МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние самооценки на поведение человека в социуме

    Влияние самооценки на поведение человека в социуме

    Введение

    Цель данной работы - проследить взаимосвязь самооценки и социального

    поведения личности в работах отечественных и зарубежных авторов.

    Предметом данного исследования является взаимосвязь самооценки и

    социального поведения личности.

    Объект исследования – самооценка.

    Задачи :

    1)Проведение теоретико-методологического обзора литературы

    2)Обсуждение результатов теоретико-эмпирического исследования

    3)Обобщение полученных результатов

    4)Формулировка основных выводов

    I.Самооценка как фактор человеческой личности и её истоки

    Самооценка – ценность , значимость , которой индивид наделяет себя в

    целом и отдельные стороны своей личности , деятельности , поведения (№ 16,

    с.343). Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное

    образование , компонент Я-концепции , самопознания , и как процесс

    самооценивания . Основу самооценки составляет система личностных смыслов

    индивида , принятая им система ценностей . Рассматривается в качестве

    центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции.

    В исследованиях А.З.Зака ( № 8, с.106 – 108 ) самооценка

    представляется в качестве средства анализа и осознания субъектом

    собственных способов решения задач , на которых строится внутренний план

    действий , обобщённая схема деятельности личности .

    Т.Шибутани (№ 22, с.220) говорит о самооценке так : «Если личность –

    это организация ценностей , то ядром такого функционального единства

    является самооценка».

    Ведущая роль самооценке отводится в рамках исследования проблем

    самосознания : она характеризуется как стержень этого процесса , показатель

    индивидуального уровня его развития , его личностный аспект , органично

    включённый в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные

    функции самопознания , вбирающие в себя эмоционально - ценностное

    отношение личности к себе , специфика понимания ею самой себя

    (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

    Б.Г.Ананьев (№ 1) высказал мнение , что самооценка является наиболее

    сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс

    опосредованного познания себя , развёрнутый во времени , связанный с

    движением от единичных , ситуативных образов через интеграцию подобных

    ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я(№ 26))

    , являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии

    личности .

    Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для

    организации его собственной деятельности , его взаимоотношений с

    окружающими и его общения с ними (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).

    Самопознание – сложный многоуровневый процесс, индивидуализированно

    развёрнутый во времени . Условно можно выделить две стадии : познание своих

    особенностей через познание особенностей другого , сличение и

    дифференциацию ; на стадии подключается психоанализ

    (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).

    Итоговый продукт самопознания Я – образ или Я – концепция , т.е.

    совокупность представлений индивида о себе самом , сопряжённая с их оценкой

    (Р.Бернс) (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).

    Самооценка – один из аспектов Я – концепции (собственного

    представления о себе или образа самого себя , то есть совокупности мнений о

    своём здоровье , внешности , характере , влиянии на окружающих ,

    способностях и недостатках ; поскольку она основана на собственном мнении ,

    она не всегда соответствует действительности). Человек с высокой

    самооценкой воспринимает себя в позитивном свете , в то время как при

    низкой самооценке Я – концепция носит негативный характер (№ 10, с.284).

    Структура Я - концепции

    [pic]

    И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий (№ 12, с.294) говорят , что формирование

    «Я»-концепции – важнейший этап в развитии самосознания.

    Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения , наряду с

    самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п..(№ 17, с.124). Так

    И.С.Кон говорит (№ 11 , с.109) о самоуважении , определяя его как итоговое

    измерение "Я", выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.

    А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию "чувство"

    как устойчивое эмоциональное отношение , имеющее "выраженный предметный

    характер , который является результатом специфического обобщения эмоций"( №

    13, с.304).

    (№ 33) Ковель М.И. (Самооценка как основа саморегуляции и внутренней

    мотивации). Cамооценка является основой внутренней мотивации и тесно

    связана с процессом познания. Учащиеся включаются в общественно значимую

    деятельность (учение, самообразование) при наличии внутренней мотивации и

    саморегуляции в ходе этой деятельности.

    Гиппенрейтер Ю. Б. (№ 6) даёт отличие самопознания, самооценки ,

    самосознания от интроспекции , говоря словами всемирно известного

    сказочника- Г.Х. Андерсена из сказки "Гадкий утенок": «Помните тот

    волнующий момент, когда утенок, став молодым лебедем, подплыл к царственным

    птицам и сказал: "Убейте меня!", все еще чувствуя себя уродливым и жалким

    существом. Смог бы он за счет одной "интроспекции" изменить эту самооценку,

    если бы восхищенные сородичи не склонили бы перед ним головы".

    Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и

    эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе , второй – его

    отношение к себе как меру удовлетворённости собой

    (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

    В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в

    неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни

    другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном

    контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых

    определяется значимостью для личности оцениваемого содержания (№23).

    Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции

    сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с

    выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин

    /Л.И.Корнеева/. Суверова Э.И.(МОСУ) (№ 23) .

    Самооценка характеризуется по следующим параметрам :

    1) уровню – высокая , средняя , низкая

    2) соотношению с реальной успешностью – адекватная и неадекватная

    3) особенностям строения – конфликтная и бесконфликтная

    По характеру временной отнесённости выделяются прогностическая,

    актуальная и ретроспективная самооценка.

    В психологическом словаре говорится : «Самооценка развитого индивида

    образует сложную систему , определяющую характер самоотношения индивида и

    включающую общую самооценку , отражающую уровень самоуважения , целостное

    принятие или непринятие себя , и парциальные , частные самооценки ,

    характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности , поступкам ,

    успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного

    уровня осознанности » (№ 16, с. 343).

    Анализ самооценки как самооцениваний деятельности позволил выявить

    несколько её функций : прогностическую (заключающуюся в регуляции

    активности личности на самом начальном этапе деятельности) , корректирующую

    (направленную на контроль и осуществление необходимых подстроек) и

    ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапе

    деятельности для подведения итогов , соотнесения целей , способов и средств

    выполнения деятельности с её результатами (№ 21 , С.22-23).

    Проанализируем самооценку с помощью понятий категорий деятельности -

    результат , средство , операции :

    1) В качестве результата самооценки исследователями выделяются

    следующие характеристики : в результате осуществления самооценки

    индивид узнаёт превосходит ли исполнение стандарт , равняется ему

    или не достигает его (№ 20, с.191) ; личность сверяет себя с

    эталоном и , в зависимости от результатов проверки , оказывается

    довольна или недовольна собой (№ 14, с.410) ; констатация личностью

    качественных , содержательных особенностей своего Я , своих

    физических сил , умственных способностей , поступков , своего

    отношения к окружающим и себе (№ 21 , с.9) ; самооценка бывает двух

    родов : самодовольство и недовольство собой ( № 7, с.88) ;

    самооценка отвечает на вопрос :"не что я имею , а чего это стоит ,

    что это значит " ( № 4, с.99).

    Таким образом , результатом самооценки является либо констатация

    некоторых качеств , либо результат сопоставления этих качеств с некоторым

    эталоном , либо результат некоторого эмоционально-чувственного отношения.

    2) Для изучения вопросов самооценки большое значение также имеют

    исследования средств самооценки .

    В качестве средств или стандартов самооценки применяются такие

    параметры как : ценностные ориентации , и идеалы личности (Петровский А.В.)

    , мировоззрение (Рубинштейн С.Л.) , уровень притязаний (Божович

    Л.И.,Хекхаузен Х. И др.) , "Я"-концепция (Соколова Е.Т.,Столин В.В.),

    требования , предъявляемые коллективом (Савонько Е.И.).

    Итак , в функции средств самооценки могут вступать 2 типа :

    когнитивные (Я-концепция или её отдельные стороны) и аффективные (ценности

    , идеалы , уровень притязаний , требования). Подводя итоги по этому пункту

    , можно заключить , что практически любой феномен бытия человека (в т.ч. и

    сама самооценка) может быть им самооценен , т.е. содержательное поле

    самооценки бесконечно .

    3) В самооценке выделяют следующие операции : самопознания как

    построения образа "Я – реальное" (№ 4, с.141), сопоставление оцениваемого

    качества со стандартом (№ 21,с.24), каузальная атрибуция результата

    сопоставления (№ 21 , т.1, с.408) ; реакция (отношение , самоприятие) на

    достигнутый результат (№ 7, с.368).Каузальная атрибуция результата

    рассматривается как дополнительная процедура , которая может быть применима

    как к результату сопоставления , так и к результату самоотношения, если они

    чем-то не удовлетворяют оценивающего себя. Тогда оказывается , что в

    самооценке присутствуют лишь 2 типа фундаментальных операций :

    сопоставление и самоотношение , которые , помещаемые в разные контексты ,

    приобретают разное звучание (например на сопоставлении базируется

    проектирование "Я - реального" на "Я - идеальное", Петровский А.В. ) ,

    самокритика . В качестве своей основы самоотношение имеет самоприятие

    (Бороздина Л,В, там же) , самодовольство и недовольство собой (№ 2, с.368).

    Самооценка является доминирующей , а её выражением считается уровень

    притязаний, заключает Бороздина Л.В. (№ 4,с.141).То есть уровень притязаний

    считается проявлением самооценки в действии личности. Подобная проблема

    возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения.

