Учение о физиологии
изучал поведение цыплят, кошек, собак и обезьян объективным путём. Животное
помещалось в ящик и могло выйти из него к пище или на свободу, выучившись
открывать дверцу. В результате наблюдений Торндайк сформулировал три
главных закона обуения-пользы, эффекта и упражнения. Суть этих законов в
том, что полезные действия животного, в силу их связи с приятным чувством в
результате выхода, освобождения из клетки, закрепляются, а вредные,
вызывающие неприятные чувства, исчезают. Полезные действия становятся тем
прочнее, чем больше организм в них упражняется. Трондайк и его
последователи накопили большой и интересный материал относительно скорости
обучения различных животных, длительности удержания навыков и т.д. В
отличие от своих предшественников-психологов, оперировавших понятием
ассоциации идей, Торндайк обратил внимание на ассоциацию между стимулом и
реакцией организма, как основу поведения животного. Хотя Торндайк в своих
объяснениях экспериментальных фактов пытался ссылаться на
нейрофизиологические представления о нервной системе как субстрате
обучения, решения же проблемы обучения сводилось, по существу, только к
констатации того, что животные могут приобретать полезные навыки,
закрепляющиеся в результате упражнения. Бихевиористы, проводя эксперименты,
не обращали внимание на самое главное- на мозговые процессы, возникающие в
результате действия стимула, вследствие которых развивается ответнаая
деятельность организма. При этом бихевиористы не отрицали накличия сознания
и мышления как функции мозга, возможных мозговых механизмов. Однако они не
стремились их изучать, полагая, что это неосуществимо.
Возникновение бихевиоризма было прогрессивным явлением в истории
психологии, нанесшим удар идеалистическим представлениям о психической
деятельности. Это направление показало, что ассоциация- связь не между
идеями, а между стимулом и ответом организма. Это был своего рода научный
протест против адетерминизма и антропоморфизма в психологии. Однако отказ
от изучения нервных механизмов поведения слишком сильно сужал значение
этого научного направления. Противоречие между результатами эксперимента и
попытками их объяснить привели в 20-30х годах к распаду бихевиоризма на
несколько ветвей. Так, одни исследователи считали, что вся психическая
деятельность сводится к операциям, действиям (Б. Скинер), а другие
придавали исключительное значение мотивам, побуждениям, стремлениям
организма к цели (Э. Толмен).
В дальнейшем необихевиористы стали широко пользоваться достижениями
нейо физиологии, биологии, физики, химии и математики и их методиками при
объяснении результатов своих экспериментов.
Несмотря на значительный сдвиг в методическом подходе к поведению
животных, необихевиористы в метологических трактовках экспериментов
недалеко ушли от родоначальников своего направления. Их убеждения остались
позитивистскими: связь стимула и реакции они понимают не как результат
причинно-следственной зависимости, а как корреляционное отношение.
Иной подход к изучению психических явлений связан с направлением,
получившим название гемтальпсихологии. Представителями этого направления
были, главным образом, немецкие психологи: Коффка(1886-1941), В.
Кёллер(1887-1967), К. Левин(1890-1947) и др. Основная идея этих психологов
состояла в том, что восприятие всегда целостно и обучение должно
рассматриваться не как образование ассоциации между стимулом и реакцией, а
как некоторая «реорганизация перцептивной деятельности» (перцепция-
восприятие). С точки зрения гемтальтистов, бихевиористы незаслуженно
упрощают взаимоотношения между восприятием организмом внешней среды и
ответной реакцией организма. Целостное восприятие, по мнению сторонников
этого направления, не может быть выведено из отдельных его частей, в нём
всегда присутствует ещё нечто, что характеризует своеобразие данного
образа, или, пользуясь терминологией Левина, данного перцептивного поля.
Однако гемтальтисты, как и бихевиористы, не пытались связывать свои
представления с конкретным механизмом мозговой деятельности. Идеи
гемтальтпсихологии нашли в дальнейшем некоторое развитие в различных
кибернетических теориях и в попытках машинного моделирования деятельности
мозга, но они почти ничего не дали для изучения его реальной работы.
Предпосылки возникновения учения о высшей нервной деятельности.
Благодаря трудам И.П. Павлова возникла и развилась физиология ВНД,
основная задача которой- изучение закономерностей и механизмов работы
головного мозга.
Мы уже рассмотрели те общие истоки изучения деятельности мозга,
которые были связаны с развитием различных областей психологии, и в первую
очередь с экспериментальной психологией и зоопсихологией. Однако помимо
этих общих предпосылок значительно большее влияние на возникновение учения
о ВНД оказали успехи в физиологии, и в первую очередь в физиологии ЦНС.
