Заикание
как реальных, так и ожидаемых и представляемых трудных речевых реакций.
У них возникают эмоциональное напряжение, вегетативные нарушения,
логофобия и связанное с этими явлениями вторичное ухудшение
экспрессивной речи. Клинически это больные, страдающие заиканием на фоне
невротических расстройств, а само речевое нарушение можно квалифицировать
как невротическое заикание.[15]
Развитие невротического заикания.
Развитие невротического заикания может быть представлено в четырех
основных периодах.
1. К первому периоду относятся те формы заикания, при которых
имеется только начальная судорожность речевых движений и когда
ребенок по-детски еще не замечает наступивших расстройств. В
случае, если эти речевые расстройства не проходят, то болезнь
переходит в следующий, второй период.
2. Ко второму периоду болезни относятся те затянувшиеся случаи
заикания, когда ребенок уже начинает замечать затруднения в своей
речи и невольно начинает применять для преодоления этих
затруднений напряжение при звукопроизнесении. Возникают
сопутствующие движения. Усиливается «нервность». Эта форма
заикания бывает в дошкольном возрасте и в первые годы школы. В
дальнейшем невроз начинает принимать более тяжелую форму.
3. В третьем периоде болезни, относящемся к подростковым и более
поздним годам, на первый план выступают представления о трудности
произнести слово и страх речи, которые вызывают усиление
судорожности. Поведение больного заиканием обычно проходит теперь
под знаком смущения, неуверенности, страха речи, уловок и
постоянного наблюдения за своей речью. Изменяется характер
больного, который приобретает астенические свойства.
4. В четвертом периоде заикание в громадном большинстве случаев
начинает постепенно ослабевать. В зрелом возрасте заикание
наблюдается крайне редко, а если и проявляется теперь, то
представляет собой остатки старых навыков, как бы намек на то, что
было.
Представленные здесь периоды развития заикания в действительности,
конечно, не так строго разграничены, переходы постепенны, явления одного
периода вплетаются в другой. Есть исключения, когда развитие невроза идет
по иным путям.
Заикание с органическим нарушением центральной нервной системы.
Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы, в
том числе органическое;
Е. Пишон выделяет две формы органического заикания:
- первая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы
ассоциативных волокон и страдает внутренняя речь;
- вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по
типу дизартрии и связана с поражением подкорковых образований.[16]
У больных с заиканием при раннем органическом поражении центральной
нервной системы, главным образом структур, обеспечивающих моторную
деятельность, двигательные навыки отстают в развитии в раннем детстве
(сидение, стояние, ходьба), и на всю жизнь остается моторная неловкость.
Поражение моторной сферы особенно затрагивает речевую систему. На фоне
позднего развития речи у таких больных наблюдается множество различных
нарушений в произнесении звуков. Это происходит не за счет анатомической
недостаточности артикуляционного аппарата, а за счет задержанного или
неправильного формирования функционально-структурных связей.
Заикание у детей с органическим поражением центральной нервной
системы проявляется часто с самого начала становления речевой функции
(именно проявляется, а не появляется). Это становится понятным, если
учесть, что речевая кинестезия является основой внутренней
согласованности систем речедвигательного анализатора. Становление речи в
описанных условиях препятствует формированию нормальных речедвигательных
стереотипов, так как с самого начала отсутствуют правильные
кинестетические ощущения. Последнее, вероятно, приводит к извращению
афферентного синтеза и формированию анормальной программы действия.
Видимо, неправильное формирование функциональной системы речи у
больных с органическим поражением центральной нервной системы требует
перестройки определенных связей главным образом в моторном отделе
речевой функциональной системы. Таким образом, в тех случаях, когда
нервные механизмы заикания идут по органо-функциональному пути, то
изменение патологических взаимоотношений в функциональной системе речи
должно осуществляться за счет выработки новых речеобразовательных
механизмов.
Симптоматика заикания.
Выделяя при всем многообразии клинической картины заикания
физиологические и психические моменты, первичными считают расстройства
физиологического характера.
На основе физиологических расстройств формируются психологические
особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание, и тогда
психологические изменения нередко выступают на первый план.
Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе
И. А. Сикорского «Заикание» (1889).
В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящиеся
в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные
(психологические).
Биологические (физиологические) и социальные (психологические) симптомы.
К физиологическим симптомам относятся:
речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой
моторики.
К психологическим:
речевые запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен
фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические
особенности.
Основным внешним физиологическим симптомом заикания являются судороги
в процессе речевого акта. Их длительность в средних случаях колеблется в
пределах от 0,2 секунд до 12,6 секунд. В тяжелых случаях достигают 90
секунд.
Судороги различаются по форме (тонические, клонические и смешанные), по
локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по
частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или
длительное спазматическое сокращение мышц — тонус: «т-ополь» ( черта после
буквы обозначает судорожно-затянутое произношение соответствующего звука).
