МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Восприятие

    Восприятие

    СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

    ЗАОЧНОЕ

    (отделение)

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

    (наименование факультета)

    ПСИХОЛОГ

    (наименование специальности)

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    По дисциплине: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Тема: ВОСПРИЯТИЕ

    Студент 3 курса

    Полного срока обучения

    Санакина Ольга Владимировна

    г.Омск 2000/2001

    ПЛАН

    1.Введение. 2

    2.Общая характеристика восприятия. 4

    3.Физиологические основы восприятия. 5

    4.Основные свойства восприятия. 6

    5.Основные виды восприятия. 9

    6.Заключение. 11

    7.Литература. 12

    1.Психические процессы и их связь с деятельностью.

    Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память,

    мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для

    того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и

    трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или

    иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно

    сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без

    участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они

    выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.[1, с.156]

    Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в

    деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды

    деятельности.

    Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои

    важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные

    виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и

    пространства. В результате практического манипулирования с объемными,

    близлежащими и удаленными предметами, человек обучается воспринимать и

    оценивать формы. Следящие движения руки и глаза, сопровождаемые

    синергическими, координированными сокращениями определенных групп мышц,

    способствуют становлению восприятия движения и его направления. Изменения

    скорости движущихся объектов автоматически воспроизводятся в ускорениях и

    замедлениях сокращений определенных групп мышц, и это обучает органы чувств

    восприятию скорости.

    Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в

    состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в

    опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо

    деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное,

    опыта практической деятельности.

    Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным

    процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание

    осуществляется в деятельности, и само представляет особого рода мнемическую

    деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на

    подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это – структурирование,

    осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение

    разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.д.

    Припоминание также предполагает выполнение определенных действий,

    направленных на то, чтобы вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти

    материал. Известно, что сознательное воспроизведение деятельности, в ходе

    которой некий материал был запомнен, способствует тому, что он легче

    припоминается.

    Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так

    называемое “ручное”, или практическое, мышление). В более развитых формах –

    образной и логической – деятельный момент выступает в нем в виде

    внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой

    особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются

    словосочетанием “речевая деятельность”[1]. “Поскольку внутренние

    психические процессы у человека обнаруживают то же строение, что и внешние

    действия, есть все основания говорить не только о внешнем, но и внутреннем

    действии”[4, с.15].

    Специфика психических процессов состоит, во-первых, в том, что ни один

    высший психический процесс не является следствием только возрастного

    развития и созревания. Непременное условие формирования этих процессов –

    воспитание и другие формы социальных контактов.

    Другая особенность психических процессов в том, что преобразования,

    совершающиеся в мозгу – органе психических процессов, воспринимаются

    человеком как события, разыгрывающиеся вне него. То есть, специфика

    психических процессов заключается в том, что они в своих осознаваемых

    параметрах определяются особенностями внешних объектов. Психический процесс

    и его результат отнесены к разным объектам: первый – к мозгу, второй – к

    внешним предметам и явлениям. Так, мысль раскрывается в признаках тех

    объектов, связи между которыми она отражает, а эмоция – в терминах,

    обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее

    вызывают.

    Важной особенностью высших психических функций является и то, что их

    физиологический компонент, то есть те изменения в работе центральной

    нервной системы, которые обеспечивают соответствующий психический процесс,

    человеком совершенно не воспринимаются. Нейрофизиологические составляющие

    психических процессов оказываются практически недоступными для

    самонаблюдения[2, с.10].

    Экспериментально было доказано, что психические процессы, называемые

    высшими психическими функциями, по происхождению и структуре являются

    деятельностями. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие,

    что психические процессы можно формировать через организованную по особым

    правилам внешнюю деятельность (теория поэтапного формирования умственных

    действий). Внешняя деятельность в результате ее специальных преобразований,

    направленных на сокращение и автоматизацию отдельных звеньев, их

    превращения в навыки, постепенно переходит во внутреннюю, собственно

    психическую (интериоризация). Такими интериоризованными психическими

    процессами являются произвольные и опосредованные речью познавательные

    процессы: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.

    С другой стороны, ни один из названных психических процессов не

    протекает как чисто внутренний и обязательно включает какие-либо внешние,

    обычно двигательные, звенья. Зрительное восприятие, например, неразрывно

    связано с движениями глаз, осязание – с движением рук, внимание – с

    мышечными сокращениями, определяющими его сосредоточенность,

    переключаемость и рассеянность. При решении человеком задач почти всегда

    работает его артикуляционный аппарат; речевая деятельность без движений

    гортани и лицевых мышц невозможна. Следовательно, всякая деятельность – это

    соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и

    операций[1, с.158].

    2.Сравнительный анализ процессов ощущения и восприятия.

    В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства

    предметов, конкретных явлений или процессов (происходящих вне и независимо

    от нас), восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с

    оформленной в виде предметов, вне нас существующей, действительностью.

    Причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда

    воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и вызывает простое

    ощущение.

    Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают

    субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной

    активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность

    ощущать дана всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения.

    Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и

    высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном

    опыте.

    Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов,

    их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для

    восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.

    Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в

    том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство

    (например, ощущение яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия

    и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ,

    включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых

    человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того, чтобы

    некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-

    либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и

    уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

    Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам.

    Достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы –

    рецепторы – для того, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в

    результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие,

    скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от

    того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации,

    получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах

    воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно

    выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Соответствующие

    анализаторы – зрительный, слуховой, кожный и мышечный – чаще всего

    выступают как ведущие в процессе восприятия.

    Предметность, целостность, константность и обобщенность – это основные

    свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Эти

    свойства восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно

    складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием

    работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

    Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий

    принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных

    ощущений, которые получаются от целостных предметов или сложных,

    воспринимаемых как целое, явлений [1].

    3.Общая характеристика восприятия.

    Проработав достаточное количество литературы по теме изучения

    психических процессов, можно привести несколько вариантов определения

    понятия “восприятие”:

    Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений,

    возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на

    рецепторные поверхности органов чувств [3, с.200].

    Восприятием называется отражение предметов или явлений при их

    непосредственном воздействии на органы чувств [2, с.31].

    Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно

    воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не

    отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

    Восприятие – не сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета,

    а качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей

    способностями [5, с.86].

    Восприятие – форма целостного психического отражения предметов или

    явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств [6, с.135].

    Сведя все определения в одно, можно сделать вывод, что:

    Восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный

    анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-

    синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от

    ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета

    посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ

    восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой

    состав.

    Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное

    обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам.

    Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого

    восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и

    мыслительной деятельности индивида.

    В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности

    различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может

    возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей различных

    анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных [6, с.136].

    Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации,

    поступающей прямо из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми

    в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции. В зависимости от

    анализаторов различают следующие виды восприятия: зрение, осязание, слух,

    кинестезию, обоняние, вкус. Полученная в активном взаимодействии с объектом

    информация о его свойствах (форме, величине и т.д.) преобразуется в ряд

    характеристик, из которых в дальнейшем при узнавании вновь реконструируются

    целостные отображения объектов – образы. Благодаря связям, образующимся при

    обучении между разными анализаторами, в образе отражаются такие свойства

    предметов или явлений, для которых нет специальных анализаторов, например

    величина предмета, вес, форма, регулярность, что свидетельствует о сложной

    организации этого психического процесса.

    Построение образа воспринимаемого объекта тесно связано со способом его

    обследования. В процессе обучения при многократном восприятии объекта

    происходит видоизменение структуры действий с объектом ( за счет

    погружения).

    Первоначально деятельность человека направляется и корректируется

    воздействием лишь внешних объектов. Образ неповторим, конкретен и не

    передается логикой. Выполнив свою функцию в регуляции поведения, некий

    образ теряет свою непосредственную чувственную основу и включается в

    жизненный опыт человека, приобретая статус представления. Все, что бы

    человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных

    образов. Человек воспринимает в первую очередь то, что соответствует его

    интересам и потребностям. В этом смысле и говорят, что отражение

    целенаправленно и само является активной деятельностью. С этой точки зрения

    восприятие и предстает как прижизненно формирующаяся система предметных

    перцептивных действий, с помощью которых человек строит образ окружающей

    действительности и ориентируется в ней [2].

    В связи с тем, что в образе отражены одновременно такие разные свойства

    объекта, как его размеры, цвет, форма, фактура, ритм, можно сказать, что

    это целостное и обобщенное представление объекта – результат синтеза многих

    отдельных ощущений. В связи со своей целостностью образ уже способен

    регулировать целесообразное поведение. Воспринимать некий объект как образ

    – значит действовать по отношению к нему во внутреннем плане и получать

    представление о последствиях этих действий [2, с.33].

    Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в

    пределах нескольких модальностей. В связи со своей целостностью образ уже

    способен регулировать целесообразное поведение. Лишь в результате такого

    объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие,

    переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или

    ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является

    предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение

    объекта реального мира в совокупности всех его свойств или целостное

    отображение предмета.

    Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт,

    процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия

    включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память

    и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой

    человека.

    Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень

    сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы.

    Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего

    нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения

    органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических

    воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные

    компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных

    предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при

    восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как

    воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой

    деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы

    сталкиваемся в реальной жизни.

    В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего

    комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных

    ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от

    несущественных. Скорее всего, на данном этапе восприятия в формировании

    перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время

    следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных

    признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними

    знаниями о предмете, т.е. в процессе восприятия участвует память. Полное

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.