МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Зрелость

    как только индивид начинает думать исключительно о себе. В религиозном

    страхе наказания скрыта охранительная функция религии по отношению к

    обществу.

    Соблюдение или нарушение моральных запросов, обычаев и норм, связанных с

    табу, религиозным запретом, оказывает огромное эмоциональное воздействие на

    субъекта.

    Человек, прежде всего, должен жить. Поэтому организация его психики

    порождается необходимостью сохранения и развития индивидуальной и

    социальной жизни, т.е. той функцией, которую психика должна реализовать в

    целях сохранения и развития жизни. Природа функций учитывает и тот факт,

    что они должны осуществляться в обществе. Поэтому мышление человека

    одновременно индивидуально и социально. Социальное детерминируется моралью.

    Можно сказать, что мышление человека индивидуально и моральное (21).

    Теперь позволительно поставить вопрос: «Можно ли на данном этапе

    развития человечества говорить о духовности?»

    Очевидно, истоки духовности необходимо искать в факте социальной сущности

    человека, в противопоставлении и единстве общественного и личного

    интересов. Именно эта борьба рождает понятия морального добра и зла.

    Социальность человека проявляется, прежде всего, в совместной деятельности,

    частным, но очень важным аспектом которой выступает борьба. В

    противоборстве с другими обществами (в военном противоборстве) требуется

    сплочённость, дисциплинированность, единство воли, взаимоподдержка.

    Социальная сплочённость продиктована необходимостью защищаться от других.

    И общество высоко оценивает социальную сплочённость и качества, её

    обеспечивающие. Ум человека, с одной стороны, ведёт к изобретению новых

    орудий борьбы (оружия), совершенствует военное искусство, но, с другой

    стороны, в минуты критической опасности выдает решения для индивидуального

    спасения. Именно в этой области начинают проявляться социальная норма и

    обычай, реализующие поведение человека. Именно в этой области общество

    создает культ героя и культ военного божества, покровительствующего войне.

    Общество культивирует такие черты, как смелость, бойцовское мастерство,

    жертвенность. Разум, действие которого направлено на спасение индивида,

    побеждается нравственными качествами, способствующими сохранению общества.

    Смелость, героизм, жертвенность и культ героя становятся ареной глубоких

    внутренних переживаний всех членов общества и каждого в отдельности.

    Военный подвиг, особенно если он сопряжён с жертвенностью во имя других,

    обусловлен борьбой инстинкта и морали, эмоций и разума. Поступок для других

    есть выражение морального добра есть победа душевных сил, проявление духа.

    Победа морального добра, подчиняющего разум, сопряжённая с

    жертвенностью, сопровождается глубоким эмоциональным потрясением,

    мобилизацией всех сил организма. Это состояние внутренней борьбы морального

    добра или зла и разума, сопровождающееся эмоциональным переживанием, можно

    назвать духовным состоянием (21).

    Огромную роль в формировании духовности личности играет духовная

    культура: искусство, наука, религиозные верования. Являясь в своих лучших

    образцах проявлением духа создателя, проникая в тайны человеческих

    отношений, отображая борьбу страстей, реальные жизненные конфликты и пути

    их разрешения, раскрывающие высоту человеческого духа и низость падения

    человека, они показывают жизнь в динамике, позволяют заглянуть за внешнюю

    картину жизни и созерцательно прикоснуться к внутренней психической жизни.

    Но это особая созерцательность, она будит эмоции, заставляет погрузиться в

    контекст, пережить с героями горе и радость. Духовная культура представляет

    собой квазиреальность, которая переводит мораль в чувственную форму,

    создаёт условия, чтобы она стала личностно значимой. Но это только условия,

    которые могут помочь преодолеть пропасть между знанием и поведением,

    определить направления свободы выбора личности: идти ли к своей духовности

    или отдать предпочтение эгоистическому интересу.

    Духовная культура, ее переживание (проживание) помогает человеку

    определиться в поступке, а поступок — путь к личности, путь к добру, к

    формированию собственной духовности.

