Зрелость
и характером социальной ситуации развития в этот период его жизненного
пути. Важно понять роль самого человека в том, какой будет вершина его
жизни, и когда она явно у него будет просматриваться (4).
Выводы. 1. Зрелость - самый длительный для большинства людей период
жизни. Но даже если принимать её по минимуму, продолжительность зрелости
составляет более четверти века.
2. Верхняя граница зрелости зависит от индивидуальности человека и может
отодвигаться в сторону ещё большего возраста.
3. Зрелый человек стремится занимать ключевое место в обществе.
4. Жизненный путь человека в периоды юности, молодости, взрослости,
зрелости и пожилом возрасте, является целостным процессом, в котором
профессиональное самоопределение и развитие являются его неотъемлемой
частью.
2. Психофизиологические функции в зрелом возрасте.
В связи с увеличением роли психологического фактора в современном
производстве все более повышаются требования к особенностям психического
развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое
осуществляется не только в школьный период, но и на протяжении всей
дальнейшей жизни человека, контингент взрослых людей тоже включен в процесс
обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его
мобильности и способности непрерывно обучаться происходит в условиях
технического перевооружения производства, появления новых профессий,
гигантского роста информации и расширения масштабов человеческой
деятельности.
2.1. Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте
Многочисленными исследованиями установлено, что в различные периоды
жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций.
Так, наиболее высокая степень восприимчивости социального и
профессионального опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы
происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это
свидетельствует о подвижности и гибкости взаимосвязей между памятью и
вниманием.
В 26—29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это
связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции,
меняется положение человека в семье, в трудовом коллективе. В 30—33 года
вновь наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти,
мышления и внимания, которое снижается к 40 годам. Затем быстрота приёма
информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а
также эмоциональная уравновешенность и другие психологические показатели
понижаются. Общая картина развития мышления, памяти, внимания и интеллекта
в периоды молодости, взрослости и начала зрелости представлена на графике
рис. 1 (5).
У взрослого человека при различных формах творческой активности
интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня.
Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов
показали, что кульминационные моменты научного творчества относятся к 35—40
и 40—45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих
специальностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик творческих способностей
проявляется до 30—34 лет в таких науках, как математика, физика, химия; в
35—39 лет — у геологов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 годами
— кульминационные моменты достижений у представителей научной, философской
и политической областей деятельности. При этом наиболее выраженной по
критериям научного вклада, общей полезности и численности публикаций
является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости и начало
зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений
интеллекта (5).
Как показал Б.Г. Ананьев, интенсивность старения интеллектуальных
функций зависит от двух факторов: внутренним фактором является одарённость
человека, внешним — образование. Образование противостоит старению,
затормаживает его процессы. Следует учесть, что до 35 лет происходит
становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности
человека; в период между 26 и 35 годами повышается интегрированность
межфункциональной системы; в период между 35 и 46 годами под влиянием
усиливающейся жёсткости связей между функциями и их показателями происходит
снижение возможностей новообразований. Это создает противоречие,
выражающееся в том, что имеют место высокая интеллектуальная активность и
продуктивность в привычных условиях профессиональной работы и вместе с тем
серьезные затруднения в овладении новыми видами деятельности. Поэтому
подготовка, переподготовка и постоянное повышение квалификации работников,
создание на производстве системы непрерывного образования кадров являются
важными условиями профессионального и интеллектуального развития человека.
Зрение человека практические не меняется с юношеского возраста и до
перехода им 50-летнего рубежа, когда острота зрения начинает снижаться
более быстро. Однако близорукие люди часто начинают видеть в среднем
возрасте лучше, чем во времена своей молодости. Но изменение
психофизиологических функций зрения у людей, достигших возраста средней
взрослости, никак не отражается на функционировании их когнитивной сферы
(8).
Слух в целом становится менее острым после 20 - летнего возраста,
продолжая ухудшаться и далее, что вызывает у человека определённые
трудности при восприятии звуков высокой частоты. В целом снижение слуха в
среднем возрасте редко бывает настолько заметным, чтобы не позволять
человеку вести обычный разговор. Проводимые экспериментальные исследования
показывают, что вкусовая и обонятельная чувствительность человека также
снижается в разных точках периода средней взрослости, хотя эти изменения
происходят более плавно и не столь заметны, как снижение зрения и слуха.
При этом чувствительность к температурным изменениям практически остаётся
высокой. Кроме того, следует отметить, что описанная выше закономерность
является обобщенной, ни в коей мере не является всеобщей. Развитие
сенсорной сферы носит индивидуально обусловленный характер (2).
