МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Зигмунд Фрейд - Введение в психоанализ (лекции)

    ----------------------------------------

    * По Б. Даттнеру.

    [57]

    гу, которую купила во время прогулки и считала интересной для меня. Я

    поблагодарил за зтот знак "внимания", обещал прочесть книгу, спрятал ее и

    не мог потом найти. Так прошли месяцы, иногда я вспоминал об исчезнувшей

    книге и напрасно пытался найти ее. Полгода спустя заболела моя любимая

    мать, которая жила отдельно от нас. Моя жена уехала, чтобы ухаживать за

    свекровью. Состояние больной было тяжелое, жена показала себя с самой

    лучшей стороны. Однажды вечером, охваченный благодарными чувствами к жене,

    я вернулся домой, открыл без определенного намерения, но как бы с

    сомнамбулической уверенностью определенный ящик письменного стола и сверху

    нашел давно исчезнувшую запрятанную книгу”. Исчезла причина, и пропажа

    нашлась.

    Уважаемые дамы и господа! Я мог бы продолжить этот ряд примеров. Но я не

    буду этого делать. В моей книге “Психопатология обыденной жизни” (впервые

    вышла в 1901 г.) вы найдете богатый материал для изучения ошибочных

    действий.* Все эти примеры свидетельствуют об одном, а именно о том, что

    ошибочные действия имеют свой смысл, и показывают, как этот смысл можно

    узнать или подтвердить по сопутствующим обстоятельствам. Сегодня я буду

    краток, поскольку мы должны при изучении этих явлений получить необходимые

    сведения для подготовки к психоанализу. Я намерен остановиться только на

    двух группах ошибочных действий, повторяющихся и комбинированных, и на

    подтверждении нашего толкования последующими событиями.

    Повторяющиеся и комбинированные ошибочные действия являются своего рода

    вершиной этого вида действий. Если бы нам пришлось доказывать, что

    ----------------------------------------

    * Также в сочинениях А. Медера (1906-1908), А. А. Брилла (1912), Э.

    Джонса (1911), И. Штерне (1916) и др.

    [58]

    ошибочные действия имеют смысл, мы бы именно ими и ограничились, так как их

    смысл очевиден даже ограниченному уму и самому придирчивому критику.

    Повторяемость проявлений обнаруживает устойчивость, которую почти никогда

    нельзя приписать случайности, но можно объяснить преднамеренностью.

    Наконец, замена отдельных видов ошибочных действий друг другом

    свидетельствует о том, что самым важным и существенным в ошибочном действии

    является не форма или средства, которыми оно пользуется, а намерение,

    которому оно служит и которое должно быть реализовано самыми различными

    путями. Хочу привести вам пример повторяющегося забывания. Э. Джонс (1911,

    483) рассказывает, что однажды по неизвестным причинам в течение нескольких

    дней он забывал письмо на письменном столе. Наконец решился его отправить,

    но получил от “Dead letter office” обратно, так как забыл написать адрес.

    Написав адрес, он принес письмо на почту, но оказалось, что забыл наклеить

    марку. Тут уж он был вынужден признать, что вообще не хотел отправлять это

    письмо.

    В другом случае захватывание вещей “по ошибке” (Vergreifen) комбинируется

    с запрятыванием. Одна дама совершает со своим шурином, известным артистом,

    путешествие в Рим. Ему оказывается самый торжественный прием живущими в

    Риме немцами, и среди прочего он получает в подарок золотую античную

    медаль. Дама была задета тем, что шурин не может оценить прекрасную вещь по

    достоинству. После того как ее сменила сестра и она вернулась домой,

    распаковывая вещи, она обнаружила, что взяла медаль с собой, сама не зная

    как. Она тут же написала об этом шурину и заверила его, что на следующий же

    день отправит нечаянно попавшую к ней медаль в Рим. Но на следующий день

    медаль была куда-то так запрятана, что ее нельзя было найти и отправить, и

    тогда

    [59]