Поэтому, говоря о непосредственных истоках павловской теории работы мозга,
следует указать на главные предпосылки.
Первой предпосылкой следует считать работы И.М. Сеченова о центральном
торможении, последствиях (сохранении следов возбуждения) в нервной системе,
суммации подпороговых раздражений, ритмической, электрической активности в
продолговатом мозге и его знаменитую гипотезу о рефлекторных механизмах
мозга.
Второй педпосылкой послужили достижения отечественной и зарубежной
физиологии, сосредоточившей внимание на роли нервной в деятельности
организма, при этом существенную рорль нервной системы в деятельности
организма, при этом единственную роль сыграли клинические наблюдения и идеи
С.П. Боткина(1832-1889). В результате этого формировался «нервизм», т.е.
направление, придающее доминирующее значение нервной системе в регуляции
функций организма, поддержании его целостности и адаптации к среде.
Третьей предпосылкой явился материалистический взгляд на психику,
получившей дальнейшее развитие в трудах русских революционных демокритов
В.Г. Белинского (1811-1848), А.И. Герцена(1812-1870), Д.И. Писарева(1840-
1868), Н.Г. Чернышевского(1828-1889) и др. В борьбе с крепостничеством и
самодержавием они формировали новое мировоззрение, для обоснования
которого находили доказательства не только в общественных, но и в
естественных науках. Для них было очевидно, что представления психологов и
философов-идеалистов о душе, отделённой от тела человека, не подтверждены
опытом, они вытекают не из экспериментов и наблюдений, а из чистого
умозрения. «Сами выдумали,-говорил Герцен,- духовные силы, да удивляются,
что их ни найти нельзя, ни понять нельзя». Весьма резко и с большим
убеждением против идеалистических взглядов на психику выступали все
революционеры-демократы.
Из сказанного следует, что павловское учение зиждётся, главным
образом, на успехах отечественной научной мысли, которая, в свою очередь,
уходит корнями в развитие революционно-демократических идей в России.
Достаточно напомнить, что филосовской предпосылкой развития русской
физиологии, основоположником которой стал И.М. Сеченов, послужили воззрения
революционных демократов. Они оказали влияние и на научное мировоззрения
И.П. Павлова. Даже если бы не знали того факта, что И.П. Павлов, будучи
семирамистом, вместе с товарищами тайком от начальства читал сочинения
Писарева и другие запрещённые книги, что И.М. Сеченов поддерживал личное
знакомство и дружбу со многими передовыми людьми своего века, то, судя по
преемственности основополагающих научно-методологических, филосовских
представлений, можно было бы сказать, что такое влияние действительно
имелось.
Д.И. Писарев в статье «Пчёлы» отмечал, что вздорные теории публицистов
и историков будут разлетаться подобно мыльным пузырям до тех пор, пока их
авторы не станут на «твёрдую основу фактов». «Словыа и иллюзии,-говорил он,-
гибнут,-факты остаются». И.П. Павлов незадолго до смерти писал в знаменитом
завещании молодёжи: «Факты-это воздух учёного. Без них ваши теории-пустые
потуги». Великий физиолог с предельной ясностью, так же как и его
предшественики-революционые демократы, понимал соотношение фактов и теории.
Он часто изменял свои предположения, теоретические выводы, если этого
требовали факты. Вместе с тем И.П. Павлов постоянно стремился к широким
обобщениям, к создании большой теории, поэтому завещал молодёжи: «…изучая,
экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов.
Не превращайтесь в архивариусов фактов. Пытайтесь прониктнуть в тайну их
возникновения. Настойчиво ищите законы, или управляющие». Такое
представление о соотношение эксперимента и теории вытекает из
материалистического решенифя основного филосовского вопроса в пользу
материи и развивает, как говорил А.И. Герцен, «… истинные понятия об
отношении мышления и бытия». Здесь находит продолжение мысль Сеченова,
возникшая впервые в истории физиологии, о существовании мира независимо от
человека и о том, что познание мира объективного возможно только через
органы чувств, результаты деятельности которых « суть источники всей
психической деятельности».
И.М. Сеченов в 1863г. в гениальном труде «Рефлексы головного мозга»
попытался представить физиологические механизмы этой деятельности. Он был
глубоко убеждён в том, что первоначальная причина всякого поступка лежит
всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая
мысль невозможна, следовательно, всякое воздействие извне на человека и
ответная деятельность человека находится в причинной связи. Связь эта
осуществляется через головной мозг- по типу рефлекторной реакции.
