МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вербальные и невербальные коммуникации. Характеристики общения. Личность как субъект общения

    Успешность коммуникации и коммуникативные навыки

    Поведение коммуникантов в процессе общения преследует определенные

    цели (см. Лекцию Для достижения коммуникативных целей мы пользуемся

    определенными приемами, которые (в зависимости от уровня рассмотрения)

    называют коммуникативными стратегиями, коммуникативными тактиками и

    коммуникативными навыками.

    Коммуникативной целью будем называть (вслед за Е.В.Клюевым)

    стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт.

    Объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязательства по

    послепродажному обслуживанию – это ключевые речевые составляющие

    коммуникативного поведения в данной ситуации, реализующие ту или иную

    коммуникативную интенцию, то есть, намерение индивида-коммуниканта (или

    корпоративного коммуниканта, представляющегося как индивид) осуществить то

    или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью.

    Коммуникативные цели и интенции осуществляются не в вакууме, а в среде

    интенций и целей других коммуникантов, поэтому между словом и делом всегда

    – пропасть. Например, осуществить деприватизацию – интенция левых радикалов

    – наверняка встретит сопротивление противоположной интенции других

    участников социального коммуникативного процесса, социальной

    коммуникативной среды.

    В коммуникативной среде в определенный период устанавливаются

    регламентированные обществом коммуникативные конвенции. Так, наивысшую

    степень регламентации коммуникативных конвенций мы наблюдаем в

    законодательных собраниях ряда стран (этапы прохождения законопроектов),

    сравните это с митингом, где решения принимаются ‘с голоса’ (термин

    Государственной думы, показывающий коммуникативную некомпетентность и

    недоразвитость российской демократии).

    Судебная или научная речь – еще один пример конвенций, различающийся и

    между национальными коммуникативными культурами. Так, в США судебно-

    юридический дискурс является частью часть общей и даже массовой культуры.

    Вспомните, какое огромное количество художественных фильмов посвящено

    судебным разбирательствам. В России же человек признается виновным на

    момент обвинения: Нет дыма без огня. Таким образом, за доказательство

    принимаются слова, а не дела – явный случай семиотического идеализма и

    коммуникативной некомпетентности. Получается, что мифологическая

    ‘справедливость’ приводит к безнаказанным обыскам и задержаниям на улицах

    совершенно невинных людей. Но эти случаи доказывают и то, что слово на

    самом деле является делом, речедействием.

    Коммуникативная стратегия – это часть коммуникативного поведения или

    коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных вербальных и

    невербальных средств используется для достижения определенной

    коммуникативной цели, как пишет Е.В.Клюев, “стратегический результат, на

    который направлен коммуникативный акт”. Стратегия – общая рамка, канва

    поведения, которая может включать и отступления от цели в отдельных шагах.

    Продавцов, в частности, учат стратегии продажи товара через коммуникацию с

    покупателем. Иногда продавец может высказаться плохо о том или ином товаре.

    Но при этом он неявно рекламирует другой имеющийся товар! Продавец (в

    особенности уличный распространитель) может использовать невербальные

    приемы (предложение вместе посмотреть брошюру с иллюстрациями –

    проникновение в личное пространство потенциального покупателя). Мы каждый

    день используем определенную стратегию приветствия для разных людей и для

    разных целей коммуникации с этими людьми. Многие стратегии ритуализируются,

    превращаются в речевые конвенции и теряют ‘рематичность’, информативность.

    Нарушение конвенций, напротив, может рассматриваться как ‘сообщение’ Если

    вы часто опаздываете, и оправдываете свое опоздание, например, плохой

    работой транспорта, то вам перестают верить. Когда же это на самом деле

    происходит, то вашей правде не верят. В этом случае можно даже придумать

    парадоксальный принцип: соври, чтобы поверили. Аналогии в политике

    напрашиваются сами собой: нельзя повторять один и тот же аргумент или

    лозунг: он теряет информативность и степень доверия к нему также падает:

    Слова ветшают, как платье.

    Коммуникативная тактика, в противовес стратегии, как общей канве

    коммуникативного поведения, рассматривается как совокупность практических

    ходов в реальном процессе речевого взаимодействия. Коммуникативная тактика

    – более мелкий масштаб рассмотрения коммуникативного процесса, по сравнению

    с коммуникативной стратегией. Она соотносится не с коммуникативной целью, а

    с набором отдельных коммуникативных намерений.

    Коммуникативное намерение (задача) – тактический ход, являющийся

    практическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели.

    Вспомните предыдущий пример с ‘временной откровенностью’ перед покупателем.

