МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Я-концепция у старших подростков

    | | | |1 |низкий |

    | | |г) абсолютно | |низкий |

    | | |не согласен | | |

    | 7.|В целом я удовлетворен собой. |а) полностью | 4 |высокий |

    | | |согласен | | |

    | | |б) согласен |3 |средний |

    | | |в) не согласен|2 |низкий |

    | | | |1 |низкий |

    | | |г) абсолютно | | |

    | | |не согласен | | |

    | 8.|Мне бы хотелось больше уважать себя. |а) полностью | 1 |низкий |

    | | |согласен | | |

    | | |б) согласен |2 |средний |

    | | |в) не согласен|3 |высокий |

    | | | |4 |высокий |

    | | |г) абсолютно | | |

    | | |не согласен | | |

    | 9.|Иногда я ясно чувствую свою |а) полностью | 1 |низкий |

    | |бесполезность. |согласен | | |

    | | |б) согласен |2 |низкий |

    | | |в) не согласен|3 |средний |

    | | | |4 |высокий |

    | | |г) абсолютно | | |

    | | |не согласен | | |

    |10.|Иногда я думаю, что я во всем нехорош. |а) полностью | 1 |низкий |

    | | |согласен | | |

    | | |б) согласен |2 |низкий |

    | | |в) не согласен|3 |средний |

    | | | |4 |высокий |

    | | |г) абсолютно | | |

    | | |не согласен | | |

    Для определения уровня самооценки подростков мы использовали шкалу

    «Уровень притязаний», разработанную Шварцландером. Уровень притязаний

    характеризует степень трудности тех целей, к которым стремиться человек и

    достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Чем

    адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний. Лица, с

    нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности

    и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят

    неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязания стремятся

    постоянно к улучшению своих достижений, к решению все более и более сложных

    задач. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно, успешно решают круг

    задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности

    и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным

    уровнем притязания выбирают слишком легкие и простые цели, что может

    объясняться заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом

    неполноценности».

    Поскольку Я-концепция так или иначе проявляется в любом развернутом

    самоописании (в нестандартизированных ответах на вопросы анкеты, в письмах

    и т.д.), появляется возможность применить метод нестандартизированного

    самоотчета (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987, с. 257).

    Для этих целей при первичном и повторном диагностическом исследовании

    нами был использован «Тест двадцати утверждений на самоотношение»,

    разработанный М.Куном и Т.Мак-Портлендом. Испытуемых просят в течение

    15минут дать двадцать различных ответов на вопрос «Кто я?». Испытуемые

    также инструктируются давать ответы в том порядке, в котором они спонтанно

    возникают, а не заботиться о последовательности, грамматике и логике

    (Бодалев А.А., Столин В.В., 1987,с.258). В соответствии с модифицированным

    А.М.Прихожан вариантом этого теста участниками группы были проранжированы

    ответы по трем параметрам:

    a. положительное отношение к ответу;

    b. отрицательное отношение к ответу;

    c. общее количество ответов.

    Для более глубокого и качественного анализа эффективности реализации

    тренинговой программы, развивающего процесса, проходившего в группе, нами

    был использован метод субъективного самоотчета как наиболее релевантный

    (Приложение 1).

    2.4. Оценка эффективности реализации программы тренинга

    В соответствии с выделенными компонентами Я-концепции (когнитивным,

    аффективным, поведенческим) нами были отобраны объективно-экспериментальные

    и субъективно-отчетные методы, позволяющие определить степень

    сформированности компонентов у старших подростков и оценить эффективность

    реализации развивающей программы при повторной диагностике.

    При первичной и повторной диагностике мы использовали следующие

    методики:

    1.Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга»;

    2.Шкала Шварцландера «Уровень притязаний»;

    3. «Тест двадцати утверждений на самоотношение», разработанный М. Куном

    и Т. Мак-Портлендом, модифицированный А.М.Прихожан.

    4.Метод самоотчета.

    Описание всех методик, использованных в нашей работе мы даем в

    четвертом параграфе данной главы.

    1.Оценка эффективности реализации программы объективно-

    экспериментальными методами

    Рассмотрим результаты, полученные с помощью теста-опросника «Шкала

    самоуважения Розенберга», при проведении первичной и повторной

    диагностике, которые изложены в таблице 2.

