МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние самооценки на поведение человека в социуме

    притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он

    начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение

    становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная

    тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как

    человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например,

    принижает их при завышенной самооценке) (№ 34) .

    Первым , кто выделил тип семейной ситуации , формирующей у ребёнка

    положительную Я-концепцию , был Скотт (№ 3, с.144-145). Исследовав 1800

    подростков , он установил , что те из них , у кого дома царит атмосфера

    взаимного уважения и доверия между родителями и детьми , готовность принять

    друг друга , в жизни более приспособлены , независимы , у них выше

    самооценка . Напротив , подростки из семей , где царит разлад , менее

    приспособлены.

    Вирджиния Н.Квинн высказывается по данному вопросу так : «Дети с

    низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство

    собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с

    другими детьми , которые , в свою очередь , неохотно их принимают. В

    результате у детей с негативными «Я» - концепциями часто возникают

    поведенческие проблемы , из-за чего к ним хуже относятся сверстники ,

    учителя , спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это ещё больше

    «подрывает» самооценку таких детей . Бывали случаи , когда проблемы с «Я»-

    концепцией , возникавшие в первом классе , повлияли на всю дальнейшую жизнь

    ребёнка» (№ 10, с.285).

    Таким образом , высокая самооценка развивается у детей в семьях ,

    отличающихся сплочённостью и солидарностью . (№ 3, с.149-150) . Более

    позитивно здесь отношение матери к мужу . В глазах ребёнка родителям всегда

    сопутствует успех . Он с готовностью следует задаваемым ими образцам

    поведения , настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные

    задачи , так как чувствует уверенность в своих силах . Он менее подвержен

    стрессу и тревожности , доброжелательно и реалистично воспринимает

    окружающий мир и себя самого .

    У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше (№ 3,

    с.150). Таким образом , дети с высокой самооценкой ставят перед собой более

    высокие цели и чаще добиваются успеха . И наоборот , для детей с заниженной

    самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности

    их достижения .

    Куперсмит (там же, с.150) так описывает мальчиков с высокой

    самооценкой : они независимы , самостоятельны , коммуникабельны , убеждены

    в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им

    придерживаться своего мнения , позволяет в спорных ситуациях отстаивать

    свои взгляды и суждения , делает их восприимчивыми к новым идеям .

    Уверенность в себе , наряду с ощущением собственной значимости , рождает

    убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений . Эта

    установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более

    независимый статус в социальных отношениях , но и немалый творческий

    потенциал , способность к энергичным и позитивным социальным действиям . В

    групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию . По собственному

    признанию , они не испытывают особых затруднений , сближаясь с новыми

    людьми , готовы выразить своё мнение , зная , что оно будет встречено

    враждебно . Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то ,

    что они меньше заняты своими внутренними проблемами .

    «Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- (№ 3, с. 151) обеспечивает

    хорошее владение техникой социальных контактов , позволяет индивиду

    показать свою ценность, не прилагая особых усилий . Ребёнок приобрёл в

    семье способность к сотрудничеству , уверенность в том , что он окружён

    любовью , заботой и вниманием . Всё это создаёт прочную основу для его

    социального развития» .

    Поведение людей с высокой самооценкой (№ 3, с.151) противоположно

    хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих

    депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность

    в себе , в правильности своих наблюдений и суждений , они не находят в себе

    сил , чтобы влиять на других людей , противостоять им , не могут с

    лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение .

    Неверная самооценка , считают Санфорд и Донован , лежит в основе

    многих проблем , которые могут быть у женщин : от переедания до алкоголизма

    . "Если мы не любим себя , мы выходим замуж за мужчин , недостойных нас ,

    выбираем работу, слишком простую для наших возможностей , и совершаем

    другие ошибки , начиная от отравления себя наркотическими средствами до

    слишком большой терпимости, в основе которой , - замечает Санфорд , - лежит

    наше мнение , что мы этого заслуживаем" ( http://med-site.narod.ru/wo67.htm

    ). Исследования показывают , что самоуничижающее поведение ("если бы

    только…") , например фокусирование внимания на собственных недостатках или

    преувеличение роли неудачи , имеет связь с депрессией . По материалам

    Американской психологической ассоциации , невысокое мнение о себе

    совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии . На

    заниженную самооценку указывают как на фактор , оказывающий влияние на

    большую распространённость депрессии среди женщин , которые страдают

    депрессией в два раза чаще , чем мужчины .

    «Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность

    человека в своих профессиональных и личных силах , его самоуважение и

    адекватность происходящему . Оптимальна – высокая самооценка (http://job-

    today.ru/issue/s09_99_1.htm) , уважение к себе при трезвой (реалистичной)

    оценке своих возможностей и способностей . Заниженная самооценка приводит к

    "выученной беспомощности" – человек заранее опускает руки перед трудностями

    и проблемами, так как всё равно ни на что не способен . Завышенная

    самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и

    опрометчивыми решениями» .

