МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • История развития ЭВМ и практическое применение в обучении

    История развития ЭВМ и практическое применение в обучении

    [pic]

    ДОКЛАД

    ТЕМА:

    «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭВМ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ОБУЧЕНИИ»

    г. Москва

    Средняя школа № 536

    9 «В» класс

    Капустников Вячеслав

    [pic]

    г. Москва 1996 г.

    Еще не так давно, всего три десятка лет назад, ЭВМ представляла

    собой целый комплекс огромных шкафов, занимавших несколько больших

    помещений. А всего и делала-то, что довольно быстро считала. Нужна была

    буйная фантазия журналистов, чтобы увидеть в этих гигантских арифмометрах

    «думающие агрегаты, и даже пугать людей тем, что ЭВМ вот-вот станут

    разумнее человека.

    Тогдашняя переоценка возможностей человека объяснима.

    Представьте себе: на железных дорогах ещё пыхтели паровозы, ещё только-

    только появлялись вертолеты, и на них смотрели как на диковинку; ещё редко

    кто видел телевизор; ещё об ЭВМ знали только узкие специалисты... и вдруг

    сенсация - машина переводит с языка на язык! Пусть всего пару коротеньких

    предложений, но ведь переводит сама! Было от чего прийти в изумление. К

    тому же ЭВМ стремительно совершенствовалась: резко сокращались её размеры,

    она работала все быстрее и быстрее, обрастала все новыми приспособлениями,

    с помощью которых стала печатать текст, чертить чертежи и даже рисовать

    картинки. Неудивительно, что люди верили всяким вымыслам относительно

    нового технического чуда. И когда один язвительный кибернетик сам сочинил

    туманно-загадочные стихи, а потом выдал их за сочинение машины, то ему

    поверили.

    Что же говорить о современных компьютерах, компактных,

    быстродействующих, оснащённых руками - манипуляторами, экранами дисплеев,

    печатающими, рисующими и чертящими устройствами, анализаторами образов,

    звуков, синтезаторами речи и другими «органами»! На всемирной выставке в

    Осаке компьютеризированные роботы уже ходили по лестнице, перенося вещи с

    этажа на этаж, играли с листа на фортепьяно, беседовали с посетителями. Так

    и кажется, что они вот-вот сравняются по своим способностям с человеком, а

    то и превзойдут его.

    Да компьютеры многое могут. Но, конечно, далеко не всё. Прежде

    всего, «умные» машины способны эффективно помочь школьнику в учебе. Почему-

    то считается, что компьютеры нужны прежде всего на уроках математики,

    физики, химии, т.е. при изучении тех наук, которые вроде бы поближе к

    технике, а на уроках русского языка достаточно, мол, традиционных

    «технических» средств - доски, мела и тряпки.

    Конечно, язык неизмеримо сложнее любой математической, химической

    или физической системы условных знаков. Язык охватывает все без исключения

    области человеческих знаний, и сами эти знания без него невозможны. Язык -

    оформитель и выразитель нашего мышления, а мышление - самое сложное из

    всего, что только известно нам, во всяком случае до сегодняшнего дня.

    Однако компьютеры все шире вторгаются в гуманитарные области, и процесс

    этот будет идти нарастающими темпами.

    Семейство компьютеров - электронных технических приспособлений для

    переработки информации - довольно велико и разнообразно. Есть маленькие

    счетные устройства - микрокалькуляторы, которые помещаются в наручных

    часах, шариковых ручках: крохотные кнопки-числа, которые нужно нажимать

    иголкой или остриём карандаша, и несколько операций - четыре действия

    арифметики, вычисление процентов, возведение в степень, извлечение корня.

    Вот и все - для работы с языком возможности маловаты.

    Компьютеры побольше - размером с карточку - календарь и такие же

    плоские. На них и кнопок никаких нет, и вообще нет никаких движущихся

    деталей. Все просто напечатано, а цифры индикатора - на жидких кристаллах.

