МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Возраст ребёнка и тип воспитания отца

    Каждому из этих образов соответствует свой стиль воспитания. Идее

    первородного греха соответствует репрессивная педагогика, направленная на

    подавление природного начала в ребенке; идее социализации — педагогика

    формирования личности путем направленного обучения; идее природного

    детерминизма — принцип развития природных задатков и ограничения

    отрицательных проявлений, а идее изначальной благости ребенка — педагогика

    саморазвития и невмешательства. Эти образы и стили не только сменяют друг

    друга, но и сосуществуют. Ни одна из этих ориентации не господствовала

    безраздельно в практике воспитания, завися от сословных, классовых,

    религиозных, имущественных, семейных, индивидуальных особенностей

    воспитателей.

    1.2. ЦЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

    Каждый народ богат представителями самых разнообразных психологических

    типов, но, тем не менее, некоторые типы в одних культурах встречаются чаще,

    чем в других. Кроме того, у представителей любого народа одни

    психологические качества доминируют над другими. В середине XX в. в

    исследованиях культурологов ставится вопрос о взаимоотношениях личности и

    культуры. Для таких авторов, как А. Кардинер («Хризантема и меч», 1947),

    Р.Бенедикт («Народы Великороссии», 1948), М. Мид и Р. Метро («Темы во

    французской культуре», 1954) и др., подлинной реальностью культуры

    становится личность и ее характер, установки и жизненная история. Понятия,

    которые вводятся ими в науку — «базовая личность», «национальный характер»,

    «социальный характер», — свидетельствуют о повышенном интересе к вопросу о

    взаимодействии личности и общества.

    Базовая личность определяется как устойчивая совокупность черт характера,

    присущих людям данной культуры и проявляющих себя в широком диапазоне

    ситуаций, начиная от бытового поведения и кончая религиозными и

    политическими взглядами, Э. Фромм определяет социальный характер как

    результат динамической адаптации человеческой природы к общественному

    строю. Социальный характер, связывая тип культуры с определенным типом

    личности, служит системой, с помощью которой происходит поиск, отбор и

    переосмысление информации, вхождение в пространство социальных норм и

    ценностей. Он может изучаться путем систематического наблюдения» сравни

    тельного изучения биографий, тестирования.

    В своей работе «Психологические границы общества» А. Кардинер (по Э. В.

    Соколову) отмечает, что социальный характер состоит из «систем действий» и

    «проективных систем». В процессе вхождения в культуру происходит перенос

    возникших в детстве «проективных систем» на широкий круг ситуаций. Образ

    матери переносится на других женщин, в частности, на жену, образ отца — на

    мужчин, облеченных властью.

    Социальный характер формируется благодаря воспитанию, важнейшими

    элементами которого А. Кардинер считает:

    — постоянство или спорадичность материнской заботы;

    — регулярность питания;

    — отношение родителей или тех, кто их заменяет, к ребенку;

    — помощь в научении ходить, говорить;

    — способы наказания;

    — время и методы отнятия от груди; контроль за опорожнением желудка.

    Изучая культуру алорезов (жителей острова Алора, в 600 милях восточное

    Явы), А. Кардинер обнаружил отсутствие согласованного кодекса нравственных

    правил. Обещания, даваемые детям, не выполняются. Матери и отцы редко

    бывают с детьми. Самостоятельно обучаясь ходить, дети часто падают и

    ушибаются. Их отличает замкнутость, конфликтность. Нередко ими овладевают

    приступы ярости. Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Большую

    роль в отношениях играют деньги.

    По-другому воспитывались дети в племенах команчей, которые жили охотой,

    войной и торговлей. Главную роль в племени играли молодые мужчины. Женщины

    посвящали себя заботам о семье. Ребенка ждали, радовались его появлению.

    Грудью кормили долго. Система требований к ребенку была согласованной и

    ориентированной на спортивные и охотничьи успехи. В результате такого

    воспитания у команчей развивалась сильная, уверенная личность. Взрослых и

    детей отличали доброжелательность, кооперативность.

