МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние тревожности на образование защитных механизмов в процессе психологического консультирования

    факторы. Далее рассмотрим данный вопрос в аспекте психологического

    консультирования.

    1.2. Особенности проявления тревожности в процессе психологического

    консультирования

    Одним из основных чувств, которое испытывает человек, обращаясь к

    психологу, является тревожность. Тревожность занимает одно из важнейших

    мест, как в нормальной психодинамике, так и в психопатологии, т.е. в

    возникновении различных симптомов. Тревожность предупреждает об опасности,

    угрозе и в этом смысле имеет не меньшую ценность, чем боль. Тревожность —

    сигнал не только предупредительный, но и защищающий от конфликтов, потому

    что задействует механизмы психологической защиты.

    Одна из наиболее частых "маскировок" тревожности — переименование. "Я

    раздражен; я в напряжении; у меня слабость; я боюсь; мне грустно; я

    постоянно просыпаюсь по ночам; я не чувствую себя самим собой" — клиенты

    используют десятки слов и выражений для обозначения состояния тревожности.

    Очень часто тревожность выражается соматическими симптомами.

    Большинство клиентов связывают их со специфическими ситуациями, вызывающими

    тревожность. Однако неправильно называть такие симптомы "функциональными",

    "на нервной почве" и т.п., поскольку клиент чувствует себя как бы

    обвиненным в симуляции и жалующимся на что-то фиктивное, поэтому прибегает

    к отрицанию и другим средствам психологической защиты. Иногда соматические

    жалобы представляют собой просто способ заявить о своей тревожности.

    Например, когда клиент жалуется, что у него болит голова в присутствии

    жены, консультант имеет возможность прояснить проблему: "Кажется, Вы хотите

    мне сказать, что в присутствии жены по каким-то причинам нервничаете, и

    Ваша тревожность проявляется головной болью. Если нам удастся узнать, что

    вызывает у Вас тревожность, мы сможем одолеть эту головную боль". Подобная

    тактика значительно лучше, чем прямое утверждение: "У Вас головная боль на

    нервной почве". Соматические симптомы не обязательно возникают вследствие

    тревожности — часто они просто замещают тревожность.

    Порой тревожность маскируется определенными действиями. Весь спектр

    навязчивых действий — от стучания пальцами по столу, кручения пуговиц,

    докучливого моргания глазами, почесывания и до переедания, чрезмерного

    пьянства или курения, навязчивой потребности покупать вещи — может означать

    тревожность из-за конфликтной жизненной ситуации.

    Тревожность также нередко скрывается за другими эмоциями.

    Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве

    реакций на вызывающие тревогу ситуации. Некоторые клиенты сами объясняют,

    что, когда они начинают испытывать напряжение, то становятся саркастичными,

    язвительными, трудно уживчивыми. Другие клиенты в подобных ситуациях,

    наоборот, становятся холодными, скованными, неразговорчивыми. Второй тип

    реакций обычно выражает внутренний конфликт между бессилием и

    агрессивностью, и этот конфликт парализует активность.

    Многоречивость тоже способ маскировки тревожности. Таким образом,

    клиент стремится скрыть свою тревожность и "обезоружить" консультанта.

    Словесный поток не следует прерывать, нужно лишь уделить внимание

    скрывающейся за ним тревожности. Непрерывное говорение - это своеобразная

    форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ломать. Консультант сквозь

    призму собственных чувств должен проанализировать мотивы многоговорения,

    имея в виду, что в повседневной жизни клиент точно так же досаждает

    окружающим пустыми разговорами, стараясь и спрятать свою тревожность, и

    убежать от нее.

    Некоторые клиенты, чтобы завуалировать свою тревожность и подавить

    активность консультанта, постоянно перебивают его. Это заметно фрустрирует

    консультанта, но большинство клиентов не являются опытными "прерывателями",

    и консультант легко справляется с ситуацией. Трудно в тех случаях, когда на

    самом деле клиент малоразговорчив и не стремится заполнять паузы между

    высказываниями, однако сразу перебивает консультанта, когда тот начинает

    говорить. Даже если консультант пытается возразить, такой клиент не

    останавливается, как бы не слыша его слов. Консультанту тогда следует не

    вступать в конкуренцию, а резко оборвать клиента и указать на

    недопустимость подобного поведения. Стремление прерывать консультанта может

    быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким-либо вопросом или

    высказыванием. Иногда разумно прямо спросить, понимает ли клиент, что

    делает. Прямой вопрос поможет клиенту осознать способ своего поведения в

    состоянии тревожности.

