МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Внушение и его роль в общественной жизни

    Вводимая информация принимается за действительность, сливается с концепцией

    гипнолога, в соответствии с которой и реализуется.

    У многих складывается ложное впечатление об абсолютной власти гипнолога

    и его возможности неограниченного управления психикой гипнотика. Между тем

    гипнотик не является каким – то автоматом, проявляющим полную покорность.

    На самом деле, он в состоянии различным образом противодействовать

    требованиям гипнолога. Беспрепятственно выполняются только нейтральные для

    личности инструкции, т.к. они не противоречат основным чертам его

    характера.

    Даже в случаях глубокого транса испытуемого невозможно заставить

    совершить действия, которые не согласуются с его мировоззрением,

    ценностями, личностными установками, что с очевидностью свидетельствует о

    сохранении контроля над гипнологической ситуацией.

    Гипноз является одним из самых долговечных методов лечения, выдержавшим

    испытание временем. В медицинской практике гипноз используется как

    релаксация, анестезия и анальгезия. [ 5 ]

    Гипноз представляет собой гуманное средство воздействия на психику не

    только больных, но и здоровых. Гипнотические методы успешно исполняются во

    многих прикладных направлениях. Например, в спортивной психогигиене

    гипнотическое воздействие вводятся с целью регуляции психических состояний

    и уровня работоспособности. Гипноз в сочетании с аутогенной тренировкой

    является эффективным средством ликвидации и профилактики неблагоприятных

    предстартовых состояний, восстановления работоспособности с помощью

    внушённого сна – отдыха.

    Вполне оправданно в настоящее время применение суггестивных воздействий

    в педагогическом процессе с целью формирования социально ценных установок.

    [ 4 ]

    Важную роль играет в решении исследовательских задач как метод

    экспериментальной физиологии и психологии.

    Применение гипноза в лечебных целях

    Лечение внушения в гипнозе представляет собой один из важных методов

    психотерапии. Под психотерапией комплексное лечение воздействием на психику

    больного. Сюда относится и та беседа, которую ведёт врач любой

    специальности со своими больными, ставя своей целью рассеять излишние

    опасения за своё здоровьё, страх перед предстоящей операцией. [ 16 ]

    Большое значение для успеха лечения имеет обстановка, которая окружает

    больного в лечебном учреждении: светлые, полные воздуха палаты, заботливое

    и внимательное отношение со стороны персонала.

    Словесное воздействие при правильном его использовании может

    превратиться в сильнейшее лечебное средство, а при неосторожном,

    непродуманном употреблении – принести больному существенный вред. Например,

    атрогенное заболевание (от греч. «atros» – врач и «genos» – происходящий) –

    разные замечания врача о тяжести болезненного состояния приводят к

    возникновению самостоятельного заболевания, проявляющегося в повышенной

    мнительности и страхах больного.

    Вредные последствия гипноза могут проявляться при частом

    гипнотизировании (вырабатывается склонность к аутогипнозу), а также при

    неправильно построенных формулах внушения. В этих случаях возможны

    спонтанные галлюцинации, постгипнотический бред.

    Постепенное выведение из гипноза также может явиться причиной плохого

    самочувствия (головные боли, сонливость).

    К противопоказаниям к гипнозу относят интоксикации с высокой

    температурой тела и спутанностью сознания.

    Осложнения в виде отдельных симптомов или истероидных реакций возникают

    только у больных с психологическими тенденциями по отношению к терапии.

    2 Внушение в психолого- педагогической работе

    Внушение играет огромную роль в процессе воспитания.

    Исследования и наблюдения, проводившиеся В. М. Бехтеревым,

    свидетельствовали о значительной внушаемости детей. Он один из первых

    указал на внушающую силу детского коллектива. Именно, благодаря воздействию

    коллектива ребёнку непосредственно, путём внушения прививается и всё

    плохое и всё хорошее. В практике учебно-воспитательной работы большую роль,

    по мнению В. М. Бехтерева, играет авторитет педагога, его личный пример и

    соблюдение меры внушающего воздействия. Он подчёркивал пользу приучения

    детей к критическому обсуждению усвоенного материала. В своей широко

    известной брошюре «Внушение и воспитание» В. М. Бехтерев указывал на

    достоинства самостоятельной работы школьников, которая делает ученика

    независимым от слепого восприятия слов учителя. Самостоятельной работа

    развивает в ученике самооценку, создаёт доверие к себе, что непосредственно

    влияет на формирование его характера.

