Влияние самооценки на поведение человека в социуме
притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он
начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение
становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная
тревожность и др.). Самооценка получает объективное выражение в том, как
человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например,
принижает их при завышенной самооценке) (№ 34) .
Первым , кто выделил тип семейной ситуации , формирующей у ребёнка
положительную Я-концепцию , был Скотт (№ 3, с.144-145). Исследовав 1800
подростков , он установил , что те из них , у кого дома царит атмосфера
взаимного уважения и доверия между родителями и детьми , готовность принять
друг друга , в жизни более приспособлены , независимы , у них выше
самооценка . Напротив , подростки из семей , где царит разлад , менее
приспособлены.
Вирджиния Н.Квинн высказывается по данному вопросу так : «Дети с
низкой самооценкой не уверены в себе, у них слабо развито чувство
собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с
другими детьми , которые , в свою очередь , неохотно их принимают. В
результате у детей с негативными «Я» - концепциями часто возникают
поведенческие проблемы , из-за чего к ним хуже относятся сверстники ,
учителя , спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это ещё больше
«подрывает» самооценку таких детей . Бывали случаи , когда проблемы с «Я»-
концепцией , возникавшие в первом классе , повлияли на всю дальнейшую жизнь
ребёнка» (№ 10, с.285).
Таким образом , высокая самооценка развивается у детей в семьях ,
отличающихся сплочённостью и солидарностью . (№ 3, с.149-150) . Более
позитивно здесь отношение матери к мужу . В глазах ребёнка родителям всегда
сопутствует успех . Он с готовностью следует задаваемым ими образцам
поведения , настойчиво и успешно решает встающие перед ним повседневные
задачи , так как чувствует уверенность в своих силах . Он менее подвержен
стрессу и тревожности , доброжелательно и реалистично воспринимает
окружающий мир и себя самого .
У мальчиков с высокой самооценкой уровень притязаний выше (№ 3,
с.150). Таким образом , дети с высокой самооценкой ставят перед собой более
высокие цели и чаще добиваются успеха . И наоборот , для детей с заниженной
самооценкой характерны весьма скромные цели и неуверенность в возможности
их достижения .
Куперсмит (там же, с.150) так описывает мальчиков с высокой
самооценкой : они независимы , самостоятельны , коммуникабельны , убеждены
в успехе любого порученного им дела. Эта вера в себя помогает им
придерживаться своего мнения , позволяет в спорных ситуациях отстаивать
свои взгляды и суждения , делает их восприимчивыми к новым идеям .
Уверенность в себе , наряду с ощущением собственной значимости , рождает
убеждённость в своей правоте и смелость в выражении убеждений . Эта
установка и соответствующие ожидания обеспечивают им не только более
независимый статус в социальных отношениях , но и немалый творческий
потенциал , способность к энергичным и позитивным социальным действиям . В
групповых дискуссиях они обычно занимают активную позицию . По собственному
признанию , они не испытывают особых затруднений , сближаясь с новыми
людьми , готовы выразить своё мнение , зная , что оно будет встречено
враждебно . Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то ,
что они меньше заняты своими внутренними проблемами .
«Высокая самооценка,- говорит Р.Бернс,- (№ 3, с. 151) обеспечивает
хорошее владение техникой социальных контактов , позволяет индивиду
показать свою ценность, не прилагая особых усилий . Ребёнок приобрёл в
семье способность к сотрудничеству , уверенность в том , что он окружён
любовью , заботой и вниманием . Всё это создаёт прочную основу для его
социального развития» .
Поведение людей с высокой самооценкой (№ 3, с.151) противоположно
хорошо известной психотерапевтам картине поведения людей, испытывающих
депрессивное состояние. Для последних характерна пассивность, неуверенность
в себе , в правильности своих наблюдений и суждений , они не находят в себе
сил , чтобы влиять на других людей , противостоять им , не могут с
лёгкостью и без внутренних колебаний выразить своё мнение .
