МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние типов семей на развитие подростка

    читали. А морали, как правило, не доходят.

    Одни подростки сбегают из дому от недремлющего ока взрослых, другие

    активно мстят взрослым (родителям) за несправедливые, с их точки зрения,

    обвинения, за непонимание. Ясно, что запреты и наказания не лучший метод

    воспитания. У подростка они вызывают ожесточение, злость, желание отомстить

    за унижение.

    Именно постоянное желание понять, почувствовать своего ребенка,

    встать на его точку зрения, пусть неправильную, посмотреть на себя его

    глазами и терпеливо вести разговоры изо дня в день, не срываясь на крик и

    оскорбления, в этом залог восстановления утраченного контакта.

    Психологический контакт, близкие отношения нужны не только для того,

    чтобы быть уверенным, что дети не попадут на скользкий путь, что выберут

    правильные цели в жизни, не покатятся по наклонной плоскости, но и для

    того, чтобы вовремя помочь преодолеть душевный кризис. Только будучи

    внимательными, к чувствам, переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем

    рассчитывать на то, что они будут так же внимательны и отзывчивы к

    проблемам родителей и проблемам других людей.

    Родители, которые испытывают трудности в общении с подростками, как

    правило, надо учиться говорить по душам со своим ребенком. Если же

    подросток не находит у родителей понимания, желания обсудить какой-то

    серьезный вопрос, он внутренне отгораживается от родителей и ищет ответы на

    поставленные вопросы на стороне, часто в далеко не подходящей компании.

    Семьи, в которых родители своим примером показывают ребенку, как

    можно выйти из трудной ситуации, из конфликтов, где заранее его готовят к

    взрослости, учат сознательно относиться к своим и чужим ошибкам. В таких

    семьях подростковый период протекает спокойно, без яростных бурь, борьбы и

    ожесточения, без непримиримых противоречий. [10. 261]

    Проблемы взаимоотношений с родителями

    Высокая проблемная нагруженность у подростков Петербурга обнаружена и

    в отношении родительского дома. Напомним, что в других культурах (например,

    потсдамские данные) отношения с родителями - это не острая проблема для

    подростков. Средний балл по этой позиции - 2,1.

    Объяснить причины, по которым подростки имеют проблемы во

    взаимоотношениях с родителями, можно, проанализировав особенности

    взаимоотношений родителей и подростков. Обратимся к экспериментальным

    данным, которые получены в современных исследованиях подростков.

    Источники возникновения проблем во взаимоотношениях родителей и

    подростков в нашей культуре исследовал В. Е. Каган. Один из выводов, к

    которым пришел автор, состоит в том, что в тоталитарном обществе отношение

    родителей к ребенку определяет не любовь сама по себе, а то, в какой мере

    ребенок выполняет социальные нормы. Родителей, как правило, не интересуют

    проблемы, переживаемые подростком, они не выступают как помощники в решении

    этих проблем. Наоборот, стремясь добиться от ребенка нормативного

    поведения, родители сами становятся источником проблем. При таких

    установках родители и подростки оказываются в состоянии противостояния.

    Поскольку родители современных подростков в большинстве своем

    сформировались, как личности в предшествующую эпоху, можно предположить,

    что полученный в нашем исследовании результат объясняют изложенные В. Е.

    Каганом наблюдения Этот вывод подтверждают данные исследования В. Б

    Тарабаевой, которое проведено в 1994-1995 годах. Кроме того, что она

    установила высокую частоту конфликтов подростков с родителями, данные В. Б

    Тарабаевой подтвердили и изложенные здесь причины возникновения этих

    конфликтов нарушение подростками нормативного поведения, которое, с точки

    зрения родителей, является главным условием нормальных, бесконфликтных

    взаимоотношений со своими детьми.

