МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Возраст ребёнка и тип воспитания отца

    важно, чтобы человек не выступал как вещь, формирующаяся по принципам

    полезности или необходимости.

    Один из основополагающих принципов экзистенциализма: «Человек есть то,

    что он из себя делает».

    В семье важно создать условия для того, чтобы ребенок сосредоточился на

    себе, своих мыслях, желаниях. Таким образом, процесс воспитания сводится к

    формированию у человека интереса к себе, как следствие — появление интереса

    к окружающим людям.

    Основным методом воспитания представители данной концепции считают метод

    свободного диалога, главным содержанием которого служат вопросы,

    поставленные воспитателем, с тем чтобы развивать у ребенка критический ум,

    способность обосновывать свой выбор. Этот метод известен еще со времен

    Сократа, который называл себя повивальной бабкой, присутствующей при

    рождении мысли.

    Гуманистический подход, как направление в современной теории и практике

    воспитания и обучения, был сформирован в конце 50-х—начале 60-х годов в

    США. Психологическое обоснование этому направлению было дано в трудах А.

    Маслоу, К. Роджерса, Ш. Бюлер, Р. Бер-нса. Основная задача семьи, с их

    точки зрения, — формирование человека как уникальной личности, в которой

    главное — устремленность в будущее, способность ребенка быть свободным и

    ответственным за себя и окружающий мир.

    Родители, разделяющие ценности гуманистического воспитания, принимают

    ребенка таким, какой он есть (безусловное положительное отношение к

    ребенку), эмпатичны и искренни в проявлении своих чувств.

    Субъектный подход к воспитанию

    Центральным понятием субъектного подхода к развитию личности является

    понятие субъектности как интегрирующей человеческую психику функции,

    обеспечивающей адаптацию человека к окружающей среде и преобразование

    собственной психики и окружающего мира на основе согласования

    эмоциональных, рефлексивных и действенных компонентов образа «Я». Развитие

    человека осуществляется на двух уровнях становления его субъектности.

    1) Адаптация, или приспособление человека к условиям окружающей среды,

    осуществляется за счет интеграции всего арсенала психических свойств и

    средств, которыми человек располагает в данный момент. С одной стороны, с

    возрастом расширяется и структурируется запас психических свойств и

    механизмов. С другой стороны, чем более субъектен человек, тем большими

    возможностями актуализировать необходимые ему психические функции и выйти

    из ситуации с наилучшим результатом он обладает.

    2) Преобразование собственной психики и окружающего мира — этот процесс

    будет иметь субъектный характер в том случае, когда развитие человека

    происходит по следующим направлениям.

    — От детерминации к свободе (от генотипических предпосылок развития к

    ценностно-смысловым механизмам саморегуляции, от объективных предпосылок,

    предопределяющих деятельность, к свободному выбору целей своего развития,

    ценностей своей уникальной жизни и смысла индивидуального бытия).

    — От неосознанности к осознанности (от иррационального способа принятия

    решений к рациональному, приводящему в соответствие внутренние ценности и

    реальное поведение человека).

    — От диффузности к целостности (от хаотического способа существования,

    детерминирующегося в основном требованиями ситуации, к холистическому

    способу жизнедеятельности, объединяющему поведение человека в различных

    ситуациях на основе внутренних ценностей).

    — От значения (культура) к смыслу (субъективная реальность) (от

    заимствованных из культуры значений, транслируемых ребенку в актах

    взаимодействия с другими людьми или предметами культуры, к поиску «смысла

    для себя»).

    ЗАДАЧИ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТНОСТИ

    НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

    |Возрастной |Ведущая |Общность |Ведущая сфера,|Опыт |

    |этап |деятельность | |в рамках |субъектнос-ти|

    | |(по Д. Б. | |которой | |

    | |Эльконину) | |происходит | |

    | | | |развитие | |

    | | | |субъекта | |

    |0—1 год |Непосредствен|Ребенок - |Общение |Субъект |

    | |но |взрослый | |эмоцио- |

    | |эмоциональное| | |нального |

    | |общение | | |контакта |

    |1—3 года |Предметно-ору|Ребенок— |Деятельность |Субъект |

    | |дийная дея- |действие — | |предметного |

    | |тельность |взрослый | |действия |

    | | | | | |

    |3—7 лет |Ролевая |Ребенок— |Самосознание |Субъект |

    | |игра |социальные | |самосознания |

    | | |нормы — | | |

    | | |сверстник | | |

    |7—13 лет |Учебная |Ребенок- |Деятельность +|Субъект |

    | |деятельность |реактивное |самосознание |саморазвития |

    | | |обучение — | | |

    | | |социально | | |

    | | |значимый | | |

    | | |взрослый | | |

    |13—17 лет |Общение |Подросток—подр|Общение |Субъект |

    | | |осток | |общения |

    | | | | | |

    |17 лет и |Самоопределен|Человек— |Деятельность |Субъект |

    |старше |ие и |общество | |жизнедеятельн|

    | |профессио- | | |ости |

    | |нальная | | | |

    | |деятель- | | | |

    | |ность | | | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    Основным преимуществом субъектного подхода является предоставление

