МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние семьи на становление личности

    развитие человека как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем

    используя наказания и запреты. Если все же возникает нужда в наказании, то

    для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны

    следовать непосредственно за заслуживающим его проступком. Наказание более

    эффективно в том случае, если проступок, за который ребенок наказан,

    доступно ему объяснен. Очень суровое может вызвать у ребенка страх или

    озлобить его. Любое физическое воздействие формирует у ребенка убеждение,

    что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит.

    Поведение ребенка во многом зависит от воспитания в семье.

    Дошкольники, например, часто видят себя глазами взрослых. Т.о.,

    положительное или отрицательное к нему отношение со стороны взрослых

    формирует его самооценку. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны

    собой. Это происходит в семьях, где родители часто ругают ребенка или

    ставят перед ним завышенные задачи. Кроме того, ребенок, видящий, что

    родители не ладят, часто обвиняет в этом себя, и в результате самооценка

    опять-таки занижается. Такой ребенок чувствует, что не соответствует

    желаниям родителей. Существует и другая крайность — завышенная самооценка.

    Обычно это происходит в семьях, где ребенка поощряют по мелочам, а система

    наказаний очень мягкая.

    Само собой, что дети с неадекватной самооценкой впоследствии создают

    проблемы и себе, и своим близким. Поэтому с самого начала родители должны

    стараться формировать у своего ребенка адекватную самооценку. Здесь нужна

    гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при

    ребенке, редко дарятся подарки за поступки, не используются крайне жесткие

    наказания.

    Кроме самооценки родители задают и уровень притязаний ребенка — то,

    на что он претендует в своей деятельности и отношениях. Дети с высоким

    уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией

    рассчитывают только на успех, и в случае неудачи могут получить тяжелую

    психическую травму. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой

    не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед

    собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро

    смиряются с неудачами, но при этом часто многого добиваются.

    В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не

    всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание

    целей воспитания, и приемов воспитания, и учет того, что можно и чего

    нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики

    воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных отношений, являющиеся

    предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека,

    “невмешательство” и сотрудничество.

    Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении родителями

    инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Разумеется, родители

    могут и должны предъявлять требования своему ребенку, исходя из целей

    воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо

    принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из

    них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие,

    сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим,

    принуждение, угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда и

    откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным,

    вместе с ним происходит ломка многих качеств личности: самостоятельность,

    чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои

    возможности, все это — гарантия неудачного формирования личности.

    Опека в семье — система отношений, при которой родители, обеспечивая

    своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от

    каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об

    активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути,

    блокируют процесс серьезной подготовки их детей к реальности за порогом

    родного дома. Такая чрезмерная забота о ребенке, чрезмерный контроль за

    всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, называется

    гиперопекой. Она приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в

    общении. Существует также противоположное понятие — гипоопека,

    подразумевающее под собой сочетание безразличного отношения родительского

    отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им

    вздумается. В результате, повзрослев, они становятся эгоистичными,

    циничными людьми, которые не в состоянии никого уважать, сами не

    заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих

    прихотей.

    Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании

    возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от

    детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом

    предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни

    тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще

    всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как

    воспитателей.

    Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает

    опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами

    совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными

    ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический

    индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является

    сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого

    уровня развития — коллективом.

    Многие родители с замиранием сердца ждут так называемого переходного

    возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению

    происходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей

    катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок вдруг становится

    “колючим”, раздраженным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими.

    Это нередко вызывает непродуманную отрицательную реакцию родителей,

    учителей. Их ошибка состоит в том, что они пытаются подчинить подростка

    своей воле, а это только ожесточает, отталкивает его от взрослых и, что

    самое страшное, — ломает растущего человека, делая его неискренним

    приспособленцем или по-прежнему послушным вплоть до потери своего “Я”.

    Подростковая самостоятельность выражается в основном в стремлении к

    эмансипации от взрослых, освобождению от их опеки, контроля. Нуждаясь в

    родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание

    быть самостоятельными, равными с ними. То, как сложатся отношения в этот

    трудный для обеих сторон период и после него, зависит, главным образом, от

    стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей

    перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка. Существует 3

    стиля родительского поведения — авторитарный, демократический и

    попустительский.

