МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Виды нарушений у детей. Поведенческие нарушения у детей

    психических нарушений, в том числе психического дизонтогенеза.

    Высказываемая концепция психопрофилактики исходит из теоретических и

    экспериментальных разработок психологов: Л. С. Выготского — о психической

    активности, В. П. Симонова — об эмоциональном резонансе и эмоциональном

    голоде, М. Клейн — о теории привязанности и Л. Бонд — о феномене

    компетенции младенца и малыша в процессе развития. Все эти предпосылки

    нашли подтверждение в эмпирическом опыте психологии младенца, а позднее в

    педопсихиатрии (микропсихиатрии — в отечественной терминологии). Из многих

    исследовательских результатов известно, что младенец уже с возраста 2 мес,

    а по-видимому, и раньше, активно инициирует контакт с действительностью и

    формирует ее под свои нужды, если взрослый активно помогает ему в этом.

    Самостоятельное взаимодействие младенца с внешним миром, освоение им этого

    мира создает условия для стимуляции психического здоровья ребенка, причем

    даже при изначально неблагоприятных биологических и микросоциальных

    обстоятельствах. Это происходит с помощью формирования новых

    интрапсихических систем как собственных адаптивных реакций ребенка, которые

    могут позволить избежать вредных последствий повреждающих факторов.

    Основным запускающим и формирующим механизмом психического здоровья

    ребенка является окружающая его среда: для младенца — это состояние

    психосоциобиологической системы, или диады мать — дитя Понятно, что от

    состояния психического здоровья матери, но, главное, от ее взаимоотношений

    с ребенком, зависят и состояние его психического здоровья, и его развитие.

    Большое значение имеет адекватность и сила эмоциональных реакций матери,

    связанных с качеством сформированной у нее такой интрапсихической

    структуры, как материнское чувство Последнее складывается у матери во время

    беременности, но начало его лежит во всей ее предыдущей жизни. Материнское

    чувство обусловливает желательность или нежелательность ребенка, которые

    могут быть скрытыми и неосознанными матерью. Материнское чувство регулирует

    отношения между матерью и ребенком в диаде мать — дитя, а следовательно, и

    участвует в формировании у ребенка основных его интрапсихических структур.

    Недостаточность или искаженность материнского чувства нарушает материнско-

    детские взаимодействия, тормозит развитие основных интрапсихических систем

    и лежит в основе материнской депривации. Именно смягчение действия

    материнской депривации, если она уже есть, предотвращение ее появления

    через стимуляцию материнского чувства у матери еще на этапе беременности и

    позже; повышение компетенции матери во взаимодействии и понимании младенца

    и малыша; регулирование формирования основных интрапсихических систем

    младенца — активности, компетентности, привязанности — лежат в основе всей

    новой системы ранней психопрофилактики нарушений психического развития,

    начиная с младенчества. Не меньшую роль играет «эффективность среды», т. е.

    возможность создания оптимальных условий для комфортного самоощущения

    ребенка как фактора профилактики психического дизонтогенеза.

    Ведущие задачи такой психопрофилактики — это диагностика и коррекция

    аномалий развития психических функций младенца и малыша; выявление,

    диагностика и коррекция отклонений внутрисемейных отношений между

    родителями и детьми; психологическая подготовка матери к материнству, а

    отца к отцовству; стимуляция их родительских чувств, повышение их

    компетентности в обращении и понимании своего ребенка, а также активное

    стимулирование психического здоровья самого ребенка через стимуляцию

    развития его основных психических функций: речи, эмоциональных, волевых,

    внимания, познавательных, социального поведения, а также управление

    формированием основных интрапсихических систем ребенка.

    Поведенческие нарушения у детей

    Поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не только родителей, но

    и опытных педагогов, так как воспитательные меры оказываются недостаточными

    для исправления подростков.

    Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание

    нарушением норм, несоответствием получаемым советам и рекомендациям,

    отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования

    семьи, школы и общества. Это поведение, характеризующееся отклонением от

    принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют

    девиантным. Оно включает антидисциплинарные, антисоциапьные, делинквентные

    противоправные и аутоагрессивные (суицидальные и самоповреждающие)

    поступки. Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными

    отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение -

    реакции детей и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится

    на грани нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом,

    но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с

    особенностями физического развития, условиями воспитания и социального

    окружения.

    Оценивая свое тело, подросток констатирует свое физическое

    превосходство, норму или неполноценность и делает вывод о своей социальной

    ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных

    способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть

    пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои

    недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во

    время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание

    формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию

    движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих но

    поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают

    поведение. Акселерированные рослые мальчики убеждены в своей мужественности

    и силе. Они могут не бороться за уважение окружающих. Их уверенности в себе

    способствует и то, что их воспринимают как толковых. В связи этим они

    держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания.

    Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим

    представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают

    потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное

    впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность,

    предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями»

    доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой

    принадлежат. Такая активность приводит к трудностям общения и

    эмоциональному напряжению, которые создают условия для девиантного

    поведения.

    Половое созревание также влияет на поведение. При преждевременном

    половом развитии в одних случаях возникают преимущественно эмоциональные

    расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность,

    вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального.

    При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность,

    неуверенность, импульсивность и трудности приспособления.

    Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено

    психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются

    диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство

    взрослости приводит к завышенному уровню притязаний, Эмоциональность

    становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения,

    быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При

    столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а

    также в ответ на критику физических способностей или внешних данных

    возникают вспышки аффекта. Наиболее неустойчивое настроение отмечается в 11-

    13 лет у мальчиков ив 13-15 лет у девочек. На этот же возраст приходится

    наиболее выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на

    самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация

    способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется

    психосексуальная ориентация. Однако целеустремленность и настойчивость в

    этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью.

    Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью

    и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с

    желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм

    с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом.

    Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и

    общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и

    полом. Половое созревание у современных подростков завершается раньше

    наступления социальной зрелости, Имеющаяся свобода выбора жизненного пути

    удлиняет время приспособления. При этом социальное созревание происходит

    неравномерно и зависит от завершения образования, материальной

    независимости или наступления совершеннолетия. Подросток в некоторых сферах

    жизни может оказаться неприспособленным и тяжело переживать свою

    несостоятельность. Например, располагая авторитетом в группе спортсменов,

    подросток может оказаться совершенно незрелым во взаимоотношениях с лицами

    противоположного пола.

    В течение жизни подростка происходит расширение диапазона социальных

    ролей: ученика, участника самодеятельности, члена спортивной команды и т.д.

    Однако их освоение происходит с трудом, что может привести к большому

    эмоциональному напряжению и нарушению поведения. Среди поведенческих

    нарушений могут быть следующие:

    Гиперкинетическое расстройство поведения.

    Оно характеризуется недостаточной настойчивостью в деятельности,

    требующей умственного напряжения, тенденцией переходить от одного занятия к

    другому, не завершая ни одного из них, наряду со слабо регулируемой и

    чрезмерной активностью. С этим могут сочетаться безрассудность,

    импульсивность, склонность попадать в несчастные случаи, получать

    дисциплинарные взыскания из-за необдуманного или вызывающего нарушения

    правил. Во взаимоотношениях со взрослыми не чувствуют дистанции, дети их не

    любят, отказываются с ними играть. Может быть также расстройство поведения

    и заниженная самооценка.

    Расстройство поведения, ограничивающееся семьей.

    Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее,

    грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и

    родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей,

    жестокость по отношению к ним, поджоги дома.

    Несоциализированное расстройство поведения.

    Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного

    поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями

    взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного

    общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или

    непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных

    связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие,

    жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной

    доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства.

    Обычно ребенок или подросток одинок. Типичное поведение включает

    драчливость, хулиганство, вымогательство или нападение с насилием и

    жестокостью, непослушание, грубость, индивидуализм и сопротивление

    авторитетам, тяжелые вспышки гнева и неконтролируемой ярости,

    разрушительные действия, поджоги,

    Социализированное расстройство поведения.

    Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость,

    прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное

    поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в

    группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной

    компании. С взрослыми, представляющими власть, отношения плохие.

    Смешанные, поведенческие и эмоциональные расстройства сочетание стойко

    агрессивного асоциального или вызывающего поведения с выраженными

    симптомами депрессии или тревоги, В одних случаях выше описанные

    расстройства сочетаются с постоянной депрессией, проявляющейся сильным

    страданием, потерей интересов, утратой удовольствия от живых, эмоциональных

    игр и занятий, в самообвинениях и безнадежности, В других - нарушения

    поведения сопровождаются тревогой, боязливостью, страхами, навязчивостями

    или переживаниями из-за своего здоровья.

    Делинквентное поведение.

    Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени

    криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов

    классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства,

    издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с

    велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция,

    домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания. У 30%-80%

    делинквентных детей - неполная семья, 70% подростков - с серьезными

    нарушениями характера, 66% - акцентуанты. Среди больничных пациентов без

    психоза 40% с делинквентным поведением. У половины из них оно сочеталось с

    психопатией. Побеги из дому и бродяжничество в трети случаев сочетается с

    делинквентностью. Четверть госпитализированных - с побегами.

