МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации

    конфликтов. Иногда их называют собственно психологическими

    конфликтами. По мнению В. С. Мерлина основным психологическим

    механизмом конфликта является дезинтеграция" личности [20].

    В новейших неофрейдистских теориях существенное значение в

    развитии личности придается не столько самим мотивам, сколько

    бессознательным формам реагирования на неудовлетворение

    мотива. Неудовлетворение или подавление мотива вызывает

    различные формы агрессивных реакций против реального или

    воображаемого "виновника" неудовлетворения. Направленность

    этих агрессивных реакций на различных "виновников" создает

    установки и отношения личности.

    Важная роль в психологических исследованиях конфликта

    посвящена анализу и описанию внутренних условий конфликтности

    личности и конфликтного поведения. Весомый вклад в разработку

    этой проблемы внес В. С. Мерлин [20]. По мнению В. С. Мерлина,

    «внутренние условия психологического конфликта сводятся к

    противоречию между различными мотивами и отношениями

    личности».

    Другая группа внутренних условий, по мнению В. С.

    Мерлина, вязана с субъективной неразрешимостью ситуации.

    Существуют и другие точки зрения на психологические

    механизмы конфликтов. В ряде исследований отмечалось, что

    таковая имеет когнитивную (Афонькова В. М.), мотивационную и

    ценностно-ориентационную (Семенов В. А. , Ершов А. А. и др.),

    личностную (Гришина Н. В. , Ковалев Г. А.) и социально-

    психологическую основы (Зотова О. И. , Козер Л. и др.

    Психологические исследования конфликтов, объединенные по

    предмету, традиционно рассматриваются по степени вовлеченности

    как внутриличностные, межличностные, индивид-группа и

    межгрупповые.

    Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип

    конфликта.

    Психологические исследования межличностных конфликтов

    являются в настоящее время наиболее распространенными (Анцупов

    А. Я. , Гришина Н. В. , Крогиус Н. В. , Моисеев Д. Л. ,

    Шипилов А.Н. и многие другие). Исследуя межличностные

    конфликты А. В. Филипов отмечал, что причины их возникновения

    неоднозначны и имеют различную природу. С одной стороны, это

    могут быть сугубо психологические - антипатия, активная

    неприязнь на основе значимых личностных различий. С другой

    стороны, причина конфликта может иметь реальную

    производственную или организационную основу. Однако,

    недостаточность общей культуры, воспитания и низкий уровень

    культуры профессионального общения, организационного

    взаимодействия приводят к тому, что производственный или

    организационный конфликт достаточно быстро (а порою -

    стремительно) переходит в межличностный.

    По данным Н. В. Гришиной, межличностные конфликты часто

    имеют внутриличностное происхождение.

    Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью

    соответствует данному нами определению. Здесь участниками

    конфликта являются не люди, а различные психологические

    факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или

    являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности,

    чувства и т. п.

    Внутриличностные конфликты могут принимать различные

    формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой

    конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему

    противоречивые требования. Социальное поведение вообще

    детерминировано не столько внешней ситуацией, сколько

    личностными особенностями человека.

    Межгрупповые конфликты (Бородкин В. М. , Каменев Н. П. ,

    Храмов В. О. , Чекалин В. И. , Шаленко В. Н. , Шепель В. М. и

    др. ) в психологических исследованиях представлены

    ограниченно, в основном связаны с анализом причин

    производственных конфликтов. В таких конфликтах могут

    участвовать противоборствующие группировки в рамках одного

    подразделения; группы, состоящие из членов разных структурных

    единиц (бригад, отделов, цехов и пр.); объединения лиц

    различного служебного ранга и работающих в разных

    подразделениях.

    Конфликты "индивид-группа" также изучены недостаточно. В

    психологических исследованиях таких конфликтов перспективным

    является рассмотрение группы как субъекта деятельности. Тогда

    можно довольно продуктивно проводить некоторые аналогии между

    группой и индивидом, ведь группа также обладает определенными

    представлениями, нормами поведения, системами ожидания, также

    осуществляет постановку целей. Но при этом необходимо

    учитывать специфику группы как противника в конфликте

    (Филиппов А.В.).

    Следующим основанием классификации психологических

    исследований конфликтов является опора на четыре подхода -

    организационный, деятельностный, мотивационный и когнитивный.