    Например , Хекхаузен Х. Утверждает , что "мотив достижения выступает как

    система самооценки" (№ 19 ,с.194).

    По данным Е.А.Серебряковой (№ 18 , с.42-44) , представления о своих

    возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей : его притязания

    резко повышаются после успеха и столь же резко падают после неудачи.

    Уровень притязаний — характеризует: 1) уровень трудности, достижение

    которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2)

    выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате

    переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в

    данный момент); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень Я).

    Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в

    выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух

    тенденций — тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный

    успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи. Переживание успеха

    (или неуспеха), возникающее вследствие достижения (или недостижения) уровня

    притязаний, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более

    трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемой цели после

    успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровня

    притязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной

    самооценке (№ 34).

    Постулат , выдвинутый У.Джемсом , (№3, с.162) звучит так :

    «Самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна

    притязаниям , то есть потенциальным успехам , которых индивид намеревался

    достичь» , в виде формулы это может быть представлено таким образом :

    Самооценка = притязания / возможности.

    Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее

    непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека ,

    как автономная характеристика личности , её центральный компонент ,

    формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие

    её внутреннего мира (http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm).

    Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а

    развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека

    (№ 23).

    Как считают многие психологи , структура личности и основы самооценки

    формируются в первые пять лет жизни человека (№3, с.103)

    Обычно мнение о себе основывается на отношении к нам других людей (№

    10, с.284). Можно выделить несколько источников формирования самооценки,

    которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

    оценка других людей; круг значимых других или референтная группа;

    актуальное сравнение с другими; - сравнение реального и идеального Я ( №

    27).

    Самооценка формируется и на базе оценки результатов собственной

    деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального

    представлений о себе (№ 16, с. 343).

    Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами : её можно

    перенять в детстве у своих родителей , не разобравшихся со своими личными

    проблемами ; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в

    школе ; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны

    взрослых ; личностные проблемы , неумение вести себя в определённых

    ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе (№ 19 , с.484

    ).

    Санфорд и Донован подтверждая сказанное Ч.Т.Фолкэном, говорят , что

    оценка пришла со стороны - от родителей, "которые делали вам замечания,

    говорили, что вы плохая, сверстников, которые потешались над вашими рыжими

    волосами, вашим носом или тем, что вы не могли быстро справляться с

    математикой… Никто не может приобрести низкую самооценку в изоляции , -

    указывает Санфорд , - и никто из нас не в состоянии изменить ее в

    одиночестве ...» (№ 27).

    Р.Бернс аналогично высказывается по этому поводу : «Если родители ,

    выступающие для ребёнка как социальное зеркало , проявляют в обращении с

    ним любовь , уважение и доверие , ребёнок привыкает сам относиться к себе

    как к человеку , достойному этих чувств» (№3, с. 157).

    И.Ю.Кулагина , В.Н.Колюцкий (№ 12 ,с.272) подчёркивают , что у детей с

    завышенной или заниженной самооценкой изменить её уровень крайне сложно .

    Куперсмит отмечает , что для формирования положительной самооценки

    необходимы три условия : полное внутреннее принятие родителями своего

    ребёнка ; ясные и последовательные требования ; уважение индивидуальности

    ребёнка в рамках установленных ограничений (№ 3, с.159)

    Чак Т. Фолкэн (№ 19 , с.485 ) говорит , что если человек занимается

    любимым делом , со временем он приобретает опыт и мастерство , которыми

    имеет право гордиться . Это одно из условий составляющих нормальную

    самооценку .Каждый человек создаёт для себя образ идеального "Я". Оно

    обладает качествами , имеющими ценность в глазах родителей , сверстников ,

    учителей и людей , пользующихся авторитетом (№ 10 , с.286) . Оно может

    изменяться в зависимости от окружения . Если реальные качества

    соответствуют идеалу или приближаются к нему , у человека будет высокая

    самооценка .

    Трезвое и объективное отношение к себе составляет основу нормальной

    самооценки ( № 19 ,с.485).

    Подводя итоги , можно сделать заключение : самооценка – компонент

    самосознания , имеет рефлексивную природу , включает в себя такие элементы

    как : образ "Я-реального" , "Я-идеального", результат сопоставления этих

    образов и самоотношение к результату сопоставления . Самооценка является

    рефлексивным компонентом самосознания , выполняющим регулирующую функцию .

    Самооценка есть отношение личности к результатам сопоставления своих

    образов реального и идеального "Я".

    II.Исследование влияния самооценки на социальное поведение личности

    Самооценка играет очень важную роль в организации результативного

    управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно

    самоопределиться в жизни ( № 27) .

    От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его

    критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

    Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью

    трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.