При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным
напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц — клонус:
«то-то-тополь». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-
артикуляционный аппарат, так как его функция управляется целостно
работающей центральной нервной системой и он, следовательно, в процессе
речи работает как нерасчленимое целое (функциональная система).
В зависимости от преобладания в тех или иных органах речи судороги
делят на: дыхательные, голосовые и артикуляционные.
Отмечаются три формы нарушения дыхания при заикании:
экспираторная форма (судорожный выдох),
инспираторная форма (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),
респираторная форма (судорожные вдох и выдох, нередко с разрывом
слова).
Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:
o смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут
своевременно разомкнуться — голос внезапно прерывается, или же
образуется клоническая или затяжная судорога — получается блеющий
прерывающийся («А-а-аня») или толчкообразный гласный звук («а. а.
а.»);
o размыкательная (голосовая щель остается открытой — при этом
наблюдается полное безмолвие или шепотная речь);
o вокальная, свойственная детям (впервые выделена И.А. Сикорским)[17].
Дети протягивают гласные в словах.
В артикуляционном аппарате различаются судороги:
o губные,
o язычные,
o мягкого нёба.
Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков
(к, г, п, б, т. д); реже и менее напряженно — щелевых. На звонких, как
более координационно сложных, судороги проявляются чаще, чем на глухих,
особенно при их сочетании с гласными, а также в начале слова,
возглавляющего фразу, синтагму или абзац.
Следовательно, помимо затруднений, обусловленных фонетической природой
самих трудных звуков, большую роль играют грамматические факторы: положение
слова во фразе, структура текста и т. п. При этом надо учитывать содержание
высказывания, так как известно, что заикание усиливается по мере
семантического и эмоционального осложнения произносимого: заикаются реже
при простом повествовании о хорошо известных вещах, чем при трудных
рассуждениях и спорах. Ученики меньше заикаются при пересказе хорошо
подготовленного учебного материала. Известное значение в отношении частоты
заикания имеет ритм речи.
В экспрессивной речи заикающихся детей отмечаются фонетико-
фонематические и лексико-грамматические нарушения. Распространенность
фонетико-фонематических нарушений заикающихся дошкольников составляет 66, 7
%, среди младших школьников — 43, 1 %, средних — 14, 9 % и старших — 13, 1
%. Среди заикающихся дошкольников, помимо нарушений звукопроизношения, в 34
% случаев отмечаются отклонения в развитии речи, в сроках появления слов,
формирования фразовой речи.
Нарушаются словесное ударение, интонация, ритм. Речь прерывиста, с
необоснованными паузами, повторениями, изменяются громкость и темп
произношения, сила, высота и тембр голоса, связанные с речевым намерением,
эмоциональным состоянием заикающегося.
В проявлениях заикания характерными являются также различные нарушения
речевой и общей моторики, которые могут быть насильственными (речевые
судороги, тики, миоклонусы в мышцах лица, шеи) и произвольными уловками. К
уловкам относятся вспомогательные движения, к которым прибегают
заикающиеся, чтобы замаскировать или облегчить свою трудную речь.
Отмечается общее моторное напряжение, скованность движений или
двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация или вялость,
переключаемость и пр.
Еще в начале XX в. Э. Фрешельс подчеркивал, что «специфической основой
заикания» является то психическое состояние, на основании которого
возникает «сознание расстройства речи».[18]
Н. И.Жинкин, рассматривая заикание как расстройство речевой
саморегулировки, отмечает, что чем больше возрастает опасение за исход речи
и чем в большей мере произнесение оценивается как дефектное, тем сильнее
нарушается речевая саморегулировка.
Это состояние через несколько повторений превращается в патологический
условный рефлекс и возникает все чаще, теперь уже перед началом речи.
Процесс становится циркулярным, так как дефект на приеме усиливает дефект
на выходе.
Фиксированность на дефекте и эмоциональное реагирование на дефект.
Исследователи заикания в понятие фиксированности на дефекте вкладывают
разное содержание: особое свойство внимания (устойчивое, застревающее,
навязчивое, концентрированное), осознание дефекта, представление о нем,
разное эмоциональное отношение к нему (переживание, тревожность,
боязливость, страх).
Можно представить психологическую модель возникновения и развития
феномена фиксированности с позиции интегрального взаимодействия психических
процессов, состояний, свойств и действий у заикающихся. Различие между
заикающимися и свободно говорящими выражается не в степени продуктивности
той или иной деятельности, а в специфике ее протекания. От первого
непроизвольного эмоционального реагирования на дефект у заикающихся детей
постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными
переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) в
самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием. Понятие феномена
фиксированности в данном случае можно определить так: это есть отражение
объективно существующего речевого дефекта (речевых судорог) во всей
психической деятельности заикающегося человека. Это результат процессов
получения и переработки информации о речевых трудностях (или помехах) и
связанных с ними неприятностях, трансформированных в психических процессах,
состояниях и свойствах заикающегося и проявляющихся в его взаимодействии с
окружающей социальной средой.