Неверная самооценка , считают Санфорд и Донован , лежит в основе
многих проблем , которые могут быть у женщин : от переедания до алкоголизма
. "Если мы не любим себя , мы выходим замуж за мужчин , недостойных нас ,
выбираем работу, слишком простую для наших возможностей , и совершаем
другие ошибки , начиная от отравления себя наркотическими средствами до
слишком большой терпимости, в основе которой , - замечает Санфорд , - лежит
наше мнение , что мы этого заслуживаем" ( http://med-site.narod.ru/wo67.htm
). Исследования показывают , что самоуничижающее поведение ("если бы
только…") , например фокусирование внимания на собственных недостатках или
преувеличение роли неудачи , имеет связь с депрессией . По материалам
Американской психологической ассоциации , невысокое мнение о себе
совершенно очевидно является важным фактором в развитии депрессии . На
заниженную самооценку указывают как на фактор , оказывающий влияние на
большую распространённость депрессии среди женщин , которые страдают
депрессией в два раза чаще , чем мужчины .
«Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность
человека в своих профессиональных и личных силах , его самоуважение и
адекватность происходящему . Оптимальна – высокая самооценка (http://job-
today.ru/issue/s09_99_1.htm) , уважение к себе при трезвой (реалистичной)
оценке своих возможностей и способностей . Заниженная самооценка приводит к
"выученной беспомощности" – человек заранее опускает руки перед трудностями
и проблемами, так как всё равно ни на что не способен . Завышенная
самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и
опрометчивыми решениями» .
На сайте интернета
(http://testonlaine.webservis.ru/test/test3/index.php) говорится, что
человека с низкой самооценкой не ценит никто , кроме самых близких друзей :
«Неуверенность – своеобразный сигнал для окружающих , так как никто не
знает человека лучше , чем он сам , а он заранее расписывается в своей
несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность» .
Многое из того , что делает человек или отказывается делать , зависит
от уровня собственного достоинства человека . Т.Шибутани говорит об этом
так : «Те, кто сам не считает себя особенно талантливым , не стремятся к
очень высоким целям и не проявляют огорчения , когда им не удаётся что-то
хорошо сделать…Человек , который думает о себе как о никчёмном , ничего не
стоящем объекте , часто неохотно прилагает усилия , чтобы улучшить свою
судьбу. С другой стороны , те кто высоко себя ценит , часто склонны
работать с большим напряжением . Они считают ниже своего достоинства
работать недостаточно хорошо (№ 22, с.220 ).
Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали (№ 15, с.274) высказывают мнение о том ,
что низкая самооценка может быть и причиной и следствием одиночества. Ими
говорится (там же, с.276) , что низкая самооценка – это некая совокупность
мнений и поведения , мешающая установлению или поддержанию
удовлетворительных социальных отношений. Люди с низкой самооценкой
интерпретируют социальные взаимодействия самоуничижительно. Они склонны
относить неудачи в общении за счёт внутренних, самообвиняющих факторов.
Такие люди более остро реагируют на призыв к общению и отказ в нём…
Индивиды с низкой самооценкой особенно отзывчивы по отношению к партнёрам-
друзьям и особенно враждебно настроены по отношению к отвергнувшим их
партнёрам… Люди с низкой самооценкой интерпретируют неоднозначный
социальный обмен в большей мере как негативный , нежели люди с высокой
самооценкой.
«Низкая самооценка ,- продолжают Л.Пепло, М.Мицели и Б.Морали
(с.276), - влияет на социальное поведение людей . Люди с низкой
самооценкой в большей мере испытывают социальную неуверенность и менее
предрасположены к риску в социальных вопросах , а поэтому и менее склонны к
установлению новых взаимоотношений или углублению существующих».
Вышеуказанные авторы (там же, с.277) заключают , что низкая самооценка
воплощается во взаимосвязанной совокупности самоуничижительного сознания и
поведения , которая искажает социальную компетентность, подвергая людей
риску одиночества.
Кутрон , Рассел и Пепло установили , что самооценка играет важную роль
в том , испытывают ли студенты – новички лишь временное одиночество или же
остаются одинокими на протяжении семи месяцев. Студенты с высокой
самооценкой уже в начале нового учебного года значительно более
предрасположены к преодолению своего одиночества и успешному социальному
приспособлению в колледже , нежели студенты с низкой самооценкой (там же ,
с.277).