    Освоение духовной культуры определяет формирование личностных качеств,

    способствующих проявлению духовности. К ним отнесем в первую очередь

    совесть, честь, веру в людей, добродетель, волю, свободостремление

    (стремление выйти за социальную норму), стремление к творчеству, желание

    выйти за временные рамки бытия. Освоение духовной культуры определяет

    содержание морального сознания (21).

    Выводы: 1. Общественная мораль и религия возникли практически

    одновременно на заре исторического становления человеческого сообщества.

    2. В этот период мораль по объему совпадает с первобытной религией.

    3. Общественная мораль и религия выполняют охранительную функцию по

    отношению к обществу.

    4. В основу психики природа заложила функциональную организацию, которая

    позволяет реализовывать различные действия (практические и идеальные).

    5. Воображение выступает как природный механизм мифотворчества, перевода

    морального запрета в образ (Бога).

    6. Мышление человека, как и другие психические функции, одновременно

    индивидуально и морально.

    7. Моральное поведение связано с эмоциональным переживанием.

    8. Приведённый анализ показывает, что духовность как свойство личности

    является фундаментальным качеством человека. Формируясь уже в первобытном

    обществе, духовность развивается на основе единства морали и религии. Это

    двуединое основание духовности прослеживается до настоящего времени.

    3.2.2. Основные периоды и факторы развития духовности

    В основу духовного становления человека можно положить несколько факторов:

    творчество, свободу, сознание, саморегуляцию, игру, учёбу, социальную

    детерминацию, смысловую детерминацию, моральную детерминацию, половое

    чувство, смерть. Стремясь сохранить существующую периодизацию: детство,

    отрочество, юность, посмотрим, каким содержанием духовности характеризуется

    каждый из этих периодов, какова феноменология дyxa на разных этапах

    развития человека.

    Детство отличается свободой и творчеством. Овладевая своим телом, ребенок

    накапливает волевой опыт, который раскрывает перед ним путь свободы. На

    этом этапе у него ещё отсутствует моральное сознание и его диктат. Он

    делает, что хочет, а не что должен. В произвольных действиях постепенно

    формируется воля ребёнка — залог будущих свободных поступков. Без

    произвольных поступков нет воли, нет свободной личности.

    В овладении своим телом, а в дальнейшем и произвольными действиями

    формируется не только воля, но и интеллект — интеллект практического

    действия. В совокупности знаний и умственных действий интеллект совместно с

    волей создают условия для проявления человека в качестве самостоятельной

    личности (субъекта деятельности и общения). На этом этапе закладываются

    основы личности ребенка, которые будут проявляться на всём жизненном пути.

    Постепенное развитие интеллекта и воли проявляется в творчестве ребенка

    и, прежде всего, в игре, которая выступает в качестве ведущего фактора

    развития в детстве. Исключительно важно, что объект игры частично берется

    из реального мира, а частично (в большей степени) творится воображением

    (7). В игре ребенок свободен, действительность не подавляет его, он

    достаточно произвольно обращается с предметами внешнего мира. Игра есть

    свободное творчество, в котором ребёнок реализует себя и развивает свои

    способности. В игре ребёнок творит мир и социальные отношения, но

    одновременно усваивает социальные отношения внешнего мира.

    В игре ребенок включается в систему человеческих отношений. Но для

    межличностных отношений в игре характерны воображение и творчество, и

    вместе с тем эти отношения достаточно жёсткие. Соблюдение правил игры

    обязательно. Здесь мы наблюдаем сочетание произвольности и

    детерминированности, свободы и ограничения, творчества и реализма (7).

    Важнейшим фактором формирующейся духовности ребёнка является стремление

    к проникновению в сферу смыслов. В игре ребёнок узнает смысл и роль

    предметов внешнего мира. Он осознаёт значение других детей, межличностных

    отношений и свою роль вначале в конкретной игровой ситуации, а в дальнейшем

    и в жизни. В общении ребёнок узнает значения отдельных слов и выражений и

    таким образом осваивает язык. От конкретного значения ребенок переходит к

    познанию сущности, предназначения, а затем ценности для себя и других

    определенных предметов, отношений, явлений.

    Познание смысла, предназначения, ценности предметов и явлений мира и себя

    в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности.