    В таблице 2 представлены ответы участников по «Школе самоуважения

    Розенберга» до и после реализации программы.

    Таблица 2.

    Ответы участников тренинговой группы, полученные по «Шкале

    самоуважения Розенберга» до и после реализации программы.

    | 1 | 2,6 | 3,8 | + 1,2 |

    | 2 | 2,3 | 1,6 | + 0,7 |

    | 3 | 3,2 | 3,6 | + 0,4 |

    | 4 | 3,5 | 3,5 | 0 |

    | 5 | 2 | 1,2 | + 0,2 |

    | 6 | 2,8 | 3,5 | + 0,7 |

    | 7 | 2,5 | 3,3 | + 0,8 |

    | 8 | 3,1 | 2,5 | + 0,5 |

    | 9 | 3 | 2,6 | + 0,4 |

    | 10 | 2,1 | 1,8 | + 0,3 |

    Условные обозначения:

    М 1- средний арифметический показатель до реализации программы тренинга.

    М 2 – средний арифметический показатель после реализации программы.

    - изменение среднего арифметического показателя.

    Положительные значения свидетельствуют о позитивном изменении

    установок в когнитивных и аффективных компонентах Я-концепции группы в

    целом (по 9 вопросам из 10 0).

    Результаты диагностического исследования уровня притязаний подростков

    по шкале Шварцландера представлены в таблице 4.

    Таблица 4

    Показатели динамики уровня притязаний членов тренинговой группы

    | №П/П| |Уровень притязаний |

    | |Имя | |

    | | |до эксперимента | после эксперимента |

    | | |Количественный |уровень |Количественный |уровень |

    | | |показатель | |показатель | |

    | 1 | Оля Т. | 0 | низкий | 1 |Умеренный |

    | 2 | Аня К. | 0 | низкий | 1 |Умеренный |

    | 3 | Женя М. | 1 |умеренный | 1,3 |Умеренный |

    | 4 | Соня М. | 1 |умеренный | 1,3 |Умеренный |

    | 5 |Игорь Д. | - 0,3 | низкий | 0,3 | низкий |

    | 6 |Алеша Ш. | - 3,3 |Нереалистично | 0 | низкий |

    | | | |низкий | | |

    | М | - 0,27 | низкий | + 0,82 | Низкий |

    Проанализируем данные Таблицы 3.

    До реализации программы у Оли Т., Ани К., Игоря Д. количественный

    показатель соответствовал низкому уровню притязаний. У Жени М., Сони М.

    прослеживался умеренный уровень притязаний (УП=1). Алеша Ш. имел УП=-3,3,

    что свидетельствовало о нереалистично низком уровне притязаний.

    После реализации программы тренинга динамика уровня притязаний

    прослеживается у всех подростков. У Оли Т., Ани К. уровень притязаний стал

    умеренным, у Алеши Ш. с нереалистично низкого уровня поднялся до низкого. У

    Жени М., Сони М., Игоря Д. уровень притязаний не изменился, но присутствует

    положительная динамика количественных показателей.

    Средний арифметический показатель уровня притязаний членов тренинговой

    группы до реализации программы составлял –0,27 (низкий уровень), после

    тренинговой работы количественный показатель составил +0,82 (низкий

    уровень). Несмотря на то, что уровень притязаний членов группы остался

    низким, мы можем говорить о положительной динамике в связи с изменением

    количественного показателя с отрицательного (- 0,27) на положительный

    (+0,82).

    Изменение уровня притязаний подростков представлено на рисунке 1 в виде

    круговых диаграмм.

    до эксперимента после

    эксперимента

    Рис.1. Изменение уровня притязаний членов тренинговой группы

    Условные обозначения:

    - нереалистично низкий уровень притязаний;

    - низкий уровень притязаний;

    - умеренный уровень притязаний.

    Анализируя данные, полученные в результате экспериментальной работы, мы

    наблюдаем тенденцию к повышению уровня притязаний подростков. Так, если при

    первичной диагностике у 16,7% испытуемых прослеживался нереалистично низкий

    уровень притязаний, у 50% - низкий уровень, у 33,3% - умеренный уровень

    притязаний; то при повторной диагностике низкий уровень притязаний мы можем

    наблюдать у 33,3% подростков и у 66,7% - умеренный уровень притязаний.