    В. М. Бехтерев подчёркивал, что внушение необходимо применять во всех

    тех случаях, когда дурные привычки или другие ненормальные проявления

    укоренились в личности ученика. Внушение – это приём, который исправляет

    иногда даже очень тяжёлые и запущенные воспитателем случаи.

    Ссылаясь на авторитетные источники, В. М. Бехтерев считает, что в

    отдельных случаях возможно применение и гипноза для решения педагогических

    задач. Он приводит сообщение Берильона о преодолении у одного мальчика с

    помощью гипнотического внушения привычки к воровству.

    Предвосхищая данные будущих исследователей в области суггестопедии, В.

    М. Бехтерев считал, что педагогического эффекта можно добиться и не вводя

    ребёнка в состояние гипноза. Внушение даёт хороший результат, если

    проводить его в бодрствующем состоянии. Для такого воздействия достаточно

    предложить ученику закрыть глаза и затем провести внушение так же, как это

    делают, когда человек находится в состоянии гипноза.

    Среди различных дефектов, успешно устраняемых путём внушения, В. М.

    Бехтерев называет детскую ложь, курение табака, чрезмерную застенчивость,

    отсутствие интереса к знаниям – всё эти случаи отклонения от нормального

    развития требуют, по мнению Бехтерева, воздействие на ребёнка методом

    внушения. Но само внушение не может применяться шаблонно. Оно должно

    сообразовываться с индивидуальными особенностями ребёнка, учитывать причины

    возникших недостатков. [ 1 ]

    Различают следующие виды внушения в психолого – педагогической работе:

    1. прямое внушение. К нему относятся команды, приказы, внушающие

    постановления.

    Команды и приказы способствуют выработке у человека автоматизма

    действий. В жизни требуется совершать некоторые поведенческие акты

    автоматически, не раздумывая, полностью доверяя слову – сигналу для этих

    действий.

    Характерной чертой приказов и команд является то, что они исполняются

    тогда, когда обычно требование аналогичного содержания, возможно, вызвало

    бы сопротивление. Именно эта черта команд и приказов как форм словесного

    воздействия позволяет отнести их к разряду внушающего влияния. При

    исполнении команд не рассуждают, а выполняют немедленно.

    Команды и приказы так же как внушающие наставления, относятся к прямому

    внушению, но по природе своего воздействия качественно различны.

    Внушающее наставление не рассчитано на автоматизм поведения, оно

    создаёт установку. Команды и приказы действенны тогда, когда сформировался

    соответственный навык и исполнение требования становится точным и в

    значительной мере автоматизированным.

    Большое значение внушающего воздействия команд и приказов заключается в

    том, что они являются важным средством дисциплинирования. Проблема

    использования команд и приказов в практике состоит в мере применения этих

    средств воздействия.

    Внушающее наставление – вид внушения, применяемый для перестройки

    сложившихся отрицательных психологических отношений людей. [ 20 ]

    Внушение как словесное воздействие не в состоянии изменить черты

    характера личности. Но внушающее наставление может создать необходимую

    установку – предуготовленность личности к совершению определённого

    поведенческого акта.

    Внушающее наставление применяется в виде лаконичных фраз, т. е. Формул

    внушения, произносимых максимально повелительным тоном. При этом,

    необходимо выразительно смотреть в глаза внушаемого, усиливая внушающее

    влияние слов. Иногда предлагается внушающему закрыть глаза и повторять

    отдельные словесные формулы: «Я всегда выполняю задания в назначенное

    время», «Я могу и хочу хорошо работать», «Мне нравится моя учёба».

    Внушающее наставление – не универсальное суггестопедическое средство.

    Оно даёт наилучшие результаты, когда перед суггестологом пассивные,

    легковнушаемые люди.

    Поэтому задача внушающего наставления состоит в том, чтобы дать

    человеку первый импульс к преодолению пассивности, лени, безразличия к

    своим успехам.

    Например, в школе.

    Коля М. – застенчивый мальчик. Учась в 1-м – 2-м и третьем классах

    проявлял устойчивую недооценку своих возможностей. В четвёртом классе

    началось предметное преподавание. Это отрицательно повлияло на успехи Коли.

