МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Зрелость

    и характером социальной ситуации развития в этот период его жизненного

    пути. Важно понять роль самого человека в том, какой будет вершина его

    жизни, и когда она явно у него будет просматриваться (4).

    Выводы. 1. Зрелость - самый длительный для большинства людей период

    жизни. Но даже если принимать её по минимуму, продолжительность зрелости

    составляет более четверти века.

    2. Верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может

    отодвигаться в сторону ещё большего возраста.

    3. Зрелый человек стремится занимать ключевое место в обществе.

    4. Жизненный путь человека в периоды юности, молодости, взрослости,

    зрелости и пожилом возрасте, является целостным процессом, в котором

    профессиональное самоопределение и развитие являются его неотъемлемой

    частью.

    2. Психофизиологические функции в зрелом возрасте.

    В связи с увеличением роли психологического фактора в современном

    производстве все более повышаются требования к особенностям психического

    развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое

    осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей

    дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже включен в процесс

    обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его

    мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях

    технического перевооружения производства, появления новых профессий,

    гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой

    деятельности.

    2.1. Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте

    Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды

    жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций.

    Так, наиболее высокая степень восприимчивости социального и

    профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы

    происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это

    свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и

    вниманием.

    В 26—29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это

    связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции,

    меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года

    вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти,

    мышления и внимания, которое снижается к 40 годам. Затем быстрота приёма

    информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а

    также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели

    понижаются. Общая картина развития мышления, памяти, внимания и интеллекта

    в периоды молодости, взрослости и начала зрелости представлена на графике

    рис. 1 (5).

    У взрослого человека при различных формах творческой активности

    интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня.

    Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов

    показали, что кульминационные моменты научного творчества относятся к 35—40

    и 40—45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих

    специальностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей

    проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия; в

    35—39 лет — у геологов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 годами

    — кульминационные моменты достижений у представителей научной, философской

    и политической областей деятельности. При этом наиболее выраженной по

    критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций

    является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости и начало

    зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений

    интеллекта (5).

    Как показал Б.Г. Ананьев, интенсивность старения интеллектуальных

    функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одарённость

    человека, внешним — образование. Образование противостоит старению,

    затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит

    становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности

    человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность

    межфункциональной системы; в период между 35 и 46 годами под влиянием

    усиливающейся жёсткости связей между функциями и их показателями происходит

    снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие,

    выражающееся в том, что имеют место высокая интеллектуальная активность и

    продуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем

    серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому

    подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации работников,

    создание на производстве системы непрерывного образования кадров являются

    важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.

    Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до

    перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться

    более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем

    возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение

    психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней

    взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы

    (8).

    Слух в целом становится менее острым после 20 - летнего возраста,

    продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определённые

    трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в

    среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять

    человеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования

    показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также

    снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения

    происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха.

    При этом чувствительность к температурным изменениям практически остаётся

    высокой. Кроме того, следует отметить, что описанная выше закономерность

    является обобщенной, ни в коей мере не является всеобщей. Развитие

    сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер (2).

    Характеризуя данное явление, А.Н. Ананьев высказывает предположение о

    том, что «любая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал

    лишь в том случае, если находится систематически в состоянии полезного для

    нее оптимального (а не только посильного) напряжения. Это именно то

    условие, которое обеспечивает сенсабилизацию функций в процессе труда. По

    мнению Б.Г. Ананьева, сенсорные функции, включённые в трудовую

    деятельность, имеют как бы удвоенную усиленную (по сравнению с другими

    сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях происходит эволюция

    функций, достигающих новых, более высоких уровней развития и в зрелые годы.

    Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий

    развития, инволюционируют, причём преждевременно, в относительно молодые

    годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека

    также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития

    психофизиологических функций (2).

    Таким образом, к 23 - 25 годам многие психофизиологические функции

    достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне

    до 40 лет.

    2.2. Критерии когнитивной зрелости

    Анализом типичных образцов мышления человека в период ранней зрелости

    занимался Клаус Ригель, который выделял понимание противоречий как важное

    достижение когнитивного развития. Он называл это диалектическим мышлением

    (8). К. Ригель считал, что если и есть пятая стадия когнитивного развития,

    следующая за 4-й, заключительной стадией, описанной Пиаже, то это

    диалектическая стадия, на которой человек обдумывает мысли, синтезирует или

    интегрирует их.

    Причём в качестве особо важного объекта диалектического мышления

    Ригель выделял интеграцию идеального и реального. Так, практический,

    обычный мир по его мнению, служит диалектической коррекцией искусственности

    абстрактного мышления, это позволяет человеку адекватно воспринимать

    окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В этом, по

    мнению Ригеля, и заключается сильная сторона мышления взрослого человека

    (8).

    Другой исследователь-теоретик, Гизела Лейбоуви-Виф, в качестве

    критерия когнитивной зрелости взрослых считал обязательность и

    ответственность. По её мнению, ход когнитивного развития должен включать

    как развитие логики, описанное Пиаже, так и развитие саморегуляции на

    переходе от детства к зрелости. Она согласна с тем, что логика может

    достичь своей конечной стадии в подростковом возрасте, одновременно с

    развитием формально-операционального мышления, однако подлинная когнитивная

    зрелость, по её мнению, наступает значительно позже, когда взрослые люди

    становятся действительно автономными и обретают способность справляться с

    противоречиями и неопределённостями жизненного опыта. А это происходит лишь

    тогда, когда человек приобретает навыки самостоятельного принятия решений

    (8).

    Таким образом, данная точка зрения подтверждает мнение о том, что

    интеллектуальное развитие в период ранней зрелости проходит в тесном

    единстве с формированием личности. Это связано с тем, что способность

    самостоятельно принимать решения, о которой говорит Лейбоуви - Виф,

    основывается на осознании своих обязанностей и понимании той

    ответственности, которая возлагается на индивида принятым решением.

