МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Здоровый образ жизни и психология

    Здоровый образ жизни и психология

    Содержание

    Введение....................................................................

    ....................... 2

    1. Проблема здорового образа жизни в психологии...................... 4

    1.1. Понятие о здоровье и его

    критерии....................................... 6

    1.2. Понятие о здоровом образе

    жизни......................................... 15

    2. Изучение социальных представлений в социальной психологии 25

    3. Анализ результатов

    исследования............................................... 30

    2.1. Описание методики и организации исследования................ 30

    2.2. Анализ результатов и их

    обсуждение..................................... 32

    Заключение..................................................................

    ..................... 45

    Литература..................................................................

    ...................... 47

    Приложения..................................................................

    ..................... 51

    Введение

    Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и

    смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства

    технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап

    развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением

    продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья

    населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов

    (6; 9; 12; 31; 32; 38; 42; 48 и др.). Но, учитывая традиционную

    направленность действующей системы здравоохранения на выявление,

    определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей

    социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что

    медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно

    влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает

    необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и

    развития здоровья.

    Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов:

    наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности

    системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с

    последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 %

    его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни

    человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и

    формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни,

    его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и

    отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве

    случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он

    фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье

    своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою

    душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а

    лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время

    увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности

    же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью

    каждого человека.

    Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании,

    загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи.

    Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет

    прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий

    над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной

    задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а

    сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и

    развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за

    собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.

    “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В.

    Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в

    отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья (20).

    Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений

    о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их

    корректировки, а также формирования новых представлений и установок на

    здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет

    значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное

    здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали

    представления о здоровом образе жизни у студентов. Кроме того, для

    плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в

    направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие

    соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом

    образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у

    медиков. Исходя из этого, объектом нашего исследования мы выбрали также

    практикующих медиков и учащихся медицинского колледжа.

    Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные

    исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того,

    даже само понятие “здоровье” трактуется различными авторами по-разному.

    Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования,

    посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни,

    так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в

    направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и

    создания установки на творческое отношение к собственному здоровью.

    Гипотеза: представление медиков о здоровом образе жизни более

    соответствует современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у

    студентов – немедиков.

    1. Проблема здорового образа жизни в психологии

    1.1. Понятие здоровья и его критерии

    Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и

    общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в

    древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной

    деятельности человека, его совершенства.

    Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие

    “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в

    настоящее время существуют разные подходы к его определению. При этом,

    большинство авторов: философов, медиков, психологов (Ю.А. Александровский,

    1976; В.Х. Василенко, 1985; В.П. Казначеев, 1975; В.В. Николаева, 1991;

    В.М. Воробьев, 1995) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь

    в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное

    понятие “здоровье индивида” (54).

    Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет

    своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония

    противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как

    правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы

    ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению

    ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это

    полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей.

    Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность

    реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания".

    Существует и другие формулировки: здоровье — обретение человеком своей

    самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в

    сообщество людей (12). К.Роджерс также воспринимает здорового человека как

    подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции,

    независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально

    актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни.

    Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям,

    терпим к другим, эмоционален и рефлексивен (46).

    Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что

    психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в

    способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному

    поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за

    самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне

    свободна.

    З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто

    способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По

    К.Г.Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего

    бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки

    В.Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как

    следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние

    характеризуется свободным протеканием энергии.

    В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что

    здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических

    дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В

    соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние

    организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с

    внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу

    данного определения положена категория состояния здоровья, которое

    оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному

    (Иванюшкин, 1982). Соматический - совершенство саморегуляции в организме,

    гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей

    среде. Социальный - мера трудоспособности, социальной активности,

    деятельное отношение человека к миру. Личностный признак подразумевает

    стратегию жизни человека, степень его господства над обстоятельствами жизни

    (32). И.А. Аршавский подчеркивает, что организм на протяжении всего своего

    развития не находится в состоянии равновесия или уравновешенности с

    окружающей средой. Наоборот, будучи неравновесной системой, организм все

    время на протяжении своего развития меняет формы своего взаимодействия с

    условиями окружающей среды (10). Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая

    человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся

    пирамидальным строением подсистем, к которым относятся тело, психика и

    духовный элемент, понятие здоровья подразумевает гармоничность данной

    системы. Нарушения на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы

    (3). Г.А.Кураев, С.К.Сергеев и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие

    определения здоровья исходят из того, что организм человека должен

    сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои

    возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья

    человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в

    агрессивной природной и социальной среде. Но ведь биологическая среда не

    порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то

    такой организм обречен уже в начале своего развития. Исследователи

    предлагают определять здоровье, исходя из основных функций организма

    человека (реализации генетической безусловно рефлекторной программы,

    инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и

    приобретенной нервной деятельности). В соответствии с этим, здоровье может

    быть определено как способность взаимодействующих систем организма

    обеспечивать реализацию генетических программ безусловнорефлекторных,

    инстинктивных, процессов, генеративных функций, умственной деятельности и

    фенотипического поведения, напраленных на социальную и культурную сферы

    жизни (32).

    Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно

    отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это

    случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная

    медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не

    здоровьем, являющимся закономерным и необходимым (9).

    И.А.Гундаров и В.А.Палесский отмечают: “При определении здоровья

    следует учитывать мнение, что здоровье и болезнь не соотносятся между собой

    по принципу дихотомии: либо есть, либо нет; либо человек здоров, либо

    болен. Здоровье предстает в виде жизненного континуума от 0 до 1, на

    котором оно присутствует всегда, хотя и в разном количестве. Даже у

    тяжелобольного есть некое количество здоровья, хотя его очень мало.

    Абсолютно полное исчезновение здоровья равнозначно смерти” (10, с. 27).

    В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что абсолютное

    здоровье является абстракцией. Здоровье человека является не только медико-

    биологической, но прежде всего социальной категорией, определяемой в

    конечном счете природой и характером общественных отношений, социальными

    условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства.

    Н.В.Яковлева выделяет несколько подходов к определению здоровья,

    прослеживающихся в прикладных иследованиях (54). Одним из них является

    подход “от противного”, в котором здоровье рассматривается как отсутствие

    болезни. В рамках этого подхода осуществляются исследования в медицинской

    психологии и психологии личности, особенно выполненные медиками.

    Естественно, такое рассмотрение феномена “здоровье” не может быть

    исчерпывающим. Разные авторы приводят следующие недостатки такого

    понимания здоровья: 1) в рассмотрении здоровья как неболезни изначально

    заложена логическая ошибка, так как определение понятия через отрицание не

    может считаться полным; 2) данный подход - субъективен, так как в нем

    здоровье видится как отрицание всех известных болезней, но при этом за

    бортом остаются все неизвестные болезни; 3) такое определение имеет

    описательный и механистический характер, что не позволяет раскрыть сущность

    феномена индивидуального здоровья, его особенности и динамику ( 32; 54). Ю.

    П. Лисицын отмечает: “Можно сделать вывод, что здоровье нечто большее, чем

    отсутствие болезней и повреждений, это - возможность полноценно трудиться,

    отдыхать, словом, выполнять присущие человеку функции, свободно, радостно

    жить” (32; с. 13).

    Второй подход характеризуется Н. В. Яковлевой как комплексно-

    аналитический. В данном случае при изучении здоровья путем подсчета

    корреляционных связей выделяются отдельные факторы, оказывающие влияние на

    здоровье. Затем анализируется частота встречаемости данного фактора в

    жизненной среде конкретного человека и на основании этого делается

    заключение о его здоровье. Автор указывает на следующие минусы такого

    подхода: возможность недостаточности конкретного фактора для заключения о

    здоровье человека; отсутствие единого абстрактного эталона здоровья как

    суммы набора факторов; отсутствие единой количественной выраженности

    отдельного признака, характеризующей здоровье человека.

    В качестве альтернативы предыдущим подходам к исследованию проблем

    здоровья рассматривается системный подход, принципами которого являются:

    отказ от определения здоровья как неболезни; выделение системных, а не

    изолированных критериев здоровья (гештальт-критериев системы здороья

    человека); обязательное изучение динамики системы, выделение зоны

    ближайшего развития, показывающей, насколько пластична система при

    различных воздействиях, т.е. насколько возможна ее самокоррекция или

    коррекция; переход от выделения определенных типов к индивидуальному

    моделированию (54).

    А.Я.Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1)

    биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство

    саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как

    следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой

    социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3)

    личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее

    отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не

    только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека” (27).

    I. Illich отмечает, что “здоровье определяет процесс адаптации:

    ...создает возможность адаптироваться к изменяющейся внешней среде, к росту

    и старению, к лечению при нарушениях, страданиям и мирному ожиданию смерти”

    (9, с. 26). Здоровье как способность адаптироваться к условиям окружающей

    среды, являющуюся результатом взаимодействия со средой рассматривают Р. М.

    Баевский и А. П. Берсенева (5). В общем, в отечественной литературе стало

    традицией связывать состояние здоровья, болезни и переходных между ними

    состояний с уровнем адаптации. Л. Х. Гаркави и Е. Б. Квакина рассматривают

    здоровье, донозологические состояния и переходные между ними состояния с

    позиции теории неспецифических адаптационных реакций. Состояние здоровья в

    данном случае характеризуется гармоничными антистрессорными реакциями

    спокойной и повышенной активации (16).

    И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней,

    а физическая, социальная и психологическая гармония человека,

    доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой (8).

    Он пишет, что “здоровье человека - это способность сохранять

    соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений

    количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.