Возраст ребёнка и тип воспитания отца
Каждому из этих образов соответствует свой стиль воспитания. Идее
первородного греха соответствует репрессивная педагогика, направленная на
подавление природного начала в ребенке; идее социализации — педагогика
формирования личности путем направленного обучения; идее природного
детерминизма — принцип развития природных задатков и ограничения
отрицательных проявлений, а идее изначальной благости ребенка — педагогика
саморазвития и невмешательства. Эти образы и стили не только сменяют друг
друга, но и сосуществуют. Ни одна из этих ориентации не господствовала
безраздельно в практике воспитания, завися от сословных, классовых,
религиозных, имущественных, семейных, индивидуальных особенностей
воспитателей.
1.2. ЦЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ
Каждый народ богат представителями самых разнообразных психологических
типов, но, тем не менее, некоторые типы в одних культурах встречаются чаще,
чем в других. Кроме того, у представителей любого народа одни
психологические качества доминируют над другими. В середине XX в. в
исследованиях культурологов ставится вопрос о взаимоотношениях личности и
культуры. Для таких авторов, как А. Кардинер («Хризантема и меч», 1947),
Р.Бенедикт («Народы Великороссии», 1948), М. Мид и Р. Метро («Темы во
французской культуре», 1954) и др., подлинной реальностью культуры
становится личность и ее характер, установки и жизненная история. Понятия,
которые вводятся ими в науку — «базовая личность», «национальный характер»,
«социальный характер», — свидетельствуют о повышенном интересе к вопросу о
взаимодействии личности и общества.
Базовая личность определяется как устойчивая совокупность черт характера,
присущих людям данной культуры и проявляющих себя в широком диапазоне
ситуаций, начиная от бытового поведения и кончая религиозными и
политическими взглядами, Э. Фромм определяет социальный характер как
результат динамической адаптации человеческой природы к общественному
строю. Социальный характер, связывая тип культуры с определенным типом
личности, служит системой, с помощью которой происходит поиск, отбор и
переосмысление информации, вхождение в пространство социальных норм и
ценностей. Он может изучаться путем систематического наблюдения» сравни
тельного изучения биографий, тестирования.
В своей работе «Психологические границы общества» А. Кардинер (по Э. В.
Соколову) отмечает, что социальный характер состоит из «систем действий» и
«проективных систем». В процессе вхождения в культуру происходит перенос
возникших в детстве «проективных систем» на широкий круг ситуаций. Образ
матери переносится на других женщин, в частности, на жену, образ отца — на
мужчин, облеченных властью.
Социальный характер формируется благодаря воспитанию, важнейшими
элементами которого А. Кардинер считает:
— постоянство или спорадичность материнской заботы;
— регулярность питания;
— отношение родителей или тех, кто их заменяет, к ребенку;
— помощь в научении ходить, говорить;
— способы наказания;
— время и методы отнятия от груди; контроль за опорожнением желудка.
Изучая культуру алорезов (жителей острова Алора, в 600 милях восточное
Явы), А. Кардинер обнаружил отсутствие согласованного кодекса нравственных
правил. Обещания, даваемые детям, не выполняются. Матери и отцы редко
бывают с детьми. Самостоятельно обучаясь ходить, дети часто падают и
ушибаются. Их отличает замкнутость, конфликтность. Нередко ими овладевают
приступы ярости. Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Большую
роль в отношениях играют деньги.
По-другому воспитывались дети в племенах команчей, которые жили охотой,
войной и торговлей. Главную роль в племени играли молодые мужчины. Женщины
посвящали себя заботам о семье. Ребенка ждали, радовались его появлению.
Грудью кормили долго. Система требований к ребенку была согласованной и
ориентированной на спортивные и охотничьи успехи. В результате такого
воспитания у команчей развивалась сильная, уверенная личность. Взрослых и
детей отличали доброжелательность, кооперативность.