    Нередко он отказывался выходить к доске, говорил тихим, срывающимся

    голосом, часто останавливался и ждал подсказки с места.

    Опытная учительница русского языка, Татьяна Ивановна Ш., умело поставив

    «диагноз» духовного состояния Коли, на очередном уроке сказала: «Проверила

    ваши сочинения. Одно из лучших у Коли. Он молодец. Коля встань! Поправь

    плечи! Так хорошо! Посмотри мне в глаза. Ты можешь и будешь отвечать громко

    и уверенно выученный урок! Иди к доске!»

    Ответ Коли был не очень правильным, но говорил он громко, уверенно,

    постоянный испуг в глазах исчез.

    Здесь педагог требует от ученика не размышлений, а повиновения.

    2. косвенное внушение. Рассчитано также на безоговорочное принятие

    информации, но само сообщение подаётся не в приказной (императивной)

    форме, а в виде раскрытия факта или описания какого-либо случая,

    которое будучи воспринято человеком, оказывает, помимо воли и

    критики субъекта влияние на его поведение. Это воздействие путём

    примера большой внушающей силы или рассказа, влияющего на человека

    окольным путём.

    Намёк осуществляется в целях воздействия на эмоции и установку человека

    путём шутки, иронии, совета, аналогии.

    Внушающее косвенное одобрение: Одобрение, похвала рассчитаны на

    эмоциональное восприятие и имеют большую внушающую силу – человек внутренне

    утверждается в своих силах и возможностях.

    Внушающее косвенное осуждение: Эта форма косвенного внушения обычно

    немногословна. Это лаконичное, но действенное влияние слов, рассчитанное не

    на «лобовую атаку». [ 20 ]

    3. самовнушение. Применение в воспитательных целях самовнушения требует

    довольно высокого развития личности. Самовнушение успешно

    используется для преодоления страха перед трудностями, для снижения

    или повышения уровня притязаний, для преодоления неуверенности в

    своих силах и в других подобных случаях, связанных с усилением воли

    и борьбой с внутренними колебаниями.

    Важнейшим показателем целесообразности использования самовнушения

    является высокая степень сознательности человека. При соблюдении этого

    условия обучение приёмам самовнушения не составляет для суггестолога

    особого труда, так как человек сам видит свои недостатки и сознательно

    стремится их преодолеть.

    В первоначальной беседе педагог или психолог разъясняет человеку, что

    успех самовнушения находится в прямой зависимости от степени его

    собственного желания достичь цели (избавиться от недостатка), а также от

    его умения сосредоточиться на предмете внушения.

    Формулы самовнушения произносятся от первого лица, в настоящем времени,

    в утвердительной форме: «Я могу выполнить это в лучшем виде» и пр.

    Сеансы самовнушения проводятся перед сном и сразу после пробуждения.

    Именно в это время кора головного мозга слегка заторможена, вследствие чего

    снижена критическая сторона психики.

    Если субъект обучен приёмам аутотренинга, то целесообразно формулы

    самовнушения произносить в состоянии мышечной релаксации. Владея техникой

    психорегулирующей тренировки, человек расслабляется, а затем сам несколько

    раз подряд произносит фразы, настраивающие на достижение намеченной цели.

    В педагогике используют такой вид внушения как релаксация в системе

    нравственного воспитания и в дидактических целях. Этот вид внушения

    проводят с «трудными» детьми, детьми с различными отклонениями от нормы,

    антисоциальными установками.

    Релаксопедия представляет собой вербальное внушение, использующее

    релаксацию (психическое и физическое расслабление) как средство,

    способствующее усилению внушающего действия слов.

    Релаксация обеспечивает известное отключение сознания от раздражений,

    поступающих из внутренней и внешней сфер.

    Вводя школьника в состояние расслабления, мы временно как бы «обрезаем»

    многочисленные внутренние и внешние каналы связи психики и оставляем только

    один – внушающий голос педагога. Тем самым в состоянии релаксации

    повышается восприимчивость ребёнка к внушению.

    Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что релаксация для

    детей абсолютно безвредна, способствует отдыху, учит мобилизации всех сил

    организма, создаёт условия для высокой эффективности внушения,

    направленного на преодоление негативных установок нравственного поведения.