Характеризуя данное явление, А.Н. Ананьев высказывает предположение о
том, что «любая сенсорная функция проявляет свой действительный потенциал
лишь в том случае, если находится систематически в состоянии полезного для
нее оптимального (а не только посильного) напряжения. Это именно то
условие, которое обеспечивает сенсабилизацию функций в процессе труда. По
мнению Б.Г. Ананьева, сенсорные функции, включённые в трудовую
деятельность, имеют как бы удвоенную усиленную (по сравнению с другими
сенсомоторными функциями) мотивацию. В таких условиях происходит эволюция
функций, достигающих новых, более высоких уровней развития и в зрелые годы.
Одновременно с этим другие сенсорные функции, не имеющие таких условий
развития, инволюционируют, причём преждевременно, в относительно молодые
годы человеческой жизни. Следовательно, трудовая деятельность человека
также определяет возможность сохранения достигнутого уровня развития
психофизиологических функций (2).
Таким образом, к 23 - 25 годам многие психофизиологические функции
достигают своего максимального развития и сохраняются на достигнутом уровне
до 40 лет.
2.2. Критерии когнитивной зрелости
Анализом типичных образцов мышления человека в период ранней зрелости
занимался Клаус Ригель, который выделял понимание противоречий как важное
достижение когнитивного развития. Он называл это диалектическим мышлением
(8). К. Ригель считал, что если и есть пятая стадия когнитивного развития,
следующая за 4-й, заключительной стадией, описанной Пиаже, то это
диалектическая стадия, на которой человек обдумывает мысли, синтезирует или
интегрирует их.
Причём в качестве особо важного объекта диалектического мышления
Ригель выделял интеграцию идеального и реального. Так, практический,
обычный мир по его мнению, служит диалектической коррекцией искусственности
абстрактного мышления, это позволяет человеку адекватно воспринимать
окружающую его действительность и принимать адекватные решения. В этом, по
мнению Ригеля, и заключается сильная сторона мышления взрослого человека
(8).
Другой исследователь-теоретик, Гизела Лейбоуви-Виф, в качестве
критерия когнитивной зрелости взрослых считал обязательность и
ответственность. По её мнению, ход когнитивного развития должен включать
как развитие логики, описанное Пиаже, так и развитие саморегуляции на
переходе от детства к зрелости. Она согласна с тем, что логика может
достичь своей конечной стадии в подростковом возрасте, одновременно с
развитием формально-операционального мышления, однако подлинная когнитивная
зрелость, по её мнению, наступает значительно позже, когда взрослые люди
становятся действительно автономными и обретают способность справляться с
противоречиями и неопределённостями жизненного опыта. А это происходит лишь
тогда, когда человек приобретает навыки самостоятельного принятия решений
(8).
Таким образом, данная точка зрения подтверждает мнение о том, что
интеллектуальное развитие в период ранней зрелости проходит в тесном
единстве с формированием личности. Это связано с тем, что способность
самостоятельно принимать решения, о которой говорит Лейбоуви - Виф,
основывается на осознании своих обязанностей и понимании той
ответственности, которая возлагается на индивида принятым решением.
Следует отметить, что не все исследователи склонны рассматривать
особенности интеллектуального развития человека в период ранней взрослости
в качестве 5-й стадии когнитивного развития. Например, К. Уорнер считает,
что отличительным признаком взрослого мышления является гибкость, с которой
взрослые могут использовать все те когнитивные способности, которыми
обладают. Шайи полагает, что в детстве, отрочестве и юности в мышлении
человека складываются все сложные структуры, необходимые ему для понимания
и объяснения мира. Мощные инструменты мышления на уровне формальных
операций являются высшим достижением этого периода, который Шайи называет
периодом приобретения. Приобретённые в детстве и юности интеллектуальные
способности человек, по мнению Шайи использует в ранней взрослости для
того, чтобы сделать карьеру и избрать стиль жизни. Этот период был назван
периодом достижения (8).
Это очень важный период в когнитивном развитии взрослого человека,
когда он применяет в жизни свои способности думать, анализировать и
принимать решения, укладывающиеся в план его жизни. Люди, которые успешно
справляются с этим, приобретают определённую степень личной независимости и
переходят к следующей фазе когнитивной зрелости - периоду социальных
обязанностей.
Согласно Шайи, в среднем возрасте человек использует свои когнитивные
способности, чтобы решать проблемы других - в семье и на работе. У
некоторых эти обязанности могут стать довольно сложными, требующими
налаживания отношений в рабочем коллективе и предполагающими владение
человека разносторонними знаниями. Такие люди имеют возможность проявить
свои когнитивные способности, выполняя административные функции. В более
позднем возрасте, по мнению Шайи, характер решаемых проблем вновь меняется.