    дама начала догадываться, что значит ее “рассеянность”, — просто ей

    хотелось оставить медаль у себя.*

    Я уже приводил вам пример комбинации забывания с ошибкой (Irrtum), когда

    кто-то сначала забывает о свидании, а потом с твердым намерением не забыть

    о нем является не к условленному часу, а в другое время. Совершенно

    аналогичный случай из собственной жизни рассказывал мне мой друг, который

    занимался не только наукой, но и литературой. “Несколько лет тому назад я

    согласился вступить в комиссию одного литературного общества, предполагая,

    что оно поможет мне поставить мою драму. Каждую пятницу я появлялся на

    заседании, хотя и без особого интереса. Несколько месяцев тому назад я

    получил уведомление о постановке моей пьесы в театре в Ф. и с тех пор я

    постоянно забываю о заседаниях этого общества. Когда я прочитал Вашу книгу

    об этих явлениях, мне стало стыдно моей забывчивости, я упрекал себя, что

    это подлость — не являться на заседания после того, как люди перестали быть

    нужны, и решил ни в коем случае не забыть про ближайшую пятницу. Я все

    время напоминал себе об этом намерении, пока, наконец, не выполнил его и не

    очутился перед дверью зала заседаний. Но, к моему удивлению, она оказалась

    закрытой, а заседание завершенным, потому что я ошибся в дне: была уже

    суббота!”

    Весьма соблазнительно собирать подобные наблюдения, но нужно идти дальше.

    Я хочу показать вам примеры, в которых наше толкование подтверждается в

    будущем.

    Основной характерной особенностью этих случаев является то, что настоящая

    психическая ситуация нам неизвестна или недоступна нашему анализу. Тогда

    наше толкование приобретает характер только пред-

    ----------------------------------------

    * По Р. Рейтлеру.

    [60]

    положения, которому мы и сами не хотим придавать большого значения. Но

    позднее происходят события, показывающие, насколько справедливо было наше

    первоначальное толкование. Как-то раз я был в гостях у новобрачных и

    слышал, как молодая жена со смехом рассказывала о недавно происшедшем с ней

    случае: на следующий день после возвращения из свадебного путешествия она

    пригласила свою незамужнюю сестру, чтобы пойти с ней, как и раньше, за

    покупками, в то время как муж ушел по своим делам. Вдруг на другой стороне

    улицы она замечает мужчину и, подталкивая сестру, говорит: “Смотри, вон

    идет господин Л.”. Она забыла, что этот господин уже несколько недель был

    ее мужем. Мне стало не по себе от такого рассказа, но я не решился сделать

    должный вывод. Я вспомнил этот маленький эпизод спустя годы, после того как

    этот брак закончился самым печальным образом.

    А. Медер рассказывает об одной даме, которая за день до свадьбы забыла

    померить свадебное платье и, к ужасу своей модистки, вспомнила об этом

    только поздно вечером. Он приводит этот пример забывания в связи с тем, что

    вскоре после этого она развелась со своим мужем. Я знаю одну теперь уже

    разведенную даму, которая, управляя своим состоянием, часто подписывала

    документы своей девичьей фамилией за несколько лет до того, как она ее

    действительно приняла. Я знаю других женщин, потерявших обручальное кольцо

    во время свадебного путешествия, и знаю также, что их супружеская жизнь

    придала этой случайности свой смысл. А вот яркий пример с более приятным

    исходом. Об одном известном немецком химике рассказывают, что его брак не

    состоялся потому, что он забыл о часе венчания и вместо церкви пошел в

    лабораторию. Он был так умен, что ограничился этой одной попыткой и умер

    холостяком в глубокой старости.

    [61]

    Может быть, вам тоже пришло в голову, что в этих примерах ошибочные

    действия играют роль какого-то знака или предзнаменования древних. И

    действительно, часть этих знаков была не чем иным, как ошибочным действием,

    когда, например, кто-то спотыкался или падал. Другая же часть носила

    характер объективного события, а не субъективного деяния. Но вы не

    поверите, как трудно иногда в каждом конкретном случае определить, к какой

    группе его отнести. Деяние так часто умеет маскироваться под пассивное

    переживание.

    Каждый из нас, оглядываясь на долгий жизненный путь, может, вероятно,

    сказать, что он избежал бы многих разочарований и болезненных потрясений,

    если бы нашел в себе смелость толковать мелкие ошибочные действия в общении

    с людьми как предзнаменование и оценивать их как знак еще скрытых

    намерений. Чаще всего на это не отваживаются: возникает впечатление, что

    снова становишься суеверным — теперь уже окольным путем, через науку. Но

    ведь не все предзнаменования сбываются, а из нашей теории вы поймете, что

    не все они и должны сбываться.