И.М. Сеченов впервые аргументировано доказал, что психические процессы
должны стать объектом физиологического изучения. Эту мысль Сеченов развил и
обосновал в статье « Кому и как разрабатывать психологию?». Он писал, что
все психические акты, совершающиеся по типу рефлексов, должны быть
подвергнуты физиологическому исследованию. К сфере физиологии относилось
непосредственное начало рефлекса, чувственное возбуждение, вызываемое
извне, и конец- движение, но физиология должна изучать и середину
рефлекторного акта, т.е. «психический элемент в тесном смысле слова»,
который очень часто, если не всегда, оказывается, по существу, не
самостоятельным явлением, а интегральной частью всего процесса в челом.
Согласно его взгляду, мысль- это рефлекс с заторможенным эффекторным
концом, а аффекты- усиленные рефлексы в результате повышенного процесса
возбуждения. Эти оригинальные идеи были творчески развиты Павловым,
сосредоточившим всё внимание на психическом элементе, на интегральной части
(по Сеченову) рефлекторного процесса, благодаря изменчивости которой
организм- относительно замкнутая система- может активно приспосабливаться к
среде, «уравновешивать» её.
Основные законы работы головного мозга, раскрытые И.П. Павловым,
подтверждают гениальные предвидения И.М. Сеченова. И.П. Павлов считал, что
главным «толчком» к его решению- объективно изучать работу головного мозга-
послужило испытанное в юношеские годы «…влияние талантливой брошюры
Сеченова, отца русской физиологии, под заглавием «Рефлексы головного мозга»
(1863). «В этой брошюре была сделана- и внешне блестяще- поистине для того
времени чрезвычайная попытка(конечно, теоретическая, в виде физиологической
схемы) представить себе наш субъективный мир чисто физиологически»( И.П.
Павлов, 1973, с10).
В книге И.М. Сеченова нашли развитие материалистические взгляды
Ламерти о машинности работы головного мозга. Разумеется, это не были
попытки отожествления работы мозга и машин. Взгляды великого физиолога были
основаны на фактических данных о работе органов чувств и мышц как
чувствительных приборов. Он говорил об естественном развитии взгляда на
машинность мозга в силу развития техники, но это был только приём, подход,
метод анализа.
И.М. Сеченов при этом мудро предупреждает, что «…мозг- ведь это самая
причудливая машина в мире. Будем же скромны и осторожны в заключениях». (
И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, 1952, с149.) Обратив внимание
на роль кинестезии в мышечном движении, он отчётливо сформулировал
представление об этом виде рецепции, как об обратной связи. Сеченов считал,
что при движениях от мышц в мозг поступают импульсы, которые служат
сигналами состояния мышц. В результате многократных повторений сигналы или
их следы (воспоминания) вызывают движения. Эти мышцы И.М. Сеченова стали
основой представления И.П. Павлова и его последователей о механизмах
произвольных движений. В наше время они приобрели особое значение в связи с
применением кибернетической теории обратных связей в нейрофизиологии и с
представлением о саморегуляторных механизмах нервной системы.
Павловская физиология высшей нервной деятельности принципиально
отличалась от экспериментальной психологии, в частности от американского
бихевиоризма, тем, что ставила своей целью изучения механизмов работы
головного мозга, полностью отрицая наличие каких- либо явлений, которые
нельзя познать объективно. К этому времени в России уже сформировалось
материалистическое направление в психологии, неразрывно связанное с
психиатрией и отличавшееся от направления русских психологов- идеалистов
Г.И. Челпанова, А.И. Веденского и др.. Н.Н. Ланге, изучавший время
реакции, сформулировал теорию моторного внимания, основанную на зависимости
двигательного акта от мышечного чувства и развивавшую взгляд И.М. Сеченова
на роль кинестезии в мышечном движении. Психиатры С.С. Корсаков и А.А.
Токарский считали, что источником познания человека служат ощущения,
возникающие в мозге в результате воздействия внешнего мира на органы
чувств. Они пропагандировали внедрение в психологию объективного метода
исследования. Психиатр, анатом и психолог В.М. Бехтерёв, начавший в 1906
году изучение приобретённой рефлекторной деятельности мозга человека и
животных объективным методом, по праву считается одним из основоположником
материалистического изучения психики человека.
Психолог А.Ф. Лазурский в теории индивидуальных особенностей исходит
из представления о различных нервных центрах и обусловленности характера
человека его нервными процессами. Таким образом, новые физиологические
представления И.П. Павлова не были чужды взглядам отечественных
прогрессивных психологов. Значительную роль сыграла теория И.П. Павлова в
развитии советской психологии. Не без влияния с её стороны эта наука
порвала связь с откровенно идеалистическими направлениями и
механистическими заблуждениями, существовавшими в дореволюционное время.