    При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие

    родители подавляют своих детей. Они требуют от подростка беспрекословного

    подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и

    запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни подростка, причем делают

    это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение

    с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети,

    растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и

    становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

    Демократичный стиль семейных отношений является самым оптимальным

    для воспитания. Демократичные родители ценят в поведении подростка и

    самостоятельность, и дисциплину. Они сами предоставляют ему право быть

    самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя прав,

    одновременно требуют выполнения обязанностей; они уважают его мнение и

    советуются с ним. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе

    обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к

    объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое.

    Формирование взрослости при таких обстоятельствах происходит без особых

    переживаний и конфликтов.

    При попустительском стиле родители почти не обращают внимания на

    своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Подростки из

    таких семей часто попадают под плохое влияние, могут поднять руку на своих

    родителей, у них почти нет ценностей.

    Как бы гладко ни проходил подростковый период, конфликтов не

    избежать. Конфликты чаще всего возникают при отношении родителей к

    подростку как к маленькому ребенку, а также любая мелочь — от манеры

    подростка одеваться до вопроса о часе, до которого ему позволительно

    находиться вне дома. Для того, чтобы найти общий язык с подростком, нужно

    постараться воспринимать его как равноправного партнера, который просто

    пока обладает меньшим жизненный опытом, интересоваться его проблемами,

    вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать ему. В таком

    случае подросток обязательно отплатит своим родителям вниманием и заботой

    со своей стороны.

    2.3. Влияние неполной семьи на становление личности.

    Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в

    воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок.

    На основе статистических данных можно заявить, что большинство

    правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера

    неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и

    злоупотреблению им.

    Согласно мнению Р. Тамотюнене, структура семьи влияет на

    формирование ценностных ориентаций и трудовых установок детей. “…У рабочих,

    вышедших из неполных семей, доминирует ориентация на труд как на

    возможность стать независимым, самостоятельным”.

    Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным

    или отрицательным опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность

    распада брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению

    с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна

    оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик,

    активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д.

    Ограниченные воспитательные возможности неполной семьи порождены

    факторами материального, педагогического и морально-психологического

    порядка. Забота о воспитании ребенка в неполной семье, которая целиком

    падает на плечи женщины — это, прежде всего забота о создании необходимых

    материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада

    брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего

    материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного

    престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный

    приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации

    матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание

    материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве,

    заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное

    напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку,

    оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут

    к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям,

    ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях

    часто остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные

    проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой

    безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Конечно,

    неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются

    значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что

    эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в

    семье с потерей отца.

    Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность неполной

    семьи — морально-психологический. В неполной семье значительно чаще

    оказываются ограниченными отношения между матерями и детьми-подростками.

    Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в

    любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки

    зрения воспитания чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно.

    Ведь отец и мать в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый

    человек, имея вою индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимое

    многообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. И

    вся эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии

    одного из родителей и никем и ничем не возместится.

    Существование неполной семьи в настоящем обусловлено в основном

    следующими признаками: смертью одного из супругов, относительно широко

    распространенной внебрачной рождаемостью, распадом браков. Что касается

    первой причины, то в настоящее время ее удельный вес среди остальных причин

    не так высок. Внебрачная рождаемость занимает более значительное место в

    образовании неполной семьи; она поддерживается ростом внебрачных связей

    среди молодежи, чему способствует ослабление контроля в городских условиях

    со стороны семьи и недоработки в области полового воспитания.

    Неполная семья, возникающая в результате развода, с точки зрения ее

    воспитательного потенциала является наиболее уязвимой. Кроме того, для

    многих детей, утративших родного отца, незначительной оказывается

    перспектива приобретения другого в результате повторного замужества матери.

    Это связано с тем, что лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает

    в повторные браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка

    становится настоящим отцом.

    Занимая ведущее место в образовании неполной семьи, развод в то же

    время сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих деформирующее

    влияние на нравственно-эмоциональное развитие личности ребенка. Прежде

    всего к ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило,

    предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения

    близких людей — отца и матери. Распадающийся брак вызывает все самое дурное

    в супругах. Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных

    обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных

    убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д.

    Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится

    затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки

    детей и направлять их развитие.

