Влияние самооценки на поведение человека в социуме
Влияние самооценки на поведение человека в социуме
Введение
Цель данной работы - проследить взаимосвязь самооценки и социального
поведения личности в работах отечественных и зарубежных авторов.
Предметом данного исследования является взаимосвязь самооценки и
социального поведения личности.
Объект исследования – самооценка.
Задачи :
1)Проведение теоретико-методологического обзора литературы
2)Обсуждение результатов теоретико-эмпирического исследования
3)Обобщение полученных результатов
4)Формулировка основных выводов
I.Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки
Самооценка – ценность , значимость , которой индивид наделяет себя в
целом и отдельные стороны своей личности , деятельности , поведения (№ 16,
с.343). Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное
образование , компонент Я-концепции , самопознания , и как процесс
самооценивания . Основу самооценки составляет система личностных смыслов
индивида , принятая им система ценностей . Рассматривается в качестве
центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.
В исследованиях А.З.Зака ( № 8, с.106 – 108 ) самооценка
представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом
собственных способов решения задач , на которых строится внутренний план
действий , обобщённая схема деятельности личности .
Т.Шибутани (№ 22, с.220) говорит о самооценке так : «Если личность –
это организация ценностей , то ядром такого функционального единства
является самооценка».
Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем
самосознания : она характеризуется как стержень этого процесса , показатель
индивидуального уровня его развития , его личностный аспект , органично
включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные
функции самопознания , вбирающие в себя эмоционально - ценностное
отношение личности к себе , специфика понимания ею самой себя
(http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).
Б.Г.Ананьев (№ 1) высказал мнение , что самооценка является наиболее
сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс
опосредованного познания себя , развёрнутый во времени , связанный с
движением от единичных , ситуативных образов через интеграцию подобных
ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я(№ 26))
, являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии
личности .
Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для
организации его собственной деятельности , его взаимоотношений с
окружающими и его общения с ними (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
Самопознание – сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно
развёрнутый во времени . Условно можно выделить две стадии : познание своих
особенностей через познание особенностей другого , сличение и
дифференциацию ; на стадии подключается психоанализ
(http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
Итоговый продукт самопознания Я – образ или Я – концепция , т.е.
совокупность представлений индивида о себе самом , сопряжённая с их оценкой
(Р.Бернс) (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
Самооценка – один из аспектов Я – концепции (собственного
представления о себе или образа самого себя , то есть совокупности мнений о
своём здоровье , внешности , характере , влиянии на окружающих ,
способностях и недостатках ; поскольку она основана на собственном мнении ,
она не всегда соответствует действительности). Человек с высокой
самооценкой воспринимает себя в позитивном свете , в то время как при
низкой самооценке Я – концепция носит негативный характер (№ 10, с.284).
Структура Я - концепции
[pic]
И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий (№ 12, с.294) говорят , что формирование
«Я»-концепции – важнейший этап в развитии самосознания.
Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения , наряду с
самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п..(№ 17, с.124). Так
И.С.Кон говорит (№ 11 , с.109) о самоуважении , определяя его как итоговое
измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.
А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство"
как устойчивое эмоциональное отношение , имеющее "выраженный предметный
характер , который является результатом специфического обобщения эмоций"( №
13, с.304).
(№ 33) Ковель М.И. (Самооценка как основа саморегуляции и внутренней
мотивации). Cамооценка является основой внутренней мотивации и тесно
связана с процессом познания. Учащиеся включаются в общественно значимую
деятельность (учение, самообразование) при наличии внутренней мотивации и
саморегуляции в ходе этой деятельности.
Гиппенрейтер Ю. Б. (№ 6) даёт отличие самопознания, самооценки ,
самосознания от интроспекции , говоря словами всемирно известного
сказочника- Г.Х. Андерсена из сказки "Гадкий утенок": «Помните тот
волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл к царственным
птицам и сказал: "Убейте меня!", все еще чувствуя себя уродливым и жалким
существом. Смог бы он за счет одной "интроспекции" изменить эту самооценку,
если бы восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы".
Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и
эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе , второй – его
отношение к себе как меру удовлетворённости собой
(http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).
В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в
неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни
другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном
контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых
определяется значимостью для личности оцениваемого содержания (№23).
Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции
сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с
выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин
/Л.И.Корнеева/. Суверова Э.И.(МОСУ) (№ 23) .
Самооценка характеризуется по следующим параметрам :
1) уровню – высокая , средняя , низкая
2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная
3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная
По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая,
актуальная и ретроспективная самооценка.
В психологическом словаре говорится : «Самооценка развитого индивида
образует сложную систему , определяющую характер самоотношения индивида и
включающую общую самооценку , отражающую уровень самоуважения , целостное
принятие или непринятие себя , и парциальные , частные самооценки ,
характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности , поступкам ,
успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного
уровня осознанности » (№ 16, с. 343).
Анализ самооценки как самооцениваний деятельности позволил выявить
несколько её функций : прогностическую (заключающуюся в регуляции
активности личности на самом начальном этапе деятельности) , корректирующую
(направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек) и
ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе
деятельности для подведения итогов , соотнесения целей , способов и средств
выполнения деятельности с её результатами (№ 21 , С.22-23).
Проанализируем самооценку с помощью понятий категорий деятельности -
результат , средство , операции :
1) В качестве результата самооценки исследователями выделяются
следующие характеристики : в результате осуществления самооценки
индивид узнаёт превосходит ли исполнение стандарт , равняется ему
или не достигает его (№ 20, с.191) ; личность сверяет себя с
эталоном и , в зависимости от результатов проверки , оказывается
довольна или недовольна собой (№ 14, с.410) ; констатация личностью
качественных , содержательных особенностей своего Я , своих
физических сил , умственных способностей , поступков , своего
отношения к окружающим и себе (№ 21 , с.9) ; самооценка бывает двух
родов : самодовольство и недовольство собой ( № 7, с.88) ;
самооценка отвечает на вопрос :"не что я имею , а чего это стоит ,
что это значит " ( № 4, с.99).
Таким образом , результатом самооценки является либо констатация
некоторых качеств , либо результат сопоставления этих качеств с некоторым
эталоном , либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.
2) Для изучения вопросов самооценки большое значение также имеют
исследования средств самооценки .
В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие
параметры как : ценностные ориентации , и идеалы личности (Петровский А.В.)
, мировоззрение (Рубинштейн С.Л.) , уровень притязаний (Божович
Л.И.,Хекхаузен Х. И др.) , "Я"-концепция (Соколова Е.Т.,Столин В.В.),
требования , предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.).
Итак , в функции средств самооценки могут вступать 2 типа :
когнитивные (Я-концепция или её отдельные стороны) и аффективные (ценности
, идеалы , уровень притязаний , требования). Подводя итоги по этому пункту
, можно заключить , что практически любой феномен бытия человека (в т.ч. и
сама самооценка) может быть им самооценен , т.е. содержательное поле
самооценки бесконечно .
3) В самооценке выделяют следующие операции : самопознания как
построения образа "Я – реальное" (№ 4, с.141), сопоставление оцениваемого
качества со стандартом (№ 21,с.24), каузальная атрибуция результата
сопоставления (№ 21 , т.1, с.408) ; реакция (отношение , самоприятие) на
достигнутый результат (№ 7, с.368).Каузальная атрибуция результата
рассматривается как дополнительная процедура , которая может быть применима
как к результату сопоставления , так и к результату самоотношения, если они
чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда оказывается , что в
самооценке присутствуют лишь 2 типа фундаментальных операций :
сопоставление и самоотношение , которые , помещаемые в разные контексты ,
приобретают разное звучание (например на сопоставлении базируется
проектирование "Я - реального" на "Я - идеальное", Петровский А.В. ) ,
самокритика . В качестве своей основы самоотношение имеет самоприятие
(Бороздина Л,В, там же) , самодовольство и недовольство собой (№ 2, с.368).
Самооценка является доминирующей , а её выражением считается уровень
притязаний, заключает Бороздина Л.В. (№ 4,с.141).То есть уровень притязаний
считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема
возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения.
