Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности
|13|справедливый |5,65 |5,47 |1,18 |1,55 |0,64 |
|14|напряженный |4,29 |3,52 |1,67 |1,61 |2,36 |
|15|суетливый |3,87 |3,06 |1,99 |1,86 |2,01 |
|16|дружелюбный |6,13 |5,36 |0,95 |1,53 |-2,6 |
|17|уверенный |5,36 |5,34 |1,36 |1,63 |0,07 |
|18|общительный |6,15 |5,75 |0,97 |1,53 |1,51 |
|19|честный |5,29 |4,84 |1,37 |1,68 |1,42 |
|20|самостоятельный |5,97 |5,68 |1,32 |1,49 |1,01 |
|21|раздражительный |4,52 |4,22 |1,84 |1,68 |0,85 |
|О |фактор Оценки |40 |37,1 |4,63 |7,29 |2,33 |
|С |фактор Силы |35,4 |34,4 |5,81 |5,55 |0,9 |
|А |фактор Активности |38,9 |35,8 |6,16 |6,71 |2,38 |
Для числе степеней свободы 100 граничное значение t-критерия 1,984
при уровне значимости 5% и 2,626 при уровне значимости 1%.
По полученным данным девушки более склонны себя осознавать как
носителя позитивных, социально желательных характеристик (фактор Оценки).
Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми.
Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более
враждебных., чем для девушек.
Методика “ Полярные профили”
Данная методика создавалась по распрастраненному в экспериментальной
психологии методу полярных профилей, принцип которого был также
использован при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является
возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания со
стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались
вариантом, предложенным Н.Р.Битяновой [8] .
Данный вариант методики ПП содержит 16 антонимичных пар личностных
качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем
исследовании. Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить
степень выраженности своих личностых качеств ( по 10-балльной шкале).
Бланк к методике ПП
Ф.И.О. _____________________возраст______пол _____дата_______
Замкнутость, скрытность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Общительность, открытость
Низкий интеллект 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Высокий интеллект
Эмоциональная неустойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Эмоциональная устойчивость
Склонность к подчинению , 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Склонность к доминированию
покорность, мягкость
твердость, упрямство
Сдержанность, рассудительность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Восторженность, импульсив-
внимательность, серъезность
ность, беспечность
Недобросовестность, игнориро- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Совестливость, высокая нор-
вание общественных норм
мативность поведения
Робость, застенчивость, осторож- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Смелость, склонность к рис-
ность
ку, предприимчивость
Жесткость, суровость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Мягкость, чувствительность
Доверчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 Подрозрительность
Практичность, объективная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Непрактичность, богатое
оценка реальности
воображение
Прямолинейность, непосредст- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Дипломатичность, расчет-
венность поведения
ливость
Тревожность, неуверенность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Спокойствие, уверенность
чувство вины
в себе
Консерватизм 1 2 3 4 5 6 7 8 9
10 Склонность к новому
Зависимость от группы, ориенти- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Независимость от мнения ок-
ровка на социальное одобрение
ружающих, стремление дейст-
(конформизм)
вовать исходя из собственных
убеждений
Низкий самоконтроль, недисцип- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Высокий самоконтроль,
линированность
самодисициплина
Расслабленность, низкая мотива- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Напряженность, возбужден-
ция
ность, вызванная большим
стремлением к успеху
После первичной обработки результатов и подсчета t-критериев
Стьюдента для групп юношей и девушек по каждой шкале, мы получили
следующие результаты (см. табл. )
Средние значения по методике ПП и t-критерий
Таблица
|№ | Названия шкал | Средние | Сигма |t-критер|
| | |значения | |ий |
| | | | юноши| | юноши | |
| | |девушки | |девушки | | |
|22 |открытость |7,84 |7,18 |1,89 |2,21 |1,59 |
|23 |интеллект |6,68 |7,66 |1,65 |2,19 |-2,5 |
|24 |эмоц. устойчивость |7,19 |6,43 |1,75 |2,47 |1,73 |
|25 |доминирование |7,03 |6,68 |2,14 |2,21 |0,81 |
|26 |импульсивность |5,11 |4,75 |2,16 |2,27 |0,8 |
|27 |совестливость |7,13 |6,00 |1,93 |2,49 |2,48 |
|28 |смелость |7,23 |6,89 |2,08 |2,26 |0,78 |
|29 |мягкость |7,57 |6,52 |1,61 |2,06 |2,77 |
|30 |подозрительность |5,73 |5,23 |2,79 |1,89 |1,08 |
|31 |непрактичность |5,94 |5,75 |1,82 |2,24 |0,44 |
|32 |дипломатичность |5,81 |6,96 |2,02 |1,87 |-2,9 | |
|33 |спокойствие |7,13 |6,52 |1,82 |2,01 |1,55 |
|34 |склонность к новому |8,48 |7,25 |1,43 |2,29 |3,13 |
|35 |независимость |6,63 |6,77 |2,40 |2,21 |-0,3 |
|36 |самоконтроль |7,27 |6,75 |1,89 |2,30 |1,23 |
|37 |возбужденность |7,39 |6,98 |1,72 |2,17 |1,06 |
Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при
уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости 1%.
По данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более
непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая
нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают
себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более
консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.
Методика Т.Лири
Методика создана Т.Лири, Г.Лефорджем, Р.Сазеком в 1954 году и
предназанчена для исследования представлений о себе и идеальном “я”. С
помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людя м
в самооценке и взаимооценке.
Общее впечатление о человеке и человека о самом себе в процессе
межличностных отношений наиболее часто определяют два фактора:
доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Для представления
основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде
круга, разделенного на секторы. В том круге по горизонтальной и
вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение ,
дружелюбие-враждебность. В свою очередь ти секторы разделены на восемь
октант - соответственно более частным отношениям, кторые определенным
образом ориентированы относительно двух главных осей.
Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты
испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух
переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где
доминирует вертикальная (доминирование-подчинение) или горизонтальная
(дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от
центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность
интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из
восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей
интенсивности. При обработке подсчитывается количесство отношений каждого
типа.
Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре
степени выраженности отношения:
0 - 4 балла - низкая адаптивное
поведение
5 - 8 баллов - умеренная
9 - 12 баллов - высокая экстремальное
поведение
13 - 16 баллов - экстремальная до патологии
В результате проводится подсчет баллов по каждой октанте (шкале) с
помощью специального ключа к опроснику.
По специальным формулам определяется показатели по двум основным
факторам : доминирование и дружелюбие.
Доминирование = ( 1 - 4) + 0,7 * ( 8 - 2 - 4 - 6 );
Дружелюбие = ( 7 - 3) + 0,7* (8 - 2 - 4 + 6).
Типы отношения к окружающим (шкалы)
1. Авторитарный (л1)
2. Эгоистичный (л2)
3. Агрессивный (л3)
4. Подозрительный (л4)
5. Подчиняемый (л5)
6. Зависимый (л6)
7. Дружелюбный (л7)
8. Альтруистический (л8)
Подробное описание типов отношений к окружающим см. в приложении.
.
Т.Лири предлагал использовать методику для оценки поведения людей,
т.е. поведения в оценке окружающих (“со стороны”), для самооценки, оценки
близких людей, описания своего идеального “я”. В соответствии с уровнями
диагностики меняется инструкция для ответа.
В нашем исследовании мы использовали методику Т.Лири для выявления у
испытуемых представления о себе. Инструкция: “ Сейчас я буду зачитывать ряд
суждений касающихся характера человека, его взаимоотношений с окружающими
людьми. Поставьте на бланке ответов знак “+” против номеров тех
определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе и знак “-”
против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему
представлению о себе (если нет полной уверенности, то ставьте знак “-”)”.
Данная методика позволяет провести более углубленную диагностику тех
характеристик Я-концепции, которые касаются межличностных отношений. Мы
включили данную методику в наше исследование, с учетом того, что в старшем
подростковом и раннем юношеском возрасте общение обретает важное значение
для развития личности.
После первичной обработки и сравнения средних величин по t-критерию
Стьюдента мы получили следующие результаты.