А. Кардинер также изучал технику воспитания человека западной культуры на
примере небольшого американского городка Плейвилля. Большое значение в
воспитании имели авторитет отца и длительная забота матери. Ребенка
воспитывали в чистоте, комфорте, стремились развить в нем привязанность к
родителям. Однако чрезмерная забота, излишняя сексуальная дисциплина
оказывали неблагоприятное воздействие на развитие личности, порождая
пассивность и инертность.
Какие черты характера присущи русскому народу? Наиболее развернутые
характеристики русского национального характера даны философами. Внутреннюю
антиномичность считали главным свойством русской души С. Н. Булгаков, Н. А.
Бердяев и Н. О. Лосский. В. Г. Белинский говорил о бессилии при силе,
бедности при огромных богатствах, безмыслии при уме природном, тупости при
смышленности природной. Г. А. Струве — о легковерии без веры, борьбе без
творчества, фанатизме без энтузиазма, нетерпимости без благоволения.
Постоянное несогласие между законами и жизнью, между учреждениями писаными
и живыми нравами народными отмечал А. С. Хомяков. Г. Г. Шпет писал о том,
что русскому народу свойственна специфическая национальная психология,
проявлениями которой являются ответственность перед призраком будущих
поколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в настоящем, суетливое
беспокойство о вечном. Среди качеств, присущих русскому народу, выделяют
максимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезвости, разлад между
словом и делом, мечтательность, легкомысленность, недальновидность.
Для иллюстрации данного утверждения обратим внимание читателя на русские
народные сказки. Сказка, являясь элементом культуры народа, отражает его
жизненную философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их
особенности: поэтичность, остроумие, душевность, правдивость, сочетание
детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь.
Русскому национальному характеру присущи способность быть и оставаться
ребенком, непосредственно и самозабвенно, доверчиво почитать сиюминутное
настроение. Русский живет спокойно, без напряжения. Стремление к
совершенству у русского является наивным и ребяческим, беспочвенным
идеализмом, мечтательной сентиментальностью (сказка о Емеле).
Непредсказуемость и сумасбродность связаны с эмоциональностью и
экспансивностью. Русский таит в себе целый заряд напряженности, своеобычную
мощь бытия, пламенное сердце, порыв к свободе и независимости. Русские мало
предприимчивы, просты и доверчивы. Одним из главных персонажей русской
сказки является Иван-дурак. Он, как правило, имеет неприглядный вид. Но
внешняя убогость контрастирует с внутренней красотой, душевной силой и
благородством. Это обнаруживается при испытаниях героя. Старшие братья —
умники, но они никогда не выдерживают испытаний, морально несостоятельны,
думают только о себе и награде. Они едут по счастливым дорогам, а младший
по дороге несчастья, но именно он находит счастье. Смысл русских сказок
заключается в том, что от человеческого ума, учености, воли мало что
зависит. Истина открывается человеку в тот момент, когда его душа находится
в состоянии восприимчивой пассивности. Отсюда русские пословицы: «Везет
дуракам», «Бог дураков любит», «Дуракам — счастье». Про русскокого человека
говорят: «Он живет под знаком своего сердца». Сердце и совесть — это
русские добродетели. Самое невзрачное, скромное, всеми презираемое существо
обладает в русских сказках внутренней красотой. Некоторые пословицы
русского народа отражают эту идею:
«С лица воды не пить», «Не все золото, что блестит», «Не на красоту смотри,
а на душу». Умных людей в России почитают, перед волевым склоняются,
фантазерам дивятся, но более всего любят человека сердечного, а если он и
совестливый, то его почитают как святого.
Специфику русского национального характера объясняют географическим
положением России, ее историей, в первую очередь — взаимоотношениями с
соседними народами, внешними влияниями на генофонд, специфическим
ландшафтом, характером русской природы. По мнению Э. Эриксона, на
формирование личности русского человека оказывает влияние ритм крестьянской
жизни в холодном климате - смена бездеятельности и пассивности в долгиe
зимние месяцы и освобождение после весенней оттепели.