    А. Кардинер также изучал технику воспитания человека западной культуры на

    примере небольшого американского городка Плейвилля. Большое значение в

    воспитании имели авторитет отца и длительная забота матери. Ребенка

    воспитывали в чистоте, комфорте, стремились развить в нем привязанность к

    родителям. Однако чрезмерная забота, излишняя сексуальная дисциплина

    оказывали неблагоприятное воздействие на развитие личности, порождая

    пассивность и инертность.

    Какие черты характера присущи русскому народу? Наиболее развернутые

    характеристики русского национального характера даны философами. Внутреннюю

    антиномичность считали главным свойством русской души С. Н. Булгаков, Н. А.

    Бердяев и Н. О. Лосский. В. Г. Белинский говорил о бессилии при силе,

    бедности при огромных богатствах, безмыслии при уме природном, тупости при

    смышленности природной. Г. А. Струве — о легковерии без веры, борьбе без

    творчества, фанатизме без энтузиазма, нетерпимости без благоволения.

    Постоянное несогласие между законами и жизнью, между учреждениями писаными

    и живыми нравами народными отмечал А. С. Хомяков. Г. Г. Шпет писал о том,

    что русскому народу свойственна специфическая национальная психология,

    проявлениями которой являются ответственность перед призраком будущих

    поколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в настоящем, суетливое

    беспокойство о вечном. Среди качеств, присущих русскому народу, выделяют

    максимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезвости, разлад между

    словом и делом, мечтательность, легкомысленность, недальновидность.

    Для иллюстрации данного утверждения обратим внимание читателя на русские

    народные сказки. Сказка, являясь элементом культуры народа, отражает его

    жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их

    особенности: поэтичность, остроумие, душевность, правдивость, сочетание

    детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.

    Русскому национальному характеру присущи способность быть и оставаться

    ребенком, непосредственно и самозабвенно, доверчиво почитать сиюминутное

    настроение. Русский живет спокойно, без напряжения. Стремление к

    совершенству у русского является наивным и ребяческим, беспочвенным

    идеализмом, мечтательной сентиментальностью (сказка о Емеле).

    Непредсказуемость и сумасбродность связаны с эмоциональностью и

    экспансивностью. Русский таит в себе целый заряд напряженности, своеобычную

    мощь бытия, пламенное сердце, порыв к свободе и независимости. Русские мало

    предприимчивы, просты и доверчивы. Одним из главных персонажей русской

    сказки является Иван-дурак. Он, как правило, имеет неприглядный вид. Но

    внешняя убогость контрастирует с внутренней красотой, душевной силой и

    благородством. Это обнаруживается при испытаниях героя. Старшие братья —

    умники, но они никогда не выдерживают испытаний, морально несостоятельны,

    думают только о себе и награде. Они едут по счастливым дорогам, а младший

    по дороге несчастья, но именно он находит счастье. Смысл русских сказок

    заключается в том, что от человеческого ума, учености, воли мало что

    зависит. Истина открывается человеку в тот момент, когда его душа находится

    в состоянии восприимчивой пассивности. Отсюда русские пословицы: «Везет

    дуракам», «Бог дураков любит», «Дуракам — счастье». Про русскокого человека

    говорят: «Он живет под знаком своего сердца». Сердце и совесть — это

    русские добродетели. Самое невзрачное, скромное, всеми презираемое существо

    обладает в русских сказках внутренней красотой. Некоторые пословицы

    русского народа отражают эту идею:

    «С лица воды не пить», «Не все золото, что блестит», «Не на красоту смотри,

    а на душу». Умных людей в России почитают, перед волевым склоняются,

    фантазерам дивятся, но более всего любят человека сердечного, а если он и

    совестливый, то его почитают как святого.

    Специфику русского национального характера объясняют географическим

    положением России, ее историей, в первую очередь — взаимоотношениями с

    соседними народами, внешними влияниями на генофонд, специфическим

    ландшафтом, характером русской природы. По мнению Э. Эриксона, на

    формирование личности русского человека оказывает влияние ритм крестьянской

    жизни в холодном климате - смена бездеятельности и пассивности в долгиe

    зимние месяцы и освобождение после весенней оттепели.

