МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

    |13|справедливый |5,65 |5,47 |1,18 |1,55 |0,64 |

    |14|напряженный |4,29 |3,52 |1,67 |1,61 |2,36 |

    |15|суетливый |3,87 |3,06 |1,99 |1,86 |2,01 |

    |16|дружелюбный |6,13 |5,36 |0,95 |1,53 |-2,6 |

    |17|уверенный |5,36 |5,34 |1,36 |1,63 |0,07 |

    |18|общительный |6,15 |5,75 |0,97 |1,53 |1,51 |

    |19|честный |5,29 |4,84 |1,37 |1,68 |1,42 |

    |20|самостоятельный |5,97 |5,68 |1,32 |1,49 |1,01 |

    |21|раздражительный |4,52 |4,22 |1,84 |1,68 |0,85 |

    |О |фактор Оценки |40 |37,1 |4,63 |7,29 |2,33 |

    |С |фактор Силы |35,4 |34,4 |5,81 |5,55 |0,9 |

    |А |фактор Активности |38,9 |35,8 |6,16 |6,71 |2,38 |

    Для числе степеней свободы 100 граничное значение t-критерия 1,984

    при уровне значимости 5% и 2,626 при уровне значимости 1%.

    По полученным данным девушки более склонны себя осознавать как

    носителя позитивных, социально желательных характеристик (фактор Оценки).

    Они оценивают себя более доброжелательными, добросовестными и отзывчивыми.

    Для юношей характерно восприятие себя как менее активных, суетливых и более

    враждебных., чем для девушек.

    Методика “ Полярные профили”

    Данная методика создавалась по распрастраненному в экспериментальной

    психологии методу полярных профилей, принцип которого был также

    использован при создании методики ЛД. Достоинством методики ПП является

    возможность самостоятельного выбора личностных качеств для оценивания со

    стороны экспериментатора. В нашем исследовании мы воспользовались

    вариантом, предложенным Н.Р.Битяновой [8] .

    Данный вариант методики ПП содержит 16 антонимичных пар личностных

    качеств, каждая из которых выступает как отдельная шкала в нашем

    исследовании. Шкалы ПП заполнялись испытуемыми с инструкцией оценить

    степень выраженности своих личностых качеств ( по 10-балльной шкале).

    Бланк к методике ПП

    Ф.И.О. _____________________возраст______пол _____дата_______

    Замкнутость, скрытность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Общительность, открытость

    Низкий интеллект 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Высокий интеллект

    Эмоциональная неустойчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Эмоциональная устойчивость

    Склонность к подчинению , 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Склонность к доминированию

    покорность, мягкость

    твердость, упрямство

    Сдержанность, рассудительность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Восторженность, импульсив-

    внимательность, серъезность

    ность, беспечность

    Недобросовестность, игнориро- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Совестливость, высокая нор-

    вание общественных норм

    мативность поведения

    Робость, застенчивость, осторож- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Смелость, склонность к рис-

    ность

    ку, предприимчивость

    Жесткость, суровость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Мягкость, чувствительность

    Доверчивость 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    10 Подрозрительность

    Практичность, объективная 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Непрактичность, богатое

    оценка реальности

    воображение

    Прямолинейность, непосредст- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Дипломатичность, расчет-

    венность поведения

    ливость

    Тревожность, неуверенность, 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Спокойствие, уверенность

    чувство вины

    в себе

    Консерватизм 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    10 Склонность к новому

    Зависимость от группы, ориенти- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Независимость от мнения ок-

    ровка на социальное одобрение

    ружающих, стремление дейст-

    (конформизм)

    вовать исходя из собственных

    убеждений

    Низкий самоконтроль, недисцип- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Высокий самоконтроль,

    линированность

    самодисициплина

    Расслабленность, низкая мотива- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Напряженность, возбужден-

    ция

    ность, вызванная большим

    стремлением к успеху

    После первичной обработки результатов и подсчета t-критериев

    Стьюдента для групп юношей и девушек по каждой шкале, мы получили

    следующие результаты (см. табл. )

