МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние психодинамических свойств учащихся на успешность формирования навыков и умений в процессе обучения

    а) применение заданий разной степени сложности;

    б) использование разных вариантов однотипных заданий;

    в) оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же

    задания;

    г) различная длина пауз для выполнения задания;

    д) использование различного ряда опор, ключей.

    Итак, в качестве основного вида индивидуализированных упражнений мы

    выбрали речевое упражнение, реализующееся с опорой на функциональную

    модель. Достоинства этого вида упражнений именно как средства

    индивидуализации были указаны в предыдущей главе.

    Знакомство учащихся с функциональными моделями диалогов начиналось на

    первом и втором этапах, а также на начальном периоде третьего этапа

    развития речевого следующий алгоритм:

    1) прочесть диалог;

    2) выяснить путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;

    3) составить по функциям модель;

    4) воспроизвести по модели диалог;

    5) изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего.

    Активная роль здесь отводится учителю.

    Но нас интересуют индивидуализированные упражнения, направленные на

    организацию совместной речевой деятельности учащихся. В дальнейшем

    конкретные условия реализации речевых упражнений, нацеленных на учет

    психодинамических свойств учащихся, будут показаны в связи с деятельностью

    той или иной диады партнеров.

    Диада сангвиник - меланхолик

    I. Задачи партнеров дифференцированы, инициатива возлагается на

    сангвиника.

    Задача для сангвиника: “Ask your friend about his hobby”.

    Задача для меланхолика: “Tell your friend about your hobby”.

    |Asking for information |

    |Giving information |

    |Asking for additional |

    |information ( A I ) |

    |Giving additional |

    |information ( A I ) |

    |Asking for reasons |

    |Giving reasons |

    |Expressing regret |

    II. У партнеров общая задача. Инициативные реплики распределяются в

    равной степени между партнерами.

    Задача: Tell each other how you celebrated last New Year

    |Asking for information |

    |Giving information |

    |Asking for A I |

    |Giving A I |

    |Expressing surprise |

    |Making supposition |

    |Giving agreement |

    |Expressing pleasure |

    III. Задачи партнеров дифференцированы. Инициатива возлагается на

    меланхолика.

    Задача для меланхолика: «Ask your friend why he was absent last time»

    Задача для сангвиника: «Tell about your illness»

    |Asking for reasons |

    |Giving reasons |

    |Expressing regret giving|

    |information |

    | Expressing surprise |

    |Expressing agreement |

    |Asking for information |

    |Giving information |

    На выполнение упражнений первого вида отводилось 7-8 минут. Давались

    карточки с набором речевых клише, представляющие собой формальное выражение

    той или иной речевой функции. Эти упражнения использовались в течение 2 - 3

    уроков.

    На выполнение упражнений второго вида уделялось 5 - 6 минут. Карточки

    с вербальными опорами не предоставлялись. Меланхолику разрешалось

    записывать реплики, но запрещалось пользоваться ими во время ответа.

    Упражнения применялись на протяжении 5 уроков.

    На выполнение РУ третьего вида отводилось 7 - 8 минут. задание

    осложнялось тем, что некоторые речевые функции пропущены. Ученики также не

    пользовались карточками с вербальными опорами. Записывать реплики

    разрешалось. РУ использовались в течении 5 уроков.

    Необходимо также указать, что во времени диалогическая речь

    организовывалась ближе к середине урока. В начале не рекомендуется, потому

    что сангвиники медленно втягиваются в учебную деятельность, а в конце - не

    рекомендуется, потому что меланхолики большей частью устают.

    Диада холерик – флегматик

    I. Задачи дифференцированы.

    Инициатива возлагается на холерика. Ситуация: «Учащийся звонит своему

    однокласснику».

    Задача холерика: «Ask your classmate about the home-task for tomorrow»

    Задача: «Give him information about the home-task»

    |Asking for information |

    |Giving information |

    |Asking for explanation |

    |Giving explanation |

    |Expressing emotions |

    |Expressing regret |

    |Asking for A I |

    |Giving A I |

    II. У партнеров общая задача.

    Задача: «Discuss the plan of excursion» (дается карта города)

    |making suggestion | |giving disagreement, |

    | | |making suggestion |

    | | | |

    |asking for information | |giving information |

    | | | |

    |expressing agreement | |asking for information |

    | | | |

    |giving information | |expressing pleasure |

    III. Задачи дифференцированы.

    Ситуация взята из рассказа “Two Gentlemen of Verona”.

    Задача для флегматика: “You are the narrator ask Jacopo about his life”.