    На сайте интернета

    (http://testonlaine.webservis.ru/test/test3/index.php) говорится, что

    человека с низкой самооценкой не ценит никто , кроме самых близких друзей :

    «Неуверенность – своеобразный сигнал для окружающих , так как никто не

    знает человека лучше , чем он сам , а он заранее расписывается в своей

    несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность» .

    Многое из того , что делает человек или отказывается делать , зависит

    от уровня собственного достоинства человека . Т.Шибутани говорит об этом

    так : «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым , не стремятся к

    очень высоким целям и не проявляют огорчения , когда им не удаётся что-то

    хорошо сделать…Человек , который думает о себе как о никчёмном , ничего не

    стоящем объекте , часто неохотно прилагает усилия , чтобы улучшить свою

    судьбу. С другой стороны , те кто высоко себя ценит , часто склонны

    работать с большим напряжением . Они считают ниже своего достоинства

    работать недостаточно хорошо (№ 22, с.220 ).

    Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали (№ 15, с.274) высказывают мнение о том ,

    что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Ими

    говорится (там же, с.276) , что низкая самооценка – это некая совокупность

    мнений и поведения , мешающая установлению или поддержанию

    удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой

    интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны

    относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов.

    Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём…

    Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-

    друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их

    партнёрам… Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный

    социальный обмен в большей мере как негативный , нежели люди с высокой

    самооценкой.

    «Низкая самооценка ,- продолжают Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали

    (с.276), - влияет на социальное поведение людей . Люди с низкой

    самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее

    предрасположены к риску в социальных вопросах , а поэтому и менее склонны к

    установлению новых взаимоотношений или углублению существующих».

    Вышеуказанные авторы (там же, с.277) заключают , что низкая самооценка

    воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного сознания и

    поведения , которая искажает социальную компетентность, подвергая людей

    риску одиночества.

    Кутрон , Рассел и Пепло установили , что самооценка играет важную роль

    в том , испытывают ли студенты – новички лишь временное одиночество или же

    остаются одинокими на протяжении семи месяцев. Студенты с высокой

    самооценкой уже в начале нового учебного года значительно более

    предрасположены к преодолению своего одиночества и успешному социальному

    приспособлению в колледже , нежели студенты с низкой самооценкой (там же ,

    с.277).

    Ф. Зимбардо (№ 9, с.282) пишет о том ,что то , что мы думаем о себе

    оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. «Люди, осознающие собственную

    значимость , как правило распространяют вокруг себя ореол

    удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих ,

    поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей

    предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм ,

    и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ.

    Люди с высокой самооценкой не огорчаются , когда их критикуют , и не

    опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за

    «конструктивный совет». Получив отказ , они не воспринимают его как

    унижение совей персоны. Причины его они рассматривают иначе : следовало

    приложить больше усилий , не идти на пролом ; просьба была чрезмерна или ,

    наоборот, несущественна ; время и место были выбраны неудачно ; человек ,

    давший отказ , сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в

    понимании. В любом случае причины отказа – не в них , а вне их; эти

    причины следует проанализировать , чтобы перегруппировать свои силы и

    предпринять новое наступление более надёжными средствами . Таким людям

    легко быть оптимистами : они чаще добиваются своего , чем проигрывают.

    Человек с низкой самооценкой , напротив , выглядит потерянным. Он

    (она) , как правило , более пассивен , внушаем и менее популярен. Такие

    люди чрезмерно чувствительны к критике , считая её подтверждением своей

    неполноценности. Они с трудом воспринимают и комплименты… Исследователи

    отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по

    сравнению с теми , у кого самооценка высока...Весьма одарённые люди могут

    выступать сами для себя злейшими врагами , если их самооценка занижена

    …Если человек застенчив , как правило, он страдает низкой самооценкой ; -

    пишет Ф.Зимбардо, - там , где самооценка высока , нет и речи о

    застенчивости» (№ 9 , с.283).

    Вирджиния Н.Квинн (№ 10, с.286-287) пишет об исследованиях,

    проведённых Левануэем и Уайли (Levanway , 1955; Wylie , 1957 ),

    позволивших заключить , что люди с положительными «Я» - концепциями склонны

    терпимее относиться к окружающим , им легче смириться со своими неудачами ,

    которые у них происходят реже , так как работают они эффективнее людей с

    низкой самооценкой ; высокая самооценка обычно сочетается с такими

    качествами , как самостоятельность и искренность; люди с положительными

    представлениями о себе склонны полагаться на самих себя и потому охотнее

    принимают критику и советы.

    Продолжая опираться в своих суждениях на исследования вышеприведённых

    авторов , Вирджиния Н.Квинн говорит , что люди с низкой самооценкой

    болезненно воспринимают критику и склонны во всех неудачах винить себя ;

    они легко поддаются давлению ,-«… поскольку им не хватает уверенности в

    себе , ими обычно можно манипулировать; они падки на лесть и критикуют

    других , чтобы вырасти в собственных глазах; большинство людей с низкой

    самооценкой предпочитают работать над простыми задачами , так как тогда они

    уверены в успехе…Некоторые исследования показывают , что низкая самооценка

    является фактором , способствующим возникновению склонности к мошенничеству

    , употреблению наркотиков и многим видам правонарушений» (№ 10, с.287).