    Следует отметить, что не все исследователи склонны рассматривать

    особенности интеллектуального развития человека в период ранней взрослости

    в качестве 5-й стадии когнитивного развития. Например, К. Уорнер считает,

    что отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с которой

    взрослые могут использовать все те когнитивные способности, которыми

    обладают. Шайи полагает, что в детстве, отрочестве и юности в мышлении

    человека складываются все сложные структуры, необходимые ему для понимания

    и объяснения мира. Мощные инструменты мышления на уровне формальных

    операций являются высшим достижением этого периода, который Шайи называет

    периодом приобретения. Приобретённые в детстве и юности интеллектуальные

    способности человек, по мнению Шайи использует в ранней взрослости для

    того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период был назван

    периодом достижения (8).

    Это очень важный период в когнитивном развитии взрослого человека,

    когда он применяет в жизни свои способности думать, анализировать и

    принимать решения, укладывающиеся в план его жизни. Люди, которые успешно

    справляются с этим, приобретают определённую степень личной независимости и

    переходят к следующей фазе когнитивной зрелости - периоду социальных

    обязанностей.

    Согласно Шайи, в среднем возрасте человек использует свои когнитивные

    способности, чтобы решать проблемы других - в семье и на работе. У

    некоторых эти обязанности могут стать довольно сложными, требующими

    налаживания отношений в рабочем коллективе и предполагающими владение

    человека разносторонними знаниями. Такие люди имеют возможность проявить

    свои когнитивные способности, выполняя административные функции. В более

    позднем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблем вновь меняется.

    Главной задачей становится задача реинтегрирования субъективных следов

    событий все предшествующей жизни, осмысление своей жизни как целого и

    оценка пройденного пути (8).

    Из всего вышесказанного следует, что для Шайи суть когнитивного

    развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей

    и не в изменении их структуры, а скорее, в гибком использовании интеллекта

    в разные периоды жизни человека.

    Выводы: 1. Развитие психофизиологических функций человека носит

    неравномерный гетерохронный характер.

    2. Развитие психофизиологических функций, определяющих особенности

    сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается на начальной стадии

    периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем

    развитие сенсорно-перцептивной сферы стабилизируется и сохраняется до 40

    летнего возраста.

    3. Развитие высших психических процессов, или интеллектуальных

    характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости.

    4. Интеллектуальное развитие человека происходит в тесном

    взаимодействии с формированием или трансформацией его личности.

    5. С прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25

    лет интеллектуальное развитие не прекращается.

    6. Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет

    индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии

    самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и

    добиваться высот мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние

    многие факторы, в частности уровень одарённости человека, уровень его

    образованности и род деятельности.

    3. Ведущая деятельность в зрелом возрасте

    Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать

    основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом

    другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические

    процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью

    можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе

    активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую

    сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией

    сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать

    физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и

    многие другие достижения в развитии взрослого человека.

    3.1. Профессиональное становление.

    Под профессиональным становлением понимается индивидуальный личностный

    процесс, основным элементом которого является личный выбор.

    Основоположник научно-психологического подхода к проблеме

    профессионального становления личности Ф. Парфонс (1908) первым

    сформулировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определённый

    набор психологических и физиологических качеств. А успешность и

    удовлетворённость человека профессиональной деятельностью зависит от

    степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии.

    В дальнейшем Ш. Бюллер и Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии

    обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих

    возрастных этапах и достижениями определённого уровня личностного развития.

    А. Адлер считал, что выбор профессии основан на стремлении человека к

    гиперкомпенсации неудовлетворенных свойств своей личности, таким образом,

    человек выбирает именно ту профессию, которая наименее соответствует его

    индивидуальным особенностям, но может помочь утвердить себя в его

    собственных глазах. Отчасти этот подход к выбору профессии подтверждается в

    современных исследованиях (20).

    Э. Роу (1956) связывает профессиональное становление человека с

    характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обнаружила,

    что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобладали

    эмоциональная атмосфера принятия и сотрудничества, методы убеждения и

    поощрения, чёткое распределение семейных функций. Сфера искусства

    выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль

    играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение к работе с

    вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение,

    недопонимание, преобладали методы наказания.

    В переходный экономический период выбор профессии человека могут

    определить и те виды специальностей, которые сегодня наиболее востребованы.

    Существуют ряд взаимоисключающих точек зрения на сущность

    профессионализма. По мнению А.К. Марковой, «психология профессионализма

    выявляет условия и закономерности продвижения человека в процессе

    восхождения к профессионализму». Психология профессионализма в таком

    понимании описывает психологические критерии и уровни профессионализма,

    этапы и ступени на пути продвижения к профессионализму, возрастные и

    индивидуальные особенности становления профессионала. Факторы, вызывающие

    снижение профессионализма, пути их преодоления.

    Данная точка зрения созвучна с пониманием сущности профессионализма как

    проявления профессионального мастерства. Мастерством в психологии труда

    называется свойство личности, приобретённое с опытом, как высший уровень

    профессиональных умений в определённой области, достигнутый на основе

    гибких навыков и творческого подхода.

    Очевидно, что такое понимание профессионализма и профессионального

    мастерства отражает главным образом то, что связано с деятельностным

    аспектом, при этом личность и её развитие в труде как бы остаются на втором

    плане.

    Более перспективным направлением изучения профессионализма является

    его рассмотрение в неразрывной связи с развитием (в том числе личностно-

    профессиональным) субъекта труда. Б.Г. Ананьев указывал на необходимость

    проведения фундаментальных исследований зрелости, отмечая, что это наиболее

    важные периоды развития личности, для которых характерна высокая и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.