    Задача для холерика: “You are Jacopo tell the gentleman about all kind of

    work you have to do”.

    |expressing wish | |expressing regret |

    | | |making suggestion |

    | | | |

    | | |asking for information |

    | | | |

    |giving information | | |

    | | | |

    |giving reasons | | |

    | | | |

    | | |expressing agreement |

    Условия выполнения речевых упражнений то же, что и в предыдущей

    диаде. Хотелось бы обратить внимание на третье упражнение. Ситуация для

    этого РУ была взята из художественного произведения. Учащиеся должны

    достаточно хорошо знать то или иное произведения, чтобы на его основе

    составлять диалоги. Учитель может предлагать либо ситуации, о которых речь

    идет непосредственно в тексте, либо в контексте того или иного рассказа

    создать и предъявить учащимся новую ситуацию, предполагающую использование

    языкового материала этого рассказа (отрывка). Как и в предыдущем случае,

    диалогическую речь холерика-флегматика оптимальнее организовывать в

    середине урока.

    Диада флегматик - флегматик

    Самое удобное в организационном плане сочетание, так как партнеры

    имеют сходную структуру темперамента и, следовательно, имеют сходный набор

    стилевых свойств.

    I. Задачи дифференцированы.

    Ситуация:

    Задача 1: “Inform Andrew that you can not join his family in the trip

    to Moscow”

    Задача 2: “Express your regret”

    |asking for information | |giving information |

    | | | |

    |expressing regret asking | |giving reasons |

    |for reasons | | |

    | | | |

    |making suggestion | |giving disagreement |

    | | | |

    |making suggestion | |expressing regret |

    II. Задача - общая: “One of you is a Russian, the often is an Englishman.

    Talk about the traditions of the New Year celebrating in your countries”

    (на основе текстов, прочитанных дома)

    |Russian |Englishman |

    | | | |

    |giving information | |giving information |

    | | | |

    |asking for AI | |giving AI |

    | | | |

    |expressing surprise asking | |giving AI |

    |for AI | | |

    | | | |

    |making supposition | |expressing agreement |

    Что касается условий выполнения РУ флегматиками, нужно особое

    внимание уделить процессуальным характеристикам речевой деятельности. Им

    нужно больше времени для обеспечения нормативности речи. Набор речевых

    клише должен быть ограничен: у флегматиков наблюдается тенденция

    использовать все вербальные опоры, что иногда приводит к тавтологии.

    В контрольной группе использовались те же приемы и средства, но без

    учета типологической совместимости.

    3.Контрольный срез

    Цель этого этапа – выявить наличие или отсутствие изменений речевых

    характеристик каждого из представителей четырех типов. Срез проводился в

    обеих группах. Контрольное задание – составить диалог в соответствии с

    заданной ситуацией. Условия выполнения: на подготовку отводится 7-8 минут;

    использование вербальных опор исключено. Объектами контроля были две пары:

    в экспериментальной группе – динамические (диады сангвиник-меланхолик и

    холерик-флегматик), в контрольной группе – статические пары (случайная

    типологическая совместимость исключалась).

    Результаты представлены в таблицах.

    Таблица 5. Оценка речевых характеристик сангвиника

    |характеристика |экспериментальна|контрольная |

    | |я группа |группа |

    |темп речи |9 |8 |

    |время подготовки |7 |6 |

    |развернутость речи |8 |6 |

    |инициативность |7 |7 |

    |нормативность речи |7 |6 |

    Таблица 6. Оценка речевых характеристик холерика

    |характеристика |экспериментальна|контрольная |

    | |я группа |группа |

    |темп речи |7 |7 |

    |время подготовки |7 |8 |

    |развернутость речи |7 |6 |

    |инициативность |7 |7 |

    |нормативность речи |7 |5 |

    Таблица 7. Оценка речевых характеристик флегматика

    |характеристика |экспериментальна|контрольная |

    | |я группа |группа |

    |темп речи |9 |8 |

    |время подготовки |7 |6 |

    |развернутость речи |6 |6 |

    |инициативность |6 |6 |

    |нормативность речи |9 |9 |

    Таблица 8. Оценка речевых характеристик меланхолика

    |характеристика |экспериментальна|контрольная |

    | |я группа |группа |

    |темп речи |5 |5 |

    |время подготовки |5 |5 |

    |развернутость речи |5 |5 |

    |инициативность |6 |6 |

    |нормативность речи |8 |7 |

    Оценивание проводилось с учетом следующих критериев:

    |Темы |Отсутствие пауз-хезитаций, повторений |10-9 баллов |

    | |Наличие незначительных пауз между репликами| |

    | |и внутри реплик между синтагмами | |

    | |Длительные паузы между репликами и внутри |8-7 баллов |

    | |реплик | |

    | | |6-5 баллов |

    |Время |5 мин |10 баллов |

    |подготовки |6 мин |8 баллов |

    | |7 мин |6 баллов |

    | |8 мин |4 баллов |

    |Развернутост|Количество реплик, в которых присутствуют | |

    |ь речевых |более, чем одно предложение | |

    |реплик |100% |10 баллов |

    | |80% |8 баллов |

    | |60% |6 баллов |

    | |40% |4 баллов |

    |Инициативнос|Наличие инициативных реплик, встречных |10-8 баллов |

    |ть |вопросов | |

    | |Наличие инициативных реплик (отсутствие |7-6 баллов |

    | |встречных вопросов) | |

    | |Преобладание в инициативных репликах общих |5-3 баллов |

    | |вопросов | |

    | |Отсутствие инициативных реплик |2-0 баллов |

    |Нормативност|Наличие ошибок | |

    |ь речи |1-2 |10-9 баллов |

    | |3-4 |8-7 баллов |

    | |5-6 |6-5 баллов |

    | |7-8 |5-0 баллов |

    Анализ результатов

    При сравнении таблиц 1-4 и 5-8 можно сделать следующий вывод:

    определенно наблюдается динамика изменения показателей речевых

    характеристик у учащихся экспериментальной группы.

    Что же касается учащихся контрольной группы, то показатели речевых

    характеристик либо остались прежними, либо изменились в сторону уменьшения

    (ухудшения).

    Иными словами, использование индивидуализированных упражнений в

    экспериментальной группе способствовало улучшению показателей речевых

    характеристик учащихся этой группы. Изменение, пусть даже не значительное,

    качественных речевых характеристик (инициативность, нормативность речи,

    развернутость) свидетельствует о повышении эффективности учебной

    деятельности. Можно также заметить, что показатели темпоральной

    характеристики у интровертов увеличились, тогда как у экстравертов эти же

    показатели понизились. В то же время у экстравертов наблюдается улучшение

    показателей нормативности речи, что по всей видимости объясняется более

    тщательной продуктивностью ответов. У интровертов улучшились показатели

    инициативности, что объясняется влиянием психологических свойств их

    партнеров. Принимая во внимание психологический аспект этих взаимовлияний,

    можно говорить о наличии в совместной деятельности такого явления, как

    взаимная компенсация психодинамических свойств партнеров. Этим, пожалуй, и

    объясняется влияние психодинамических свойств на результативность

    совместной деятельности.

    Однако, необходимо сказать, что это наблюдается лишь при определенном

    сочетании типов темперамента. Это доказывается также отсутствием улучшения

    показателей речевых характеристик у учащихся контрольной группы.

    Также подтвердилось, что наиболее оптимальной сочетаемостью обладают

    диады сангвиник (экстраверт-стабильный) – меланхолик (интроверт-лабильный)

    и холерик (экстраверт-лабильный) – флегматик (интроверт-стабильный), а

    также диады флегматик-флегматик.

    Таким образом, наличие факта улучшения показателей речевых

    характеристик подтверждает нашу гипотезу: индивидуализация процесса

    обучения идеологической речи на уроках английского языка, основанная на

    учете психодинамических свойств (темперамента), способствует повышению

    активности и успешности в овладении иноязычной речью.

    Заключение

    Индивидуальность школьника – сложное образование, органически связанное

    с его возрастным и половым развитием, формированием нравственных качеств,

    становлением целой личности. В связи с этим индивидуальная работа является

    частью учебно-воспитательного процесса. Она требует от педагога умения

    найти наиболее эффективные способы воздействия на отдельного ученика с

    целью всестороннего его развития.

    Учет индивидуальных особенностей помогает педагогу свести к минимуму

    неудачи и ошибки, которые неизбежны в процессе обучения.

    В данной работе, которая посвящена проблеме учета индивидуальных

    особенностей учащихся в ходе обучения иностранному языку, мы попытались

    осветить вопросы индивидуализации целей и форм индивидуального подхода,

    системы психодинамических свойств и их учета в организации учебного

    процесса.