    Рассмотрим результаты, полученные при проведении «Теста двадцати

    утверждений на самоотношение» (авт. М. Кун, Т. Мак-Портленд), которые

    отображены в таблице 5.

    Таблица 5

    Результаты тестирования подростков, полученные при первичной и

    повторной диагностике по «Тесту двадцати утверждений на самоотношение»

    | | |общее количество |положительное |отрицательное |

    |№ |инициалы |ответов |отношение к ответу|отношение к ответу|

    |п/п | | | | |

    | | | до | после | до | после | до | после |

    | 1 | Игорь Д. | 16 | 21 | 10 | 17 | 6 | 4 |

    | 2 | Аня К. | 16 | 20 | 10 | 17 | 6 | 3 |

    | 3 | Соня М. | 16 | 24 | 10 | 17 | 6 | 7 |

    | 4 | Оля Т. | 9 | 15 | 7 | 11 | 2 | 4 |

    | 5 | Алеша Ш. | 16 | 17 | 9 | 17 | 7 | 0 |

    | 6 | Женя М. | 25 | 37 | 17 | 34 | 8 | 3 |

    | М | | | | | | |

    Проанализируем данные таблицы 4 для каждого подростка в отдельности.

    На вопрос «Кто я?» Игорь Д. при первичном обследовании даёт 16 утверждений,

    после тренинговой работы – 21 утверждение. Из данных им утверждений 62,5%

    ответов носило положительный характер, 37,5% - отрицательный. При повторной

    диагностике положительные ответы составляют 80,9%, отрицательные – 19,1%,

    что говорит о преобладании положительного отношения к себе.

    Общее количество ответов Ани К. при первичной диагностике составляло 16

    утверждений, после реализации развивающей программы – 20 утверждений.

    Положительный характер носило 62,5% ответов, отрицательный характер имели

    37,5% утверждений. После тренинговой работы положительных утверждений –

    85%, отрицательных - 15%, что позволяет судить о преобладании

    положительного отношения к своему «Я».

    Соня М. до развивающей работы дает 16 утверждений, после – 24

    утверждения. При первичной диагностике 62,5% ответов имели положительный

    характер, 37,5% - отрицательный. После реализации программы 70,8%

    утверждений носят положительный характер, 29,2% - отрицательный, что также

    говорит о преобладании положительного самоотношения у девочки.

    У Оли Т. общее количество утверждений при первичной диагностике

    соответствовало 9, после тренинговой работы – 15 утверждений. Положительный

    характер в начале экспериментальной работы носило 77,8% ответов, 22,2% -

    отрицательные ответы. При повторной диагностике положительных утверждений

    73,3%, отрицательных – 26,7%, что позволяет констатировать у девочки

    преобладание положительного отношения к себе.

    Алеша Ш. при проведении «Теста двадцати утверждений на самоотношение»

    сначала дает 16 утверждений, потом, при повторном обследовании – 17. Из

    данных вначале подростком утверждений 56,3% носят положительный характер,

    43,7% - отрицательный. По прошествии тренинговой работы все ответы (100%)

    носят положительный характер, что говорит о стабильном положительном

    отношении Алеши Ш. к своему «Я».

    Женя М. на вопрос «Кто Я?» при первичной диагностике дает 25 ответов,

    при повторной – 37 утверждений. Положительный характер до реализации

    программы имело 68% ответов, отрицательный характер носило 32% утверждений.

    После проведения экспериментальной работы 91,9% утверждений положительные,

    8,1% отрицательные. Это позволяет судить о значительном преобладании

    положительного самоотношения.

    На основе полученных при проведении «Теста двадцати утверждений на

    самоотношение» данных мы можем говорить о значительной положительной

    динамике в изменении отношения всех подростков к самим себе.

    Процентное соотношение показателя положительных и отрицательных

    утверждений подростков по «Тесту двадцати утверждений на самоотношение»

    (М.Кун, Т. Мак-Портленд) представлено в виде круговых диаграмм на рисунке

    2.

    до эксперимента

    после эксперимента

    Рис 2. Процентное соотношение положительных и отрицательных утверждений

    подростков до и после реализации программы

    Условные обозначения:

    _ положительное отношение к ответу,

    _ отрицательное отношение к ответу.

