления русских психологов- идеалистов

    Г.И. Челпанова, А.И. Веденского и др.. Н.Н. Ланге, изучавший время

    реакции, сформулировал теорию моторного внимания, основанную на зависимости

    двигательного акта от мышечного чувства и развивавшую взгляд И.М. Сеченова

    на роль кинестезии в мышечном движении. Психиатры С.С. Корсаков и А.А.

    Токарский считали, что источником познания человека служат ощущения,

    возникающие в мозге в результате воздействия внешнего мира на органы

    чувств. Они пропагандировали внедрение в психологию объективного метода

    исследования. Психиатр, анатом и психолог В.М. Бехтерёв, начавший в 1906

    году изучение приобретённой рефлекторной деятельности мозга человека и

    животных объективным методом, по праву считается одним из основоположником

    материалистического изучения психики человека.

    Психолог А.Ф. Лазурский в теории индивидуальных особенностей исходит

    из представления о различных нервных центрах и обусловленности характера

    человека его нервными процессами. Таким образом, новые физиологические

    представления И.П. Павлова не были чужды взглядам отечественных

    прогрессивных психологов. Значительную роль сыграла теория И.П. Павлова в

    развитии советской психологии. Не без влияния с её стороны эта наука

    порвала связь с откровенно идеалистическими направлениями и

    механистическими заблуждениями, существовавшими в дореволюционное время.

    Зарубежные физиологи отнеслись к начинаниям И.П. Павлова либо

    сдержано, либо явно отрицательно. Выдающийся английский физиолог 20-ого

    века, глава крупнейшего неврологического направления Ч. Шеррингтон при

    встрече с Павловым сказал, что теория условных рефлексов не найдёт

    применения в Англии, потому что от этих рефлексов «пахнет материализмом».

    Именно в материализме и было всё дело. Павлов взял на себя смелость

    прикоснуться к традиционно запретной для физиологии функции, именовавшейся

    психической и находившейся в ведении психологии и философии.

    В настоящее время условные рефлексы изучают в США, Японии, Германии,

    Польше, Венгрии, Кубе, Уругвае и ряде других стран. В связи с этим созданы

    специальные учреждения, например физиологическая лаборатория им. И.П.

    Павлова в Балтиморе (США), Институт высшей нервной деятельности в Осаке

    (Япония), основаны специальные журналы в США и Чехии, организованы

    Ассоциация высшей нервной деятельности при Международном психиатрическом

    обществе и Американское психиатрическое общество им. И.П. Павлова. Вот

    далеко не полный перечень фактов признания мировой наукой идей Павлова.

    Особенно большое влияние учение И.П. Павлова имело на американский

    бихевиоризм. В 40-х годах вышел ряд монографий (Хилгард и Маркис «Условные

    рефлексы и обучение», 1940;) Халл «Принципы поведения», 1943; Хебб

    «Организация поведения», 1949; и др.), специально посвящённых изучению

    различных сторон условнорефлекторной деятельности. В частности, Халлу

    принадлежит интересная попытка выразить в виде материалистических формул

    связь между такими параметрами, как прочность выработки рефлекса, число

    сочетаний, величины оставления условного стимула от безусловного и

    некоторыми другими. Большую известность приобрела также монография Хебба, в

    которой он высказал ряд интересных гипотез о нейронных механизмах замыкания

    временной связи. Эти тенденции отражены в большинстве современных

    руководств по экспериментальной психологии.

    Современные исследователи приняли объективный метод изучения функции

    мозга- метод условных рефлексов- и стремятся познать природу и внутренние

    механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления, сознания, темперамента,

    характера, сна, сновидений и гипноза, а также роль при этом отдельных

    структур мозга. С этой целью они устремились к изучению глубин мозга, к

    молекулярным, клеточным и субклеточным основам его высших функций.

    Электрофизиологические и нейрохимические микро-методы,

    электронномикроскопическая и вычислительная техника позволяют современным

    исследователям мозга накапливать сведения о внутримозговых процессах. При

    этом достижения классической физиологии не отвергаются, а уточняются и

    становятся основой дальнейших исследований целостной деятельности мозга,

    которая есть следствие работы не отдельных молекул и клеток, а множества их

    систем, составляющих мозговую массу.

    Выводы:

    История науки о психике уходит корнями во взгляды древнегреческих

    философов Демокрита, Платона, Аристотеля и других, и характеризуется

    борьбой двух мировоззрений- материалистического и идеалистического.

    Материалистический взгляд на психику выдержал в течение почти двух с

    половиной тысячелетий сильнейшее сопротивление и притеснение со стороны

    идеализма, который был признан официальной идеологией церкви. Тем не менее

    постепенно, благодаря прогрессу в обществе и науке, материалистическое

    направление в изучении мозга привело к созданию научной теории о работе

    мозга.

    Велика роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в возникновении и развитии

    материалистического подхода к исследованию мозга. Исключительное значение

    приобрела деятельность И.П. Павлова, который, опираясь на выдающиеся работы

    И.М. Сеченова, на материалистические идеи русских революционных демократов,

    на главнейшие достижения отечественной и зарубежной физиологии и медицины,

    заложил фундамент истинного научного исследования психической деятельности.

    Созданная им физиология высшей нервной деятельности, в отличие от ряда

    экспериментально- психологических направлений, поставила своей целью

    выяснение внутренних механизмов работы головного мозга человека и животных.

    Литература:

    1. Анохин П.К. «От Декарта до Павлова».-М. : Медгиз, 1945

    2. Астратян Э.А. «Иван Петрович Павлов». –М. : Наука, 1974

    3. Майоров Ф.П. «История учения об условных рефлексах». –М-Л: Изд-во АН.

    СССР,1954

    4. И.П. Павлов в воспоминаниях современников: -Л. Наука, 1967.

    5. Сеченов И.М.., Павлов И.П., Введенский Н.Е. «Физиология высшей нервной

    системы»- Избр. Труды –М.: Медгиз, 1952, т.1

    6. Ярошевский М.Г. «История психологии»- М.: Мысль, 1996.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.