    Личность представляет собой сложное интегральное образование,

    включающее три взаимосвязанных и иерархических уровня. И темперамент

    занимает одно из самых важных мест в этой структуре. Этот факт признается

    практически всеми психологами, занимающимися исследованием темперамента и

    его свойств. Это проявляется в том, что он во многом определяет поведение

    личности, ее отношения, а также индивидуальный стиль деятельности. Причем

    свойства темперамента оказывают влияние не только на процессуальные

    характеристики деятельности (т.е. стиль), но и на результат. А это значит,

    что ориентация методик обучения иностранному языку на учет

    психодинамических свойств учащихся может существенно повысить эффективность

    учебного процесса, а также облегчить работу учителя. Именно на это

    направлено наше исследование.

    И анализ результатов нашего экспериментального исследования подтвердил,

    что учет психодинамических свойств учащихся в организации учебной

    деятельности является очень важным аспектом индивидуального подхода в

    обучении.

    БИБЛИОГРАФИЯ

    1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащихся и индивидуальный

    подход. - М.: Знание, 1992.

    2. Белоус В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной

    психологии// Психологический журнал №1. - 1981.

    3. Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты,

    перспективы.// ПЖ № 1. - 1996.

    4. Вайсбург М.Л. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении

    иностранному устноречевому обучению// Иностранные языки в школе. - 1999 -

    № 1-2.

    5. Голубева Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных

    основ индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1983. -№3.

    6. Дудин С.И. О связи темперамента с общими способностями //Психологический

    журнал. –1994. -№2.

    7. Дудин С.И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития

    //Психологический журнал. –1995. -№5.

    8. Зимняя И.А. Психологические аспекты говорения на иностранном языке. -М.:

    Просвещение, 1995.

    9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. –М.:

    Просвещение, 1991.

    10. Ковальчук Е.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. –М., 1980.

    11. Кузовлев В.П. Структура индивидуальности учащихся как основа

    индивидуализации обучения речевой деятельности //ИЯШ. –1980. -№2.

    12. Миклашев Е.У. Дифференциальный подход на уроке французского языка

    //ИЯШ. –1987. -№3.

    13. Митина А.М. Индивидуальный подход и схематическая типизация учащихся

    //Вопросы психологии –1991. -№5.

    14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности.

    Педагогика, 1986.

    15. Мильруд Р.П. Навыки и умения в обучении иноязычному говорению //ИЯШ,

    1999. -№1.

    16. Мусницкая Е.В. Сто вопросов к себе и к ученику. –М., «Дом педагогики»,

    1996.

    17. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.

    18. Николаев С.Ю. Подход к проблеме упражнений с позиции теории

    индивидуализации обучения //ИЯШ, 1987. -№5.

    19. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. –М.,

    Просвещение, 1981.

    20. Пашукова Т.И. Психологические исследования. –М., 1996.

    21. Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников.

    –М., Педагогика, 1975.

    22. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. –М.: Просвещение,

    1991.

    23. Петровский А.В. Общая психология. –М.: Просвещение, 1976.

    24. Русалов В.М. О взаимоотношении свойств темперамента и эффективности

    индивидуальной и совместной деятельности //Психологический журнал, 1982.

    -№6.

    25. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека

    //Психологический журнал. –1989. -№1.

    26. Русалов В.М. Измерение темперамента человека // Психологический журнал.

    –1992. -№2.

    27. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии ребенка. –М., 1982.

    28. Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и

    их значение для индивидуальных различий //Вопросы психологии. –1963. -№5.

    29. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. –М.: Просвещение,

    1980.

    30. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии. –М.: Просвещение, 1990.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Исследование типа темперамента

    Цель исследования: определить уровни экстраверсии, эмоциональной

    устойчивости и тип темперамента.

    Материал и оборудование: тест-опросник Г.Айзенка, состоящий из 57

    вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.

    Процедура исследования

    Исследование типа темперамента можно проводить и с одним испытуемым, и

    с небольшой группой. В последнем случае должна быть обеспечена строгая

    самостоятельность ответов участников тестирования.

    Количество текстов опросника и бланков должно соответствовать

    количеству опрашиваемых. Бланк для ответов представляет собой лист с

    напечатанными на нем номерами вопросов от 1 до 57 и расположенной рядом с

    номерами колонкой для ответов «Да» или «Нет».

    В задачи экспериментатора входит раздача опросников, бланков, ручек или

    карандашей и чтение инструкции.

    Инструкция испытуемому: «Вам предлагается ответить на 57 вопросов.

    Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке проставляйте Ваш

    ответ, который может быть либо «Да» либо «Нет». Постарайтесь представить

    типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ без долгих раздумий.