Ф. Зимбардо (№ 9, с.282) пишет о том ,что то , что мы думаем о себе
оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. «Люди, осознающие собственную
значимость , как правило распространяют вокруг себя ореол
удовлетворённости. Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих ,
поскольку научились сами себя стимулировать. Такие люди своей
предприимчивостью и инициативой заставляют вращаться социальный механизм ,
и соответственно им достаётся львиная доля предоставляемых обществом благ.
Люди с высокой самооценкой не огорчаются , когда их критикуют , и не
опасаются быть отвергнутыми. Они скорее готовы поблагодарить за
«конструктивный совет». Получив отказ , они не воспринимают его как
унижение совей персоны. Причины его они рассматривают иначе : следовало
приложить больше усилий , не идти на пролом ; просьба была чрезмерна или ,
наоборот, несущественна ; время и место были выбраны неудачно ; человек ,
давший отказ , сам страдает от каких-то проблем и потому нуждается в
понимании. В любом случае причины отказа – не в них , а вне их; эти
причины следует проанализировать , чтобы перегруппировать свои силы и
предпринять новое наступление более надёжными средствами . Таким людям
легко быть оптимистами : они чаще добиваются своего , чем проигрывают.
Человек с низкой самооценкой , напротив , выглядит потерянным. Он
(она) , как правило , более пассивен , внушаем и менее популярен. Такие
люди чрезмерно чувствительны к критике , считая её подтверждением своей
неполноценности. Они с трудом воспринимают и комплименты… Исследователи
отмечают в целом более высокую невротичность людей с низкой самооценкой по
сравнению с теми , у кого самооценка высока...Весьма одарённые люди могут
выступать сами для себя злейшими врагами , если их самооценка занижена
…Если человек застенчив , как правило, он страдает низкой самооценкой ; -
пишет Ф.Зимбардо, - там , где самооценка высока , нет и речи о
застенчивости» (№ 9 , с.283).
Вирджиния Н.Квинн (№ 10, с.286-287) пишет об исследованиях,
проведённых Левануэем и Уайли (Levanway , 1955; Wylie , 1957 ),
позволивших заключить , что люди с положительными «Я» - концепциями склонны
терпимее относиться к окружающим , им легче смириться со своими неудачами ,
которые у них происходят реже , так как работают они эффективнее людей с
низкой самооценкой ; высокая самооценка обычно сочетается с такими
качествами , как самостоятельность и искренность; люди с положительными
представлениями о себе склонны полагаться на самих себя и потому охотнее
принимают критику и советы.
Продолжая опираться в своих суждениях на исследования вышеприведённых
авторов , Вирджиния Н.Квинн говорит , что люди с низкой самооценкой
болезненно воспринимают критику и склонны во всех неудачах винить себя ;
они легко поддаются давлению ,-«… поскольку им не хватает уверенности в
себе , ими обычно можно манипулировать; они падки на лесть и критикуют
других , чтобы вырасти в собственных глазах; большинство людей с низкой
самооценкой предпочитают работать над простыми задачами , так как тогда они
уверены в успехе…Некоторые исследования показывают , что низкая самооценка
является фактором , способствующим возникновению склонности к мошенничеству
, употреблению наркотиков и многим видам правонарушений» (№ 10, с.287).
Т.Шибутани ( № 22, с. 230) говорится : «Когда человек не может
принимать себя таким , каков он есть на самом деле , основные усилия
направляются скорее на самозащиту , чем на самопознание».
Том Шрайтер пишет : «То , как мы себя видим , определяет , как мы
думаем , и определяет решения , которые мы принимаем… Если вы зарабатываете
пятьдесят долларов , то вы , соответственно , имеете самооценку на
пятьдесят долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч долларов в месяц ,
то вы имеете самооценку на десять тысяч»
(http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm),- хотя со вторым утверждением
данного автора я не вполне согласна , так как в жизни людей встречаются
ситуации , когда данное заключение себя не оправдывает.
Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и
деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания
человека с его возможностями (http://azps.ru/articles/tezis/40so.html).