    По мнению зарубежных исследователей (Дж. Макдермот, Дж. Валлерштейн

    и др.), наиболее острые переживания и соответствующие им последствия

    развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более

    замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе

    единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче

    переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на

    друге агрессию и тревогу.

    Не в меньшей мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более

    старшего, в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная

    эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность,

    свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят

    гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство

    боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости

    и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их

    грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко

    всему.

    Частым следствием распада семьи является изменение отношения ребенка

    к матери. Иногда у него возникает обостренное чувство жалости к ней, иногда

    он обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически

    относиться к ней и т. о., по существу, теряет для себя и второго родителя.

    Развод с предшествующими ему и последующими обстоятельствами — это

    целый комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное

    влияние на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до

    патологических изменений в области психики и криминогенного поведения

    несовершеннолетних.

    Заключение

    Рождение, смерть… между ними — целая жизнь. Каждый проживает свою

    жизнь по-своему, но дорогу в жизнь ему дает семья. Сколько семей, столько и

    вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление

    личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в

    жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с

    устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также

    собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку

    зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано

    с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и

    социальных. Имеет значение каждая мелочь — от генов до питания. Малейшая

    ошибка — и человек может потерять свою индивидуальность, стать “таким, как

    все”.

    Каждый из нас хочет сделать карьеру, создать семью, вырастить детей.

    У всех разная самооценка, потребности и уровень притязаний, и это также

    является одним из факторов, влияющих на становление личности наряду с

    семьей, школой и т.д. Кто-то довольствуется малым, а кому-то нужно все и

    сразу.

    Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой

    первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. На

    становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие

    члены семьи. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в

    доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было

    разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был

    свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную

    личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.

    Воспитание в полных и неполных семьях, в семьях с одним или

    несколькими детьми, в семьях, где кто-то из членов семьи — инвалид —

    кардинально различается. Что касается воспитания в неполных семьях, то

    воспитание в семьях, где изначально отсутствует один из родителей,

    отличается от воспитания в семьях, где ребенок становится свидетелем

    развода родителей. Развод совершенно по-разному влияет как на детей, так и

    на родителей, и если семья распалась, то им лучше не отдаляться друг от

    друга, а пережить эту трагедию вместе, не обвиняя никого в случившемся.

    Ведь, если приглядеться, то вину можно свалить на любого, в том числе и на

    ребенка; а для него это — еще один стресс.

    Пожалуй, развод — самое страшное, что может случиться на пути

    становления личности. Последствия развода родителей зачастую отражаются на

    дальнейшей жизни человека.

    В данной работе сделана попытка описания жизненного пути личности,

    стадии ее становления и различные влияния семьи на этот процесс. Проблемы

    семьи довольно мало изучены, и надо продолжать вносить что-то новое в их

    изучение. Семья — главный источник всех правильных поступков на жизненном

    пути личности и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

    Список использованной литературы:

    1. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации, Л., изд. Наука, 1975,

    132 с.

    2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца, М., изд. Прогресс, 1979, 180 с.

    3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 1986,

    290 с.

    4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просвещение,

    1988, 207с.

    5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи, М., изд. АПН РСФСР, 1959,

    138 с.

    6. Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 1997, 387

    с.

    7. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1986, 133 с.

    8. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие, М., изд.

    Педагогика, 1991, 196 с.

    9. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.

    10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986,

    263 с.

    11. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН

    РСФСР, 1959, 138 с.

    12. Мухаммедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие,

    СПб, изд. СПб Университета, 1999, 360 с.

    13. Мы и наша семья/сост. Зацепин В., Цимбалюк В. М., изд. Молодая гвардия,

    1989, 415 с.

    14. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений, М., изд. Семья и школа, 2000,

    254 с.

    15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, изд.

    Питер, 1999, 847 с.

    16. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А., М., изд. Просвещение,

    1989, 206 с.

    17. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир, М., изд. Просвещение, 1991,

    198 с.

    18. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987,

    351 с.

    19. Уайт Б. Первые три года жизни, М., изд. Педагогика, 1982, 258 с.

    20. Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте,

    Душанбе, изд. Дониш, 1973, 256 с.

    21. Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже, М., изд.

    Просвещение, 1967, 345 с.

    22. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения,

    СПб, изд. Прайм-Еврознак, 2002, 865 с.

    23. Эльконин Э. Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996, 300 с.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.