    Организационный. В нем конфликт рассматривается в основном

    как процесс или следствие определенных рассогласований в

    функционировании организации (в том числе и малой группы) или

    нарушений социально-психологических связей, обеспечивающих

    стабильность данной системы. (Дубовская Е. М. , Кричевский Р.

    Л. , Журавлев Л. Л. , Зазыкин В. Г. , Китов А. И. , Ершов А.

    А. , Зотова О. И. , Бойко В. В. , Рубахин В. Ф. и многие

    другие).

    Деятельностный связан с изучением закономерности отражения

    в конфликтах предметно-деловых связей, характерных для

    совместной деятельности в коллективе, где эти конфликты имеют

    место. (Ковалев А. Г. , Зазыкин В. Г. , Крогиус Н. В. и др. ).

    Что касается мотивационного и когнитивного подходов, то,

    по мнению А. Я. Анцупова, в отечественной психологии они

    являются, несмотря на свои различия, частями одного подхода -

    личностного. Теоретической основой этого подхода является

    рассмотрение личности как центрального звена конфликтного

    взаимодействия. Не организация (социальная среда) и

    деятельность (система взаимодействий), а именно личность со

    своими намерениями, целями, ценностями, особенностями

    социально-перцептивных процессов, эмоциональных проявлений,

    способов общения чаще всего является объектом исследований

    психологов. Среди публикаций теоретического и эмпирического

    плана можно выделить направления, где изучаются:

    1. мотивы и цели, преследуемые в конфликте (Ю. А. Алешина, Л. Я.

    Гозман, М. Л. Гомелаури, Е. М. Дубовская, А. А. Камынин, В. А.

    Сысенко и др);

    2. познавательные процессы в конфликте (С. Е. Аксененко, А. Н.

    Алексеева, В. В. Заболотин, В. Л. Зливков, А. Н. Ковалев, Н.

    В. Крогиус,

    А. И. Тащева, Н. И. Фрыгина и др);

    3. эмоциональные состояния противоборствующих сторон (С. А.

    Агарков, Н. В. Аликина, А.Ф.Быстрицкая, В.К.Васильев,

    В. П. Галицкий, А. И. Китов, М. А. Новиков, Н. Ф. Феденко и

    др.).

    Анализ личностных аспектов конфликтного поведения

    показал, что имеется немало внутренних условий конфликтности

    личности. Часть из них носит внешний, ситуативный характер, а

    значительная часть - внутренний, обусловленный индивидуальными

    способностями личности.

    В изучении эмоциональных состояний противоборствующих

    сторон следует выделить исследования негативных психических

    состояний, в частности, сильных психологических стрессов.

    Психологические стрессы в свою очередь являются внутренними

    условиями личности, определяющими ее отношения и

    взаимодействия. Длящиеся негативные психические состояния у

    участников конфликтов могут привести к повышению их

    агрессивности, которая в подавляющем большинстве случаев

    направлена на оппонента и на формирование «образа врага».

    Существуют различные определения конфликта, но все они

    подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму

    разногласий, если речь идет о взаимодействии людей, конфликты

    могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит

    отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие

    согласия между двумя или более сторонами - лицами или

    группами.

    Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) –

    столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с

    другом тенденций в осознании отдельно взятого индивида, в

    межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях

    индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными

    эмоциональными переживаниями. [13]

    Конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей,

    всю совокупность социальных отношений, социального

    взаимодействия. Конфликт, по сути, является одним из видов

    социального взаимодействия, субъектами и участниками которого

    выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные

    группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает

    противоборство сторон, то есть действия, направленные друг

    против друга [32].

    Личность формируется и развивается в сложном и

    многогранном процессе взаимодействия с социумом, в системе

    общественных отношений, среди которых наиболее значительными

    для нее являются ее отношения с другими личностями, т. е.

    межличностные отношения. В процессе взаимодействия с другими

    людьми проявляются две основных тенденции - устойчивость,

    стабильность ее позиций, установок, оценок, действий, с одной

    стороны, и их изменчивость - с другой. Один полюс личностного

    бытия человека в межличностной сфере составляет стереотипность

    его поведенческих стратегий, устойчивость убеждений и

    установок, константность действий в изменяющихся условиях

    среды, стабильность личностных черт и диспозиций, тенденция

    сохранения и репродуцирования прошлого опыта, но другой,

    противоположный ему полюс включает в себя вариабельность

    поведенческих стратегий, смену убеждений и установок,

    трансформацию прошлого опыта, выработку новых личностных черт

    и самопреобразование.