    [62]

    ЧЕТВЕРТАЯ ЛЕКЦИЯ

    Ошибочные действия

    (окончание)

    Уважаемые дамы и господа! В результате наших прошлых бесед мы пришли к

    выводу, что ошибочные действия имеют смысл — это мы и возьмем за основу

    наших дальнейших исследований. Следует еще раз подчеркнуть, что мы не

    утверждаем — да и для наших целей нет в этом никакой необходимости, — что

    любое ошибочное действие имеет смысл, хотя это кажется мне весьма

    вероятным. Нам достаточно того, что такой смысл обнаруживается относительно

    часто в различных формах ошибочных действий. В этом отношении эти различные

    формы предполагают и различные объяснения: при оговорке, описке и т. д.

    могут встречаться случаи чисто физиологического характера, в случаях же

    забывания имен, намерений, запрятывания предметов и т. д. я едва ли

    соглашусь с таким объяснением. Затеривание, по всей вероятности, может

    произойти и нечаянно. Встречающиеся в жизни ошибки (Irrtьmer) вообще только

    отчасти подлежат нашему рассмотрению. Все это следует иметь в виду также и

    в том случае, когда мы исходим из положения, что ошибочные действия

    являются психическими актами и возникают вследствие интерференции двух

    различных намерений.

    [63]

    Таков первый результат психоанализа. О существовании таких интерференции

    и об их возможных следствиях, описанных выше, психология до сих пор не

    знала. Мы значительно расширили мир психических явлений и включили в

    область рассмотрения психологии феномены, которыми она раньше не

    занималась.

    Остановимся теперь кратко на утверждении, что ошибочные действия являются

    “психическими актами”. Является ли оно более содержательным, чем первое

    наше положение, что они имеют смысл? Я думаю, нет; это второе положение еще

    более неопределенно и может привести к недоразумениям. Иногда все, что

    можно наблюдать в душевной жизни, называют психическим феноменом. Важно

    выяснить, вызвано ли отдельное психическое явление непосредственно

    физическими, органическими, материальными воздействиями, и тогда оно не

    относится к области психологии, или оно обусловлено прежде всего другими

    психическими процессами, за которыми скрывается, в свою очередь, ряд

    органических причин. Именно в этом последнем смысле мы и понимаем явление,

    называя его психическим процессом, поэтому целесообразнее выражаться так:

    явление имеет содержание, смысл. Под смыслом мы понимаем значение,

    намерение, тенденцию и место в ряду психических связей.

    Есть целый ряд других явлений, очень близких к ошибочным действиям, к

    которым это название, однако, уже не подходит. Мы называем их случайными и

    симптоматическими действиями [Zufalls- und Symptomhandlungen]. Они тоже

    носят характер не только немотивированных, незаметных и незначительных, но

    и излишних действий. От ошибочных действий их отличает отсутствие второго

    намерения, с которым сталкивалось бы первое и благодаря которому оно бы

    нарушалось. С другой стороны, эти действия легко переходят в

    [64]

    жесты и движения, которые, по нашему мнению, выражают эмоции. К этим

    случайным действиям относятся все кажущиеся бесцельными, выполняемые как бы

    играя манипуляции с одеждой, частями тела, предметами, которые мы то берем,

    то оставляем, а также мелодии, которые мы напеваем про себя. Я убежден, что

    все эти явления полны смысла и их можно толковать так же, как и ошибочные

    действия, что они являются некоторым знаком других, более важных душевных

    процессов и сами относятся к полноценным психическим актам. Но я не

    собираюсь останавливаться на этой новой области психических явлений, а

    вернусь к ошибочным действиям, так как они позволяют с большей точностью

    поставить важные для психоанализа вопросы.

    В области ошибочных действий самыми интересными вопросами, которые мы

    поставили, но пока оставили без ответа, являются следующие: мы сказали, что

    ошибочные действия возникают в результате наложения друг на друга двух

    различных намерений, из которых одно можно назвать нарушенным (gestцrte), а

    другое нарушающим (stцrende). Нарушенные намерения не представляют собой

    проблему, а вот о другой группе мы хотели бы знать, во-первых, что это за

    намерения, выступающие как помеха для другой группы, и, во-вторых, каковы

    их отношения друг к другу.

    Разрешите мне опять взять в качестве примера для всех видов ошибочных

    действий оговорку и ответить сначала на второй вопрос, прежде чем я отвечу

    на первый.

    При оговорке нарушающее намерение может иметь отношение к содержанию

    нарушенного намерения, тогда оговорка содержит противоречие, поправку или

    дополнение к нему. В менее же ясных и более интересных случаях нарушающее

    намерение по содержанию не имеет с нарушенным ничего общего.

