МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

    характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают,

    что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они

    никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той

    предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции

    окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной,

    рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок,

    относящихся к различным областям поведения.

    Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из

    центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее

    универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые

    одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие

    используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в

    терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой,

    предложенной Р.Бернсом [ 7 ;62 ] , которая, по нашему мнению, с одной

    стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой -

    упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической

    литературы (см. рисунок №1) .

    На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На

    ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные

    грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной

    стороны обладает сознанием, а с другой - осознает себя как один из

    элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал

    разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я ( Self

    ) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-

    сознающее ( I ) и Я-как-объект ( Me ) . Это - две стороны одной

    Глобальная Я-

    концепция

    Аспекты,

    выделенные Я-сознающее

    Я-как-объект

    Джемсом (процесс)

    (содержание)

    непрерывное

    взаимодействие

    Компоненты самооценка

    установки или приятие

    образ Я

    себя

    тенденции

    поведения

    Я-

    концепция как

    совокупность

    установок

    “на себя”

    реальное Я

    идеальное Я зеркальное Я

    Модальности или или

    или

    представление

    представление представление

    о том, каков я о том,

    каким я о том ,как меня

    Аспекты физическое физическое

    физическое

    социальное

    социальное социальное

    умственное умственное

    умственное

    эмоциональное

    эмоциональное эмоциональное

    Рисунок №1. Структура Я-концепции

    целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них являет собой

    чистый опыт, а другая - содержание этого опыта (Я-как-объект). Однако

    не следует забывать об условности такого разграничения, которое, в

    сущности, является лишь удобной семантической моделью. Невозможно

    представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание

    психических процессов, существующих в отрыве от сознания. Поэтому в

    реальной психической жизни эти элементы настолько слиты, что образуют

    единое, практически нерасторжимое целое. Я-как объект существует лишь в

    процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку,

    поскольку человек может сознавать самого себя. Разделять результат и

    процесс рефлексивного мышления мы можем только в понятийном плане; в

    психологическом плане они существуют слитно [18].

    Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются

    описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать

    Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В

    большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

    1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным

    (когнитивная составляющая установки).

    2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная

    составляющая).

    Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении

    (поведенческая составляющая).

    Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются

    следующим образом :

    1. Образ Я - представления индивида о самом себе.

    2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может

    обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа

    Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием

    или осуждением.

    3. Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия,

    которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

    Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие Я-

    концепции.

    1. Когнитивная составляющая Я-концепции или Образ Я.

    Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему

    убедительными независимо от того основываются они на объективном знании

    или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в

    частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и

    множество других личностных проявлений. Конкретные способы

    самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми

    разнообразными. Описывая самого себя человек прибегает обычно к помощи

    прилагательных : “надежный“, “общительный”, “сильный”, “красивый” и

    т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые

    никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах

    пытается выразить основные характеристики своего привычного

    самовосприятия. Эти характеристики : атрибутивные, ролевые, статусные,

    психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они

    составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может

    меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто

    под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ

    охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее

    отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого

    себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я

    правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно

    учитывать, что всякая установка - не отражение объекта самого по себе, а

    систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому

    знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни

    свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется

    выделение второй составляющей Я-концепции.

    2. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или

    самооценка. Человек как личность - самооценивающее существо.

    Самооценка подразумевает под собой “известное отношение к себе: к своим

    качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам “ [77;

    49]. Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности,

    которое выражается в установках, свойственных индивиду [7; 35]. Таким

    образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства

    самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко

    всему тому, что входит в сферу его “Я”. Потому низкая самооценка

    предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей

    личности.

    Можно выделить несколько источников формирования самооценки, которые

    меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

    - оценка других людей;

    - круг значимых других или референтная группа;

    - актуальное сравнение с другими;

    - сравнение реального и идеального Я;

    - измерение результатов своей деятельности.

    Самооценка играет очень важную роль в организации результативного

    управления своим поведением, без нее трудно или даже невозможно

    самоопределиться в жизни. Верная самооценка дает человеку нравственное

    удовлетворение и поддерживает его человеческое достоинство.

    3. Поведенческая составляющая Я-концепции заключается в

    потенциальной поведенческой реакции, то есть конкретных действиях,

    которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Всякая установка -

    это эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом.

    Особенность Я-концепции заключается в том, что, как в комплексе

    установок, объектом в данном случае является сам носитель установки.

    Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки, связанные с

    образом Я, являются очень сильными и устойчивыми, что оказывает очень

    сильное влияние на деятельность человека, его поведение, взаимоотношения

    с окружающими.

    Выделив три основные составляющие Я-концепции не следует забывать о

    том, что образ Я и самооценка поддаются лишь условному концептуальному

    различению, поскольку в психологическом плане они неразрывно связаны.

    Образ и оценка своего “Я” предрасполагают человека к определенному

    поведению ; потому глобальную Я-концепцию

    мы рассматриваем как совокупность установок человека, направленных на

    самого себя. Однако эти установки могут иметь различные ракурсы или

    модальности.