    Анализируя представленный выше рисунок 2, мы видим увеличение процентного

    соотношения положительных утверждений (64,4% при первичной диагностике до

    84,3% при повторном исследовании) за счет уменьшения процентного

    соотношения отрицательных утверждений (с 35,6% до реализации программы до

    15,7% после ее реализации). Это свидетельствует о тенденции к

    положительному самоотношению у подростков.

    Кроме математических и графических результатов, полученных объективно-

    экспериментальным методом мы представим некоторые самоотчёты участников

    тренинговой группы.

    2. Оценка эффективности реализации программы субъективно-

    отчетными методами.

    В конце каждого занятия участникам предлагалось ответить на несколько

    вопросов, которые касались или их самих, или отношения к окружающим людям,

    к миру. Анализ данных, полученных с помощью самоотчетов, позволяет говорить

    нам о позитивных изменениях в когнитивном, аффективном, поведенческом

    компонентах Я-концепции участников тренинга. Условно эти изменения можно

    разделить на три группы:

    - динамика отношения к себе;

    - изменение воззрения на мир и на других;

    - жизненные принципы, которые осознали участники тренинга.

    Динамика отношения к себе.

    АНЯ К.: « Я была неуверенна и боялась сказать что-нибудь не то»

    (из самоотчета 2). «Мне помогает в работе над собой то, что когда я узнаю о

    себе что-то новое (положительное или отрицательное), я задумываюсь над

    собой »

    (из самоотчета 1).

    «Сегодня я обнаружила у себя хорошие стороны характера: я

    делаю первые шаги на пути к своей цели, со мной интересно общаться, я

    добрая, мягкая, нежная. »

    (Из самоотчета 3).

    «На сегодняшнем занятии для меня больше всех раскрылась я

    сама.)»

    «Во время занятия сегодня мне удавалось легко открываться и

    спорить.»

    (Из самоотчета 4).

    «Я смогла понять во время занятий, что я стала намного

    терпимее и сделала шаги к своей уверенности, что можно доверять и не

    бояться высказывать

    свое мнение.»

    Перед началом реализации программы и во время первых занятий Аня К.

    сильно стеснялась когда начинала говорить, краснела. Как видно из её

    ответов на вопросы самоотчета, она стала увереннее, стала больше доверять,

    заметила в себе (с помощью группы) много положительных черт.

    АЛЁША Ш.: «У меня есть такие черты характера: закрытость в себе,

    невидение современного окружающего мира, неумение вовремя собраться,

    быстро принять решение» (из самоотчёта 1). «Мне мешает быть более

    искренним общественное мнение» (из самоотчёта 3). «Мне легко рассуждать

    на тему своих отрицательных качеств. Мне сложно говорить о своих

    хороших качествах и признавать, что я хочу быть собой» (из самоотчёта

    6).

    «Мои сильные стороны: я могу охарактеризовать человека, говоря

    искренне, могу настаивать на своём (я считаю, это важно – иметь свою

    точку зрения, а главное – уметь её отстоять), быть устремлённым к своей

    цели, хорошим другом» (из самоотчёта 6).

    Алеша Ш. – чётко осознавал свою главную проблему – неуверенность в

    своих силах, в себе, хорошо знал и мог легко говорить о своих слабых

    сторонах характера. На занятиях Алёша учился видеть в себе хорошее, а

    главное – говорить об этом вслух.

    ЖЕНЯ М.: «Мои слабые стороны характера: сдержанность, боязнь

    публики, нерешительность» (из самоотчета 2). «Моя сильная сторона

    характера: я обнаружил, что могу быть серьезным и мне легко удается

    находить в людях и самом себе хорошее, мне легко общаться, рассуждать,

    спорить» (из самоотчета 6).

    На первых занятиях Женя М. четко понимал свои слабые стороны. К

    завершению тренинга ему удалось увидеть свои сильные стороны характера.

    ОЛЯ Т.: «Я не умею выражать свои мысли в слух» (из самоотчета 1).

    «Я доверяю, но не могу открыться до конца» (из самоотчета 2). «Сегодня

    я в себе обнаружила умение понять чувства других и свои, я узнала, что

    во мне много хорошего» (из самоотчета 5).

    Для Оли Т. была характерна настороженность, недоверие. Понемногу

    она раскрылась не только для нас, но и для себя.

