МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Заикание

    как реальных, так и ожидаемых и представляемых трудных речевых реакций.

    У них возникают эмоциональное напряжение, вегетативные нарушения,

    логофобия и связанное с этими явлениями вторичное ухудшение

    экспрессивной речи. Клинически это больные, страдающие заиканием на фоне

    невротических расстройств, а само речевое нарушение можно квалифицировать

    как невротическое заикание.[15]

    Развитие невротического заикания.

    Развитие невротического заикания может быть представлено в четырех

    основных периодах.

    1. К первому периоду относятся те формы заикания, при которых

    имеется только начальная судорожность речевых движений и когда

    ребенок по-детски еще не замечает наступивших расстройств. В

    случае, если эти речевые расстройства не проходят, то болезнь

    переходит в следующий, второй период.

    2. Ко второму периоду болезни относятся те затянувшиеся случаи

    заикания, когда ребенок уже начинает замечать затруднения в своей

    речи и невольно начинает применять для преодоления этих

    затруднений напряжение при звукопроизнесении. Возникают

    сопутствующие движения. Усиливается «нервность». Эта форма

    заикания бывает в дошкольном возрасте и в первые годы школы. В

    дальнейшем невроз начинает принимать более тяжелую форму.

    3. В третьем периоде болезни, относящемся к подростковым и более

    поздним годам, на первый план выступают представления о трудности

    произнести слово и страх речи, которые вызывают усиление

    судорожности. Поведение больного заиканием обычно проходит теперь

    под знаком смущения, неуверенности, страха речи, уловок и

    постоянного наблюдения за своей речью. Изменяется характер

    больного, который приобретает астенические свойства.

    4. В четвертом периоде заикание в громадном большинстве случаев

    начинает постепенно ослабевать. В зрелом возрасте заикание

    наблюдается крайне редко, а если и проявляется теперь, то

    представляет собой остатки старых навыков, как бы намек на то, что

    было.

    Представленные здесь периоды развития заикания в действительности,

    конечно, не так строго разграничены, переходы постепенны, явления одного

    периода вплетаются в другой. Есть исключения, когда развитие невроза идет

    по иным путям.

    Заикание с органическим нарушением центральной нервной системы.

    Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы, в

    том числе органическое;

    Е. Пишон выделяет две формы органического заикания:

    - первая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы

    ассоциативных волокон и страдает внутренняя речь;

    - вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по

    типу дизартрии и связана с поражением подкорковых образований.[16]

    У больных с заиканием при раннем органическом поражении центральной

    нервной системы, главным образом структур, обеспечивающих моторную

    деятельность, двигательные навыки отстают в развитии в раннем детстве

    (сидение, стояние, ходьба), и на всю жизнь остается моторная неловкость.

    Поражение моторной сферы особенно затрагивает речевую систему. На фоне

    позднего развития речи у таких больных наблюдается множество различных

    нарушений в произнесении звуков. Это происходит не за счет анатомической

    недостаточности артикуляционного аппарата, а за счет задержанного или

    неправильного формирования функционально-структурных связей.

    Заикание у детей с органическим поражением центральной нервной

    системы проявляется часто с самого начала становления речевой функции

    (именно проявляется, а не появляется). Это становится понятным, если

    учесть, что речевая кинестезия является основой внутренней

    согласованности систем речедвигательного анализатора. Становление речи в

    описанных условиях препятствует формированию нормальных речедвигательных

    стереотипов, так как с самого начала отсутствуют правильные

    кинестетические ощущения. Последнее, вероятно, приводит к извращению

    афферентного синтеза и формированию анормальной программы действия.

    Видимо, неправильное формирование функциональной системы речи у

    больных с органическим поражением центральной нервной системы требует

    перестройки определенных связей главным образом в моторном отделе

    речевой функциональной системы. Таким образом, в тех случаях, когда

    нервные механизмы заикания идут по органо-функциональному пути, то

    изменение патологических взаимоотношений в функциональной системе речи

    должно осуществляться за счет выработки новых речеобразовательных

    механизмов.

    Симптоматика заикания.

    Выделяя при всем многообразии клинической картины заикания

    физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства

    физиологического характера.

    На основе физиологических расстройств формируются психологические

    особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание, и тогда

    психологические изменения нередко выступают на первый план.

    Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе

    И. А. Сикорского «Заикание» (1889).

    В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся

    в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные

    (психологические).

    Биологические (физиологические) и социальные (психологические) симптомы.

    К физиологическим симптомам относятся:

    речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой

    моторики.

    К психологическим:

    речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен

    фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические

    особенности.

    Основным внешним физиологическим симптомом заикания являются судороги

    в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в

    пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90

    секунд.

    Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по

    локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по

    частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или

    длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» ( черта после

    буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствующего звука).