    Первые побеги происходят в страхе наказания или как реакция протеста, а

    затем превращаются в условно-рефлекторный стереотип. Побеги возникают:

    . как следствие недостаточного надзора;

    . в целях развлечения;

    . как реакция протеста на чрезмерные требования в семье;

    . как реакция на недостаточное внимание со стороны близких;

    . как реакция тревоги и страха на наказания;

    . вследствие фантазерства и мечтательности;

    . чтобы избавиться от опеки родителей или воспитателей;

    . как следствие жестокого обращения со стороны товарищей;

    . как немотивированная тяга к перемене обстановки, которой

    предшествует скука, тоска.

    Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение).

    Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала

    наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в

    подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети

    злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления -

    быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить

    свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для

    веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п. Об

    аддиктивном поведении можно судить сначала по появлению психической

    (желанию пережить подъем, забвение) зависимости, а потом и физической

    зависимости (когда организм не может функционировать без алкоголя или

    наркотика). Появление групповой психической зависимости (стремления

    напиваться при каждой встрече) - угрожающий предшественник алкоголизма.

    Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный

    поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак

    алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

    Девиации сексуального поведения.

    У подростков недостаточно осознанное и повышенное половое влечение. Еще

    не завершена половая идентификация. Поэтому легко возникают отклонения в

    сексуальном поведении. Особенно им подвержены подростки с ускоренным и

    замедленным созреванием. У первых сильное половое влечение возникает

    задолго до социальной зрелости, у вторых - появляется желание

    самоутвердиться, обгоняя сверстников в сексуальной активности. Кроме того,

    отстающие в развитии могут стать объектом совращения своими старшими

    товарищами. Сексуальные девиации у подростков зависят от ситуации и

    являются преходящими. Среди них могут быть визионизм (подглядывание за

    обнаженными), эксгибиционизм (демонстрация своей наготы), манипуляции с

    половыми органами младших детей или животных.

    По мере взросления и при переходе к нормальной половой жизни девиации

    исчезают полностью. При неблагоприятных случаях они становятся дурной

    привычкой и сохраняются наряду с нормальным сексуальным поведением или

    возобновляются при отсутствии нормальной половой жизни, совращающем

    влиянии. Если мастурбация появляется до полового созревания, достигает

    большой частоты, сопровождается невротической симптоматикой или

    депрессивными переживаниями из-за своего поведения, ее следует

    рассматривать как девиацию. Петтинг, т.е. взаимные ласки без совершения

    полового акта, для достижения оргазма, применяется подростками с целью

    избежать дефлорации и беременности. Девиантным его можно считать, если

    практикуется до возраста полового созревания. Возникновение половых

    отношений до полного физического созревания может рассматриваться как

    девиация. Подростковый промискуитет (неоднократная смена партнеров и частые

    половые сношения) - сексуальная девиация. Она нередко сочетается с

    алкоголизацией, которая у одних растормаживает влечения, а у других

    приводит к пассивной подчиняемости.

    Преходящий подростковый гомосексуализм обычно обуславливается

    ситуацией. Часто он проявляется в закрытых учебных заведениях, где

    сосредотачиваются подростки одного пола. У младших подростков эта девиация

    может обуславливаться соблазнением, развращением, подражанием и

    принуждением. Эта девиация чаще обнаруживается у подростков мужского пола,

    чем у девушек. Возможность возникновения преходящего гомосексуализма

    объясняется недостаточной зрелостью полового влечения. В отличие от

    истинного гомосексуализма - всегда привлекателен объект противоположного

    пола.

    Психогенное патологическое формирование личности.

    Это аномальное становление незрелой личности детей и подростков под

    влиянием:

    . уродливого воспитания и хронических психотравмирующих ситуаций;

    . тяжелых переживаний жизненных трудностей;

    . затяжных неврозов;

    . дефектов органов чувств и тела или хронических заболеваний.

    В их развитии играют роль неправильное воспитание, в результате чего

    нередко присоединяются нарушения поведения.

    Описанные здесь поведенческие нарушения нередко ставят в тупик не

    только родителей, но и опытных педагогов, так как воспитательные меры

    оказываются недостаточными для исправления подростков. В этих случаях можно

    добиться заметного успеха с помощью психологов, способных вскрыть истинные

    причины расстроенного поведения и дать необходимые рекомендации.

    Литература:

    1. Ильин Д.Н. Девиантное поведение детей и подростков. С-Петербург.

    1999

    2. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М, 1998

    3. Справочник по психиатрии под ред. академика А.В. Снежневского. М.

    1985

    4. Патология психического развития под. ред. академика А.C.

    Тиганова. М. Научный центр психического здоровья РАМН. 1998

    5. Раттер М. Помощь трудным детям, М. Прогресс, 1987

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.