МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Введение в профессию

    Введение в профессию

    СТОЛИЧНЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

    Факультет: психологический.

    Специальность: психология.

    РЕФЕРАТ

    ПО

    ПСИХОЛОГИИ

    (ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ)

    Тема: Научное и житейское психологическое знание.

    Студентка 1 курса:

    Мозжерина Лилия Владимировна.

    2002 год

    План:

    1. Общее представление о психологии как науке.

    2. Соотношение научной и житейской психологии.

    3. Отрасли психологии, формы сотрудничества научной и житейской

    психологии.

    1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ.

    В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое

    место, и вот по каким причинам.

    Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно

    человечеству. Ведь психика – это "свойство высокоорганизованной

    материи". Если же иметь в виду психику человека, то к словам

    "высокоорганизованная материя" нужно прибавить слово "самая": ведь мозг

    человека – это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

    Знаменательно, что с той же мысли начинает свой трактат "О душе"

    выдающийся древнегреческий философ Аристотель. Он считает, что среди

    прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест,

    так как "оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном".

    Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в

    ней как бы сливаются объект и субъект познания.

    Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на

    свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает

    и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами.

    Формируются его физические и психические способности; он учится ходить,

    видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир;

    начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот

    постепенно, из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает

    совершенно особое ощущение – ощущение собственного "Я". Где-то в

    подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы.

    Появляются вопросы: "Кто я? Какой я?", а позже и "Зачем я?". Те

    психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку

    средством для освоения внешнего мира – физического и социального,

    обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом

    осмысления и осознания.

    Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего

    человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на

    борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали

    огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами,

    получали первые знания о природе.

    Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя.

    Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим

    психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру;

    появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда

    человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему

    возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа

    его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

    Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е.

    рождением психологического знания.

    Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так:

    если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она

    обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью

    мышления начать исследовать само мышление.

    Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой

    науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней

    научное сознание человека становится его научным самосознанием.

    Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее

    уникальных практических следствиях.

    Практические результаты от развития психологии должны стать не

    только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и

    качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим "нечто",

    научиться им управлять.

    Научиться управлять своими психическими процессами, функциями,

    способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например,

    освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая

    себя, человек будет себя изменять.

    Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как

    новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения,

    цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу

    всего человечества, то можно сказать, что психология – это наука, не

    только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

    И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, в последнее

    время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность

    психологии, которая делает ее наукой особого типа.

    В заключение надо сказать, что психология – очень молодая наука.

    Это более или менее понятно: можно сказать, что, как и у

    вышеупомянутого подростка, должен был пройти период становления

    духовных сил человечества, чтобы они стали предметом научной рефлексии.

    Официальное оформление научная психология получила немногим более

    100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В.

    Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной

    психологии.

    Появлению психологии предшествовало развитие двух больших областей

    знания: естественных наук и философии; психология возникла на

    пересечении этих областей, поэтому до сих пор не определено, считать

    психологию естественной наукой или гуманитарной. Из вышесказанного

    следует, что ни один из этих ответов, по-видимому, не является

    правильным. Еще раз подчеркну: это – наука особого типа.

    2. Соотношение научной и житейской психологии.

    С ограничением предмета и появлением специальных методов его

    исследования связаны существенные различия научной и житейской

    психологией: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические

    знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему

    передаются, воспроизводятся.

    Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский,

    эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые

    нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и

    инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

    Математика тоже исходит из представлений о числах, формах,

    количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в

    дошкольном возрасте.

    Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас

    житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские

    психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не

    все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с

    людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, и обычный человек

    располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно

    судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять

    другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть

    его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

    Давайте задумаемся над вопросом; чем же отличаются житейские

    психологические знания от научных?

    Я назову пять таких отличий.

    Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены

    к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят,

    официанты и водители такси – тоже хорошие психологи. Но в каком смысле,

    для решения каких задач? Как, мы знаем, часто – довольно

    прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок,

    ведя себя одним образом с матерью, другим – с отцом, и снова совсем

    иначе – с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо

    себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать

    от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы.

    Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью,

    ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

    Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям.

    Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий – одна из

    важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее

    существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

    Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом,

    связываются в законы.

    Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону

    удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных

    конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

    То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать

    человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты

    характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология

    ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только

    экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют

    увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее

    индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных

    психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей

    внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами.

    Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило,

    различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

    Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос:

    что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся

    ответил так: "Это то, что следует проверить по документам". Я не буду

    сейчас говорить о том, как понятие "личность" определяется в научной

    психологии. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем,

    которое было предложено упомянутым школьником.

    Таким образом, опытом житейской психологии является индивидуальный

    опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и

    психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из

    него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология

    базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным

    от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы

    познания – целенаправленного, систематизированного, инструментально

    оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится

    гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент

    возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому

    эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая

    подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-

    психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью

    своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти

    условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут

    искажать ее.

    Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится

    отказываться от собственных обыденных представлений, "не веря своим

    глазам".

    Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях

    психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако

    главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности

    и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами

    для постановки научно-исследовательских задач.

    Типичный пример. Об одном из первых "учебников психологии",

    написанном учеником Вундта, американским психологом и философом

    У.Джемсом (1842-1910) широко представлен материал житейского (в том

    числе авторского) психологического опыта, а также общие модели его

    научного понимания, актуальные до сих пор.

    Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что

    они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их

    получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

    Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их

    хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем

    ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых

    и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих

    испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого

    нельзя.

    Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания,

    обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко

    подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле

    "идя на ощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой

    объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

    В отличие от этого научные психологические знания рациональны и

    вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно

    формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

    Из выше изложенного можно сделать вывод, что обширный опыт

    житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми

    видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он

    может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости,

    афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными,

    ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому

    (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать

    другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей

    нет нужды стремиться к единообразию.

    Научная психология систематизирует знания в форме логических

    непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно

    аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных

    закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального

    предметного языка.

    Не следует понимать точное определение предмета научной психологии

    как ограничение ее исследовательских возможностей. Например, научная

    психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя

    на новое освоение общественного фактического материала. Закономерны,

    поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным

    аппаратам (и только им), это защищает опыт от "засорения" житейскими

    ассоциациями.

    Типичный пример. Закономерна научная строгость выдающего русского

    физиолога и психолога И.П.Павлова, запрещавшего своим сотрудникам

    говорить и подопытных животных: собака "думала, вспоминала,

    почувствовала". Правильное исследование поведения животных предполагает

    интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном

    случае – разработанной в павловской школе рефлекторной теории высшей

    нервной деятельности.

    Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой

    возможности их передачи. В сфере практической психологии такая

    возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух

    предыдущих особенностей житейского психологического опыта – его

    конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М.

    Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их

    все прочли – стали мы после этого столь же проницательными психологами?

    Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как

    правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная

    проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и

    даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому

    молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения

    этого опыта.

    В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим,

    если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей

    науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов – выдающихся

    ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят

    дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и

    передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания

    кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной

    литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и

    языка.

    Таким образом, обыденные психологические знания, казалось бы, легко

    доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат

    сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто:

    обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.