Влияние визуалной самоподачи образа Я на конфликтностьсть субъекта общения
умение человека, эффективность которого определена уровнем развития у
субъекта общения психосемиотической компетентности и рефлексии
(Е.А.Петрова, 1999).
Психосемиотическая компетентность – это разновидность коммуникативной
компетентности человека, прослеживающаяся в интерпретации визуально-
семиотических проявлений внешнего облика в общении. Также
психосемиотическая компетентность предполагает владение семантикой
визуальных знаков внешнего облика не только в коммуникативной плоскости (в
плане анализа «знак-человек»), но и как индикатора индивидуально-
психологических и социальных качеств личности (Е.А.Петрова, 1999г.).
Психосемиотическая рефлексия – это способность воспринимать
семиотические элементы своего внешнего облика как бы со стороны (рефлексия
первого порядка) и глазами другого человека (рефлексия второго порядка).
Чем выше эта способность и меньше неадекватных представлений о своем
внешнем облике, тем ближе «зеркальное Я» субъекта к «идеальному Я» и
успешнее индивид в самоподаче «Я» в общении (Е.А.Петрова, 2000).
Важным внешним условием реализации самоподачи является владение общими
самопрезентационными, социально-перцептивными и экспрессивно-импрессивными
умениями, которые в целом образуют психотехнологию самоподачи в общении.
Субъектность и наличие сформированной Я – концепции, является внутренним
условием самоподачи «я» в общении.
Что касается классификаций видов самоподачи образа «я», то по мнению
Е.А.Петровой (1999), она может быть проведена по различным основаниям: по
содержанию, стратегии, используемым способам, целям, соотношению
предъявляемого и реального образа «я», полноте его раскрытия, адекватности
статусно-ролевой позиции, по мотивационной обусловленности, по возрастному
соответствию, гендерной направленности и др. Например, в зависимости от
модуса существования личности, она может быть: «ролевая», «субъективная» и
др. По мере раскрытия образа «я» в общении, самоподача может осуществляться
как «самопрезентация», «самораскрытие» и «самомаскировка». В стратегическом
плане самоподача может быть как «самоконструирующая», так и
«самоублажающая» (по Р.Баумейстеру, 1982).
Таким образом, анализ литературы, посвященной проблемам
психологического изучения конфликтности и визуальной самоподачи образа «я»,
позволил подойти к формулированию исходных гипотез исследования, в основу
которых положена идея необходимости вскрытия влияния невербально-
коммуникативных механизмов на возникновение и развитие конфликтных ситуаций
межличностного общения.
Во второй главе «Исследование влияния неадекватной визуальной
самоподачи образа «Я» на межличностное общение» представлена программа и
этапы исследования ситуаций неадекватной визуальной самоподачи, описывается
процедура разработки и апробации методики «Неадекватная визуальная
самоподача», проводится анализ полученных эмпирических данных влияния
неадекватной визуальной самоподачи образа “Я” на межличностное общение.
Исследование проводилось в три этапа. На первом – разрабатывалась
методика, создавался необходимый иллюстративный материал. На втором –
выяснялась степень надежности и валидности инструментария. На третьем -
изучалось влияние неадекватной статусно-ролевым ожиданиям самоподачи образа
«Я» (в разных знаковых системах) на межличностное общение.
Испытуемым предъявлялись рисунки 18 ситуаций общения (9 ситуаций с
адекватной визуальной самоподачей персонажей и 9 сходных рисунков с
неадекватной самоподачей) и предлагалось описать (в письменной форме)
реакцию одного из персонажей. Персонажами рисунков являлись как мужчины,
так и женщины в равном соотношении.
Степень адекватности рисунков цели исследования и внутренняя
надежность методики определялась экспертным методом (7 человек,
профессиональные психологи со стажем не менее 5 лет, компетентные в
вопросах невербального общения).
Критерием отбора рисунков стимульного материала проективной методики
стало 100% совпадение мнений экспертов по соответствию предлагаемого
изображения понятию «адекватная» или «неадекватная» самоподача образа «Я» в
ситуации межличностного общения. Исключением стал рис. №4, по которому
согласованность мнений экспертов составила – 85,7%.