    Такая же ‘временная откровенность’ содержится в риторических фигурах

    политиков, признающихся: “Мы не ангелы, мы простые люди”, хотя

    коммуникативной целью является убедить избирателя именно почти в

    ‘божественной’ исключительности потенциального избранника. Для этого могут

    использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда,

    президент в домашней обстановке и свитере и другие приемы имиджмейкерства).

    Намерение и цель здесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии

    намерение способствует осуществлению общей цели.

    Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированию

    коммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о прошлых

    контекстах и результатах их употреблений – так и коммуникативный опыт

    понимается как совокупность представлений об успешных и неуспешных

    коммуникативных тактиках, ведущих или не ведущих к реализации

    соответствующих коммуникативных стратегий.

    Успешность и неуспешность интертекстуальна, она включается в контекст

    сегодняшнего дня. Так, на заре развития капитализма реклама типа Наш

    ассортимент еще шире (реальный пример их воронежской газеты Ва-Банк) могла

    быть успешной, сейчас это неуспешный тактический ход, который даже может

    разрушить всю рекламную стратегию торговой компании, подорвав ее авторитет

    как источника информации. Недаром один из учебников по PR называется

    Farewell to Hype (Прощай, гипербола). В первые предвыборные рекламные

    кампании в посткоммунистической России популистские лозунги находили

    ‘сбыт’. Сейчас подобный подход кажется все менее и менее эффективным.

    Социально-историческая изменчивость успешности коммуникативных

    стратегий подтверждает еще раз необходимость постоянной исследовательской

    работы в области теории и технологии коммуникации. Анализ коммуникативного

    поведения, в зависимости от его задач, может включать различные аспекты и

    параметры. В книге Г.Г. Почепцова, например, анализируется коммуникативное

    поведение политических лидеров и при этом проводится психологический анализ

    (мотивы, представления, познавательный стиль, темперамент и межличностные

    характеристики), мотивационный анализ (стремление к достижению результатов,

    установление близких отношений, получение и осуществление власти,

    корреляция мотивов с поведением), когнитивный и операционный анализ

    (система и структура взглядов, модель реальности, и более конкретное ее

    воплощение в предпочтениях и действиях коммуникативной личности,

    нарративный анализ (здесь в модель вводится время и понятие

    последовательности коммуникативных действий; коммуникация рассматривается

    как текстовое событие, как ‘сказка’ со своими героями и злодеями, этот

    метод ведет начало от известного исследователя структуры сказок В.Я. Проппа

    и сейчас очень популярен при анализе телевизионных и радионовостей),

    бинарный контент-анализ (анализ высказываний, дискурса по принципу +/–),

    ролевой анализ (роли политических деятелей, например, по Берну: киндер-

    сюрприз, мальчики в розовых штанишках).

    Специалист по ПР должен владеть основными представлениями и основными

    понятиями различных видов анализа коммуникативного поведения индивида.

    Комплексный, многофакторный анализ в наибольшей степени полно позволяет

    ‘разложить по полочкам’ континуум коммуникативной деятельности. Реальность

    такова, что параметры и факторы, учитываемые в разных видах анализа

    действуют одновременно или параллельно, или последовательно, но в любом

    случае нерасчлененно. Задача исследователя увидеть в этом конгломерате

    отдельные причины и факторы в соответствии с известными ему методами. В

    конкретной же ситуации от специалиста по коммуникации может потребоваться

    даже создание новых подходов и методов анализа.

    Специалист, работающий в той или иной сфере общественной коммуникации,

    должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен

    уметь эффективно формировать коммуникативную стратегию;

    уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами

    коммуникации;

    уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника

    коммуникативного процесса.

    Под эффективностью здесь подразумевается соотнесение вербальных и

    невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной

    интенцией и перспективой, системная спаянность элементов коммуникативной

    стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

    НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

    Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.

    Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов, включает

    в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.

    Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим

    условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в

    общении?

    • около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному

    (визуальному) каналу;

    • невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли

    собеседника;

    • наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием

    первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом

    воздействия невербальных факторов – походки, выражения лица, взгляда,

    манеры держаться, стиля одежды и т.д.

    Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны,

    бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

    Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении

    подтверждается экспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова

    (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла,

    звуки, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты.

    Невербальное общение включает в себя пять подсистем:

    1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

    2. Взгляд.

    3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

    - внешний вид собеседника,

    - мимика (выражение лица),

    - пантомимика (позы и жесты).

    4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

    - вокальные качества голоса,

    - его диапазон,

    - тональность,

    - тембр.

    5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой

    относятся:

    - темп речи,

    - паузы,

    - смех и т.д.