    ИГОРЬ Д.: «В жизни я чувствую неуверенность, дискомфортность,

    неудачу» (из самоотчета 1). «Во время занятия я понял, что пересек еще

    одну грань: я смог сказать что думал и не побоялся залесть вглубь

    себя» (из самоотчета 4). «Я обнаружил уверенность и говорил то, что

    думаю. Я открыл в себе новую черту: я вспомнил тот страшный случай и не

    побоялся рассказать о нем» (из самоотчета 5).

    В начале Игорь Д. производил впечатление легкомысленного человека,

    человека, не старавшегося понять себя и других. На последних занятиях

    поведение мальчика заметно изменилось: он нашел в себе силы осмыслить

    свои поступки.

    СОНЯ М.: «Я обнаружила в себе черты те же, что и раньше», « Не

    люблю говорить перед публикой» (из самоотчета 1). «Мои слабые стороны :

    я не могу рассказать про себя, про свои слабости, потому что отношение

    других людей ко мне измениться в худшую сторону» (из самоотчета 2).

    «Мне помогло в работе над собой то, что я начала доверять другим по

    мере общения с ними» (из самоотчета 3). «Я и не думала, что смогу что

    то сказать про себя в круг искренне» (из самоотчета 4).

    Для Сони М. были характерны: совершенное нежелание доверять,

    вербальная агрессия, непринятие своих слабостей характера. Из ответов

    Сони видно, что благодаря тренинговолй атмосфере ей удалось немного

    раскрыться, начать доверять, понять, что все люди и она имеют как

    положительные, так и отрицательные стороны.

    Изменения воззрения на мир и на других.

    АНЯ К.: «Спорными мне показались мысли Игоря о том, что все люди

    мыслят одинаково. А мне кажется, и это так, все люди мыслят по –

    разному» (из самоотчета 6). «Я поняла более глубоко: нельзя срывать зло

    на других (невиноватых), нужно видеть положительные качества в людях»

    (из самоотчета 5).

    АЛЕША Ш.: «Я узнал, что окружающие обо мне имеют неплохое мнение»

    (из самоотчета 3). «Упражнения на этих занятиях помогли многим из нас

    раскрыться, поведать о чем-то сокровенном, а другим , в свою очередь,

    узнать новое о человеке, что поможет в дальнейшем общении с людьми»

    (из самоотчета 5).

    ЖЕНЯ М.: «Мне мешает быть более откровенным боязнь оценки других,

    насмешки, упреки с их стороны» (из самоотчета 3). «Я понял, что бояться

    публики не стоит, пусть она думает плохо, но все равно найдутся те, кто

    думает хорошо» (из самоотчета 4).

    ОЛЯ Т.: «Сегодня меня удивило – я открыла для себя некоторых людей

    совершенно с другой стороны» (из самоотчета 1). «Сегодня все показали

    себя с новой стороны и выделить кого-то особенно не могу. Возможно, в

    будущем, я смогу выделить кого-то, но мне кажется, что это будет каждый

    со своими оригинальными качествами» (из самоотчета 3).

    ИГОРЬ Д.: «Мне мешает включиться в работу дискомфорт, чувство

    отрицательного мнения других» (из самоотчета 2). «Сегодня я открыл

    новое в людях: все по-разному воспринимали мои пожелания, я был поражен

    тем, что мне желали столько всего хорошего» (из самоотчета 3).

    СОНЯ М.: «Мне плевать на людей » (из самоотчета 1). «Новое я

    узнала о других то, что почти все говорили хорошие друг про друга,

    правду»(из самоотчета 3). «Нужно принимать других людей такими, какие

    они есть, ни пытаться их изменить» (из самоотчета 5).

    Жизненные принципы, которые осознали участники тренинга.

    АНЯ К.: «Я, лично, сделала для себя вывод по поводу своей цели:

    что всегда уверенных людей не бывает. И ещё: я смогла понять во время

    занятий, что я стала намного терпимее к людям» (из самоотчета 7).

    АЛЕША Ш.: «Я понял, что несмотря на своё самочувствие, все мои

    проблемы, которые волнуют только меня, нужно вести себя независимо от

    этого, забывать об этом при разговоре с людьми», «Все в жизни делается

    не зря и даром не проходит» (из самоотчета 7).

