Жестокое обращение с детьми
такие отношения были только у 21,2% обследованных. Обратная динамика
наблюдается у лиц, которые имели отрицательные отношения с родителями: если
в детстве такие отношения имели 36,2% из общего числа обследованных, то к
моменту совершения преступления подобные отношения сложились уже у 53,9%.
Это подтверждается и другими подобными исследованиями, каждый психолог,
работающий в школе и за ее пределами, встречается с проблемами, причиной
которых являются разные формы насилия. Захарьева И.А. Нет Насилию! – СПб.:
изд-во СПб. УниверситетаМВД России,2000.[14, с.12]. Являясь многочисленными
жертвами мира взрослых, подростки сами нередко встают на путь насилия,
"дают" неумолимый рост преступлений. Исследования социальных психологов по
проблеме насилия можно разделить на несколько групп:
1) вопросы, касающиеся конкретных действий – это самая многочисленная (по
количеству запросов) группа:
. какие существуют способы и формы работы с различными группами риска;
. как помочь подростку, испытывающему насилие в семье;
. можно и нужно ли работать с младшими школьниками;
. как работать с семьей;
. как работать с жертвой;
. какой должна быть первая помощь детям, подвергшимся сексуальному
насилию и т.д.).
2) вопросы, касающиеся профилактики:
. эффективна ли профилактика насилия;
. можно ли говорить о профилактике, если ребенок уже подвергался насилию
и т.п.
3) единичные запросы по вопросам, касающимся концептуального аспекта, с
нашей точки зрения, немаловажного:
. определение понятия "насилие";
. характеристика групп риска: потенциального преступника и потенциальной
жертвы;
. истоки и причины насилия.
4) блок вопросов о службах помощи, существующих в городе (какие; где; кому
помогают).
Выше говорилось, что с теоретической точки зрения насилия над детьми можно
рассматривать как проявления страха: страха насилия и страха виктимизации.
Страх является одной из важных доминант, определяющих психологическое
состояние и поведение человека, а источники страха многочисленны и
разнообразны. Различия многообразных проявлений страха в индивидуальном и
групповом сознании во многом связаны с уровнем осознания реальной
опасности, которую влечет за собой меняющаяся в обществе криминогенная
ситуация. Вместе с тем, интенсивность проявлений страха зависит, конечно, и
от общего контекста социальной ситуации, от общего уровня социальной
защищенности граждан, в частности детей. Кроме того, нельзя не помнить о
том, что у подростка есть еще один страх, – страх открыться взрослому (это
касается и физического насилия, в частности, сексуального, и психического
насилия дома и вне его).
Итак, становится очевидным, что по проблемам, связанным с насилием, у
школьного психолога есть три приоритетных направления в работе:
. профилактика насилия;
. работа с проблемой, связанной с фактом насилия;
. профилактика виктимности.
Как в отношении совершающего насилие, так и в отношении жертвы, изучение
причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации, открывая
возможность оценить сумму обстоятельств, повлиявших как на формирование
"насильника", так и на формирование уязвимой личности с деформированным
личностным профилем, ставшей жертвой. Дети представляют собой группу риска,
а профилактика насилия по отношению к ребенку, в том числе и между детьми
одновременно является и профилактикой правонарушений.
Отдельно следует рассмотреть особенности социально-психологических подходов
к сексуальному насилию, которое характеризуется как одна из форм жестокого
обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого
определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу
трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся
сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.
В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и
угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие. М.: ВНИИ
Проблем исследования,1990.[28].
Конечно, объектом воздействия социального психолога должны стать
опосредованные виновники возникшей проблемы – взрослые: родители и учителя,
взаимодействующие с ребенком. Однако центральной фигурой в этой работе,
несомненно, должны быть учащиеся.
4.2 Анализ позиций насилия
Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста,
которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб. Ребенок,
подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, которому
причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя
или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы.
Социально-психологические теоретические исследования насилия выделяют ее
как органическую часть агрессии и жестокости. Точнее понятия «жестокость» и
«насилие» – «более узкие и входят в понятие агрессия» Руководство по
предупреждению насилия над детьми//под ред. Асановой Н.К. – М.:
ВЛАДОС,1997.[32, с.48].
Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение,
противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе,
наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным),
причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический
дискомфорт. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии//журнал «Школа
здоровья»,1995. [12]. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в
безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению.
Насилие – это нарушение чужого поведения. М.: ВНИИ Проблем
исследования,1990. [28].
Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком.
Руководство по предупреждению насилия над детьми// под ред. Асановой Н.К. –
М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.51]:
. физическое насилие;
. пренебрежение;
. сексуальное насилие;
. психологическое жестокое обращение.
Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По
времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в
прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со
стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице –
со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие их
виды. Под ред. Анасовой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997. [32, с.54]:
. психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность
родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую
поддержку, внимание и привязанность.
. психологическое жестокое обращение – хронические паттерны поведения,
такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка.
Ранее говорилось, что в связи с со скрытностью, латентностью явления
насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим
количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы
ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение,
оскорбление, издевательства и высмеивание. Меньшикова Е.с. Жестокое
обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия// Психологический
журнал,1993. [24]. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое,
отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими
проявлениями насилия.
Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие
заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка.
1. Возраст 0-6 месяцев:
. малоподвижность;
. безразличие к окружающему миру;
. отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;
. редкая улыбка в возрасте 3-6 месяцев.
2. Возраст 6 месяцев – 1,5 года:
. боязнь родителей;
. боязнь физического контакта со взрослыми;
. постоянная беспричинная настороженность;
. плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;
. испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
3. Возраст 1,5 – 3 года:
. боязнь взрослых;
. редкие проявления радости, плаксивость;
. реакция испуга на плач других детей;
. крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
4. Возраст 3 года – 6 лет
. примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;
. пассивная реакция на боль;
. болезненное отношение к замечаниям, критике;
. заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
. псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);
. негативизм, агрессивность;
. лживость, воровство;
. жестокость по отношению к животным;
5. Младший школьный возраст:
. стремление скрыть причину повреждений и травм;
. одиночество, отсутствие друзей;
. боязнь идти домой после школы;
6. Подростковый возраст:
. побеги из дома;
. суицидальные попытки;
. делинквентное поведение;
употребления алкоголя, наркотиков.
Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми.
Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место
сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для
распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве.
Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок не может
прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие
у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций признаков.
Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии,
предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой
М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[28].
В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся как:
o физические проявления (разнообразные повреждения половых органов, травмы,
расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков,
инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом
пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота
без видимых причин).
o поведенческие проявления определяются в соответствии с возрастом:
Возраст 3-4 года:
. чрезмерная мастурбация;
. частая демонстрация гениталий;
. сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь
маленькой сестре или брату;
. поведение ребенка становится сексуальным;
. периодические ночные кошмары;
. энкопрез и анурез;
. нарушения сна;
. боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в
детский сад;
. регрессивное поведение;
1. Возраст 4-6 лет:
. чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий;
. сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь
младшей сестре или брату;
. агрессивное сексуальное поведение с детьми;
. псевдовзрослое поведение;
. некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при
взрослении;
. ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится);
. нарушения сна;
. боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в
детский сад.
. устраивает поджоги.
. регрессивное поведение
. соматические жалобы.
2. Возраст 6-8 лет:
. сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками;
. усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
. нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно;
. внезапное ухудшение успеваемости;
. не может найти друзей и ему никому не верит;
. не может сконцентрировать внимание.
3. Возраст 8-10 лет:
. сексуальные игры навязчивого характера;
. усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам;
. нерегулярное посещение школы.
Возраст 10-12 лет:
. социальный уход;
. агрессия по отношению к сверстникам;
. нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход;
. внезапное ухудшение успеваемости;
. никому не верит;
. не может сконцентрировать внимание;
. часто прогуливает школу;
. приходит в школу рано – уходит очень поздно;
. начальные признаки клинической депрессии.
Возраст 12-18 лет:
. симптомы клинической депрессии;
. нарушения сна;
. суицидальные наклонности;
. изоляция от окружающих;
. побеги из дома;
. промискуитет;
. асоциальное поведение;
. не участвует в школьных мероприятиях;
. аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики);
. совершение преступлений.
Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в
данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое
обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление
ребенком.
Существует концепция фрустрации – агрессии, которая разрабатывалась многими
зарубежными авторами[5]. Фрустрация, стресс, которые может испытывать
взрослый, могут сформироваться у ребенка, как следствие стереотипного
агрессивного поведения. Выделяются 4 фактора, от которых зависит сила
агрессивных привычек:
частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован,
фрустрирован, раздражен;
. частое достижение успеха агрессией;
. культурные и субкультурные нормы;
. темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций,
высокой активностью и зависимостью.