    Т.Шибутани ( № 22, с. 230) говорится : «Когда человек не может

    принимать себя таким , каков он есть на самом деле , основные усилия

    направляются скорее на самозащиту , чем на самопознание».

    Том Шрайтер пишет : «То , как мы себя видим , определяет , как мы

    думаем , и определяет решения , которые мы принимаем… Если вы зарабатываете

    пятьдесят долларов , то вы , соответственно , имеете самооценку на

    пятьдесят долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч долларов в месяц ,

    то вы имеете самооценку на десять тысяч»

    (http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm),- хотя со вторым утверждением

    данного автора я не вполне согласна , так как в жизни людей встречаются

    ситуации , когда данное заключение себя не оправдывает.

    Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и

    деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания

    человека с его возможностями (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).

    Обобщая взгляды различных исследователей , можно прийти к заключению,

    что все они едины в своём мнении по поводу негативного влияния неадекватной

    либо заниженной самооценки на социальное поведение человека , то есть на

    поведение человека в обществе.

    Выводы

    Согласно работам , проведённым вышеуказанными исследователями , можно

    заключить : самооценка является центральным звеном произвольной

    саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его

    отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной

    детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения

    человека (поведения человека в обществе).

    Она выполняет регуляторную и защитную функции , влияя на развитие

    личности , её деятельность , поведение и её взаимоотношения с другими

    людьми . Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой,

    уровень самоуважения , самооценка создаёт основу для восприятия

    собственного успеха или неуспеха , достижения целей определённого уровня ,

    то есть уровня притязаний личности .

    Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более

    оптимистично , нежели те , у кого самооценка занижена; они успешно решают

    встающие перед ними задачи , так как чувствуют уверенность в собственных

    силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно

    воспринимает окружающий мир и себя самого.

    Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и

    поддерживает его человеческое достоинство.

    Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать

    влияние на весь дальнейший ход жизни.

    Список литературы

    1. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания //Известия АПН

    РСФСР// Вып.18,1948,С.111-115

    2. Бернс Р.. Развитие Я – концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986г.,

    с.422

    3. Бернс Р.. Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные механизмы

    личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

    4. Бороздина Л.В. . Исследование уровня притязаний / Учебное пособие. М.:

    Институт психологии РАН РФ, 1993г., с.141

    5. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний //Учебное пособие.-М.:Инс-

    т Психологии РАН РФ , 1993 , с.141

    6. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения//

    Введение в общую психологию. Изд-во МГУ,1988, с.34-47

    7. Джемс У. Психология. М.:Педагогика,1991, с.88

    8. Зак А. З. Диагностика основных компонентов творческого мышления//

    Психодиагностика и школа //Тезисы симпозиума . Таллин,1980,с.106-108

    9. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы

    личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

    10. Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология / Спб., М., Харьков, Минск:

    Изд.”Питер”,2000г.

    11. Кон И.С. Открытие Я . М.: Политиздат , 1978 г.

    12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология / М.: ТЦ Сфера,

    Юрайт, 2001 г.

    13. Леонтьев А.Н.. Деятельность.Сознание.Личность. М.,1975, с.304.

    14. Петровский А.В. Введение в психологию. М.,1981, №1

    15. Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка / Самосознание

    и защитные механизмы личности / Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.

    16. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс , 2001г.

    17. Психологическое тестирование / Раздел 7. Личность : опросниковые

    методики. Часть 1. Тексты опросников . Пенза , 1990г., с.124

    18. Серебрякова Е.А.. Уверенность в себе и условия её формирования у

    школьников// Учёные записки Тамбовского Пед.Инст-та, 1956, Вып.10, с.42-

    44

    19. Фолкэн Чак Т. Психология – это просто.. М.: Гранд, 2002г., с.484-485

    20. Хекхаузен Х.. Мотивация и деятельность в 2 т./(пер.с.немец.)под

    ред.Величковского Б.М./ М.: Педагогика ,т.1,1986г.

    21. Шафажинская Н.Е. // Личностная и профессиональная самооценка

    студента педвуза . М.,1986 г.,с.22

    22. Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства /

    Самосознание и защитные механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах”

    , 2003 г.

    23. http://psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm

    24. http://www.job-today.ru/issue/s09_99_1.htm

    25. http://www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm

    26. http://azps/ru/articles/tezis/40so.html

    27. http://azps.ru/articles/pers/pers5.html

    28. http://encikl.by.ru/txt/s14.htm

    29. http://med-site.narod.ru/wo67.htm

    30. http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm

    31. http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm

    32. http://testonline.webservis.ru/test/test3/index.php

    33. http:www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm

    34. http://encikl.by/ru/txt/uu15.htm

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.