    Начавшись в детстве, процесс познания продолжается всю жизнь. При этом

    смысл предметов может меняться, они могут переосмысливаться, раскрываться в

    системе новых отношений. Ребёнок переосмысливает и своё поведение, и свои

    личностные качества. Можно сказать, что сущность духовного становления есть

    процесс постоянного переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств

    и своих действий, поступков и отношений.

    Значением и смыслом наделяются не только предметы и явления внешнего

    мира, но и эмоции и эстетические восприятия ребёнка.

    Одновременно с раскрытием сферы значений и смыслов начинает формироваться

    моральное мироощущение. И если в раннем детстве ребенок свободен от диктата

    действительности, то освоение значений и смыслов влияет на его поведение,

    оно начинает детерминироваться этими значениями. Особенно следует выделить

    моральную сферу, которая по мере взросления ребенка играет всё большую

    роль. Поведение ребенка определяется уже не только свободой творчества, но

    и моральной нормой, которая может перерасти в нравственный закон внутри

    личности (21). Вместе с моральным сознанием в жизнь ребенка приходит и

    чувство ответственности за свои поступки.

    С формированием морального сознания ребенок начинает понимать, что такое

    добро и что такое зло. В нём пробуждает вкус к добру и злу. Духовное

    становление личности предполагает возможность творения не только добра, но

    и зла. Причинение зла может доставлять удовлетворение субъекту злодеяния.

    Зло, как и добро, составляет часть духовной жизни ребёнка.

    Развитие морального сознания приводит к тому, что ребёнок начинает

    понимать наказание за дурной поступок. Вне морального сознания ребёнок

    понимает, что его наказали за такой поступок, но он еще не осознаёт, что

    это дурной поступок, что это зло. Понимание наказания за дурной поступок не

    предполагает понимания наказания и за дурную мысль, за стремление к

    совершению зла. За намерение проступка не наказывает и правосудие. Но по

    мере развития духовности человек может достичь такой ступени нравственного

    сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные мысли, только за

    стремление к злу (21).

    В подростковом возрасте продолжают развиваться основные тенденции

    духовности, заложенные в детстве: подросток стремится все глубже проникнуть

    в сферу смыслов и ценностей, формируются моральное сознание, чувство

    ответственности за поступки, развивается интеллектуальная сфера; интересы,

    влечения, вкусы и запросы составляют определенную систему, складывается

    характер подростка. На смену игре в качестве ведущего фактора приходит

    учеба. В школе ребенок осваивает систему знаний, у него создается научное

    мировоззрение. Чрезвычайно важно отметить, что научное мировоззрение

    вытесняет все другие подходы к осознанию мироздания, в частности

    религиозный.

    Важнейшим фактором в отроческий период является половое созревание. В

    этот период снижается продуктивность основных психических функций, в яркой

    форме проявляется негативизм и критицизм по отношению к окружающим,

    особенно взрослым. Происходит оформление вторичных половых признаков, у

    девочек начинаются менструации, на некоторое время приостанавливается

    обычный рост различных органов тела. Но самые значительные перемены

    происходят в духовной жизни подростка. У подростка рушится устоявшийся

    порядок мира, меняются сложившиеся вкусы и привычки. Духовный мир подростка

    снова становится эгоцентричным, всё вращается вокруг его личности. Вся

    жизнь подростка освящается мечтательностью.

    Лишь в этот период начинается настоящее самосознание, вкус и влечение к

    своему внутреннему миру, острое самоподчинение своих желаний и порывов.

    Внутренний мир, оказывающийся бесконечным и бездонным, иррациональным и

    непостижимым для самого же подростка, выдвигает различные «мечты» чувства,

    желания, планы — совершенно не считаясь с тем, насколько они реализуемы.

    Острый и упорный иррационализм, нежелание считаться с реальностью,

    уверенность в праве жить своим миром и придаёт всем замыслам и желаниям

    характер мечты, которая изолирует подростка от социального мира. Этот

    период имеет большой вкус к асоциальности — к уединению и одиночеству, к

    трагическому чувству непонятости и ненужности никому, вообще оторванности

    от всего и от всех.