    Таким образом, переживание подростками проблем, возникающих как

    противоречие между ними и их родителями, это - скорее следствие

    социокультурных, чем психологических особенностей. К настоящему времени

    стало совершенно очевидно, что коррекция этой проблемы предполагает

    оказание психологом помощи, как подростку, так и родителям. Последние

    нуждаются, прежде всего, в смене родительских установок, изменении своей

    позиции в отношении своих детей, в пересмотре системы оценивания их как

    личностей. Полученные в нашем исследовании результаты позволяют утверждать,

    что работа с родителями психолога-практика должна стать основой для

    профилактики проблем подростков. Эта работа должна предусматривать такие

    направления, как просвещение по вопросам планирования семьи, развития

    гуманистического воспитания в семье взамен нормативного, управленческого,

    развитие системы ценностей, в которой достойное место занимал бы человек, в

    том числе ребенок и пожилой человек.

    Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

    взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным

    положением.

    Существует несколько относительно автономных психологических

    механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

    Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают

    правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители

    внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых

    постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-

    вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их

    пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная

    внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем

    сами формируют его самосознание и коммуникативные качества.

    Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым

    важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная

    ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он

    наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род

    занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в

    значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме

    сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на

    ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого

    воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

    Нет практически ни одного социального или психологического аспекта

    поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий

    в настоящем или в прошлом. Правда, меняется характер этой зависимости. Так,

    если в прошлом школьная успеваемость ребенка и продолжительность его

    обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь

    этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования

    родителей. По данным ленинградского социолога Э.К. Васильевой (1975), у

    родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний

    бал выше 4) второе выше, чем в группе семей с образованием родителей ниже

    семи классов. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда

    дети уже имеют навыки самостоятельной работы и не нуждаются в

    непосредственной помощи родителей.

    Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу

    подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее

    членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего

    большинства так называемых трудных подростков. [7. 26]

    Семейная социализация не сводится к непосредственному «парному»

    взаимодействию ребенка с родителями. Так, эффект идентификации может быть

    нейтрализован встречной ролевой взаимодополнительностью: например, в семье,

    где оба родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не

    выработать этих способностей, так как, хотя у него перед глазами хороший

    образец, семья не нуждается в проявлении этих качеств; напротив, в семье,

    где мать бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не

    менее важен механизм психологического противодействия: юноша, свободу

    которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к

    самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому

    конкретные свойства личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств

    его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых

    методов воспитания.

    Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений

    и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

    Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

    представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально

    близкие, теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь), а на

    другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными

    средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость

    и наказание. Множество исследований доказывают преимущество первого подхода

    Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской

    любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные

    отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение

    юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими

    нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении,

    умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления

    значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало

    родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со

    стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта

    враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим родителям,

    так и скрытно Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая

    некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не

    сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских

    переживании. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает

    низкое самоуважение, чувства вины, тревоги и т. д.

    Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в

    связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на

    формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского

    контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой

    высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом —

    пассивность, зависимость, слепое послушание (Г. Элдер, 1971).

    За этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и

    разное направление внутрисемейной коммуникации: в одних случаях

    коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к

    ребенку, в других — от ребенка к родителям. Разумеется, способы принятия

    решений в большинстве семей варьируют в зависимости от предмета: в одних

    вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность, в других

    (например, в финансовых) — право решать остается за родителями. Кроме того,

    родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как

    правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и

    авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере

    компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать

    влияние друг друга.

    Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются

    обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля

    воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию

    самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности

    Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем

    гибко и рационально:

    . родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их

    обсуждение подростком;

    . власть используется лишь в меру необходимости;

    . в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

    . родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но

    не считает себя непогрешимым;

    . он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из

    его желаний.

    Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону

    авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты.

    Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей

    незначительности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они

    кажутся необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную

    апатию и пассивность Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка

    ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные,

    незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и

    идентификации, а другие влияния — школы, сверстников, средств массовой

    коммуникации часто не могут восполнить этот пробел, оставляя ребенка без

    надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире.

    Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует

    формированию личности со слабым «Я».

    Чтобы понять взаимоотношения подростка с родителями, необходимо

    знать, как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними

    представления. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких

    «ипостасях»:

    . как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых

    ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным;

    . как власть, директивная инстанция, распорядитель благ,

    наказаний и поощрений;

    . как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и

    лучших человеческих качеств;

    . как старший друг и советчик, которому можно доверить все

    Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с

    возрастом меняются.

    Переходный возраст — период эмансипации ребенка от родителей. Процесс

    этот является сложным и многомерным. Эмансипация может быть эмоциональной,

    показывающей, насколько значим для юноши эмоциональный контакт с родителями

    по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой, любовью),

    поведенческой, проявляющейся в нем, насколько жестко родители регулируют

    поведение сына или дочери, или нормативной, показывающей, ориентируется ли

    юноша на те же нормы и ценности, что и его родители, или на какие то

    другие. Каждый их этих аспектов эмансипации имеет собственную логику. [7.

    26-29]

    Дети, пережившие смерть родителей

    Представление о смерти становится более абстрактным только к 1- годам:

    тогда дети лучше понимают, какие последствия несет за собою смерть и больше

    думают, о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом

    того, что произошло , и заняты мыслями о несправедливости смерти. Они не

    хотят говорить о том, что произошло, потому что это слишком мучительно.

    Иногда им нужно достаточно долгое время, прежде чем они могут говорить о

    смертном случае. Это потому, что понимание смерти приходит постепенно.

    Внезапно у них может возникнуть желание говорить о смерти, даже если в

    течение долгого времени они оказались абсолютно равнодушными.

    Период переходного возраста – нелегкое время для переживания горя.

    Психологически защитные механизмы ослаблены, подросток изучает себя («Кто

    я?»).

    Ему необходимы ролевые модели поведения взрослого, чтобы найти себя

    или отказаться от чего-то в себе. Потеря матери или отца в это время,

    возможно, бывает невыносимой. Весь мир становится ребенку чужим, когда он

    переживает сильное горе из-за потери значимого для себя человека. «Я» -

    концепция, т.е. система представлений ребенка о самом себе, рушится, и

    иногда это приводит к упадку сил. Разрушенная Я-концепция нуждается в

    восстановлении. Ребенку следует помочь, чтобы он четко осознал значение

    того, что случилось до и после перенесенной им травмы, а что является

    новым, отличным от его прежней жизни.

    В первое время после смерти родителей у детей чаще всего наблюдается

    сильный страх разлуки с взрослыми, у них могут быть проблемы со сном,

    агрессивность, раздражительность или другой тип деструктивного поведения,

    привлекающий к себе внимание, замкнутость и стремление к изоляции, печаль,

    тоска, чувство потери, мучительные воспоминания и фантазии. Таким образом,

    дети переживают горе по-разному. Несколько распространенные реакции:

    Тревожность (смерть легко вызывает страх, что может привести еще к

    одной катастрофе).

    Высказывают свои опасения, что может произойти с близкими им людьми.

    Испытывать страх, что сами умрут.

    В результате такой постоянной тревоги, бдительности и напряжения у

    ребенка могут возникнуть боли в животе, плечах, шее и голове.

    Замкнутость, изоляция. После смертного случая ребенок начинает борьбу

    с тревожащими его мыслями и чувствами. Он может стремиться изолироваться,

    желание замкнуться в себе и уединиться становится спустя некоторое время

    характерной чертой для всех людей с подобным опытом. Психологически

    травмированные дети в дальнейшем всегда более чувствительные к разлуке,

    нежели другие. Кроме того, у них могут ухудшаться результаты в школе,

    причем как в учебе, так и поведении.

    Вина.

    Ребенок ощущает в себе склонность к какому-либо проступку, то он

    закономерно чувствует вину.

    В этом случае может выбрать две стратегии поведения.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.