    Дотрагиваешся до печатных цифр - они выстраиваются на индикаторе из

    кристаллов; энергия - от напечатанной полоски - фотоэлемента. Такую

    «машинку» ни сломать, ни разбить нельзя, разве что порвать.

    Есть калькуляторы величиной с записную книжку, с книгу среднего

    формата. Увеличиваются их возможности: аппарат выполняет целый набор

    сложных алгебраических операций, у него появляется оперативная память, так

    что работу уже можно легко программировать.

    Есть даже модели карманных калькуляторов с внешней памятью - целый

    набор ферромагнитных пластинок, на которых можно записать довольно сложную

    программу с большим количеством исходных данных. По мере необходимости

    пластинки вводятся в приемник машинки, она «глотает» их и перерабатывает

    информацию не хуже, чем первые вычислительные шкафы- мастодонты. А ведь

    кроха - в кармане помещается!

    Так незаметно из простого электронного счетчика вырастает

    настоящий компьютер с широкими возможностями. И вот уже появляется

    настольная ЭВМ с солидной внешней памятью, экраном дисплея и алфавитной

    клавиатурой. Это уже персональный, индивидуальный компьютер, возможностей

    которого вполне достаточно для работы с языком. А удобства - лучше не

    придумаешь: программа записана на небольшой пластинке- дискетке, информация

    вводится прямо с клавиатуры, где есть цифры и алфавит (русский или

    латинский), все, что вам нужно, высвечивается здесь же на экране дисплея.

    Никакой мороки ни с перфокартами, ни с перфолентами, никаких забот о

    машинном времени, никаких ожиданий, когда заработает именно ваша программа

    и будут получены результаты - всё здесь, всё под рукой, всё на глазах.

    Есть индивидуальные компьютеры с памятью на компакт-диске. Это

    небольшой радужно отсвечивающий диск размером с маленькую пластинку для

    проигрывателя, только «проигрывается» он не с помощью иглы, а с помощью

    лазерного луча. На одном таком диске умещается столько информации, что если

    её напечатать в книге, то понадобятся целые тома. Но если возможностей

    индивидуального компьютера все же не хватает, приходится обращяться к

    большим ЭВМ. Правда сейчас даже самые мощные ЭВМ - размером с небольшой

    шкаф или даже тумбу письменного стола. Зато разрослись её «органы», и к

    одной машине можно подключить десятки дисплеев. Так оборудуется дисплейный

    класс - на каждом столе установлены управляющая клавиатура и дисплей, а все

    столы подключены к одной машине.

    Есть ли преимущества в работе с компьютером по сравнению с работой

    по учебнику? Судите сами.

    Прежде всего - и это самое главное - компьютер осуществляет обратную

    связь: он может спрашивать и оценивать ваши ответы, может отвечать на ваши

    вопросы, контролировать вас, помогать, подсказывать. Ничего этого учебник

    не может - он только спрашивает, а как вы отвечаете - ему безразлично.

    Учебник читает свой монолог, не заботясь о слушателе, тогда, как компьютер

    ведет с вами диалог, в ходе которого идет обучение. Нечего говорить что

    такое обучение и эффективнее и интереснее.

    Кроме того, компьютер экономит ваше время: он берет на себя

    неприятную работу по отысканию нужной информации. Если в учебнике нужно

    порыться, чтобы найти необходимое, то компьютер сам дает вам все сведения,

    да ещё и подчеркивает, на что следует обратить особое внимание.

    Как видим, уже сейчас компьютер на уроке русского языка нужен

    нисколько не меньше, чем на уроке математики. Хотя, конечно, у той

    аппаратуры, которая появляется сейчас в школе, есть и существенные

    недостатки.

    Например, её немобильность. Учебник взял под мышку и выбирай место

    для занятий по вкусу: дома, в школе, в библиотеке. А с компьютером будь

    добр работать только в школе, только в дисплейном классе и только в

    отведенное время.