    ребенку возможности осмысленно строить свое поведение на основе

    согласования индивидуальных ценностей и социальных требований. Таким

    образом, снимается опасность как чрезмерной индивидуализации ребенка

    (которая присуща системам свободного воспитания), так и безоговорочного,

    некритичного следования социальным нормам (недостаток традиционного

    обучения). Ребенок рассматривается как самостоятельный, уникальный человек,

    который строит собственную систему знаний и ценностей на основе опыта

    событийных встреч с окружающими людьми и культурой.

    Таким образом, мы рассмотрели некоторые теоретические подходы,

    позволяющие осмыслить феномен семейного воспитания.

    II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СЕМЬИ И РЕБЕНКА

    Любить — значит утверждать неповторимое существование другого человека (С.

    Л. Рубинштейн).

    Отечественных и зарубежных исследователей, занимающихся изучением влияния

    семьи на ребёнка, достаточно много. Среди отечественных психологов: А. Я.

    Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер, А. Б. Добрович, А. И. Захаров, С. В. Ковалев, В.

    Леви, А. М. Прихожан, А. С. Спиваковская, Н. Н. Толстых, А. Г. Шмелев,

    Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и др. Зарубежные исследователи: Р. Бернс,

    Р. Бэндлер, Д. Гриндер, Н. Пезешкиан, В. Сатир, Р. Скиннер, Г. Навайтис, Р.

    Хоментаускас, Ю. Хямяляйнен и др.

    Охарактеризуем некоторые механизмы влияния семьи на формирование

    личности.

    2.1. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

    Появление ребенка в семье является серьёзным испытанием для родителей.

    Освоение и формирование роли отца или матери — важнейшая задача личностного

    развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений.

    Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период

    ставятся задачи профессионального роста и карьеры. Осознание своих

    возможностей и приоритетных задач может способствовать более благоприятному

    проживанию конфликта между этими сторонами жизни женщины. На женщину могут

    влиять родительские установки. Среди типичных установок, которые будущая

    мать усваивает от своих родителей, В. К. Лосева выделяет:

    - «Прежде чем заводить детей, надо прочно стоять на ногах в материальном и

    профессиональном отношении». Культивирование такой установки позволяет

    родителям продлевать у дочери ощущение собственной незрелости и

    нереализованности. Дочь на долгое время оказывается привязанной и

    зависимой от родителей.

    - «Появление ребенка приносит очень много хлопот и переживаний». Родители

    формируют у дочери представление о том, что роль матери связана, прежде

    всего, с трудностями и не приносит радости. Тем самым формируется

    негативное восприятие материнской роли.

    - «Ты еще сама ребенок». Данная установка связана с желанием родителей

    демонстри- ровать свое превосходство над дочерью.

    - «Ты — эгоистка, а мать должна жертвовать всем ради детей». Скрытый смысл

    этой установки — мать должна полностью отказаться от своих желаний.

    Подготовка к материнству состоит не в том, чтобы следовать зачастую

    нереалистичным требованиям родителей, а в том, чтобы переосмыслить свой

    жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к

    материнству.

    Социальная роль отца трудна тем, что ее очевидность создает множество

    ловушек при ее освоении. Г. С. Абрамова выделяет некоторые из них.

    - Ловушка простой цели — отказ от осознания экзистенциальной цели в роли

    отца («Кормлю, пою, одеваю, что еще надо?»).

    - Ловушка ожидаемого долженствования («Я тебе отец, поэтому ты должен меня

    любить и уважать»).

    - Ловушка нормальности, или «все как у людей» — отказ от понимания и

    принятие уникальности своей жизни и жизней членов своей семьи.

    — Ловушка правоты силы, или «против лома нет приема» — ориентация на

    силовые способы разрешения конфликтов, связанных с демонстрацией силы.

    — Ловушка возраста («Я еще молодой, погулять хочется», «Он еще ребенок,

    пусть с ним возится мама»).