    В психологической антропологии есть попытки исследовать особенности

    национального характера традицией тугого пеленания младенцев, существующей

    в России (Дж. Горер и Г. Рикман). Тугое пеленание младенца приводит к тому,

    что дети растут сильными и сдержанными. На короткое время младенцев

    освобождают от пеленок, моют, активно играют с ним. Многие русские, по

    мнению Дж. Горера, испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески

    социальной активности в промежутках между периодами долгой депрессии и

    самокопания. Пеленание младенцев также информирует ребенка о необходимости

    подчинения сильной внешней власти. А. X. Дикс объясняет особенности

    российского менталитета доминированием оральной культуры, характеризующейся

    неумеренной склонностью к еде, питью и пению.

    На рубеже XX в. ценности русской культуры существенно меняются, приводя к

    смене тех черт характера, которые традиционно были присущи русскому народу.

    Отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре

    (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возросла

    ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии, как

    независимости и уверенности в себе, стремления выразить свою уникальность,

    формируются установки на социальное неравенство. Такое резкое изменение

    ценностных ориентации связано с вхождением России в общемировое

    цивилизационное пространство. Образцы поведения, нормы общения, ценности,

    присущие прежде всего западной культуре, «перенимаются» довольно быстро,

    но, не подкрепленные собственным опытом, не соотнесенные с социальным

    контекстом, зачастую приводят к серьезным внутриличностым конфликтам. Все

    это в наиболее ярком виде проявляется в отношениях между взрослыми и

    детьми. В частности, подростки не принимают стиль жизни, который характерен

    для их родителей, вынужденных много работать, возвращаться домой усталыми и

    раздразненными. В большинстве семей отсутствует атмосфера теплоты и

    интимности в отношениях между родителями и детьми. Каждый шестой подросток

    (из полных семей) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих

    родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение

    родителей в сочетании с их психологической автономией. У подростков

    формируется желание противостоять и противодействовать ценностям и

    установкам, образу жизни взрослых. Это часто ведет к конфликту с

    родителями, особенно если в семье преобладает авторитарный стиль

    воспитания. Первые места в рейтинге ценностей подростков занимают

    счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье. Они же

    называются как наименее доступные в будущем. Высокая ценность этих

    жизненных сфер в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт.

    По данным А. А. Реана, среди подростков высок процент социально-незрелых,

    не имеющих сформулированных жизненных и профессиональных целей. Только 16%

    подростков способны брать ответственность за происходящее на себя. А ведь

    именно от самостоятельности, инициативности, умения принимать ответственные

    решения зависит качество жизни молодых людей.

    Психолог, работающий с семьями, должен понимать, что отношение семьи к

    ребенку во многом зависит от систем норм, предписаний и вариантов

    поведения, которые усваивает ребенок в обществе.

    1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ

    (АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ)

    Представления о сущности и природе человека имеют фундаментальное

    значение для воспитания, образования родителей и работы психолога с семьей.

    «Целостный философский образ человека можно рассматривать как идеал

    образовательной системы, конкретизируемый относительно ее главного субъекта

    — развивающейся личности человека» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев).

    Попытка оказать квалифицированную психологическую помощь семье и ребенку в

    процессе его становления невозможно осуществить без опоры на систему

    теоретических воззрений. Наличие осознанной концепции деятельности для

    психолога позволяет объяснять многообразие существующих явлений,

    предсказывать последствия различных событий, способствовать поиску новых

    фактов и закономерностей, обобщать накопленную информацию.

    Психоаналитический подход

    Термин «психоаналитическая педагогика» идёт от «Журнала

    психоаналитической педагоги» (ныне «Психоаналитическая педагогика»),

    основанного в 1936 году в Штутгарте Г. Менгом и Э. Шнейдером. Этот журнал

    ставил перед собой задачу публикации работ, описывающих опыты применения

    психоанализа к детям и юношеству, а также затрагивающих вопросы

    повседневной деятельности родителей и учителей, в том числе и домашних

    преподавателей.