    Средние значения по методике ПП и t-критерий

    Таблица

    |№ | Названия шкал | Средние | Сигма |t-критер|

    | | |значения | |ий |

    | | | | юноши| | юноши | |

    | | |девушки | |девушки | | |

    |22 |открытость |7,84 |7,18 |1,89 |2,21 |1,59 |

    |23 |интеллект |6,68 |7,66 |1,65 |2,19 |-2,5 |

    |24 |эмоц. устойчивость |7,19 |6,43 |1,75 |2,47 |1,73 |

    |25 |доминирование |7,03 |6,68 |2,14 |2,21 |0,81 |

    |26 |импульсивность |5,11 |4,75 |2,16 |2,27 |0,8 |

    |27 |совестливость |7,13 |6,00 |1,93 |2,49 |2,48 |

    |28 |смелость |7,23 |6,89 |2,08 |2,26 |0,78 |

    |29 |мягкость |7,57 |6,52 |1,61 |2,06 |2,77 |

    |30 |подозрительность |5,73 |5,23 |2,79 |1,89 |1,08 |

    |31 |непрактичность |5,94 |5,75 |1,82 |2,24 |0,44 |

    |32 |дипломатичность |5,81 |6,96 |2,02 |1,87 |-2,9 | |

    |33 |спокойствие |7,13 |6,52 |1,82 |2,01 |1,55 |

    |34 |склонность к новому |8,48 |7,25 |1,43 |2,29 |3,13 |

    |35 |независимость |6,63 |6,77 |2,40 |2,21 |-0,3 |

    |36 |самоконтроль |7,27 |6,75 |1,89 |2,30 |1,23 |

    |37 |возбужденность |7,39 |6,98 |1,72 |2,17 |1,06 |

    Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при

    уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости 1%.

    По данным методики ПП девушки склонны воспринимать себя как более

    непосредственными и прямолинейными, более совестливыми (высокая

    нормативность поведения) и чувствительными, чем юноши. Юноши же оценивают

    себя более интеллектуально развитыми, жесткими и суровыми, более

    консервативными, дипломатичными, расчетливыми, чем девушки.

    Методика Т.Лири

    Методика создана Т.Лири, Г.Лефорджем, Р.Сазеком в 1954 году и

    предназанчена для исследования представлений о себе и идеальном “я”. С

    помощью данной методики можно выявить преобладающий тип отношений к людя м

    в самооценке и взаимооценке.

    Общее впечатление о человеке и человека о самом себе в процессе

    межличностных отношений наиболее часто определяют два фактора:

    доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Для представления

    основных социальных ориентаций Т.Лири разработал условную схему в виде

    круга, разделенного на секторы. В том круге по горизонтальной и

    вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение ,

    дружелюбие-враждебность. В свою очередь ти секторы разделены на восемь

    октант - соответственно более частным отношениям, кторые определенным

    образом ориентированы относительно двух главных осей.

    Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты

    испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух

    переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где

    доминирует вертикальная (доминирование-подчинение) или горизонтальная

    (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от

    центра окружности указывает на адаптированность или экстремальность

    интерперсонального поведения.

    Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из

    восьми типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей

    интенсивности. При обработке подсчитывается количесство отношений каждого

    типа.

    Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она разделена на четыре

    степени выраженности отношения:

    0 - 4 балла - низкая адаптивное

    поведение

    5 - 8 баллов - умеренная

    9 - 12 баллов - высокая экстремальное

    поведение

    13 - 16 баллов - экстремальная до патологии

    В результате проводится подсчет баллов по каждой октанте (шкале) с

    помощью специального ключа к опроснику.

    По специальным формулам определяется показатели по двум основным

    факторам : доминирование и дружелюбие.

    Доминирование = ( 1 - 4) + 0,7 * ( 8 - 2 - 4 - 6 );

    Дружелюбие = ( 7 - 3) + 0,7* (8 - 2 - 4 + 6).

    Типы отношения к окружающим (шкалы)

    1. Авторитарный (л1)

    2. Эгоистичный (л2)

    3. Агрессивный (л3)

    4. Подозрительный (л4)

    5. Подчиняемый (л5)

    6. Зависимый (л6)

    7. Дружелюбный (л7)

    8. Альтруистический (л8)

    Подробное описание типов отношений к окружающим см. в приложении.

    .

    Т.Лири предлагал использовать методику для оценки поведения людей,

    т.е. поведения в оценке окружающих (“со стороны”), для самооценки, оценки

    близких людей, описания своего идеального “я”. В соответствии с уровнями

    диагностики меняется инструкция для ответа.

    В нашем исследовании мы использовали методику Т.Лири для выявления у

    испытуемых представления о себе. Инструкция: “ Сейчас я буду зачитывать ряд

    суждений касающихся характера человека, его взаимоотношений с окружающими

    людьми. Поставьте на бланке ответов знак “+” против номеров тех

    определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе и знак “-”

    против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему

    представлению о себе (если нет полной уверенности, то ставьте знак “-”)”.

    Данная методика позволяет провести более углубленную диагностику тех

    характеристик Я-концепции, которые касаются межличностных отношений. Мы

    включили данную методику в наше исследование, с учетом того, что в старшем

    подростковом и раннем юношеском возрасте общение обретает важное значение

    для развития личности.