    Важно подчеркнуть ещё раз, что именно в этот период человек начинает в

    полной мере ощущать свой внутренний мир, его безграничность,

    иррациональность, эмоциональную активность и моральную конфликтность, свою

    противопоставленность социальному миру. И это имеет важнейшее значение для

    формирования его духовности.

    Юность — период жизненного определения и самоопределения, пора завершения

    учебы и вступления в самостоятельную жизнь. Это время творческих планов,

    героических решений, время увлечений и вдохновения, энтузиазма и

    доверчивого отношения к миру и людям. Юность характеризуется сложившимся

    характером, моральной чистотой, определённым мировоззрением, в большинстве

    случаев школьным, не прошедшим через столкновение с эмпирической

    действительностью. Духовная жизнь этого периода во многом идеализирована.

    Юность стремится делать добро. Юность устремлена в будущее, она не знает

    границ, стремится познать всё, стремится к Абсолюту. Юность не думает о

    смерти и о вечности жизни. Она вся в делах и поступках. Юность

    нерасчётлива, ибо она богата и ей легко жертвовать всем. В интеллектуальном

    отношении человек в этот период достигает значительного расцвета. Мир

    кажется ясным, а человеческие отношения простыми. В юности в наибольшей

    степени проявляется стремление к свободе, самовыражению и самоутверждению.

    В юности формируются идеалы и вера в идеалы (героя, революцию, перестройку,

    свободное общество и т.д.), и эта вера воспламеняет души, насыщает жизнь

    высокой духовностью.

    В зрелой жизни человек достигает пиков духовности в моменты наивысших

    творческих достижений или жертвенных поступков, исполненных любви к другим,

    во имя веры в свои идеалы. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом

    возрасте является смерть, осознание конца жизни. В детстве смерть

    воспринимается как отвлечённое событие, не затрагивающее личность ребенка,

    даже когда из жизни уходит близкий человек. Она переживается скорее через

    состояния отца и матери, братьев и сестер, чем в своей сущности. Ребенок не

    связывает смерть с собой, своим жизненным путем. В отроческом и юношеском

    возрасте смерть насыщается глубокими эмоциональными переживаниями,

    связанными с уходом близких. Она воспринимается как невосполнимая утрата.

    В зрелом возрасте смерть заставляет задуматься о конечности жизненного

    пути. Смерть ставит вопрос: что будет за ней? И это наполняет духовную

    жизнь человека новым содержанием, приводит к переосмысливанию и

    переоцениванию предшествующей жизни. Многое из того, что казалось важным,

    теряет значение. Другие ценности и смыслы начинают определять поведение

    человека. Изменяется строй духовности личности. Смерть усугубляет тайну

    бытия человека, по-новому освещает смысл жизни, иерархию задач, разрешаемых

    жизнью.

    Выводы: 1. Эмоциональность и творчество, присущие детству, являются

    основой его духовности, которая базируется на свободе ребёнка, понимаемой

    как внутренний источник, как жизненная сила. Свобода эта сочетается с

    формирующейся саморегуляцией.

    2. Познание смысла, предназначения, ценности предметов и явлений мира и

    себя в этом мире является важнейшей частью духовного становления личности.

    3.Сущность духовного становления есть процесс постоянного

    переосмысливания себя, своего поведения, своих качеств и своих действий,

    поступков и отношений.

    4. По мере развития духовности человек может достичь такой ступени

    нравственного сознания, когда будет способен осудить сам себя за дурные

    мысли, только за стремление к злу.

    5. Важнейшим фактором духовной жизни в зрелом возрасте является

    смерть, осознание конца жизни.

    4. Межличностные отношения в зрелом возрасте

    Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется

    его способностью любить и трудиться. Большинство психологов пользуются

    иными терминами в своих определениях, но смысл последних остается

    неизменным.

    Основы современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон.

    Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 – 35) лет

    установление интимности, близких личных связей с другим человеком.

    Если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может

    развиться чувство изоляции, ощущение, что ни на кого в мире он не может

    положиться, кроме себя.

    Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.