О внешней валидности методики в определенной мере свидетельствуют
данные связи показателей нашей методики НВС с показателями конфликтности
(агрессивности) по методике “Рисуночной фрустрации С.Розенцвейга»
(r0,01=0,26); (r0,01=0,24), а также прямые корреляционные связи с данными
методики К.Томаса» (r 0,05 = 0,25); (r 0,05 = 0,18). Внешняя валидность
измерялась на выборке (N=51).
Ретестовая надежность измерялась нами на контрольной выборке (N=51),
совпадающей с экспертной по основным профессиональным и половым
характеристикам. Ретестовая надежность по отдельным шкалам в ситуациях
неадекватной самоподачи: по шкале СО-r0,01=0,75; по шкале К - r0,01=0,8; по
шкале Г - r0,01=0,69. По ситуациям адекватной самоподачи: по шкале СО -
r0,01 =0,74; по шкале К - r0,05 =0,59; по шкале Г - r0,01=0,81.
Диапазон распределения данных по шкалам конфликтности (агрессивности)
реакций разного типа составил:
. в ситуациях неадекватной самоподачи для шкалы «разрешающего типа реакции»
составляет 1,84 ± 1,41; для шкалы «безобвинительного типа реакции»
составляет 3,65 ± 2,03; для шкалы «самозащитного типа реакции» составляет
3,67 ± 1,82; для шкалы «внешнеобвинительного типа реакций» составляет
5,24±2,06;.
. в ситуациях адекватной самоподачи: для «самозащитного» типа реакции -
0,65 ± 0,89; для «внешне обвинительного типа реакций» - 1,22 ± 1,51; для
«безобвинительного типа реакции» - 7,73 ± 1,56; для «разрешающего типа
реакции» - 8,02 ± 1,3.
Внешнеобвинительные реакции при неадекватной самоподаче составляют
51%, что в 2 раза выше, чем в адекватной ситуации (24%).
Следовательно выявлено, что неадекватная визуальная самоподача образа
«Я» становится фактором, провоцирующим конфликтность.
В третьей главе «Взаимосвязь психосемиотической компетентности с
конфликтностью личности» представлен методический инструментарий и
эмпирические данные изучения конфликтности у лиц с разным типом,
особенностями и стратегиями визуальной самоподачи образа «Я».
Анализ полученных данных о связи конфликтности с «компетентно-
рефлексивным», «рефлексивно-некомпетентным», «некомпетентно-
нерефлексивным», «компетентно-нерефлексивным» типом (по Е.А.Петровой,
1999). Наиболее внешне конфликтными (по С.Розенцвейгу) являются
«компетентно-нерефлексивные» лица, у них показатели внешней конфликтности
выше, чем у «некомпетентно-рефлексивных» (по критерию Манна–Уитни
U=0,0001 при р<0,05);
- наиболее внутренне конфликтными (по Е.Б.Фанталовой.) являются
«некомпетентно-нерефлексивные» лица, у них показатели внутренней
конфликтности выше, чем у «некомпетентно-рефлексивных» (по критерию
Манна–Уитни U=0,0001 при р<0,05);
- «соперничество» как стратегию поведения в конфликте (по Томасу)
демонстрируют лица «компетентно-нерефлексивного» типа визуальной
самоподачи, а избегают «некомпетентно-рефлексивного» (по критерию
Манна–Уитни U=0,0001 при р<0,05);
Лица с «некомпетентно-нерефлексивным» типом самоподачи отличаются от
«компетентно-нерефлексивных» простоватостью и бестактностью в общении,
наивностью (по критерию Манна–Уитни U=1 при р<0,05); также у них
наблюдается: эмоциональная неуравновешенность, переменчивость в отношениях
и неустойчивость в интересах, невротичность (по критерию Манна–Уитни
U=1,5 при р<0,05).
Выявлена связь психосемиотической компетентности с мерой контактности
и конфликтности в общении.
Показано, что лицам с низким уровнем общей психосемиотической
компетентности свойственна неуверенность и раздражительность в ситуации
общения (по В.М.Русалову), (по методу Кенделла (0,05 = - 0,25).