Зарубежные физиологи отнеслись к начинаниям И.П. Павлова либо
сдержано, либо явно отрицательно. Выдающийся английский физиолог 20-ого
века, глава крупнейшего неврологического направления Ч. Шеррингтон при
встрече с Павловым сказал, что теория условных рефлексов не найдёт
применения в Англии, потому что от этих рефлексов «пахнет материализмом».
Именно в материализме и было всё дело. Павлов взял на себя смелость
прикоснуться к традиционно запретной для физиологии функции, именовавшейся
психической и находившейся в ведении психологии и философии.
В настоящее время условные рефлексы изучают в США, Японии, Германии,
Польше, Венгрии, Кубе, Уругвае и ряде других стран. В связи с этим созданы
специальные учреждения, например физиологическая лаборатория им. И.П.
Павлова в Балтиморе (США), Институт высшей нервной деятельности в Осаке
(Япония), основаны специальные журналы в США и Чехии, организованы
Ассоциация высшей нервной деятельности при Международном психиатрическом
обществе и Американское психиатрическое общество им. И.П. Павлова. Вот
далеко не полный перечень фактов признания мировой наукой идей Павлова.
Особенно большое влияние учение И.П. Павлова имело на американский
бихевиоризм. В 40-х годах вышел ряд монографий (Хилгард и Маркис «Условные
рефлексы и обучение», 1940;) Халл «Принципы поведения», 1943; Хебб
«Организация поведения», 1949; и др.), специально посвящённых изучению
различных сторон условнорефлекторной деятельности. В частности, Халлу
принадлежит интересная попытка выразить в виде материалистических формул
связь между такими параметрами, как прочность выработки рефлекса, число
сочетаний, величины оставления условного стимула от безусловного и
некоторыми другими. Большую известность приобрела также монография Хебба, в
которой он высказал ряд интересных гипотез о нейронных механизмах замыкания
временной связи. Эти тенденции отражены в большинстве современных
руководств по экспериментальной психологии.
Современные исследователи приняли объективный метод изучения функции
мозга- метод условных рефлексов- и стремятся познать природу и внутренние
механизмы обучения, памяти, эмоций, мышления, сознания, темперамента,
характера, сна, сновидений и гипноза, а также роль при этом отдельных
структур мозга. С этой целью они устремились к изучению глубин мозга, к
молекулярным, клеточным и субклеточным основам его высших функций.
Электрофизиологические и нейрохимические микро-методы,
электронномикроскопическая и вычислительная техника позволяют современным
исследователям мозга накапливать сведения о внутримозговых процессах. При
этом достижения классической физиологии не отвергаются, а уточняются и
становятся основой дальнейших исследований целостной деятельности мозга,
которая есть следствие работы не отдельных молекул и клеток, а множества их
систем, составляющих мозговую массу.
Выводы:
История науки о психике уходит корнями во взгляды древнегреческих
философов Демокрита, Платона, Аристотеля и других, и характеризуется
борьбой двух мировоззрений- материалистического и идеалистического.
Материалистический взгляд на психику выдержал в течение почти двух с
половиной тысячелетий сильнейшее сопротивление и притеснение со стороны
идеализма, который был признан официальной идеологией церкви. Тем не менее
постепенно, благодаря прогрессу в обществе и науке, материалистическое
направление в изучении мозга привело к созданию научной теории о работе
мозга.
Велика роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в возникновении и развитии
материалистического подхода к исследованию мозга. Исключительное значение
приобрела деятельность И.П. Павлова, который, опираясь на выдающиеся работы
И.М. Сеченова, на материалистические идеи русских революционных демократов,
на главнейшие достижения отечественной и зарубежной физиологии и медицины,
заложил фундамент истинного научного исследования психической деятельности.
Созданная им физиология высшей нервной деятельности, в отличие от ряда
экспериментально- психологических направлений, поставила своей целью
выяснение внутренних механизмов работы головного мозга человека и животных.
Литература:
1. Анохин П.К. «От Декарта до Павлова».-М. : Медгиз, 1945
2. Астратян Э.А. «Иван Петрович Павлов». –М. : Наука, 1974
3. Майоров Ф.П. «История учения об условных рефлексах». –М-Л: Изд-во АН.
СССР,1954
4. И.П. Павлов в воспоминаниях современников: -Л. Наука, 1967.
5. Сеченов И.М.., Павлов И.П., Введенский Н.Е. «Физиология высшей нервной
системы»- Избр. Труды –М.: Медгиз, 1952, т.1
6. Ярошевский М.Г. «История психологии»- М.: Мысль, 1996.
Страницы: 1, 2
|