Важно найти критерии, которые характеризуют нарастающую сложность
разных уровней (степеней) фиксированности на дефекте. В качестве такого
критерия могут быть использованы 3 варианта эмоционального отношения
заикающихся к своему дефекту (безразличное, умеренно-сдержанное и
безнадежно-отчаянное) и 3 варианта волевых усилий в борьбе с ним (их
отсутствие, наличие и перерастание в навязчивые действия и состояния). В
связи с этим оправдано введение рабочего термина «болезненная фиксация» для
выделения соответственно трех групп заикающихся:
1. Нулевая степень болезненной фиксации: дети не испытывают ущемления от
сознания дефекта либо вовсе не замечают его. Отсутствуют элементы
стеснения, обидчивости за свою неправильную речь, какие-либо попытки к
преодолению дефекта.
2. Умеренная степень болезненной фиксации: старшие школьники и подростки
переживают свой дефект, стесняются его, скрывают, прибегают к различным
уловкам, стараются меньше общаться. Они знают о своем заикании, испытывают
от этого ряд неудобств, стараются замаскировать свой недостаток. На этой
стадии может возникнуть первые признаки логофобии.
3. Выраженная степень болезненной фиксации: у заикающихся переживания по
поводу дефекта выливаются в постоянно тягостное чувство неполноценности,
когда каждый поступок осмысливается через призму речевой неполноценности.
Это чаще всего подростки. Они концентрируют внимание на речевых неудачах,
глубоко переживают их, для них характерен уход в болезнь, болезненная
мнительность, выраженная логофобия, страх перед людьми, ситуациями и пр.
Изучение феномена фиксированности заикающихся на своем дефекте
позволило установить следующее: фиксированность является одним из основных
факторов, усложняющих структуру дефекта и эффективность его преодоления.
Отмечается связь с усложняющимся характером моторных нарушений.
Тоническая судорога иногда может рассматриваться как попытка заикающегося
бороться со своим недугом. Характер моторных нарушений у заикающихся обычно
связан с эмоциональным отношением к своему дефекту.
Эффективность логопедической работы с заикающимися детьми находится в
обратной зависимости от разной степени их фиксированности на дефекте.
Также имеется прямая зависимость фиксированности на дефекте от возраста
детей (или стажа заикания). Это объясняется наличием неблагоприятных
факторов окружающей среды, совершенствованием и усложнением психической
деятельности в связи с формированием личности детей, появлением сдвигов в
нервной и эндокринной системах, связанных с пубертатным периодом.
Осознание речевого дефекта, неудачные попытки избавиться от него или
хотя бы замаскировать порождают у заикающихся различные психологические
особенности: уязвимость, беззащитность, боязливость, робость, внушаемость и
др.
В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий,
в которых растет и воспитывается ребенок, а также от его преморбидных
особенностей психические явления могут в разной степени и кратковременно
проявляться или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния
и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности
заикающихся.
Попытки замаскировать речевые трудности порождают у заикающихся
различные неречевые и речевые уловки, которые наблюдаются в общей моторике
(движения руками, ногами, корпусом, головой и др.); реже — в речевой
моторике (покусывания кончика языка, нижней губы, облизываиие губ,
причмокивание, беззвучное артикулирование звуков и т. д.) в виде
вспомогательных звуков, их сочетаний или слов (эмболы): э, и, ну, вот, да и
т. д.
Классификация заикания.
В большинстве существующих классификаций учитываются общие закономерности
заикания детей дошкольного и школьного возраста. Первые попытки создания
классификации относятся к 1937 году.
По этиологическому признаку.
A. Affister (1937, 1958) разделила всех заикающихся по этиологическому
признаку с учетом клинической картины нарушения на 4 группы:
> заикание, сопровождающееся аномалиями в структуре или функции органов,
участвующих в речи;
> связанное с левшеством;
> по подражанию;
> сопровождающееся эмоциональной неустойчивостью и эмоциональными
расстройствами: логофобиями, чувством неполноценности и др.
По анатомо-физиологическому признаку.
По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С.
Никитина и М. Ф. Брунс (1939). Они выделили 2 группы детей:
> дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая
заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с
окружающими; дети становятся мрачными, не принимают участия в играх;
> дети со стриарным синдромом — им присуща психофизическая заторможенность,
нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не
тяготятся, легко вступают в контакт.
По клиническому признаку.
По клиническому признаку классификация заикания представлена в трудах В.
С. Кочергиной (1959), Н. А. Власовой (1958) и др.[19]
Так, В. С. Кочергина выделяет
> детей, у которых следствием заикания явилась неуравновешенность
поведения;
> детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и
является индивидуальной особенностью их личности, а развитие заикания
способствует усилению их неуравновешенности и появлению черт общей
детской нервности;
> детей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются
неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы,
соматические заболевания, острые и хронические инфекции, сердечно-
сосудистые заболевания, эндокринные расстройства, дистрофии;
> детей, у которых до заикания имелись признаки тяжелого невроза,
склонность к истерическим реакциям.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|