По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев насилие
происходит с целью установления власти и контроля над жертвой (ребенка), а
не с целью получения удовлетворения, например эмоционального, сексуального
и т.п.
Конфликтная природа позиций фрустрирующих факторов отношения родителя к
ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий
общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения
привязанностей. В данном случае насилие над ребенком проявляется в
отсутствии склонности к приспособлению к социальному давлению, умению вести
себя адекватным и ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи.
Применение позиций насилия к такому ребенку формирует у него враждебное
отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других
(эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях.
Заключение
В заключение работы можно сказать, что жестокое обращение с детьми и
пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их
следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и
социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть.
Жестокое обращение с детьми делиться на физическое и психологическое
насилие.
Под физическим насилием понимается, не только нанесение ребенку родителями
или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами
физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб
здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Но и физические
наказания, которые в некоторых семьях используются в качестве
дисциплинарных мер, начиная от подзатыльников и шлепков до порки ремнем.
Необходимо сознавать, что физическое насилие – это действительно физическое
нападение (истязание), оно почти, всегда сопровождается словесными
оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при
помощи физического насилия понимаются истязания в виде избиении, нанесение
ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными
сигаретами, в том числе и с использованием самых различных предметов в
качестве орудий изуверства. Кроме перечисленного в понятие физического
насилия включается так же вовлечение ребенка в употребление наркотиков,
алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или "медицинских
препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных
врачом). Многие авторы отдельно рассматривают попытки убийства ребенка, в
том числе через удушение или утопление.
Следует отметить, что абсолютно все авторы рассматривают сексуальное
насилие или совращение, как отдельную категорию жестокого обращения с
детьми, поскольку в данном случае физическое воздействие в первую очередь
оказывает влияние на психику ребенка. Под сексуальным насилием понимается –
использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком
для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды.
Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный
секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К
сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию,
порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, а так же
подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания,
отправления естественных нужд.
С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это
эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое
словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов,
учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение
его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку.
К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в
результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к
ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного
обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье,
воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц,
их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни,
неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения
к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным
случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка
последствиям.
Семья занимает важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним
из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к
ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже
отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской
утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на
формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие
дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от
желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в
первые месяцы жизни, хуже развиваются.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным
последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или
опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья
являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие
заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100
случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью
жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы,
переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др.
Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и
усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка,
пострадавшего от побоев.
Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и
в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить,
реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У
таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание
ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в
условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами,
выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них
припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы,
неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности -
педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.
Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и
пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате
чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и
поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую
жизнь.
Список литературы
1. Альтшулер Б.Л., Кушнир Л.П. Правозащитные инициативы по защите детей от
насилия // из сборника: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,
1997
2. Ананова Н. Жертвы сексуального злоупотребления: Психопатологические
проблемы, возникающие у детей и подростков, переживших и совершивших
сексуальное насилие // Прикладная психология и психоанализ, №3, 1997
3. Антонов А.И., Сорокин Н.А. – М.: Речь, 2000
4. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни – М.: ИНФРА-М, 1995
5. Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной
агрессии – М.: изд-во НИИ МВД, 1999
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: Прайм, 2001
7. Берковская М.И., Брязгунов И.П., Михайлов А.И. Оценка краткосрочной
терапии стрессовых расстройств в остром периоде эмоциональной травмы //
из сборника статей: Дети России: насилие и защита – М.: Новый отсчет,
1997
8. Богачева О.П., Дубягин Ю.П. Школа выживания или 56 способов защитить
ребенка от преступления – М.: Пихта, Дубль-В, 1997
9. Васильев В.Л., Мамайчук И. И. О некоторых вопросах судебно-
психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии №3,
1993
10. Гайдаренко Н.В., Ярославцева Н.Д. Психологические последствия жестокого
обращения с детьми – М., Психология и Педагогика, 1994
11. Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно-
практической конференции (Москва, 1-3 окт. 1997 г.) – М.: РИПКРО, 1997
12. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии // журнал "Школа здоровья",
№3, 1995
13. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. (По данным исследования
причин и следствий отклонений в социальном поведении: Особый ребенок.