    Релаксация в дидактических целях включает в себя принципиальные

    возможности интенсификации процесса обучения путём суггестопедического

    ввода учебной информации.

    Ни медицинских, ни педагогических противопоказаний релаксация не знает.

    Поэтому, практически, начиная с пятого класса, можно в любой учебной

    аудитории вводить информацию, рассчитанную на запоминание релаксопедическим

    путём.

    2. Самовнушение и аутогенная тренировка

    Аутогенная тренировка – активный метод психотерапии, психогигиены и

    психопрофилактики, который повышает возможности организма.

    AT разработана в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, на основе его

    наблюдений за своими пациентами, которых он лечил при помощи гипноза. Шульц

    И. Г. Заметил, что пациенты без его помощи могут входить в то состояние

    покоя, расслабленности, частичного и полного сна, которое он вызывал у них

    обычно при помощи гипноза.

    Метод AT основан на активном самовнушении на фоне мышечного

    расслабления. В настоящее время существуют различные варианты AT,

    применяемые для различных целей. Классическая AT состоит из двух ступеней:

    первой – низшей и второй- высшей. AT не дает осложнений. Нельзя заниматься

    AT только на фоне остро развивающихся заболеваний – сосудистых,

    инфекционных, психических. [ 14 ]

    Главная задача начинающего заниматься AT – это научиться расслабляться,

    вызывать ощущение тяжести и тепла в теле. Если Вы сможете добиться

    состояния полного расслабления, то в таком состоянии формулы, произносимые

    вами мысленно, начинают срабатывать. Ваш мозг, несмотря на полнейшее

    расслабление тела, так же хорошо работает. Вы все слышите и понимаете, что

    происходит вокруг Вас. Просто Ваше тело как бы не существует в данный

    момент. Это и есть тот самый, нужный Вам, рабочий фон. Вы можете во время

    сеанса аутогенного погружения внушить себе, что угодно: дать установку на

    выполнение с удовольствием какой-либо опостылевшей вам работы, поставить

    себе сверхзадачу, активизировать психические и физические функции.

    Аутогенной тренировкой можно заниматься самостоятельно. Иногда, в самом

    начале тренировок возникают пугающие ощущения – «аутогенные разряды». Эти

    аутогенные разряды могут проявляться в том, что в момент погружения в

    состояние расслабленности занимающийся вдруг «видит» в зрительном

    анализаторе мириады цветовых пятен, искры, даже целые картины, «слышит»

    необычные звуки и голоса, испытывает чувство падения в бездну или просто

    чувство полета, ощущает вкус каких-то продуктов, ощущает запах и т.д. Эти

    явления часто пугают человека и отбивают у него охоту заниматься AT. Эти

    неприятные ощущения не представляют никакой опасности для занимающегося и,

    как правило, проходят через несколько занятий AT.

    Аутогенная тренировка состоит из двух ступеней: первой – высшей и

    второй – низшей. Первая ступень включает в себя шесть классических

    упражнений условные названия которых: «тяжесть», «тепло», «дыхание»,

    «сердце», «тепло в области солнечного сплетения», «прохлада в области лба».

    Человек, овладевший первой ступенью AT может влиять на свое настроение,

    вызывать у себя колоссальное желание заниматься любым неинтересным, но

    нужным делом влиять на работоспособность и самочувствие организма,

    развивать свои способности и многое другое (нужны только применять

    соответствующие формулы). Самовнушения при AT носят «неодолимый» характер,

    если они были выполнены правильно.

    Первая ступень AT.

    Первую ступень AT проще осваивать через комбинацию стандартных

    упражнений. Здесь дана комбинация первых четырех стандартных упражнений.

    Цель этой комбинации добиться максимального расслабления мышц. Как

    правило, до того как приступить к выполнению этого упражнения нужно принять

    удобную позу, закрыть глаза и дать себе установку: «Я успокаиваюсь и

    расслабляюсь», Затем конкретно, по частям, производится расслабление тела с

    направлением внимания на те части тела, которые расслабляются.

    Проговариваем про себя: «Расслабляются мышцы лба, глаз, расслабляются мышцы

    затылка и шеи.» (При этом нужно прочувствовать то, о чем проговаривалось.)

    Мое внимание переходит на руки. Расслабляются пальцы и кисти рук.

    Расслабляются предплечья. Расслабляются плечи. Мои руки расслабляются. Мое

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.