Лица с высокой общей визуальной компетентностью отличаются
проницательностью, дипломатичностью, “умением срезать углы” и изысканным
поведением в обществе (по методу Кенделла (0,05 = 0,22).
Выявлено, что лица с высокой общей психосемиотической компетентностью
отличаются: тщательным продумыванием своих поступков в процессе общения,
уверенностью в себе в ситуации взаимодействия с другими людьми (по
В.М.Русалову), (по методу Кенделла (0,05 = - 0,25); дипломатичностью,
проницательностью, разумным подходом к событиям и окружающим людям (по
критерию Фишера Fэпр=2,86; Fкр=2,31 при р<0,01).
Найдена взаимосвязь психосемиотической рефлексии с мерой контактности
и конфликтности в общении.
Показано, что у лиц с низким уровнем общей психосемиотической
рефлексии конфликтность выше, а у лиц с высоким уровнем общей
психосемиотической рефлексии конфликтность ниже (по критерию Фишера
Fэпр=2,33; Fкр=2,31 при р<0,01).
Лица с высокой общей психосемиотической рефлексивностью в ситуациях
конфликта избегают применения «соперничества», как основной тактики
поведения (по Кенделлу ( 0,05 = -0,24); для них характерной является низкая
общая коммуникативная активность (по Кенделлу (0,05 = -0,24); они
демонстрируют низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные
контакты, тщательно продумывают свои поступки в процессе социального
взаимодействия (по Кенделлу ( 0,05 = -0,25); также у них наблюдается низкая
потребность в общении, замкнутость, социальная пассивность (по Кенделлу
(0,05 = -0,22).
Установлено, что у лиц с высокой общей психосемиотической рефлексией 1
порядка (Р1) уровень нейротизма ниже, чем у лиц с низкой рефлексией
визуальной самоподачи 1 порядка (Р1), они более уравновешенны (по критерию
Фишера Fэпр=2,02; Fкр=1,64 при р<0,05 ).
У лиц с высокой общей психосемиотической рефлексией 2 порядка (Р2)
наблюдается социальная пассивность, отсутствие стремления к лидерству (по
Кенделлу (0,05 = -0,23) .
Анализ полученных данных о связи конфликтности с визуальной
«самопрезентацией», «самораскрытием» и «самомаскировкой» (по Е.А.Петровой,
И.И.Петрова, 2000) показал:
- выявлено, что у лиц с низким уровнем «самомаскировки» конфликтность
выше, чем у. лиц с высоким уровнем «самомаскировки» (по критерию Фишера
Fэпр=2,61; Fкр=2,31 при р<0,05 ).
- у лиц, демонстрирующих «самомаскировку» как ведущий тип
самоподачи, наблюдается: легкая и плавная речь, быстрая вербализация,
высокая скорость речевой активности (по Кенделлу ( 0,05 = 0,2); они
характеризуются расчетливостью, проницательностью, разумным подходом к
событиям и окружающим людям (по Кенделлу ( 0,01 = 0,29);
- лица с низким уровнем «самомаскировкии» менее эмоционально устойчивы
и уравновешенны, чем лица с высоким (по критерию Фишера Fэпр=2,61; Fкр=2,31
при р<0,01);
- установлено, что у лиц с высоким уровнем «самораскрытия»
внешнеобвинительные реакции наблюдаются реже, чем у лиц с низким (по
критерию Фишера Fэпр=2,47; Fкр=2,31 при р<0,01); также реже у них
встречаются реакции самозащитного типа (по критерию Фишера Fэпр=1,87;
Fкр=1,64 при р<0,05).
Лицам, у которых «самопрезентация» является ведущим типом самоподачи,
проявление конфликтности не свойственно (по критерию Фиш ( 0,05 = -0,18).
Показано, что лиц с высокими показателями «самопрезентации», осознанно
соблюдают нормы и правила поведения, настойчивы в достижении своих целей,
точны, ответственны, обладают деловой направленностью (по Кенделлу ( 0,01 =
0,25); также они отличаются практичностью по отношению к окружающим и
самоуверенностью (по Кенделлу ( 0,05 = -0,23).
