МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Жан Пиаже

    Жан Пиаже

    Реферат по дисциплине: Психология личности

    на тему: ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО

    РАЗВИТИЯ

    (ЭРИК ЭРИКСОН; ЖАН ПИАЖЕ)

    Херсон 1999

    ПЛАН

    Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Эриксон Э. Концепция стадиального развития личности……………...4

    2. Психическое развитие ребенка по Пиаже Ж.…………………………...7

    Заключение………………………………………………………………………..9

    Список использованной литературы…………………………………………..10

    Развитие психики человеческого индивида — это обусловленный и вместе с

    тем активный саморегулирующийся процесс. Это — внутренне необходимое

    движение, "самодвижение" от низших к высшим уровням жизнедеятельности, в

    котором внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют

    через внутренние условия; с возрастом постепенно увеличивается роль

    собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании

    его как личности.

    Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер.

    Последовательность его стадий необратима и предсказуема. Филогенез

    определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных

    предпосылок и социальных условий. Человек рождается с природными

    возможностями человеческого психического развития, которые реализуются в

    общественных условиях его жизни с помощью средств, созданных обществом.

    Соответственно, некоторые теоретики предложили стадиальную модель для

    понимания фаз роста и развития в жизни человека. В качестве примера можно

    привести концепцию восьми стадий развития Эго, сформулированную Эриксоном

    Э. Или теорию Пиаже Ж., открывшего ряд особенностей детских представлений о

    мире, особенности детской логики в разные периоды развития, а так же

    создавшего концепцию стадиального развития интеллекта.

    ЭРИК ЭРИКСОН.

    КОНЦЕПЦИЯ СТАДИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

    Центральным для созданной Эриксоном теории развития личности является

    положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько

    универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих

    стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания.

    Под этим Эриксон понимает следующее:

    1. Личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой

    предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего

    роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса

    социального взаимодействия;

    2. Общество устроено так, что развитие социальных возможностей человека

    принимается одобрительно, общество пытается способствовать

    сохранению этой тенденции, а так же поддерживать как надлежащий

    темп, так и правильную последовательность развития.

    В книге "Детство и общество" (1963г.) Эриксон разделил жизнь человека

    на восемь отдельных стадий психосоциального развития. Он считает, что эти

    стадии являются результатом развертывающегося генетического "плана

    личности" (2, с. 219).

    Эпигенетическая концепция Эриксона базируется на представлении о том,

    что полноценное развитие личности возможно только путем прохождения

    последовательно всех стадий. Согласно Эриксону, каждая стадия жизненного

    цикла наступает в определенное для нее время и сопровождается так

    называемым возрастным кризисом. Кризис наступает в связи с достижением

    индивидуумом определенного уровня психологической и социальной зрелости,

    необходимого и достаточного для данной стадии. Каждая из фаз жизненного

    цикла характеризуется фазо-специфической эволюционной задачей, которая на

    определенном этапе жизни предъявляется человеку и должна найти свое

    разрешение. Под фазо-специфической эволюционной задачей Э. Эриксон

    подразумевал какую-либо проблему в социальном развитии, которую общество

    ставит перед личностью, и разрешение которой способствует переходу на

    новый, более успешный уровень социализации.

    Характерные для индивидуума модели поведения обусловлены тем, каким

    образом в конечном итоге разрешается каждая из этих задач или как

    преодолевается кризис.

    Общеизвестно, что движущими силами развития психики человека являются

    внутренние противоречия, конфликты. Успешно разрешая которые личность

    развивается. В теории Эриксона, конфликты играют жизненно важную роль,

    потому что и рост и расширение сферы межличностных отношений связанны с

    растущей уязвимостью функций эго на каждой стадии. В то же время, он

    отмечает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и

    тем самым онтогенетический источник, как силы, так и недостаточной

    адаптации" (2, с. 219).

    Каждый психосоциальный кризис содержит и позитивный и негативный

    компоненты. Если конфликт разрешен удовлетворительно, то есть эго

    обогатилось положительными качествами, следовательно, это гарантирует

    здоровое развитие личности в дальнейшем. И наоборот, если конфликт остается

    неразрешенным или получает неудовлетворительное разрешение в развивающееся

    эго встраивается негативный компонент, что создает предпосылки к развитию

    невроза данного кризиса и отрицательно влияет на прохождение остальных фаз.

    Задача личности, таким образом, заключается в том, что бы адекватно

    решался каждый кризис, что позволит подойти к следующей стадии развития

    более адаптивной и зрелой личностью.