Например , Хекхаузен Х. Утверждает , что "мотив достижения выступает как
система самооценки" (№ 19 ,с.194).
По данным Е.А.Серебряковой (№ 18 , с.42-44) , представления о своих
возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей : его притязания
резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.
Уровень притязаний — характеризует: 1) уровень трудности, достижение
которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2)
выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате
переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в
данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).
Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в
выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух
тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный
успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха
(или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня
притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более
трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после
успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня
притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной
самооценке (№ 34).
Постулат , выдвинутый У.Джемсом , (№3, с.162) звучит так :
«Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна
притязаниям , то есть потенциальным успехам , которых индивид намеревался
достичь» , в виде формулы это может быть представлено таким образом :
Самооценка = притязания / возможности.
Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее
непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека ,
как автономная характеристика личности , её центральный компонент ,
формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие
её внутреннего мира (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).
Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а
развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека
(№ 23).
Как считают многие психологи , структура личности и основы самооценки
формируются в первые пять лет жизни человека (№3, с.103)
Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей (№
10, с.284). Можно выделить несколько источников формирования самооценки,
которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:
оценка других людей; круг значимых других или референтная группа;
актуальное сравнение с другими; - сравнение реального и идеального Я ( №
27).
Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной
деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального
представлений о себе (№ 16, с. 343).
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами : её можно
перенять в детстве у своих родителей , не разобравшихся со своими личными
проблемами ; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в
школе ; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны
взрослых ; личностные проблемы , неумение вести себя в определённых
ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (№ 19 , с.484
).
Санфорд и Донован подтверждая сказанное Ч.Т.Фолкэном, говорят , что
оценка пришла со стороны - от родителей, "которые делали вам замечания,
говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над вашими рыжими
волосами, вашим носом или тем, что вы не могли быстро справляться с
математикой… Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции , -
указывает Санфорд , - и никто из нас не в состоянии изменить ее в
одиночестве ...» (№ 27).
Р.Бернс аналогично высказывается по этому поводу : «Если родители ,
выступающие для ребёнка как социальное зеркало , проявляют в обращении с
ним любовь , уважение и доверие , ребёнок привыкает сам относиться к себе
как к человеку , достойному этих чувств» (№3, с. 157).
И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий (№ 12 ,с.272) подчёркивают , что у детей с
завышенной или заниженной самооценкой изменить её уровень крайне сложно .
Куперсмит отмечает , что для формирования положительной самооценки
необходимы три условия : полное внутреннее принятие родителями своего
ребёнка ; ясные и последовательные требования ; уважение индивидуальности
ребёнка в рамках установленных ограничений (№ 3, с.159)
Чак Т. Фолкэн (№ 19 , с.485 ) говорит , что если человек занимается
любимым делом , со временем он приобретает опыт и мастерство , которыми
имеет право гордиться . Это одно из условий составляющих нормальную
самооценку .Каждый человек создаёт для себя образ идеального "Я". Оно
обладает качествами , имеющими ценность в глазах родителей , сверстников ,
учителей и людей , пользующихся авторитетом (№ 10 , с.286) . Оно может
изменяться в зависимости от окружения . Если реальные качества
соответствуют идеалу или приближаются к нему , у человека будет высокая
самооценка .
Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной
самооценки ( № 19 ,с.485).
Подводя итоги , можно сделать заключение : самооценка – компонент
самосознания , имеет рефлексивную природу , включает в себя такие элементы
как : образ "Я-реального" , "Я-идеального", результат сопоставления этих
образов и самоотношение к результату сопоставления . Самооценка является
рефлексивным компонентом самосознания , выполняющим регулирующую функцию .
Самооценка есть отношение личности к результатам сопоставления своих
образов реального и идеального "Я".
II.Исследование влияния самооценки на социальное поведение личности
Самооценка играет очень важную роль в организации результативного
управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно
самоопределиться в жизни ( № 27) .
От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его
критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью
трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между
Страницы: 1, 2
|