    — Ловушка подарка («Я ему все покупаю, что захочет») — игнорирование

    личностного общения.

    — Ловушка превосходства пола — отказ от других, отличных от мужских

    способов решения жизненных задач.

    — Ловушка социальной ценности пола («Меня любая подберет», «Мужчина везде

    нужен») приводит к отказу от глубинных переживаний.

    — Ловушка ревности к детям — нежелание

    считаться с тем, что жена принадлежит детям, старикам и вообще другим

    людям.

    Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская

    любовь чаще всего носит безусловный характер:

    «Я люблю тебя потому, что ты ость». Отцовская любовь, особенно по

    отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда

    ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования».

    Идеальный вариант — когда мать в своем поведении демонстрирует чисто

    женские черты — мягкость, терпимость, доброту, способность к эмоциональной

    поддержке и сопереживанию, а отец — такие черты, как энергичность,

    уверенность в себе, силу, ум, деловитость. Дети в такой семье легко

    осваивают модели мужского и женского поведения, безболезненно проходят

    кризисы психосексуального развития.

    «Первый мужчина» в жизни девочки — ее отец. Именно с ним она будет

    сравнивать поведение своих друзей, жениха, мужа. Для мальчика «первая

    женщина» — его мать. Мать, которая позволяет себе физически наказывать

    ребенка, подавляя его эмоционально, жестко указывая, что и как надо делать,

    формирует у ребенка искаженное представление о женщинах вообще. В будущем

    ему будет трудно найти спутницу жизни. В его поведении будут присутствовать

    зависимость, стремление подчиняться, неинициативность.

    Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт

    мужественности у мальчика и черт женственности у девочки. У мальчиков,

    воспитанных одной матерью, можно наблюдать либо развитие «женских» черт

    характера, таких, как большая зависимость, предпочтение игр и занятий,

    традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие «компенсаторной

    мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенно «мужского»

    поведения с зависимым характером, часто наблюдаемое у молодых преступников.

    Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность в общении

    с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения.

    Психоаналитики также описали важность чувства любви и ненависти по

    отношению к родителям для общего развития ребенка. Дети в возрасте 3—5 лет

    начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, прежде

    всего к родителям. Причем ребенок стремится к родителю противоположного

    пола. 3. Фрейд описал эту привязанность и назвал ее Эдипов комплекс (у

    мальчиков) и комплекс Электры (у девочек). В греческом мифе о царе Эдипе,

    убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению 3. Фрейда,

    ключ к сексуальному комплексу. Мальчик испытывает влечение к матери,

    воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и

    страх. Девочка испытывает влечение к отцу, видя в матери свою конкурентку.

    В мифе Электра решает убить мать, мстя ей за измену и смерть отца. Эти

    комплексы, таким образом, характеризуются нежной привязанностью ребенка к

    родителю пpoтивоположного пола и агрессивностью по отношению к родителю

    того же пола, которого ребёнок хочет «устранить». Конфликт разрешается

    отказом ребенка от нежных чувств к родителю другого пола и отождествлением

    себя с родителем одного с ним пола. В результате ребенок приобщается к

    ценностям, ролям и установкам свойственным его полу.

    Р. Хоментаускас считает, что при воспитании детей в семье необходимо

    учитывать следующие моменты.

    — Ребенок — не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он

    активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение,

    отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок —

    воспитатель себя.

    — Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе,

    чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их

    поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их

    глазами.

    — На детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в

    большей степени все особенности поведения родителей — в том числе ни

    взрослым, ни ребенком не осознаваемые.

    Осложнить процесс воспитания психологически здоровой личности могут

    отсутствие в семье одного из родителей (по данным статистики, неполные

    семьи составляют 14% среди всех семей); наличие у членов семьи

    психологически асоциальных зависимостей; проживание в семье тяжело больного

    человека.

    Психологические критерии, по которым можно судить о психологическом

    благополучии ребенка в семье:

    — выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

    — ощущение свободы, автономности при общении с родителями;

    —уверенность в своих силах и самодостаточность;

    —умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;

    — способность разграничить ошибку и свою личность.

    Прояснение установок и ожиданий молодых родителей относительно роли

    матери и отца является одной из задач психолога при оказании

    психологической поддержки семье.

    2.1.1.СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

    В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два стиля родительского

    воспитания — демократический и контролирующий. Демократический определяется

    следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и

    родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их

    мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется;

    одновременно с этим — верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и

    ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

    Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении

    детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие

    разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

    Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей со смешанным стилем

    воспитания. Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались

    умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим

    развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.