    Плохо, конечно, и то, что компьютер молчун - «разговаривать» с ним

    приходится «по переписке» через экран дисплея. Вот если бы компьютер

    понимал нашу речь, да ещё и сам бы говорил! А ведь это пожелание не так уж

    и фантастично. Ещё несколько лет назад был выпущен удивительный компьютер.

    Размером он с книжку среднего формата. На нем несколько рядов кнопок, одни

    из них - управляющие, другие - алфавит. Есть радиодинамик и светящееся

    табло. Нажимаешь на кнопки алфавита, на табло зажигаются буквы и слова, а

    компьютер произносит их вслух. Это одна программа. А другая программа -

    наоборот: компьютер произносит слово, а вы должны написать его на табло.

    Правильно написали - компьютер произносит другое слово и т.д. Если же

    ошиблись в правописании, компьютер говорит: «Вы ошиблись, попытайтесь ещё

    раз». Если и на этот раз ошибка, то вы услышите: «К сожалению, вы снова

    ошиблись, это слово пишется так...». И на табло загорается правильно

    написанное слово.

    Сейчас разрабатывается основательный вариант «карманного учителя».

    Даже имя ему придумали: «Сирин». Сирин - волшебный персонаж из русской

    народной сказки - полуптица, получеловек. А расшифровывается название

    вполне в духе кибернетического века: « синтезатор речи индивидуальный».

    Надеемся, что вскоре говорящий «Сирин» появится в школах и будет верным

    помощником и учителя, и ученика в изучении русского и иностранных языков.

    Это будет уже не игрушка, а вполне серьезный аппарат с широкими

    возможностями. Сменные блоки памяти обеспечат практически неограниченный

    словарный запас. Но компьютер может работать не только со словами. Табло-

    экран вместит целые предложения и даже небольшие диалоги, которые

    синтезатор будет произносить с нужной интонацией. Электроника по вашему

    требованию будет повторять нужный фрагмент хоть сто раз, пока вы твердо не

    запомните звучание.Остается только пожелать, чтобы этот замечательный

    аппарат как можно скорее поступил в серийное производство и пришел на

    помощь всем, кто изучает русский и иностранные языки.

    До сих пор мы беседовали с вами по сути дела о кмпьютеризации

    учебника, о том, как приспособить компьютер к сложившейся практике изучения

    языков, как обрядить старое содержание в модную «электронную форму». А ведь

    современный компьютер - это принципиально иное техническое средство

    обучения, чем привычные магнитофоны, проекторы или даже видеомагнитофоны.

    Принципиальная разница вот в чем. Все без исключения технические

    средства обучения являются пассивными, однонаправленными,

    демонстрационными. Они способны лишь демонстрировать образцы речи или

    видеосюжеты, нисколько не заботясь о нас, не поддерживая с нами никакой

    обратной связи. Нужна ли их информация, понятна ли, усвоена ли нами - им

    нет до этого никакого дела. Строго говоря это вовсе не средства обучения, а

    средства демонстрации, иллюстрирования.

    Компьютер с дисплеем и синтезатором речи - первое техническое

    средство именно для обучения. Это и демонстратор, и информатор, и учитель,

    и советчик, и собеседник и даже партнёр по обучению. Он активно работает с

    нами, не только поддерживая обратную связь, но и вызывая нас на неё.

    Аппаратуру с такими свойствами было бы неразумно использовать

    лишь как подсобное дополнение к учебнику. Она способна на большее. В идеале

    компьютер должен вести диалог с учебником на нормальном, естественном,

    живом русском языке. Технические возможности для этого есть уже сейчас:

    компьютер умеет говорить и слушать. Но он не способен понять сказанное или

    хотя бы имитировать понимание. Вот это и есть основная проблема современной

    кибернетики, от решения которой будет зависеть её дальнейшее развитие.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.