Обобщая взгляды различных исследователей , можно прийти к заключению,
что все они едины в своём мнении по поводу негативного влияния неадекватной
либо заниженной самооценки на социальное поведение человека , то есть на
поведение человека в обществе.
Выводы
Согласно работам , проведённым вышеуказанными исследователями , можно
заключить : самооценка является центральным звеном произвольной
саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его
отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной
детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения
человека (поведения человека в обществе).
Она выполняет регуляторную и защитную функции , влияя на развитие
личности , её деятельность , поведение и её взаимоотношения с другими
людьми . Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой,
уровень самоуважения , самооценка создаёт основу для восприятия
собственного успеха или неуспеха , достижения целей определённого уровня ,
то есть уровня притязаний личности .
Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более
оптимистично , нежели те , у кого самооценка занижена; они успешно решают
встающие перед ними задачи , так как чувствуют уверенность в собственных
силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно
воспринимает окружающий мир и себя самого.
Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и
поддерживает его человеческое достоинство.
Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать
влияние на весь дальнейший ход жизни.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания //Известия АПН
РСФСР// Вып.18,1948,С.111-115
2. Бернс Р.. Развитие Я – концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986г.,
с.422
3. Бернс Р.. Я – концепция и Я – образы / Самосознание и защитные механизмы
личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.
4. Бороздина Л.В. . Исследование уровня притязаний / Учебное пособие. М.:
Институт психологии РАН РФ, 1993г., с.141
5. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний //Учебное пособие.-М.:Инс-
т Психологии РАН РФ , 1993 , с.141
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения//
Введение в общую психологию. Изд-во МГУ,1988, с.34-47
7. Джемс У. Психология. М.:Педагогика,1991, с.88
8. Зак А. З. Диагностика основных компонентов творческого мышления//
Психодиагностика и школа //Тезисы симпозиума . Таллин,1980,с.106-108
9. Зимбардо Ф.. Формирование самооценки / Самосознание и защитные механизмы
личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.
10. Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология / Спб., М., Харьков, Минск:
Изд.”Питер”,2000г.
11. Кон И.С. Открытие Я . М.: Политиздат , 1978 г.
12. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.. Возрастная психология / М.: ТЦ Сфера,
Юрайт, 2001 г.
13. Леонтьев А.Н.. Деятельность.Сознание.Личность. М.,1975, с.304.
14. Петровский А.В. Введение в психологию. М.,1981, №1
15. Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка / Самосознание
и защитные механизмы личности / Самара , Изд. Дом “Бахрах” , 2003 г.
16. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс , 2001г.
17. Психологическое тестирование / Раздел 7. Личность : опросниковые
методики. Часть 1. Тексты опросников . Пенза , 1990г., с.124
18. Серебрякова Е.А.. Уверенность в себе и условия её формирования у
школьников// Учёные записки Тамбовского Пед.Инст-та, 1956, Вып.10, с.42-
44
19. Фолкэн Чак Т. Психология – это просто.. М.: Гранд, 2002г., с.484-485
20. Хекхаузен Х.. Мотивация и деятельность в 2 т./(пер.с.немец.)под
ред.Величковского Б.М./ М.: Педагогика ,т.1,1986г.
21. Шафажинская Н.Е. // Личностная и профессиональная самооценка
студента педвуза . М.,1986 г.,с.22
22. Шибутани Т.. Я – концепция и чувство собственного достоинства /
Самосознание и защитные механизмы личности . Самара , Изд. Дом “Бахрах”
, 2003 г.
23. http://psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
24. http://www.job-today.ru/issue/s09_99_1.htm
25. http://www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm
26. http://azps/ru/articles/tezis/40so.html
27. http://azps.ru/articles/pers/pers5.html
28. http://encikl.by.ru/txt/s14.htm
29. http://med-site.narod.ru/wo67.htm
30. http:psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm
31. http:linky.ru/~alexxxey/book/tom.htm
32. http://testonline.webservis.ru/test/test3/index.php
33. http:www.cross-edu.ru/IpkCdoSt12.htm
34. http://encikl.by/ru/txt/uu15.htm
Страницы: 1, 2
|