Установлено, что лица с преобладающей «самопрезентацией» самоподачи
избегают выбирать «сотрудничество», как ведущий стиль поведения в
конфликтной ситуации (по Кенделлу ( 0,01 = -0,28).
Найдены взаимосвязи конфликтности с «ублажающей» и
«самоконструирующей» стратегиями визуальной самопрезентации.
Лицам, у которых преобладает «самоконструирующая» стратегия визуальной
самоподачи, свойственны:
- высокая конфликтность (по Кенделлу ( 0,05 = 0,21);
- несогласие с общепринятыми моральными нормами, стандартами,
подверженность чувствам, независимый и непостоянный стиль поведения (по
Кенделлу ( 0,01 = -0,24);.
- в меньшей степени использование «приспособления» как тактики поведения
в конфликте (по Кенделлу ( 0,05 = -0,22);
- низкая степень адаптации к изменениям в социуме (по Кенделлу ( 0,05 =-
0,19);
- в ситуации конфликта чаще выбирается компромиссный стиль поведения (по
Кенделлу ( 0,05 = 0,22).
Лицам, у которых преобладает «самоублажающая» стратегия визуальной
самоподачи, конфликтность не свойственна (по Кенделлу ( 0,05 = -0,21).
Для лиц, с ведущей «самоублажающей» стратегией визуальной самоподачи,
характерны:
- высокая нормативность поведения, эмоциональная дисциплинированность,
собранность, ответственность и уравновешенность (по Кенделлу ( 0,01 =
0,24);
- в ситуации конфликта в большей степени склонность использовать тактику
поведения «приспособление» (по Кенделлу ( 0,05 = 0,22) и «компромисс»
(по Кенделлу ( 0,05 = -0,22).
ВЫВОДЫ ПО ДИССЕРТАЦИИ
1. Анализ современного состояния разработки проблем общения показал,
что существует противоречие между теоретическим осознанием природы и
механизмов конфликтности (в рамках подходов: когнитивного, мотивационного,
аналитического, деятельностного, энерго-эмоционального, системного и
личностного и механизмов) и накоплением эмпирических данных о влиянии
знаков внешнего облика человека на эффективность межличностного познания и
взаимодействия людей в рамках визуальной психосемиотики общения в целом, и
психосемиотической концепцией визуальной самоподачи образа «Я», в частности
(Е.А.Петрова, 1999; Р.Э.Варданян, 2000; М.Н.Котлярова, 2000; И.И.Петрова,
2001; А.А.Родионова, 2001; А.Н.Муханова, 2002 и др.)
2. Такие особенности визуальной самоподачи образа «Я» субъекта, как
мера полоролевой адекватности, доминирующая стратегия самоподачи, тактика
предъявления своего образа партнеру, мера развития психосемиотической
компетентности и рефлексии, проявляясь на невербальном уровне общения,
влияют на конфликтность повышая или понижая ее.
3. Неадекватная статусно-ролевым ожиданиям визуальная самоподача
образа «Я» субъекта общения является фактором, провоцирующим межличностную
конфликтность, поскольку у воспринимающего (реципиента), повышаются
негативные тенденции в отношении к партнеру, а именно: увеличивается
склонность к внешнеобвинительным реакциям и реакциям самозащитного типа (по
С.Розенцвейгу; 1984). Распределение конфликтных реакций
(внешнеобвинительных и самозащитных) в неадекватной ситуации самоподачи
составляет 49,5%, что в 4,5 раза выше, чем в адекватной ситуации - (10,4%).
4. Доминирующая стратегия самоподачи на визуальном уровне влияет на
уровень конфликтности субъекта общения и тактику поведения человека в
конфликте. Лицам, у которых преобладает «самоконструирующая» стратегия
визуальной самоподачи, свойственна высокая конфликтность и низкая степень
социальной адаптации и приспособления в фрустрирующей ситуации общения,
избегание применения тактики компромисса в конфликтной ситуации общения (по
К.Томасу, 1998). У лиц с преобладающей «самоублажающей» (по Р. Баумейстеру,
1982) стратегией визуальной самоподачи наблюдается: низкая конфликтность и
склонность к тактике компромисса, высокая степень социальной адаптации и
приспособления.