    ЖЕНЯ М.: «При желании свои и чужие слабые черты характера можно

    обратить в сильные» (из самоотчета 7).

    ОЛЯ Т.: «Мне понравилось общаться с группой. Надо доверять людям,

    так легче жить» (из самоотчета 7).

    ИГОРЬ Д.: «Внутри себя я вырос, благодаря тренингу. Я осознал, что

    нельзя держать весь этот груз в себе, надо всегда найти того человека,

    которому ты мог бы полностью открыться» (из самоотчета 7).

    СОНЯ М.: «Я поняла то, что не нужно ходить все время «букой».

    Нужно видеть больше хорошего, чем плохого, принимать других людей

    такими, какие они есть, ни пытаться их изменить» (из самоотчета 7).

    Выводы

    Анализ психолого-педагогической литературы, результаты проведённого

    дипломного исследования позволяют нам сделать следующие выводы.

    1. Результатом нашего исследования стало изучение структурных

    компонентов Я-концепции (когнитивного, аффективного,

    поведенческого), а также факторов, влияющих на формирование Я-

    концепции: поведение родителей (стиль семейного воспитания),

    значимые другие, социально-психологический статус,

    педагогическая оценка.

    2. На основе анализа литературы нами были определены

    психологические особенности Я-концепции старших подростков:

    - развитие самосознания;

    - выработка системы эталонов оценивания себя и окружающих;

    - изменение в содержательной стороне самооценки;

    - эмансипация самооценки;

    - специфика восприятия собственного физического облика;

    - влияние характера самооценки на формирование личностных

    качеств подростка.

    3. С целью развития позитивной Я-концепции у старших подростков

    нами была создана и апробирована программа тренинга личностного

    роста.

    4. Условиями, способствующими развитию позитивной Я-концепции

    старших подростков явились:

    - тематика, последовательность, структура занятий, используемых

    в

    тренинге личностного роста;

    - индивидуальный подход к каждому подростку;

    - учёт возрастных особенностей;

    - процесс групповой динамики;

    - личная заинтересованность участников тренинга.

    5. В результате проведённой тренинговой программы произошли

    позитивные изменения в когнитивном, аффективном и поведенческом

    компонентах Я-концепции старших подростков.

    6. Проведённая работа способствовала развитию адекватного понимания

    подростков самих себя, позитивному изменению отношения к себе и

    другим, приобретению опыта доверительного общения.

    7. Результаты исследования свидетельствуют о повышении уровня

    самоуважения у членов группы, об увеличении среди участников

    группы количества подростков с умеренным уровнем притязания.

    8. Созданную и апробированную нами программу тренинга личностного

    роста мы рекомендуем школьным психологам для работы по развитию

    позитивной Я-концепции у старших подростков.

    Заключение

    Опираясь на работы Р. Бернса, Э. Эриксона, мы рассмотрели понятие Я-

    концепции и её структурные компоненты, а так же развитие Я-концепции

    личности на разных возрастных стадиях.

    При изучении теоретических аспектов, связанных с проблемой

    формирования Я-концепции подростков, нами были выделены факторы, влияющие

    на её развитие.

    В результате анализа литературы мы определили особенности развития Я-

    концепции у старших подростков.

    В соответствии с выделенными компонентами Я-концепции нами были

    отобраны объективно-экспериментальные и субъективно-отчётные методы,

    позволяющие определить уровень сформированности компонентов у старших

    подростков, и проведена первичная диагностика.

    В ходе экспериментального исследования нами была разработана и

    апробирована специальная тренинговая программа, которая позволила создать

    психологические условия, способствующие развитию позитивной Я-концепции у

    старших подростков.

    С целью оценки эффективности тренинговой работы нами была проведена

    повторная диагностика. Полученные результаты позволили увидеть

    положительную динамику в развитии компонентов Я-концепции старших

    подростков.

    В ходе проведенного экспериментального исследования задачи,

    поставленные в нашей дипломной работе, успешно выполнены.

    Цель нашего исследования была достигнута в результате тренинговой

    работы с подростками.

    Создание психологических условий в тренинге личностного роста

    способствовало развитию позитивной Я-концепции у старших подростков, что

    подтверждает выдвинутую нами гипотезу.

    Работа, начатая нами, требует продолжения, так как является начальным

    звеном в развитии позитивной Я-концепции в старшем подростковом возрасте.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.