МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Vnimanie

    разгадку тайны феномена сознания.

    Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения

    объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе,

    который представляет собой единство психических процессов, активно

    участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного

    бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у

    животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками

    предметных действий. Сознание состоит из чувственных образов предметов,

    являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и

    смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и

    обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления

    и языка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия

    человека с действительностью и управления ею. В течение многих веков не

    смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его

    познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру

    величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о

    первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из

    объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и

    созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как

    нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, что существует вне

    его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе,

    истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной

    реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

    Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм

    ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром,

    выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология

    исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из

    признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

    Гельвеций говорил:

    “Чувства составляют источник всех наших знаний... Мы располагаем тремя

    главными средствами исследования: наблюдением природы, размышлением и

    экспериментом. Наблюдение собирает факты; размышление их комбинирует; опыт

    проверяет результат комбинаций...

    ...всякое наше ощущение влечет за собой суждение, существование которого,

    будучи неизвестным, когда оно не приковало к себе нашего внимания, тем не

    менее реально”[1].

    Данный фрагмент может служить иллюстрацией теории ассоциаций,

    приверженцем которой являлся Гельвеций и на основе которой он объяснял

    природу сознания. Ее суть: последовательно возникающие в мозгу ощущения

    накладываются друг на друга и образуют “пучок ощущений”. Эти ощущения

    являются образами объективной действительности, а возникающий на их основе

    логический мыслительный процесс закономерно отражает объективную причинную

    связь вещей и явлений.

    Мнение З.Фрейда:

    “Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин,

    который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт

    показывает нам далее, что психический элемент, например, представление,

    обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным

    является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в

    данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым,

    однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых

    условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно

    сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в

    любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было

    бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в

    такое случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным...

    Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о

    вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример

    бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное:

    скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по

    себе и без дальнейшего не может стать сознательным... Скрытое

    бессознательное, являющееся таковым только в описательном, но не в

    динамическом смысле, называется нами предсознательным; термин

    «бессознательное» мы применяем только к вытесненному динамическому

    бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина:

    «сознательное» (Bw), «предсознательное» (Vbw) и «бессознательное»

    (Ubw)”[2].

    Философия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение

    материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы

    обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди,

    обозначают как человек разумный. Исходя из этого, можно с полным правом

    сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для

    правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема

    сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при

    выработке ими исходных мировоззренческих и методологических установок.

    При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически

    человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью в

    рамках различных дисциплин всегда опирается на определенную философско-

    мировоззренческую установку в подходе и сознанию. Это придает решению

    вопроса о природе сознания с философских позиций особый, дополнительный

    смысл и значение. При этом философия, в отличие от других наук, исследует

    общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего

    основного вопроса.

    Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, поскольку

    рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто

    таинственное и недоступное рациональному, с научных позиций исследованию.

    Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит

    из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает сознание как

    отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической

    точки зрения оно является продуктом развития материального мира. При

    подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не

    является чем-то абсолютно непостижимым и непознаваемым.

    Действительно, значительный материал о физиологических основаниях

    сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности,

    поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими

    процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные

    для понимания сознания дает исследование человеческой деятельности и ее

    продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства

    людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и

    этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные

    стороны сознания.

    Наконец, очень тесно можно сказать, органически связаны между собой

    сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явления, как язык во

    всей его многосложности, немаловажен для осмысления сущности, природы

    сознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том,

    что «нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит». Сознание, как и

    материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность,

    характеризующаяся самодостаточностью и самообоснованностью, то сознание -

    это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно

    не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными

    словами, диалектико-материалистический подход к сознанию исходит из примата

    бытия по отношения к сознанию, что не только не исключает, а предполагает,

    что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что

    человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует.

    Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие и

    средство для того, чтобы человек мог вписаться в эту более широкую,

    целостную системы бытия.

    Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве

    свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции

    материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых

    элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения

    определяется не изнутри, а на основе определенных взаимоотношений носителей

    отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в

    практически - преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках

    определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно -

    общественный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его

    органической связи с языком и в особенности - с практической деятельностью,

    в которой сознание, его продукты опредмечиваются и которая придает сознанию

    объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его

    отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только

    изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно

    закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе

    через деятельность и общение с себе подобными.

    Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

    природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания. Для

    этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

    практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир,

    наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести

    собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески.

    Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с

    возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично

    существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не

    только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

    В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность,

    общественное бытие и общественное сознание как бы “нагружены” друг другом:

    без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.

    Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-

    творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может

    отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-

    творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознания

    наиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, которое

    существенным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократно

    подтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частности

    социально-политические, могут опережать наличное состояние общества и даже

    преобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.

    Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов,

    традиций и т.п., то есть того, что составляет содержание общественного

    сознания и образует духовную реальность, выступает составной частью

    общественного бытия, так как оно дано сознанию отдельного индивида.

    Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания,

    нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность. Историческая

    взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной

    самостоятельности реализуется таким образом, что если на ранних этапах

    развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным

    воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более

    опосредованный характер - через государство, политические, правовые

    отношения и др., а обратное воздействие общественного сознания на бытие

    приобретает, напротив, все более непосредственный характер. Сама

    возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на

    общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать

    бытие.

    Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность

    представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же

    процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая

    его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность

    людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не

    только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и

    заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания,

    которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом

    любого общественного устройства.

    Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни

    (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

    т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-

    разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

    общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую

    сумму понятий “сознание” и “общественное”.

    Обладая объективной природой и имманентными законами развития,

    общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках

    закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане

    общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного

    процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила

    общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом,

    вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно

    отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и

    ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть

    общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии

    индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности,

    тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство

    духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено

    человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

    2.2. Материальные предпосылки возникновения сознания. Качественное

    изменение форм отражения на различных уровнях развития материи.

    Положение Маркса о том, что нельзя отделить сознание, мышление от

    материи, которая мыслит, о том, что сознание производно от материи,

    предельно просто и понятно. Но оно нуждается, во-первых, в расшифровке, а

    во-вторых, в обосновании. И первое, что следует решить - это вопрос о

    предпосылках возникновения сознания в природе, а точнее - в неживой

    природе, в самом фундаменте материи.

    Действительно, если мы утверждаем, что не дух породил материю, а

    материя породила дух, то наши оппоненты вправе спросить нас: а есть ли на

    самом фундаменте материи, в неживой природе какие-либо основания для

    порождения сознания? Эта проблема стояла и перед старым материализмом,

    однако не была решена им. Одна часть материалистов просто обходила эту

    сложную проблему, другая - вставала на позиции гилозоизма (от греч. Гиле-

    материя, зоо - жизнь), наделяла вопреки фактам всю материю способностью

    чувствовать и даже мыслить и по существу снимала вопрос о возникновении

    сознания и о необходимых для этого предпосылках. На позициях гилозоизма

    стоял, в частности, французский материалист Д. Дидро, но он в то же время

    ближе других подошел к реальному решению проблемы. Наделяя всю материю

    свойством чувствительности, он считал, что неживой материи свойственна

    пассивная, а живой - активная чувствительность.

    Ясно одно: найти материальные предпосылки возникновения сознания в

    самих основаниях материального мира, значит, подвести под материализмом

    надежный и прочный фундамент. И наоборот - если таких предпосылок найти не

    удастся, то возникновение сознания придется признать чудом и здание

    материализма просто рухнет. Однако такие опасения излишни: реальные

    предпосылки для порождения сознания в самом фундаменте материального мира

    имеются. Они были установлены Лениным. И решающей предпосылкой является

    открытое им и присущее всей материи свойство отражения. Наличие именно

    этого свойства у всех видов материи, в том числе и нежимой, неорганической,

    образует объективную основу для возникновения в процессе развития все новых

    и притом все более сложных форм отражения вплоть до его высшей формы -

    человеческого сознания. Но что представляет собой это всеобщее свойство

    материи?

    Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить

    в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих

    свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Простые

    примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на

    фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или

    атмосферного давления, и т.д. Практически все измерительные приборы

    базируются на использовании свойства отражения. Уже в пределах неживой

    природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к

    другой и выступает в виде механического, физического, химического

    отражения.

    Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется

    рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей

    системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит

    от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.