Исследования и опыт помощи) – М., Речь, 1998
14. Захарьева И.А. Нет Насилию! (Анализ проблемы насилия и его профилактики
среди детей и подростков) – СПб.: изд-во СПб. Университета МВД России,
2000
15. Ильина С.В. Влияние пережитого в детстве насилия на возникновение
личностных расстройств // Вопросы Психологии, №6, 1998
16. Каган В.Е. Семейные и половые установки у подростков // Вопросы
психологии 1987, №2
17. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения подростков – М.: Сфера;
Юрайт, 2001
18. Колосова С. Агрессия и агрессивность // Школьный психолог, 2000 г., №25-
28
19. Кон И.С. Введение в сексологию – М.: Речь, 1997
20. Кон И.С. Совращение детей и сексуальное насилие // Педагогика, №5,
1998
21. Курасова Н.В. Сексуальное насилие в семье: К вопросам диагностики
психологических последствий у детей // Семейная психология и семейная
терапия, №1, 1997
22. Лубовский Д.В. Психологический тренинг для детей из трудных семей //
Детский практический психолог, №7, 1995
23. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщине и
детям // Семья в России, №2, 1996
24. Меньшикова Е.С. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные
последствия // Психологический журнал, №6, 1993
25. Минеева О.А. Работа с семьей в условиях ПМС-центра по поводу жестокого
обращения с детьми: [Опыт Психол.-мед.-соц. Центра "Юго-запад" Москвы] //
Семейн. психология и семейн. терапия. №1, 1999
26. Моделирование воспитательных систем: теория – практике // под ред. Л.И.
Новиковой, Н.Л. Селивановой – М.: Изд-во РОУ, 1995
27. Нагаев В.В. Преступления против половой неприкосновенности
несовершеннолетних: психологическая экспертиза и правовая защита: [По
данным психологических исследований] // Вестник психосоциальной и
коррекционно-реабилитационной работы, №4, 1998
28. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое
исследование – М.: ВНИИ Проблем исследования, 1990
29. Ольшанский Д.В. Психология масс – СПб.: Питер, 2001
30. Педагог в гуманистической воспитательной системе школы // сост. А.И.
Григорьева, Л.Г. Егорова – Тула: ТОИРО, 1996
31. Подростковая делинквентность в России: пути преодоления // журнал
"Детский практический психолог", №7, 1995
32. Руководство по предупреждению насилия над детьми // под ред. Асановой
Н.К. – М.: ВЛАДОС, 1997
33. Рутман А. Оказание медико-психологической и правовой помощи детям и
подросткам, пострадавшим от насилия. Методические рекомендации –
Ярославль, Филинъ, 1996
34. Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми – М.: Психология
и педагогика, 1993
35. Сафронова Т., Цымбал Е., Ярославцева Н. Плата за жестокость: проблемы
профилактики жестокого обращения с детьми в семье // Народное
образование, №5, 1995
36. Сборник тезисов международной конференции: Подростки и молодежь в
меняющимся обществе (проблемы девиантного поведения) – М.: Новый отсчет,
2001
37. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности – М.: изд-во
МГУ, 1980
38. Франк Л. В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской
виктимологии – СПб., Медицина, 1997
39. Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем – М., Юридическая
литература, 1988
40. Цымбал Е.И. Правовая защита детей от насилия и пренебрежения их
основными нуждами // Вестник психосоциальной и коррекционно-
реабилитационной работы, №2, 1995
41. Черепанова Е. Психологический стресс – М.: Речь, 1997
42. Шапиро Б.Ю., Сидоренкова Т.А., Либоракина М.И. Социальные работники за
безопасность в семье – М.: РИК, 1999
43. Шакина В.А., Шакин В.Б. Что мы понимаем под насилием в семье? //
официальный сайт Иркутского Кризисного центра – e-mail: dv-
webmaster@projectharmony.ru
44. Ярославцева Н.Д. Посттравматические стрессовые нарушения у детей-жертв
сексуального насилия и оказание им психологической помощи // Мир
психологии, №2, 1998
-----------------------
[1] Ольшанский Д.В. [29, с.66] ссылается на работу Rowan J. Psychological
aspects of society. L.: Academic Press, 1978. Book 4. The structured crowd
[2] Данные приведены по России, однако многие зарубежных авторы отмечают
подобные тенденции и развитых капиталистических странах [36, с.109]
[3] ссылка приведена по более поздней монографии см. 5, с.149
[4] Подробнее см. [17]
[5] Ениколопов С.Н. [12] ссылается на работы Л.Берковица, см.: сборник
монографий: Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия контроль – СПб.: 2001
Страницы: 1, 2, 3, 4
|