В психологической антропологии есть попытки исследовать особенности
национального характера традицией тугого пеленания младенцев, существующей
в России (Дж. Горер и Г. Рикман). Тугое пеленание младенца приводит к тому,
что дети растут сильными и сдержанными. На короткое время младенцев
освобождают от пеленок, моют, активно играют с ним. Многие русские, по
мнению Дж. Горера, испытывают сильные душевные порывы и короткие всплески
социальной активности в промежутках между периодами долгой депрессии и
самокопания. Пеленание младенцев также информирует ребенка о необходимости
подчинения сильной внешней власти. А. X. Дикс объясняет особенности
российского менталитета доминированием оральной культуры, характеризующейся
неумеренной склонностью к еде, питью и пению.
На рубеже XX в. ценности русской культуры существенно меняются, приводя к
смене тех черт характера, которые традиционно были присущи русскому народу.
Отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре
(довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возросла
ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии, как
независимости и уверенности в себе, стремления выразить свою уникальность,
формируются установки на социальное неравенство. Такое резкое изменение
ценностных ориентации связано с вхождением России в общемировое
цивилизационное пространство. Образцы поведения, нормы общения, ценности,
присущие прежде всего западной культуре, «перенимаются» довольно быстро,
но, не подкрепленные собственным опытом, не соотнесенные с социальным
контекстом, зачастую приводят к серьезным внутриличностым конфликтам. Все
это в наиболее ярком виде проявляется в отношениях между взрослыми и
детьми. В частности, подростки не принимают стиль жизни, который характерен
для их родителей, вынужденных много работать, возвращаться домой усталыми и
раздразненными. В большинстве семей отсутствует атмосфера теплоты и
интимности в отношениях между родителями и детьми. Каждый шестой подросток
(из полных семей) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих
родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение
родителей в сочетании с их психологической автономией. У подростков
формируется желание противостоять и противодействовать ценностям и
установкам, образу жизни взрослых. Это часто ведет к конфликту с
родителями, особенно если в семье преобладает авторитарный стиль
воспитания. Первые места в рейтинге ценностей подростков занимают
счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье. Они же
называются как наименее доступные в будущем. Высокая ценность этих
жизненных сфер в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт.
По данным А. А. Реана, среди подростков высок процент социально-незрелых,
не имеющих сформулированных жизненных и профессиональных целей. Только 16%
подростков способны брать ответственность за происходящее на себя. А ведь
именно от самостоятельности, инициативности, умения принимать ответственные
решения зависит качество жизни молодых людей.
Психолог, работающий с семьями, должен понимать, что отношение семьи к
ребенку во многом зависит от систем норм, предписаний и вариантов
поведения, которые усваивает ребенок в обществе.
1.3. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ
(АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ)
Представления о сущности и природе человека имеют фундаментальное
значение для воспитания, образования родителей и работы психолога с семьей.
«Целостный философский образ человека можно рассматривать как идеал
образовательной системы, конкретизируемый относительно ее главного субъекта
— развивающейся личности человека» (В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев).
Попытка оказать квалифицированную психологическую помощь семье и ребенку в
процессе его становления невозможно осуществить без опоры на систему
теоретических воззрений. Наличие осознанной концепции деятельности для
психолога позволяет объяснять многообразие существующих явлений,
предсказывать последствия различных событий, способствовать поиску новых
фактов и закономерностей, обобщать накопленную информацию.
Психоаналитический подход
Термин «психоаналитическая педагогика» идёт от «Журнала
психоаналитической педагоги» (ныне «Психоаналитическая педагогика»),
основанного в 1936 году в Штутгарте Г. Менгом и Э. Шнейдером. Этот журнал
ставил перед собой задачу публикации работ, описывающих опыты применения
психоанализа к детям и юношеству, а также затрагивающих вопросы
повседневной деятельности родителей и учителей, в том числе и домашних
преподавателей.