Главной задачей становится задача реинтегрирования субъективных следов
событий все предшествующей жизни, осмысление своей жизни как целого и
оценка пройденного пути (8).
Из всего вышесказанного следует, что для Шайи суть когнитивного
развития в период взрослости заключается не в расширении круга способностей
и не в изменении их структуры, а скорее, в гибком использовании интеллекта
в разные периоды жизни человека.
Выводы: 1. Развитие психофизиологических функций человека носит
неравномерный гетерохронный характер.
2. Развитие психофизиологических функций, определяющих особенности
сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается на начальной стадии
периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем
развитие сенсорно-перцептивной сферы стабилизируется и сохраняется до 40
летнего возраста.
3. Развитие высших психических процессов, или интеллектуальных
характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости.
4. Интеллектуальное развитие человека происходит в тесном
взаимодействии с формированием или трансформацией его личности.
5. С прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25
лет интеллектуальное развитие не прекращается.
6. Развитие когнитивной сферы человека в значительной степени имеет
индивидуально обусловленный характер: взрослый человек в состоянии
самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и
добиваться высот мастерства и творчества. На этот процесс оказывают влияние
многие факторы, в частности уровень одарённости человека, уровень его
образованности и род деятельности.
3. Ведущая деятельность в зрелом возрасте
Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать
основную цель жизненного пути, в отношении которой насыщаются смыслом
другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические
процессы. С позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью
можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе
активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую
сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией
сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать
физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и
многие другие достижения в развитии взрослого человека.
3.1. Профессиональное становление.
Под профессиональным становлением понимается индивидуальный личностный
процесс, основным элементом которого является личный выбор.
Основоположник научно-психологического подхода к проблеме
профессионального становления личности Ф. Парфонс (1908) первым
сформулировал тезис о том, что каждой профессии соответствует определённый
набор психологических и физиологических качеств. А успешность и
удовлетворённость человека профессиональной деятельностью зависит от
степени соответствия индивидуальных качеств личности требованиям профессии.
В дальнейшем Ш. Бюллер и Д. Сьюпер утверждали, что поиск профессии
обусловлен детскими мечтами о профессии, ролевыми играми на предыдущих
возрастных этапах и достижениями определённого уровня личностного развития.
А. Адлер считал, что выбор профессии основан на стремлении человека к
гиперкомпенсации неудовлетворенных свойств своей личности, таким образом,
человек выбирает именно ту профессию, которая наименее соответствует его
индивидуальным особенностям, но может помочь утвердить себя в его
собственных глазах. Отчасти этот подход к выбору профессии подтверждается в
современных исследованиях (20).
Э. Роу (1956) связывает профессиональное становление человека с
характером предшествующих детско-родительских отношений. Она обнаружила,
что работу с людьми выбирает человек, в семье которого преобладали
эмоциональная атмосфера принятия и сотрудничества, методы убеждения и
поощрения, чёткое распределение семейных функций. Сфера искусства
выбирается тогда, когда во взаимоотношениях родителей с детьми ведущую роль
играла эмоциональная сторона. Профессии, имеющие отношение к работе с
вещами, предпочитаются людьми, в атмосфере семьи которых было отчуждение,
недопонимание, преобладали методы наказания.
В переходный экономический период выбор профессии человека могут
определить и те виды специальностей, которые сегодня наиболее востребованы.
Существуют ряд взаимоисключающих точек зрения на сущность
профессионализма. По мнению А.К. Марковой, «психология профессионализма
выявляет условия и закономерности продвижения человека в процессе
восхождения к профессионализму». Психология профессионализма в таком
понимании описывает психологические критерии и уровни профессионализма,
этапы и ступени на пути продвижения к профессионализму, возрастные и
индивидуальные особенности становления профессионала. Факторы, вызывающие
снижение профессионализма, пути их преодоления.
Данная точка зрения созвучна с пониманием сущности профессионализма как
проявления профессионального мастерства. Мастерством в психологии труда
называется свойство личности, приобретённое с опытом, как высший уровень
профессиональных умений в определённой области, достигнутый на основе
гибких навыков и творческого подхода.
Очевидно, что такое понимание профессионализма и профессионального
мастерства отражает главным образом то, что связано с деятельностным
аспектом, при этом личность и её развитие в труде как бы остаются на втором
плане.
Более перспективным направлением изучения профессионализма является
его рассмотрение в неразрывной связи с развитием (в том числе личностно-
профессиональным) субъекта труда. Б.Г. Ананьев указывал на необходимость
проведения фундаментальных исследований зрелости, отмечая, что это наиболее
важные периоды развития личности, для которых характерна высокая и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|