    В процессе взаимодействия этих полюсов человек

    адаптируется к окружающей социальной среде, к особенностям

    существующих в ней межличностных отношений. Повседневная жизнь

    убеждает нас в том, что конфликты возникают практически во

    всех без исключения сферах человеческого общежития. Самым

    общим социально-психологическим механизмом их возникновения

    является ситуационная несовместимость взаимодействующих

    индивидов, проявляющаяся в несоответствии оценок и действий

    одного из них ожиданиям другого (других) [5].

    К сфере субъективных причин возникновения межличностных

    конфликтов относятся личностные особенности взаимодействующих

    индивидов, в частности, их различия в ожиданиях, в чувствах

    уверенности и безопасности, в потребностях любви и одобрения и

    т. п.

    Причины межличностных взаимодействий чаще всего возникают

    и сильнее всего эмоционально переживаются участниками именно

    межличностные конфликты. Их значительно более широкая

    распространенность, острота выражения и эмоциональная

    насыщенность обусловлена прежде всего активным включением всех

    ресурсов личности в их возникновение, протекание и разрешение.

    Чаще всего на их развязывание влияют пять факторов, в сильной

    степени воздействующие на межличностные отношения индивидов:

    а) личностные особенности индивида, включая его

    темперамент, характер, мировоззрение, ценностные ориентации,

    его интересы, потребности и представления о самом себе;

    б) социальные роли, выполняемые индивидом в той или иной

    общности (группе);

    в) эмоциональные отношения индивида с социальным

    окружением;

    г) восприятие и оценка индивидом своего социального

    окружения;

    д) поведение индивида по отношению к другим людям.

    1.2 Стили поведения личности в конфликтной ситуации.

    Стиль – способ осуществления определенных интересов, образ

    действий по достижению намеченной цели и вместе с тем манера

    общения.

    В конфликтологии с 70-х годов XX века признано

    существование следующих пяти стилей конфликтного поведения:

    избегание, приспособление, соперничество, компромисс,

    сотрудничество. Описали и систематизировали признаки различных

    стилей американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн. Система

    позволяет создать для каждого человека свой собственный стиль

    разрешения конфликта. Основные стили поведения в конфликтной

    ситуации связаны с общим источником любого конфликта —

    несовпадением интересов двух и более сторон.

    Наш стиль поведения в конкретном конфликте определяется

    той мерой, в которой мы хотим удовлетворить собственные

    интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой

    стороны (действуя совместно или индивидуально). Если

    представить это в графической форме, то получим сетку Томаса —

    Килменна, позволяющую определить место и название для каждого

    из пяти основных стилей разрешения конфликтов.

    Выбор конфликтного поведения зависит как от интересов

    участвующих в конфликте сторон, так и от характера

    предпринимаемых ими действий. Сам стиль поведения в конфликте

    определяется, во-первых, мерой осуществления собственных

    интересов (личных или групповых) и степенью активности или

    пассивности в их отстаивании. Во-вторых, на стиль поведения

    существенно влияют стремление удовлетворить интересы других

    сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия

    приоритетны для отдельных лиц, социальных групп –

    индивидуальные или совместные.

    Каждый человек может в какой-то степени использовать все

    эти стили, но обычно имеет приоритетные. Кроме того, некоторые

    стили могут быть наиболее эффективными для разрешения

    конфликтов определенного типа. Ниже кратко описан каждый из

    упомянутых стилей.

    Как показывает сетка, человек, использующий стиль

    соперничества, весьма активен и предпочитает идти к разрешению

    конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в

    сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые

    решения. Согласно описанию динамики процесса Томасом и

    Килменном, мы стараемся в первую очередь удовлетворить

    собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других

    людей принимать ваше решение проблемы. Для достижения цели мы

    используем свои волевые качества; и если воля наша достаточно

    сильна, то нам это удается.

    Вот примеры тех случаев, когда следует использовать этот

    стиль:

    . исход очень важен для нас, и мы делаем большую ставку на свое

    решение возникшей проблемы;

    . мы обладаем достаточным авторитетом для принятия решения и

    представляется очевидным, что предлагаемое нами решение —

    наилучшее;

    . решение необходимо принять быстро и у нас есть достаточно

    власти для этого;

    . мы чувствуем, что у нас нет иного выбора и что нам нечего

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.