    После первичной обработки и сравнения средних величин по t-критерию

    Стьюдента мы получили следующие результаты.

    Средние значения и t-критерий по методике Т.Лири

    Таблица 3

    |№ |Название шкалы | Средние значения| Сигма | |

    | | | | |t-критери|

    | | | | |й |

    | | | | юноши |девушки| юноши | |

    | | |девушки | | | | |

    |л1 | авторитарность |9,08 |9,86 |3,44 |3,7 |-1,1 |

    |л2 |эгоистичность |6,08 |8,05 |2,56 |2,46 |-3,9 |

    |л3 |агрессивность |6,72 |7,54 |2,56 |2,53 |-1,6 |

    |л4 |подозрительность |6,57 |6,79 |3,09 |2,88 |-0,4 |

    |л5 |подчиняемость |5,81 |6,45 |3,29 |2,99 |-1 |

    |л6 |зависимость |6,79 |7,5 |2,44 |2,32 |-1,5 |

    |л7 |дружелюбность |8,9 |9,09 |2,49 |3,41 |-0,3 |

    |л8 |альтруистичность |8,63 |8,39 |3,33 |3,48 |0,35 |

    |ДП |доминирование-под|3,41 |5,06 |1,33 |1,05 |2,11 |

    | |чинение | | | | | |

    |ДА |дружелюбие - |4,09 |1,98 |1,65 |0,51 |2,56 |

    | |агрессивность | | | | | |

    Для степеней свободы 100 граничные значения t-критерия 1,948 при

    уровне значимости 5% ; 2,626 при уровне значимости 1%.

    По данным методики Т.Лири юноши более склонны приписывать себе

    гоистические черты, ориентацию на себя, склонность к соперничеству,

    доминированию. Девушки оценивают себя как более дружелюбных и менее

    стремящихся к доминированию, чем юноши.

    Итак, мы оценили содержание Я-концепции юношей и девушек.

    Теперь мы переходим к выявлению связи изученных характеристик Я-

    концепции с выделенными нами показателями личностного самоопределения в

    ранней юности.

    Для решения той задачи, мы снова использовали в нашем исследовании

    метод линейной корреляции.

    При помощи метода линейной корреляции мы выявляли те содержательные

    характеристики Я-концепции юношей и девушек, которые оказывают влияние

    и/или связаны в своей динамике с процессом личностного самоопределения в

    ранней юности.

    После обработки данных по методу корреляционного анализа Пирсона мы

    получил следующие результаты ( см. приложение, табл. , ).

    В результате линейного корреляционного анализа мы получили

    определенные наборы характеристик Я-концепции у юношей и у девушек,

    связанные с процессом их личностного самоопределения. Эти характеристики

    могут быть расположены в убывающем порядке по степени прочности их

    взаимосвязи с показателями личностного самоопределения в ранней юности (см.

    рис. ). На схеме мы условно выделили три уровня значимости

    корреляционной связи характеристики Я-концепции с показателями

    линчностного самоопределения: уровень 1 - личностная характеристика

    имеет значимые зависимости со всеми показателями личностного

    самоопределения, уровень 2 - значимые связи с тремя показателями и

    уровень 3 - значимые связи существуют только с двумя или одним

    показателем личностного самоопределения. В расстановке качеств по степени

    значимости мы также учитывали иерархическое расположение показателей

    личностного самоопределения для группы девушек и группы юношей (по

    факторным нагрузкам).

    Связь между показателями

    Я-концепции и личностного самоопределния

    (девушки)

    Рисунок

    Уровень 1.

    20

    самостоятельный

    35

    независимый от мнения

    Ц S

    окружающих

    C

    развитие волевых сторон

    личности

    ЛК-Я 1 ЛК-Ж

    обаятельный

    23

    высокий интеллект

    Уровень 2.

    л2

    эгоистичный

    Ц S

    25

    стремление к

    доминированию

    ЛК-Я 37 ЛК-Ж

    возбужденность,

    стремление к успеху

    11

    Уровень 3.

    36 самоконтроль,

    самодисциплина

    л4

    подозрительный (обр.)

    О

    фактор Оценки

    Ц S

    5

    уступчивый

    ЛК-Я 7 ЛК-Ж честный

    10

    добросовестный

    13

    агрессивный (обр.)

    л8

    альтруистический

    Связь между показателями

    Я-концепции и личностного самоопределния

    ( юноши )

    Уровень 1.

    17

    уверенный

    12

    энергичный

    28

    смелость, склонность к

    ЛК-Ж Ц риску,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.