    Подтверждения отношениям первого рода мы без труда найдем в уже знакомых

    и им подобных приме-

    [65]

    рах. Почти во всех случаях оговорок нарушающее намерение выражает

    противоположное содержание по отношению к нарушенному, ошибочное действие

    представляет собой конфликт между двумя несогласованными стремлениями. Я

    объявляю заседание открытым, но хотел бы его закрыть — таков смысл оговорки

    президента. Политическая газета, которую обвиняли в продажности, защищается

    в статье, которая должна заканчиваться словами: “Наши читатели могут

    засвидетельствовать, как мы всегда совершенно бескорыстно выступали на

    благо общества”. Но редактор, составлявший эту статью, ошибся и написал

    “корыстно”. Он, видимо, думал: хотя я и должен написать так, но я знаю, что

    это ложь. Народный представитель, призванный говорить кайзеру беспощадную

    (rьckhaltlos) правду, прислушавшись к внутреннему голосу, который как бы

    говорит: а не слишком ли ты смел? — делает оговорку — слово rьckhaltlos

    [беспощадный] превращается в rьckgratlos [бесхребетный].*

    В уже известных вам примерах, когда оговорка производит впечатление

    стяжения и сокращения слов, появляются поправки, дополнения и продолжения

    высказывания, в которых, наряду с первой, находит свое проявление и вторая

    тенденция. “Тут обнаружились (zum Vorschein kommen) факты, а лучше уж прямо

    сказать: свинства (Schweinereien)”, — итак, возникает оговорка: es sind

    Dinge zum Vorschwein gekommen. “Людей, которые это понимают, можно

    сосчитать по пальцам одной руки”, но в действительности есть только один

    человек, который это понимает, в результате получается: сосчитать по одному

    пальцу. Или “мой муж может есть и пить, что он хочет”. Но разве я потерплю,

    чтобы он что-то хотел, вот и выходит: он может есть и пить все, что я хочу.

    ----------------------------------------

    * В немецком рейхстаге, ноябрь 1908 г.

    [66]

    Во всех этих случаях оговорка либо возникает из содержания нарушенного

    намерения, либо она связана с этим содержанием.

    Другой вид отношения между двумя борющимися намерениями производит весьма

    странное впечатление. Если нарушающее намерение не имеет ничего общего с

    содержанием нарушенного, то откуда же оно берется и почему появляется в

    определенном месте как помеха? Наблюдения, которые только и могут дать на

    это ответ, показывают, что помеха вызывается тем ходом мыслей, которые

    незадолго до того занимали человека и проявились теперь таким образом

    независимо от того, выразились ли они в речи или нет. Эту помеху

    действительно можно назвать отзвуком, однако не обязательно отзвуком

    произнесенных слов. Здесь тоже существует ассоциативная связь между

    нарушающим и нарушенным намерением, но она не скрывается в содержании, а

    устанавливается искусственно, часто весьма окольными путями.

    Приведу простой пример из собственных наблюдений. Однажды я встретился у

    нас в горах у доломитовых пещер с двумя одетыми по-туристски дамами. Я

    прошел с ними немного, и мы поговорили о прелестях и трудностях туристского

    образа жизни. Одна из дам согласилась, что такое времяпрепровождение имеет

    свои неудобства. “Действительно, — говорит она, — очень неприятно целый

    день шагать по солнцепеку, когда кофта и рубашка совершенно мокры от пота”.

    В этом предложении она делает маленькую заминку и продолжает: “Когда

    приходишь nach Hose [домой, но вместо Hause употреблено слово Hose —

    панталоны] и есть возможность переодеться.”. Мы эту оговорку не

    анализировали, но я думаю, вы ее легко поймете. Дама имела намерение

    продолжить перечисление и сказать: кофту, рубашку и панталоны. Из

    соображений благопристойности слово панталоны не было употреблено,

    [67]

    но в следующем предложении, совершенно независимом по содержанию,

    непроизнесенное слово появляется в виде искажения, сходного по звучанию со

    словом Hause.

    Ну а теперь, наконец, мы можем перейти к вопросу, который все

    откладывали: что это за намерения, которые таким необычным образом

    проявляются в качестве помех? Разумеется, они весьма различны, но мы найдем

    в них и общее. Изучив целый ряд примеров, мы можем выделить три группы. К

    первой группе относятся случаи, в которых говорящему известно нарушающее

    намерение и он чувствовал его перед оговоркой. Так, в оговорке “Vorschwein”

    говорящий не только не отрицает осуждения определенных фактов, но

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.