    В основе психоаналитического подхода к воспитанию лежат следующие

    представления. Сущность человека определяется психической энергией

    сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности

    составляют три инстанции: Ид, Эго, Суперэго. Поведение мотивируется

    агрессивными и сексуальными импульсами. Патология и отклонения в поведении

    возникают из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное

    развитие основывается на чередовании стадий психосексуального развития и

    интеграции.

    В современном психоанализе акцентируется роль детства в развитии

    личности, анализируется влияние межличностных отношений и социокультурных

    факторов на ее становление, ставится вопрос об эмоциональном обучении

    родителей. Таким образом, психоаналитический подход имеет безусловную

    ценность для теории и практики работы психолога с семьей.

    Бихевиористский подход

    В 1913 г. американский психолог Дж. Уотсон опубликовал работу, положившую

    начало новому направлению в психологии и педагогике — науке о поведении,

    или бихевиоризму (англ. behavior — поведение). Бихевиористы сосредоточились

    на строго объективном подходе, придавая особое значение стимульно-

    реактивному научению, как главному объяснению человеческого поведения.

    Личность, с точки зрения Дж. Уотсона, это сумма деятельностей, конечный

    продукт системы усвоенных навыков.

    Интерес американских психологов Э. Торндайка, Дж. Уотсона, К. Халла, К.

    Спенса, Б. Скиннера (30—40-е годы XX в.), позднее Дж. Долларда и Н. Миллера

    (50-е годы XX в.), А. Бандуры (60—70-е годы XX в.) был направлен на

    наблюдаемые параметры поведения, на внешние действия. В обиход психологии

    были введены понятия «положительное и отрицательное подкрепление»,

    «научение через подражание». К. Халл ввел в формулу «стимул — реакция» в

    качестве промежуточного звена потребность организма, которая придает

    поведению энергию. Главный принцип воспитания, с его точки зрения: чем чаще

    и интенсивнее редуцируется потребность, тем больше сила навыка.

    Мотивирующим фактором при этом выступает подкрепление каждой правильной

    реакции. В работах Б. Скиннера предложена программа модификации поведения

    личности.

    В практике воспитания широко используются идеи бихевиоризма. Воспитывая

    ребенка, взрослые используют систему поощрений и наказаний. Причем чем

    более разнообразна эта система, тем более эффективно воспитание. Отказ

    ребенку во внимании, улыбка родителя или учителя, подарок за те или иные

    достижения — лишь некоторые методы, поощряющие желательное поведение

    ребенка или останавливающие его. Значительное место в воспитании имеет

    механизм подражания. Именно бихевиористы обратили внимание на то, что

    взрослый выступает по отношению к ребенку как объект для подражания. Дети

    быстро усваивают от взрослого демонстрируемые образцы поведения. Важное

    значение для воспитания имеют идеи об операционализации поведения,

    предполагающие обозначение конкретных, достижимых, привлекательных для

    ребенка целей и определение методов их достижения. После того как цели и

    методы их достижения выявлены, создаются условия для тренировки поведения.

    Так, если ребенок застенчив, смущается в разговоре с незнакомыми людьми,

    взрослый вместе с ним формулирует цели (хочу быть уверенным, а это значит —

    умею проявлять инициативу, это значит — не боюсь первым вступать в контакт

    и т. д.). После этого осуществляется репетиция и отработка навыка

    уверенного поведения.

    В то же время необходимо отметить, что для бихевиористов характерен

    «взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент социальной

    системы, как на объект самых различных манипуляций, а не как на личность,

    для которой характерны не только самодеятельность, но и свобода по

    отношению к возможному пространству деятельности» (В. П. Зинченко).

    Экзистенциально-гуманистический подход к воспитанию личности

    В основе антропологических идей лежат представления экзистенциальных

    философов о сущности человеческого бытия. С. Кьеркегор выделяет собственное

    развитие человека как его главную задачу, отводя ему роль субъекта в

    воспитании и совершенствовании своей личности. Для воспитания личности

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.