    Определенная категория клиентов защищается от тревожности

    парадоксальным путем. Они с демонстративной открытостью рассказывают о

    своих заботах и спрашивают, что им делать. Так ведут себя и с

    консультантом. Такое подчеркнутое выпячивание тревожности, как правило,

    является проявлением враждебности, и консультант должен обратить на это

    внимание клиента.

    Тревожность может мотивировать сопротивление самому процессу

    консультирования. По существу происходит сопротивление осознанию внутренних

    конфликтов, а тем самым и усилению тревожности. Сопротивляясь, клиент

    старается контролировать свою открытость, высказывать только

    "цензурированные" мысли и чувства, быть как можно более безличностным,

    подавлять свои чувства по отношению к консультанту. Замечания консультанта

    должны, напротив, обращать внимание клиента на то, каким образом он

    избегает тревожности: "Вы изменили тему беседы?", "Вы пытаетесь переключить

    внимание на меня?", "Вы хотите, чтобы я указал Вам тему высказывания?", "Мы

    снова возвращаемся назад — Вы стремитесь навязать мне руководство беседой"

    и т.п.

    Иногда тревожность заставляет клиента не только сопротивляться, но и

    демонстрировать враждебность к консультанту, чаще всего в скрытой форме.

    Клиент с презрением и сарказмом критикует глупых консультантов, которых

    посещал прежде, рассказывает истории об ошибках психологов и

    психотерапевтов. Более утонченная форма наступления на консультанта состоит

    в стремлении подружиться с ним, чтобы консультант воспринимал клиента не

    как клиента, а как друга. Тревожный клиент - мужчина старается найти общие

    интересы с консультантом и выступать в роли его партнера по хобби. С этой

    целью клиенты приносят почтовые марки или другие коллекционируемые

    предметы, стремясь осуществить обмен, приглашают консультанта на чашку кофе

    или обед и т.п. Женщины ведут себя сходным образом, но с характерной для

    них спецификой — стараются подчеркнуть свою женскую привлекательность,

    демонстрируют материнское или сестринское поведение, проявляют

    озабоченность внешним видом и здоровьем консультанта, что создает у них

    иллюзию дружеских отношений. Такое поведение клиентов направлено на

    "уничтожение" консультанта как профессионала; побуждающими мотивами

    выступают страх и тревожность, отрицание серьезности проблем. Если

    консультант поддается влиянию и действительно становится "другом" клиента,

    возникает много серьезных трудностей в консультативном контакте и, можно

    сказать, консультирование как таковое заканчивается.

    Консультируя тревожных клиентов, важно знать не только способы,

    которыми они маскируют свою тревожность, но и средства, с помощью которых

    стремятся избавиться от неприятного воздействия тревожности. Этими

    средствами служат механизмы психологической защиты. Механизмы функционируют

    автоматически, на бессознательном уровне. Использование защитных механизмов

    для уменьшения тревожности не представляет патологии, пока не становится

    утрированным и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать

    гибкость поведения. Описано много механизмов психологической защиты.

    Охарактеризуем вкратце основные из них:

    1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в

    бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud

    подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он

    играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие

    этого механизма для уменьшения тревожности оказывается

    недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие

    вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее

    широко известны две комбинации защитных механизмов:

    a. вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует

    возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх

    матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью,

    представляет собой защиту против враждебности к ребенку,

    сочетающую механизмы вытеснения и смещения;

    b. вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта

    комбинация образует основу истерических реакций.

    2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное

    нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий

    удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или

    символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные

    черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на

    неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш

    первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и

    т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях

    (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических

    формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при

    шизофрении.

    3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей,

    чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у

    себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной

    жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с

    легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих

    в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что

    приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто

    срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии

    проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется

    способность отличать фантазии от реальности.