    Помните, здесь нет «хороших» и «плохих» ответов. Выбранный Вами ответ на

    вопрос запишите в бланке для ответов против соответствующего номера.

    Старайтесь не оставлять вопросы без ответа».

    Опросник

    1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься,

    испытать сильные ощущения?

    2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас

    понять, ободрить, выразить сочувствие?

    3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

    4. Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений?

    5. Вы обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде

    чем действовать?

    6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?

    7. Часто у Вас бывают спады и подъемы настроения?

    8. Вы обычно действуете и говорите без долгого обдумывания?

    9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя

    никакой серьезной причины для этого не было?

    10. Верно ли, что на спор Вы сделали бы почти все, что угодно?

    11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком

    противоположного пола, который симпатичен Вам?

    12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

    13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

    14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-

    либо, чего не следовало?

    15. Вы обычно предпочитаете чтение книг встречам с людьми?

    16. Верно ли, что Вас легко обидеть?

    17. Любите ли Вы часто бывать в компаниях?

    18. Бывают ли у Вас мысли, которыми Вам хотелось бы делиться с другими

    людьми?

    19. Верно ли, что Вы иногда настолько полны энергии, что все «горит» в

    руках, а иногда совсем вялы?

    20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом

    самых близких друзей?

    21. Вы много мечтаете?

    22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

    23. Вас часто беспокоит чувство вины?

    24. Все ли Ваши привычки хороши?

    25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в

    компании?

    26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до

    предела?

    27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

    28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему и

    думаете, что могли бы сделать лучше?

    29. Верно ли, что Вы обычно молчаливы и сдержаны, когда находитесь

    среди людей?

    30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

    31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные

    мысли?

    32. Верно ли, что Вы предпочтете узнать о чем-то в книге, нежели

    спросить об этом у других людей?

    33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?

    34. Нравится ли Вам работа, требующая напряженного внимания?

    35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

    36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только

    хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

    37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно

    подшучивают друг над другом?

    38. Верно ли, что Вы раздражительны?

    39. Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия?

    40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных

    неприятностях и «ужасах», которые могли бы произойти, хотя все кончилось

    благополучно?

    41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

    42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

    43. Вам часто снятся кошмары?

    44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упустите

    удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

    45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

    46. Вы сильно бы огорчились, если бы долго не смогли видеться со своими

    друзьями?

    47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

    48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

    49. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

    50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или недостатков

    Вашей работы?

    51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от

    мероприятий, в которых много участников?

    52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

    53. Вы легко бы сумели внести оживление в скучную компанию?

    54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

    55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

    56. Вы любите подшучивать над другими?

    57. Страдаете ли Вы от бессонницы?

    Обработка результатов

    Для определения типа темперамента необходимо определить величины

    показателей экстраверсии и невротизма. А для оценки надежности этих

    показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина

    показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений

    ответов испытуемого с вопросами шкал.

    Индекс искренности («И») представляет собой количество совпадений

    ответов испытуемых с ответами по следующим вопросам: Ответ «Да» по вопросам

    №6, 24, 36; Ответ «Нет» на вопросы №12, 18, 30, 42, 48, 54.

    Показатель экстраверсии («Э») равен величине совпадений ответов

    испытуемых с такими: Ответ «Да» по вопросам №1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25,

    27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

    Ответ «Нет» на вопросы №5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

    Показатель невротизма — это величина совпадений ответов «Да» с такими

    вопросами соответствующей шкалы №2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26,

    28, 31; 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

    Вторым шагом в ходе обработки результатов является построение схемы

    типов темперамента.

    На рисунке тип темперамента определяется в точках пересечения

    показателей экстраверсии и невротизма, восстановленных на соответствующих

    осях шкал в том или ином октанте. При этом темпераменту сангвиника

    соответствует экстраверсия и эмоциональная устойчивость, холерика —

    экстраверсия и невротизм, то есть эмоциональная неустойчивость, флегматика

    — интроверсия и эмоциональная устойчивость, а меланхолика — интроверсия и

    невротизм.

    [pic]

    Министерство образования Российской федерации

    Орский гуманитарно-технологический институт

    (филиал) Оренбургского государственного

    университета

    факультет ПиМНО

    кафедра психологии

    Влияние психодинамических свойств

    учащихся на успешность формирования

    навыков и умений в процессе обучения

    Дипломная работа

    Выполнил: Вецнезев Кирилл Анатольевич

    студент группы 5в

    Научный руководитель: Татарчук Д.П.,

    канд. пед. наук, доцент

    Орск-2000

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.