5. Такие особенности тактики предъявления своего образа «Я» партнеру
по общению, как мера «самораскрытия» и «самопрезентации» на визуальном
уровне (по Е.А.Петровой, 2000), не влияют на меру конфликтности личности,
хотя и связаны с особенностями общения человека. Для лиц, у которых
«самопрезентация» является ведущим способом самоподачи, характерным
являются: осознанное соблюдение норм и правил поведения, (высокая
нормативность поведения), настойчивость в достижении цели, точность,
ответственность, деловая направленность, но при этом они отличаются низкими
показателями сотрудничества в ситуации взаимодействия. У лиц, которых
«самораскрытие» является ведущим типом самоподачи, внешнеобвинительные и
самозащитные реакции наблюдаются редко. Лица с низким уровнем
«самораскрытия» отличается повышенным уровнем самозащитных реакций.
6. У лиц с низким уровнем «самомаскировки» межличностная конфликтность
выше, чем у лиц с высоким уровнем «самомаскировки». «Самомаскировка», как
ведущий способ визуальной самоподачи, свойственен субъектам с
проницательным, расчетливым подходом к событиям и окружающим. В ситуации
вербального общения для них характерна: легкая и плавная речь, быстрая
вербализация, высокая скорость речевой активности.
7. Связи показателей внутренней конфликтности (по Е.Б.Фанталовой,
1999) с особенностями визуальной самоподачи образа «Я» (доминирующая
стратегия, преобладающая тактика) полученными в нашем исследовании с
помощью методик «Визуальная самоподача образа «Я» в общении» и «Стратегии
визуальной самоподачи образа «Я» в общении» (Е.А.Петровой, 1998) не
обнаружено.
8. Уровень развитие психосемиотической компетентности и рефлексии (по
Е.А.Петровой, 1999) связан с мерой конфликтности субъекта общения.
Установлено, что у «некомпетентно-нерефлексивных» лиц показатели
внутриличностной конфликтности выше, чем у «некомпетентно-рефлексивных».
«Компетентно-нерефлексивные» лица имеют показатели высокие показатели
«соперничества», чем «некомпетентно-рефлексивные» лица. «Компетентно-
нерефлексивные» менее адаптированы к ситуации фрустрации, чем
«некомпетентно-рефлексивные».
9. Неадекватность самоподачи на уровне отдельных знаковых систем
общения (габитуса, кинесики и социального оформления) в различной степени
повышает конфликтность. Самой «конфликтогенной» визуальной знаковой
системой, в ситуации неадекватной самоподачи, является – кинесика. Чуть
менее «ответственны» за возникновение конфликтных реакции у реципиентов
знаки социального оформления внешности. Самой нейтральной (в плане развития
негативных реакций в ситуации конфликта) оказалась знаковая система
габитуса.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях
автора:
1. Романова А.В., Конфликтность и профессиональная пригодность учителя
// Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических
перемен: Докл. Междунар. научн.-практ. конф. 20 –24 октября 1999 г.
– М., 2000. – С. 109 - 115.
2. Романова А.В. Индивидуально-психологические особенности людей с
различным уровнем конфликтности в общении // Психология общения
2000: проблемы и перспективы: Тез. докл. Междунар. научн. конф. 25-
27 октября 2000 г. - М., 2000. – С. 251.
3. Романова А.В. Коммуникативные трудности в работе молодого учителя
// Сб. научн.-метод. раб. преподав. педагог. колледж. Москвы МКО. -
М., 2001 – Ч.1. – С. 13-20
4. Романова А.В. Особенности визуальной самоподачи конфликтных лиц в
юношеском возрасте//Психол. и ее прилож.: Тез. Ежегод. РПО. – М.,
2002. – Т.9: Вып.2. – С.240.
5. Ежегод. Рос. психол. общест.- Романова А.В. Влияние визуальной
самоподачи образа «Я» субъекта общения на межличностную
конфликтность. // Социальный психолог. - Ярославль, 2002. - Вып. 2.
– С.27-29.
6. Романова А.В. Визуальная самоподача образа «Я» и конфликтность:
Учеб.-метод. пособ. к спецк. - М.: МГСУ, 2002. – 32 с.
Страницы: 1, 2
|