    Обычно выделяют по крайней мере три основные модальности

    самоустановок (см. рисунок №1).

    1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как человек

    воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус,

    то есть с его представлениями о том, каков он есть в настоящем времени.

    2. Зеркальное Я - установки, связанные с представлениями

    человека о том, как его видят другие. Зеркальное Я выполняет важную

    функцию самокоррекции притязаний человека и его представлений о себе.

    Этот механизм обратной связи помогает удерживать Я-реальное в адекватных

    пределах и оставаться открытым новому опыту через взаимообратный диалог с

    другими и с самим собой.

    3. Идеальное Я - установки, связанные с представлением человека

    о том, каким он хотел бы стать. Идеальное Я формируется как некоторая

    совокупность качеств и характеристик, которые человек хотел бы видеть у

    себя, или ролей, которые он хотел бы исполнять. Причем идеальные

    элементы своего Я личность формирует по тем же основным аспектам, что и в

    структуре Я-реального. Идеальный образ складывается из целого ряда

    представлений, отражающих сокровенные чаяния и устремления человека. Эти

    представления бывают оторваны от реальности. Противоречия между

    реальным и идеальным Я составляет одно из важнейших условий саморазвития

    личности.

    Кроме трех основных модальностей установок, предложенных Р.Бернсом

    многие авторы выделяют еще одну, которая играет особую роль.

    4. Конструктивное Я (Я в будущем) . Именно ему свойственна

    обращенность в будущее и построение проективной модели “Я”. Главное

    отличие конструктивного Я-проекта от идеального Я заключается в том, что

    он пронизан действенными мотивами и они больше соответствуют признаку

    “стремлюсь”. В Я-конструктивное трансформируются те элементы, которые

    личность принимает и ставит для себя как достижимую реальность.

    Необходимо отметить, что любой из образов Я имеет сложное,

    неоднозначное по своему строению происхождение, состоящее из трех

    аспектов отношения: физическое, эмоциональное, умственное и социальное Я.

    Таким образом, Я-концепция представляет собой совокупность

    представлений человека о самом себе и включает убеждения, оценки и

    тенденции поведения. В силу этого ее можно рассматривать как

    свойственный каждому человеку набор установок, направленных на самого

    себя. Я-концепция образует важный компонент самосознания человека, она

    соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности,

    поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий

    человека.

    2. 1. СТАНОВЛЕНИЕ САМОСОЗНАНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

    КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ

    “ Периодом возникновения сознательного “”я”, - пишет И.С.Кон , - “как бы

    постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается

    подростковый и юношеский возраст ” [32; 145] Развитие самосознание -

    центральный психический процесс переходного возраста. Практически все

    отечественные психологи называют этот возраст “критическим периодом

    формирования самосознания” [ 10,33, 39, 46, 66 и др.].

    Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека,

    названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой

    является переход от детства к взрослому возрасту. Определим возрастные

    рамки этой стадии, т.к. терминология в области взросления несколько

    запутана ( см., например, [62, 89, 57, 61] и др. ). В связи с явлением

    акселерации границы подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее

    время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15

    лет . Соответственно раньше начинается юность. Ранняя юность ( 15-17 лет )

    только начало этого сложного этапа развития, который завершается примерно

    к 20 -21 годам.

    Развитие самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте

    настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для

    формирования личности в эти периоды практически едина у исследователей

    разных школ и направлений. авторы достаточно единодушны в описании того,

    как протекает процесс развития самосознания в этот период : примерно в 11

    лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем

    отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно

    происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в

    раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно

    устойчивого представления о самом себе, Я-концепции; к 16-17 годам

    возникает особое личностное новообразование, которое в психологической

    литературе обозначается термином “самоопределение” . С точки зрения

    самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена

    общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

    Рост самосознания и интереса к собственному “я” у подростков вытекает

    непосредственно из процессов полового созревания, физического развития,

    которое является одновременно социальными символам, знаками повзросления и

    возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят

    другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка и

    юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - эти

    факторы актуализируют вопрос: “ Кто я ? ”

    Постановка этого вопроса - закономерный результат всего

    предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает ни что

    иное как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Но

    всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении

    это должна быть информация объекта о самом себе, т.е самосознание.

    Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие

    своего внутреннего мира. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью

    является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне сознавая

    свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических

    состояний Напротив, для подростка и юноши, внешний, физический мир только

    одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является

    он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими

    переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы,

    звуки музыки, ощущение собственного тела. Юноша 14-15 лет начинает

    воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то

    внешних событий, а как состояния своего собственного “я”. Даже

    объективная, безличная информация нередко стимулирует молодого человека к

    интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

    Юность особенно чувствительна к “внутренним” , психологическим

    проблемам. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития)

    подросток, тем больше его волнует психологическое содержание происходящего

    действия, действительность и тем меньше для него значит “внешний”

    событийный контекст.

    Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее

    событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний.

    Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на

    других приходит чувство одиночества.. Юношеское “я” еще не определено,

    расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.