В основе психоаналитического подхода к воспитанию лежат следующие
представления. Сущность человека определяется психической энергией
сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности
составляют три инстанции: Ид, Эго, Суперэго. Поведение мотивируется
агрессивными и сексуальными импульсами. Патология и отклонения в поведении
возникают из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное
развитие основывается на чередовании стадий психосексуального развития и
интеграции.
В современном психоанализе акцентируется роль детства в развитии
личности, анализируется влияние межличностных отношений и социокультурных
факторов на ее становление, ставится вопрос об эмоциональном обучении
родителей. Таким образом, психоаналитический подход имеет безусловную
ценность для теории и практики работы психолога с семьей.
Бихевиористский подход
В 1913 г. американский психолог Дж. Уотсон опубликовал работу, положившую
начало новому направлению в психологии и педагогике — науке о поведении,
или бихевиоризму (англ. behavior — поведение). Бихевиористы сосредоточились
на строго объективном подходе, придавая особое значение стимульно-
реактивному научению, как главному объяснению человеческого поведения.
Личность, с точки зрения Дж. Уотсона, это сумма деятельностей, конечный
продукт системы усвоенных навыков.
Интерес американских психологов Э. Торндайка, Дж. Уотсона, К. Халла, К.
Спенса, Б. Скиннера (30—40-е годы XX в.), позднее Дж. Долларда и Н. Миллера
(50-е годы XX в.), А. Бандуры (60—70-е годы XX в.) был направлен на
наблюдаемые параметры поведения, на внешние действия. В обиход психологии
были введены понятия «положительное и отрицательное подкрепление»,
«научение через подражание». К. Халл ввел в формулу «стимул — реакция» в
качестве промежуточного звена потребность организма, которая придает
поведению энергию. Главный принцип воспитания, с его точки зрения: чем чаще
и интенсивнее редуцируется потребность, тем больше сила навыка.
Мотивирующим фактором при этом выступает подкрепление каждой правильной
реакции. В работах Б. Скиннера предложена программа модификации поведения
личности.
В практике воспитания широко используются идеи бихевиоризма. Воспитывая
ребенка, взрослые используют систему поощрений и наказаний. Причем чем
более разнообразна эта система, тем более эффективно воспитание. Отказ
ребенку во внимании, улыбка родителя или учителя, подарок за те или иные
достижения — лишь некоторые методы, поощряющие желательное поведение
ребенка или останавливающие его. Значительное место в воспитании имеет
механизм подражания. Именно бихевиористы обратили внимание на то, что
взрослый выступает по отношению к ребенку как объект для подражания. Дети
быстро усваивают от взрослого демонстрируемые образцы поведения. Важное
значение для воспитания имеют идеи об операционализации поведения,
предполагающие обозначение конкретных, достижимых, привлекательных для
ребенка целей и определение методов их достижения. После того как цели и
методы их достижения выявлены, создаются условия для тренировки поведения.
Так, если ребенок застенчив, смущается в разговоре с незнакомыми людьми,
взрослый вместе с ним формулирует цели (хочу быть уверенным, а это значит —
умею проявлять инициативу, это значит — не боюсь первым вступать в контакт
и т. д.). После этого осуществляется репетиция и отработка навыка
уверенного поведения.
В то же время необходимо отметить, что для бихевиористов характерен
«взгляд на человека как на обучаемый, программируемый компонент социальной
системы, как на объект самых различных манипуляций, а не как на личность,
для которой характерны не только самодеятельность, но и свобода по
отношению к возможному пространству деятельности» (В. П. Зинченко).
Экзистенциально-гуманистический подход к воспитанию личности
В основе антропологических идей лежат представления экзистенциальных
философов о сущности человеческого бытия. С. Кьеркегор выделяет собственное
развитие человека как его главную задачу, отводя ему роль субъекта в
воспитании и совершенствовании своей личности. Для воспитания личности
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|