    4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя)

    человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции.

    Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности,

    поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы.

    Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого

    человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами

    любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или

    агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения

    превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла

    интроекция обвиняемого. Такое часто встречается при депрессии.

    5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли,

    чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы.

    Рационализация — самый распространенный механизм психологической

    защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов,

    и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то

    рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует

    смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством.

    Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать

    ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы

    минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана,

    поэтому она и опасна.

    6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает

    преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях

    устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация

    тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств

    размышлениями о них (например, вместо реальной любви — разговоры о

    любви).

    7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и

    воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально,

    поскольку достижение статуса является важной потребностью почти

    всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой

    становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация

    низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация

    инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую

    компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и

    косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

    8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет

    неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными,

    противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер.

    Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его

    антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство

    отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может

    скрывать враждебность и т.п.

    9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний,

    потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном

    уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует.

    Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей

    (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет

    существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях

    кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря

    близкого человека и т.п.).

    10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более

    приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от

    работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение

    проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого

    в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

    Близким к тревожности состоянием является страх. Но тревожность в

    отличие от страха не имеет определенного объекта, страх же всегда связан с

    конкретным объектом окружения (лицом, предметом, событием). Страх имеет

    биологическую значимость, так как охраняет от многих опасностей. Без

    чувства страха мы оказались бы легко уязвимы.

    Чаще всего, клиенты обращаются по поводу конкретных страхов, связанных

    с какими-то важными событиями (боязнь экзамена, страх перед хирургической

    операцией и т.п.). В таких случаях сначала следует помочь клиенту понять

    смысл события, вызвавшего чувство страха, разобраться, в какой степени его

    реагирование на это событие является оправданным и адекватным.

    Стержнем невротического поведения с преобладанием фобий является

    усиленное избегание тревоги, стремление обойти породивший ее конфликт.

    Поэтому клиент нередко спокойно говорит о своем страхе, но отрицает

    существование любых внутренних конфликтов, связанных с этим страхом.

    Консультант должен быть готов к такому поведению. Попытки избежать

    обсуждения конфликта могут проявиться самыми разнообразными способами.

    Обычно клиенты крайне осторожны в отношениях с консультантом. Они склонны

    сопротивляться стремлению консультанта говорить о вещах, провоцирующих

    тревожность. Сопротивление опять же принимает разные формы. Клиент забывает

    детали предыстории своих проблем, которые проливают свет на суть

    психологического конфликта. Например, возникновение фобии как-то связано с

    изменениями жизни клиента, системы отношений его личности, но клиент об

    этом даже не упоминает, хотя такая информация весьма существенна для

    понимания природы фобии.

    Часто в консультировании встречается скрытая враждебность, которую

    консультант невольно чувствует. Справиться с ней сложнее, чем с откровенной

    агрессивностью. Большинство клиентов бывают не готовы к идентификации

    затаенной враждебности, да и консультанту небезопасно превращать скрытую

    враждебность в открытую. Тем не менее, если в беседе с клиентом мы

    почувствуем что-то недоброе, следует помочь ему вербализовать свои

    переживания, открыто выразить их, потому что любые невыраженные сильные

    эмоции, особенно отрицательные, дезорганизуют логическое мышление и

    поведение, способствуют возникновению психосоматических симптомов и

    затрудняют процесс консультирования. К вопросу скрытой враждебности мы еще

    вернемся в разделе об особенностях консультирования клиентов с

    психосоматическими жалобами.

    Когда человек ищет психологической помощи, он обычно надеется, что в

    его жизни возможны положительные перемены. Однако иногда люди попадают к

    консультанту не по своей воле и отвергают роль клиента, навязываемую

    другими лицами. Например, клиент говорит: "Моя жена потребовала, чтобы я

    пришел сюда, однако не думаю, что Вы сможете мне помочь". Некоторые

    обращаются к консультанту с единственным намерением — доказать, что никто

    не способен им помочь. Этим клиентам в процессе консультирования недостает

    мотивации.

    Нежелание быть объектом чьей-либо помощи — совершенно нормально и

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.