    При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным

    напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус:

    «то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-

    артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно

    работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе

    речи работает как нерасчленимое целое (функциональная система).

    В зависимости от преобладания в тех или иных органах речи судороги

    делят на: дыхательные, голосовые и артикуляционные.

    Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании:

    экспираторная форма (судорожный выдох),

    инспираторная форма (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),

    респираторная форма (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом

    слова).

    Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

    o смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут

    своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же

    образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий

    прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а.

    а.»);

    o размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом

    наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);

    o вокальная, свойственная детям (впервые выделена И.А. Сикорским)[17].

    Дети протягивают гласные в словах.

    В артикуляционном аппарате различаются судороги:

    o губные,

    o язычные,

    o мягкого нёба.

    Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков

    (к, г, п, б, т. д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как

    более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих,

    особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова,

    возглавляющего фразу, синтагму или абзац.

    Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой

    самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение

    слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание

    высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере

    семантического и эмоционального осложнения произносимого: заикаются реже

    при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных

    рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо

    подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты

    заикания имеет ритм речи.

    В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-

    фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность

    фонетико-фонематических нарушений заикающихся дошкольников составляет 66, 7

    %, среди младших школьников — 43, 1 %, средних — 14, 9 % и старших — 13, 1

    %. Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звукопроизношения, в 34

    % случаев отмечаются отклонения в развитии речи, в сроках появления слов,

    формирования фразовой речи.

    Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с

    необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп

    произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением,

    эмоциональным состоянием заикающегося.

    В проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения

    речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые

    судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К

    уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают

    заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.

    Отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или

    двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость,

    переключаемость и пр.

    Еще в начале XX в. Э. Фрешельс подчеркивал, что «специфической основой

    заикания» является то психическое состояние, на основании которого

    возникает «сознание расстройства речи».[18]

    Н. И.Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой

    саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи

    и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее

    нарушается речевая саморегулировка.

    Это состояние через несколько повторений превращается в патологический

    условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи.

    Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект

    на выходе.

    Фиксированность на дефекте и эмоциональное реагирование на дефект.

    Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают

    разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее,

    навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем,

    разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность,

    боязливость, страх).

    Можно представить психологическую модель возникновения и развития

    феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических

    процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Различие между

    заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности

    той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого

    непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей

    постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными

    переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) в

    самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием. Понятие феномена

    фиксированности в данном случае можно определить так: это есть отражение

    объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей

    психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов

    получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и

    связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах,

    состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с

    окружающей социальной средой.

    Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность

    разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого

    критерия могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения

    заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и

    безнадежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их

    отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В

    связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для

    выделения соответственно трех групп заикающихся:

    1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от

    сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы

    стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к

    преодолению дефекта.

    2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки

    переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным

    уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают

    от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. На этой

    стадии может возникнуть первые признаки логофобии.

    3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по

    поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности,

    когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности.

    Это чаще всего подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах,

    глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная

    мнительность, выраженная логофобия, страх перед людьми, ситуациями и пр.

    Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте

    позволило установить следующее: фиксированность является одним из основных

    факторов, усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления.

    Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений.

    Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося

    бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно

    связан с эмоциональным отношением к своему дефекту.

    Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в

    обратной зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте.

    Также имеется прямая зависимость фиксированности на дефекте от возраста

    детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных

    факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической

    деятельности в связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в

    нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.

    Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или

    хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические

    особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и

    др.

    В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий,

    в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных

    особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно

    проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния

    и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности

    заикающихся.

    Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся

    различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике

    (движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой

    моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизываиие губ,

    причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде

    вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и

    т. д.

    Классификация заикания.

    В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности

    заикания детей дошкольного и школьного возраста. Первые попытки создания

    классификации относятся к 1937 году.

    По этиологическому признаку.

    A. Affister (1937, 1958) разделила всех заикающихся по этиологическому

    признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы:

    > заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов,

    участвующих в речи;

    > связанное с левшеством;

    > по подражанию;

    > сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными

    расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.

    По анатомо-физиологическому признаку.

    По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С.

    Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей:

    > дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая

    заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с

    окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх;

    > дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность,

    нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не

    тяготятся, легко вступают в контакт.

    По клиническому признаку.

    По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В.

    С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др.[19]

    Так, В. С. Кочергина выделяет

    > детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность

    поведения;

    > детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и

    является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания

    способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей

    детской нервности;

    > детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются

    неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы,

    соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-

    сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии;

    > детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза,

    склонность к истерическим реакциям.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.