Характер, темперамент, личность
проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так,
настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в
сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно,
флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент
перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может
подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента,
контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и
способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами
характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом,
желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная
с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой
требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу.
Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не
падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять
инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что
формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность,
решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же
деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в
процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с
одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта
характера.
Физиологические основы характера.
Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей
нервной деятельности и сложных устойчивых систем временных связей,
выработанных в результате индивидуального жизненного опыта. В этом сплаве
системы временных связей играют более важную роль, так как тип нервной
системы можно сформировать все общественно ценные качества личности. Но, во-
первых, системы связей формируются различно у представителей разных типов
нервной системы и, во-вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в
зависимости от типов. Например, решительность характера можно воспитать и у
представителя сильного, возбудимого типа нервной системы, и у представителя
слабого типа. Но воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-
разному в зависимости от типа.
Типичное и индивидуальное в характере.
Из сказанного ясно, что характер не наследуется и не является
прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и
неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием
окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Влияния эти
носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый человек живет в
условиях определенного исторического строя, определенной социальной среды и
складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-
своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого человека, его
жизненный путь своеобразны и неповторимы). Поэтому характер каждого
человека определяется как его общественным бытием (и это главное!), так и
его индивидуальным бытием. Следствием этого является бесконечное
разнообразие индивидуальных характеров. Однако в жизни и деятельности
людей, живущих и развивающихся в одинаковых условиях, имеется много общего,
поэтому и в характере их будут некоторые общие стороны и черты, отражающие
общие, типические стороны их жизни. Характер каждого человека представляет
собой единство индивидуального и типического. Каждая общественно-
историческая эпоха характеризуется определенным общим укладом жизни и
общественно-экономическими отношениями, которые влияют на мировоззрение
людей, формируя черты характера.
Черты характера.
Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное
целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных
проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях
личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе.
Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в
отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие
черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость,
бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность,
расточительство. Отношение человека к труду оказывает решающее влияние на
формирование его других личностных качеств. Д. И. Писарев писал: "Характер
закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом
насущного пропитания, тот в большей части остается навсегда слабым, вялым и
бесхарактерным человеком". Отношение к людям наглядно выступает в таких
чертах характера, как общительность, вежливость, доброжелательность и т. п.
Антиподами этих черт являются замкнутость, бестактность,
недоброжелательность. Как утверждал В. Гюго, "у каждого человека три
характера: тот, который ему приписывают; тот, который он сам себе
приписывает; и, наконец, тот, который есть в действительности". В целях
выяснения сути своего характера человеку полезно знать мнение о себе
коллектива, в котором он работает и проводит значительную часть своей
жизни. И прежде всего то, насколько упорядочены у него отношения с людьми,
насколько он нужен людям, насколько он авторитетен среди них. Отношение к
самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая самооценка -
это одно из условий совершенствования личности, помогающих вырабатывать
такие черты характера, как скромность, принципиальность, самодисциплина.
Отрицательными чертами характера являются повышенное самомнение,
высокомерие и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами, обычно
неуживчив в коллективе, невольно создает в нем предконфликтные и
конфликтные ситуации. Нежелательна и другая крайность в характере человека:
недооценка своих достоинств, робость в высказывании своих позиций, в
отстаивании своих взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться
с обостренным чувством собственного достоинства, основанном на сознании
действительной значимости своей личности, на наличии известных успехов в
труде на общую пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных
качеств, придающих характеру деятельную направленность. Волевые черты
характера. Под волей понимается сложный психический процесс, который
вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно. Воля
является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться
поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как
целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты
характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и
антиобщественных целей. Для этого важно определить, каков мотив волевого
поведения человека. "Храбрый поступок, мотив которого состоит в порабощении
другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по службе, и
храбрый поступок, мотив которого заключается в том, чтобы помочь общему
делу, обладают, конечно совершенно различными психологическими качествами".
По волевой активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди
сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают
решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны и смелы.
Людей, у которых эти качества слабо выражены или отдельные из них
отсутствуют, относят к категории слабохарактерных. Им свойственно пассивное
проявление своих деловых и личных качеств. Зачастую такие люди, имея самые
хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе.
Многие из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво
и решительно действовать.
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов
подчеркивал, что человек – это единственная система, способная
регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может
самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической
работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во
внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент.
Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у
меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю,
вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.
Формирование характера у детей и пути его воспитания.
Как отмечалось, характер формируется, развивается и изменяется в
практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.
Формирование характера начинается с раннего детства. Уже в дошкольном
возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться
привычный образ поведения, определенные отношения к действительности.
Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном
возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных
играх с правилами.
Большое значение имеют простейшие виды доступной дошкольнику трудовой
деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается
уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под
влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка
постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это
начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга,
дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному
поведению.
С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера.
Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных
обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных
местах.
Эти правила, обязанности развивают у школьника организованность,
систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность,
дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании
характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для
него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с
товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед
коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм.
Особенно интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в
значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых,
к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и
общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться
мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед
коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.
Решающее влияние на характер ребенка оказывает воспитание. Не
существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать и которым
нельзя было бы привить определенные положительные качества, устранив даже
как будто бы уже укоренившиеся у них отрицательные черты.
Каковы же пути воспитания характера?
Необходимым условием воспитания характера является формирование
мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется
направленность человека, его жизненные цели, устремления, из мировоззрения
вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих
поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в
единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы
воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для
воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация
игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог
накопить опыт правильного поведения.
В процессе формирования характера надо закреплять не только
определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения,
но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия,
чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию,
чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если
условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него,
например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты
характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни
прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не
поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить
мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка,
никогда не может создать сильного характера.
Важнейшим средством воспитания характера является труд. В серьезном и
общественно значимом труде, связанном с преодолением трудностей,
воспитываются лучшие черты характера - целеустремленность, коллективизм,
настойчивость. Важнейшее условие правильной организации воспитательных
мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с
соответствующими влияниями семьи.
На воспитание характера влияют литература и искусство. Образы
литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным
образцом, с которым он сравнивает свое поведение.
На воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то
родите ли или педагоги. То что делают воспитатели, часто гораздо больше
влияет на жизнь ребенка, чем то, что они ему говорят. Как учитель относится
к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и
своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение
для воспитания характера детей.
Важную роль в формировании характера играет живое слово учителя,
воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место
занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель -
формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более
старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание.
Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить
у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные
привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании
характера
Индивидуальный подход требует выбора и осуществления таких
воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям
личности школьника и состоянию, в котором он в данное время находится.
Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как
различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях,
которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок
учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже
есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к
отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные
черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться
преодоления отрицательных черт характера у детей.
Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его
индивидуальных особенностей, следует хорошо знать их, т. е. всесторонне и
глубоко изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно
длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить
индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию
и приведет к желаемым результатам.
Впервые встречаясь с учениками в самом начале первого года обучения,
учитель должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об
условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его
характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить
определенную программу формирования характера ребенка с учетом его
индивидуальных особенностей.
Страницы: 1, 2
|