    Восемь стадий психосоциального развития по Эрику Эриксону (2, с. 220)

    |№ |Стадия |Возраст |Кризис |Сильная сторона |

    |1 |Орально-сенсорна|до 1года |Базальное доверие — |Надежда |

    | |я | |базальное недоверие | |

    |2 |Мышечно-анальная|1-3 года |Автономия — стыд и |Сила воли |

    | | | |сомнение | |

    |3 |Локомоторно-гени|3-6 лет |Инициативность — вина |Цель |

    | |тальная | | | |

    |4 |Латентная |6-12 лет |Трудолюбие — |Компетентность |

    | | | |неполноценность | |

    |5 |Подростковая |12-19 лет|Эго-идентичность — |Верность |

    | | | |ролевое смешение | |

    |6 |Ранняя зрелость |20-25 лет|Интимность — изоляция |Любовь |

    |7 |Средняя зрелость|26-64 |Продуктивность — |Забота |

    | | |года |застой | |

    |8 |Поздняя зрелость|65- |Эго-интеграция — |Мудрость |

    | | |смерть |отчаяние | |

    Полагая, что перечисленные восемь стадий представляют собой

    универсальную особенность человеческого развития, Эриксон указывает при

    этом на культурные различия в способах разрешения проблем, присущих каждой

    стадии. Он считает, что в каждой культуре существует "решающая координация"

    между развитием индивидуума и его социальным окружением. Речь идет о

    координации, называемой им "зубчатым колесом жизненных циклов" — законе

    согласованного развития, согласно которому развивающейся личности общество

    оказывает поддержку именно тогда, когда она особенно остро в этом

    нуждается. Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и

    возможности поколений переплетаются.

    ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

    ПО ЖАНУ ПИАЖЕ

    Ж. Пиаже открыл ряд особенностей детских представлений о мире:

    неразделенность до определенного возраста мира и собственного Я (своих

    действий, мыслей), анимизм (одушевление мира), артификализм (понимание мира

    как созданного руками человека) и др., в основе которых лежит определенная

    умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом.

    Эгоцентризм определяет, согласно Ж. Пиаже, и особенности детской

    логики, для которой свойственны:

    - синкретизм (от греч. syn — с, вместе и лат. cresco — расту,

    увеличиваюсь) — это особенность мышления и восприятия ребенка раннего

    и дошкольного возрастов. Проявляется в тенденции связывать между собой

    разнородные явления без достаточного внутреннего основания. Пиаже

    считал синкретизм основной характеристикой детского мышления,

    объясняющей неспособность ребенка к логическому рассуждению из-за

    тенденции заменять синтез соположением.

    - нечувствительность к противоречиям;

    - переход от частного к частному без обращения к общему;

    - непонимание относительности некоторых понятий;

    Кроме того, эгоцентризм проявляется в эгоцентрической речи. Пиаже

    считает, что детская речь эгоцентрична, поскольку ребенок говорит лишь "со

    своей точки зрения" и не пытается стать на точку зрения собеседника.

    Ребенок думает, что другие его понимают (так же как и он себя), и не

    испытывает желания воздействовать на собеседника и действительно сообщить

    ему что-либо. Для него важен лишь интерес со стороны собеседника.

    По Пиаже, ребенок не осознает различия собственной и чужой точек

    зрения. Однако важно отметить, что эгоцентрическая речь не охватывает всю

    спонтанную речь ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи (эгоцентрическая

    речь/вся спонтанная речь) изменчив и зависит от активности самого ребенка и

    от типа социальных отношений, установившихся между ребенком и взрослым и

    между детьми-ровесниками.

    С возрастом коэффициент эгоцентрической речи уменьшается:

    1. В 3 года он достигает наибольшей величины (75% от всей спонтанной

    речи);

    2. От 3 до 6 лет — постепенно убывает;

    3. После 7 лет практически исчезает совсем;

    В среде, где господствует авторитет взрослого и отношения принуждения,

    процент эгоцентрической речи довольно высокий. В среде ровесников, где

    возможны дискуссии и споры, ее процент снижается.

    Эгоцентрическая речь, по мнению Ж. Пиаже, характеризуется тем, что

    субъект недостаточно осознает значение своей позиции и личных возможностей

    в картине внешнего мира и проецирует в этом мире свои субъективные

    представления.

    В последствии эгоцентризм преодолевается благодаря процессу

    социализации.

    Пиаже создал концепцию стадиального развития интеллекта, выделив

    следующие периоды:

    - период сенсомоторного интеллекта (до 2 лет);

    - период "конкретных" операций (до 12 лет), куда в качестве подпериода

    включена стадия дооператорного интеллекта (до 6 – 7 лет);

    - период формирования "формальных" операций (примерно до 15 лет).

    Пиаже рассматривал психическое развитие ребенка как спонтанный процесс,

    обусловленный в большей степени генетически, нежели воспитанием и

    обучением.

    Различные теоретики постфрейдистского направления, пересматривая

    психоаналитическую теорию, придавали особое значение эго и его функциям.

    Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на

    динамику развития личности на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал

    личность как объект влияния социальных и исторических сил.

    Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия

    жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное

    развертывание жизненных стадий есть результат взаимодействия биологического

    созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

    Жан Пиаже придерживался скорее генетического подхода к вопросу развития

    психики и рассматривал развитие ребенка вне культурно-исторического

    контекста. Он считал его скорее спонтанным процессом, практически не

    зависящим от обучения.

    Пиаже ввел понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи, что позволило

    провести грань между понятиями инфантилизм и зрелость личности. По мнению

    Пиаже, по мере взросления процент эгоцентрической речи уменьшается до

    практически полного ее исчезновения. И таким образом, включенный в социум

    взрослый индивид имеет возможность продуктивно общаться — получать и

    реагировать на обратную связь.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Психологический словарь /Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — 2-

    е изд., — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 440с.

    2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения,

    исследования и применение). — СПб.: Питер, 1997. — 608с.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.