    Мы будем изучать три подсистемы, имеющие наибольшее значение, несущие

    максимум информации о собеседнике – взгляд, пространственную и оптико-

    кинетическую подсистемы.

    К средствам кинесики (внешние проявления человеческих чувств и эмоций)

    относят выражение лица, мимику, жестикуляцию, позы, визуальную коммуникацию

    (движение глаз, взгляды). Эти невербальные компоненты несут также большую

    информационную нагрузку. Наиболее показательными являются случаи, когда к

    помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция

    при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет

    сугубо коммуникативную функцию.

    Проксемика объединяет следующие характеристики: расстояния между

    коммуникантами при различных видах общения, их векторные направления.

    Нередко в область проксемики включают тактильную коммуникацию

    (прикосновения, похлопывание адресата по плечу и т. д.), которая

    рассматривается в рамках аспекта межсубъектного дистантного поведения.

    Проксемические средства также выполняют разнообразные функции в

    общении. Так, например, тактильная коммуникация становится чуть ли не

    единственным инструментом общения для слепоглухонемых (чисто

    коммуникативная функция). Средства проксемики также выполняют регулирующую

    функцию при общении. Так, расстояния между коммуникантами во время речевого

    общения определяются характером их отношений (официальные / неофициальные,

    интимные / публичные). Кроме того, кинесические и проксемические средства

    могут выполнять роль метакоммуникативных маркеров отдельных фаз речевого

    общения (Почепцов, Г. Г. Фатическая метакоммуникация // Семантика и

    прагматика синтаксических единств. Калинин, 1981. 52стр). Например, снятие

    головного убора, рукопожатие, приветственный или прощальный поцелуй и т. п.

    Т. А. ван Дейк (Ван Дейк, Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. М.,

    1989. 34ст) в качестве одного из уровней анализа высказывания выделяет

    Паралингвистическую деятельность и относит к ней дейктические и прочие

    жесты, выражение лица, движение тела и физические контакты между

    участниками.

    В принципе, к невербальной сфере относятся силенциальные и

    акциональные компоненты общения. Акциональные компоненты представляют собой

    действия коммуникантов, сопровождающие речь. Например, в ответ на просьбу

    говорящего что-либо сделать (скажем, включить свет, передать газету и т.

    д.) адресат может выполнить требуемое действие. Таким образом, невербальные

    действия могут чередоваться с вербальными в процессе коммуникации. Тем не

    менее природа таких невербальных действий сугубо поведенческая

    (практическая).

    Невербальными по своей сути являются компоненты и других семиотических

    систем (например, изображения, явления культуры, формулы этикета и т. д.),

    а также предметный, или ситуативный, мир . Под ним понимаются объекты,

    окружающие участников коммуникации, а также ситуации, в которых они заняты.

    Обмен невербальной информацией.

    Хотя вербальные символы (слова) — основное наше средство для

    кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные

    символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются

    любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит

    одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен

    взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения,

    поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с

    выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальной

    коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта

    рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам

    передачи значения (смысла).

    По мнению антрополога Эдуарда Т. Холла, лидер ООП Ясир Арафат носит

    темные очки, чтобы люди не могли наблюдать за его реакциями по расширению

    его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас

    что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в арабском мире знают

    уже сотни лет.

    Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как

    мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность

    речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может

    существенно изменять их смысл. Вопрос: “У вас есть какие-нибудь идеи?” — на

    бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Произнесенный резким

    авторитарным тоном с раздражением во взгляде этот же вопрос может быть

    истолкован следующим образом: “Если вы знаете, что для вас хорошо, а что

    плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим”.

    Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при

    обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55%

    сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через

    интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам,

    воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное

    значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее

    слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит:

    “Хорошо... я дам поручение” — то пауза после слова “хорошо” может служить

    признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком

    занят, не хочет давать поручения или не знает, что именно следует

    предпринять.

    Вообразите сцену, которая иллюстрирует, как невербальные символы могут

    создавать шум в процессе обмена информацией. Вы входите в кабинет вашего

    руководителя, чтобы получить определенную информацию о проекте, над которым

    вы работаете. Вы вошли, а он несколько секунд продолжает рассматривать

    бумаги у себя на столе. Затем смотрит на часы и говорит отчужденным

    невыразительным голосом: “Чем могу быть вам полезен?”

    Хотя его слова сами по себе не имеют негативного смысла, язык поз и

    жестов ясно указывает, что вы — нежелательное отвлечение от его работы. С

    каким чувством вы будете задавать вопросы? Какие мысли придут вам в голову

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.