Средние значения и t-критерий по методике Т.Лири
Таблица 3
|№ |Название шкалы | Средние значения| Сигма | |
| | | | |t-критери|
| | | | |й |
| | | | юноши |девушки| юноши | |
| | |девушки | | | | |
|л1 | авторитарность |9,08 |9,86 |3,44 |3,7 |-1,1 |
|л2 |эгоистичность |6,08 |8,05 |2,56 |2,46 |-3,9 |
|л3 |агрессивность |6,72 |7,54 |2,56 |2,53 |-1,6 |
|л4 |подозрительность |6,57 |6,79 |3,09 |2,88 |-0,4 |
|л5 |подчиняемость |5,81 |6,45 |3,29 |2,99 |-1 |
|л6 |зависимость |6,79 |7,5 |2,44 |2,32 |-1,5 |
|л7 |дружелюбность |8,9 |9,09 |2,49 |3,41 |-0,3 |
|л8 |альтруистичность |8,63 |8,39 |3,33 |3,48 |0,35 |
|ДП |доминирование-под|3,41 |5,06 |1,33 |1,05 |2,11 |
| |чинение | | | | | |
|ДА |дружелюбие - |4,09 |1,98 |1,65 |0,51 |2,56 |
| |агрессивность | | | | | |
Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при
уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости 1%.
По данным методики Т.Лири юноши более склонны приписывать себе
гоистические черты, ориентацию на себя, склонность к соперничеству,
доминированию. Девушки оценивают себя как более дружелюбных и менее
стремящихся к доминированию, чем юноши.
Итак, мы оценили содержание Я-концепции юношей и девушек.
Теперь мы переходим к выявлению связи изученных характеристик Я-
концепции с выделенными нами показателями личностного самоопределения в
ранней юности.
Для решения той задачи, мы снова использовали в нашем исследовании
метод линейной корреляции.
При помощи метода линейной корреляции мы выявляли те содержательные
характеристики Я-концепции юношей и девушек, которые оказывают влияние
и/или связаны в своей динамике с процессом личностного самоопределения в
ранней юности.
После обработки данных по методу корреляционного анализа Пирсона мы
получил следующие результаты ( см. приложение, табл. , ).
В результате линейного корреляционного анализа мы получили
определенные наборы характеристик Я-концепции у юношей и у девушек,
связанные с процессом их личностного самоопределения. Эти характеристики
могут быть расположены в убывающем порядке по степени прочности их
взаимосвязи с показателями личностного самоопределения в ранней юности (см.
рис. ). На схеме мы условно выделили три уровня значимости
корреляционной связи характеристики Я-концепции с показателями
линчностного самоопределения: уровень 1 - личностная характеристика
имеет значимые зависимости со всеми показателями личностного
самоопределения, уровень 2 - значимые связи с тремя показателями и
уровень 3 - значимые связи существуют только с двумя или одним
показателем личностного самоопределения. В расстановке качеств по степени
значимости мы также учитывали иерархическое расположение показателей
личностного самоопределения для группы девушек и группы юношей (по
факторным нагрузкам).
Связь между показателями
Я-концепции и личностного самоопределния
(девушки)
Рисунок
Уровень 1.
20
самостоятельный
35
независимый от мнения
Ц S
окружающих
C
развитие волевых сторон
личности
ЛК-Я 1 ЛК-Ж
обаятельный
23
высокий интеллект
Уровень 2.
л2
эгоистичный
Ц S
25
стремление к
доминированию
ЛК-Я 37 ЛК-Ж
возбужденность,
стремление к успеху
11
Уровень 3.
36 самоконтроль,
самодисциплина
л4
подозрительный (обр.)
О
фактор Оценки
Ц S
5
уступчивый
ЛК-Я 7 ЛК-Ж честный
10
добросовестный
13
агрессивный (обр.)
л8
альтруистический
Связь между показателями
Я-концепции и личностного самоопределния
( юноши )
Уровень 1.
17
уверенный
12
энергичный
28
смелость, склонность к
ЛК-Ж Ц риску,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|