Шпаргалка по земельному праву
Шпаргалка по земельному праву
1.ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА Земельного
Права.
ЗП-отрасль российского
права, система норм законод-ва, посредством кот-х осущ-ся регулирование земельных
отношений. Система объединяющая указанные нормативные акты представляет собой земельное
законод-во.
Предмет ЗП- земельные отношения
т.е отношения по использованию и охране земель в рф как основы жизни и деят-сти
народов, проживающих на соотв-щих территориях рф. Метод правового регулирования
общественных отношений - это особый способ воздействия на них нормами той или иной
отрасли права, в данном случае - нормами ЗП. Вопрос о методе правового регулирования
в теории права-дискуссионный, но наиболее распространенно мнение о том, что праву
присущи 3 осн-х метода - запрет, предписание и дозволение, посредством кот-х
гос-во осущ-ет императивное либо диапозитивное регулирование. При этом если для
императивного рег-ния характерны запреты и предписания и отношения власти и подчинения,
то для диапозитивного рег-ния, напротив, присущи согласования и рекомендации. Эти
методы имеют значение для рег-ния земельных отношений. Их соотношение не явл-ся
чем-то постоянным. Так, для периода господства командно-административной системы
характерным было императивное рег-ние земельных отношений. Сущ-вала детально урегулированная
система запретов и императивных предписаний. Всякие сделки по распоряжению землей
как нарушающие законы о национализации земли решительно пресекались вплоть до уголовной
отв-сти за их совершение. Переход к рыночным отношениям сопровождался расширением
применения диапозитивного рег-ния, предоставлением большей свободы в производственно-хоз-ной
деят-сти на земле, в т.ч и распоряжением ею. Более широкое применение получают экономические
рычаги и стимулы в виде платы за землю, экономического стимулирования рационального
использования и охраны земель, их консервации в установленных случаях и др.Но и
по сей день в сфере земельных отношений преимущ-ное значение имеет императ-е рег-ние,
что из-за специфики рег-мых отношений, их большой соц-ной значимостью, необходимостью
строгого соблюдения установленного порядка использования земель и их охраны. Императивный
– регулирование общественных отношений характерно проявление власти подчинения,
отношения неравноправны, один дает обязательные для исполнения предписания, а другой
обязан их точно исполнять. Регулируется предоставление и изъятие земли для целей
обороны охраны природы, и т.д. ,а также в области гос.контроля за использованием
охраны земли.
2 Метод дозволения – т.е. свободного
усмотрения з.п. и принятия ими своих собственых решений
Система- системы Зем. Права(ЗП)
как отрасли права, как науки и как учебной дисциплины не полностью совпадают. ЗП
как отрасль права имеет двухчленное деление: общая и особенная части, а ЗП
как наука и учебная дисциплина трехчленное: общая, особенная и специальная части.
В общей части ЗП как отрасли права содержатся нормы права, имеющие значение для
всех ее институтов, тогда как в особенной части содержатся нормы, посвященные ее
отдельным институтам и категориям земель. К общей части относятся такие институты
ЗП, как право собственности и иные права на землю, гос-ное регулирование использования
и охраны земель, экономико-правовой механизм использования и охраны земель, юр-кая
ответственность за нарушение земельного законод-ва. К особенной части относится
правовой режим использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенных
пунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики,
космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий; лесного фонда; водного
фонда; запаса. В систему ЗП как науки, помимо указанных институтов ЗП, входят также
предмет, методы, принципы и источники ЗП, развитие земельного законод-ва, сравнительно-правовой
анализ отечественного и зарубежного ЗП. Система ЗП как учебной дисциплины совпадает
с системой его как науки и определяется учебными программами соответствующих учебных
заведений.
Система зем.права – совокупность
органически связанных между собой з.п. институтов Институт з.п.—обособленная группа
норм регулир. Нормы права—правила поведения. Однородные земельные отношения. Выделяют
общую и особенные части. Общие институты содержат правовые нормы относящиеся к отрасли
в целом. Особенные институты определяют правовой режим отдельных категорий земельного
фонда
49 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ЗАПАСА.
Ст.
103. Земли запаса
1.
К землям запаса относятся земли, находящиеся в гос-ной или муниц-ной собственности
и не предоставленные гр-нам или юр-ким лицам, за исключением земель фонда
перераспределения земель, формируемого в соответствии со ст. 80 ЗК. 2. Использование
земель запаса допускается после перевода их в другую категорию.
К этим землям относятся также
земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено по основаниям,
предусм-м действующим земельным законод-вом (добровольный отказ от зу; истечение
срока, на кот-й был предоставлен зу; смерть землевладельца, арендатора и др.). Как
предусмотрено Указом Президента рф «О реализации конституционных прав граждан на
землю», если собственник земельной доли в течение3лет не подал заявление на получение
свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решение об использовании
земельной доли, то эти невостребованные земельные доли остаются в пользовании сельскохоз-ой
организации еще на 3года. В случае отказа сельскохоз-й коммерческой организации
от использования невостребованных земельных долей они временно переходят в категорию
земель запаса. Данная категория земель довольно обширна и уступает по площади лишь
землям сельскохоз-го назначения и го-го лесного фонда. Она явл-ся источником пополнения
иных категорий земель, в т.ч и сельскохоз-го назначения. Вовлечение этих земель
в хозяйственный оборот осущ-ся в порядке, предусм-м земельным законод-вом.
3.ПРИНЦИПЫ ЗП.
1)
учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, т.е регулирование
отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений
о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части
природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском
хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности
на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности
и иных прав на землю;
2)
приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства
в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого
имущества,т.е владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками
ЗУ свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;
3)
приоритет охраны жизни и здоровья человека, т.е при осуществлении деятельности по
использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие
виды деятельности, кот-е позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить
негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших
затрат;
4)
участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций
в решении вопросов, касающихся их прав на землю, т.е гр-не РФ, общественные организации
(объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке
решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их
использовании и охране, а органы гос-ной власти, органы местного самоуправления,
субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого
участия в порядке и в формах, кот-е установлены законод-вом;
5)
единство судьбы ЗУ и прочно связанных с ними объектов, т.е все прочно связанные
с земельными участками объекты следуют судьбе ЗУ, за исключением случаев, установленных
ФЗ-ми;
6)
приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, т.е.
изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых
лесами I группы, земель
особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного
наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных
целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном ФЗ-ми. Установление
данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель
других категорий;
7)
платность использования земли, т.е любое использование земли осуществляется за плату,
за исключением случаев, установленных ФЗ-ми и законами субъектов РФ;
8)
деление земель по целевому назначению на категории, т.е правовой режим земель определяется
исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования
в соответствии с зонированием территорий и требованиями законод-ва;
9)
разграничение гос-ной собственности на землю на собственность РФ, собственность
субъектов РФ и собственность мун-ных образований, т.е правовые основы и порядок
такого разграничения устанавливаются ФЗ-ми;
10)
дифференцированный подход к установлению правового режима земель, т.е при определении
их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные
факторы;
11)
сочетание интересов общества и законных интересов граждан, т.е регулирование использования
и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий
каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим
ему ЗУ.
При
регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм
гражданского законод-ва и норм земельного законод-ва в части регулирования отношений
по использованию земель, а также принцип гос-го регулирования приватизации земли.
ФЗ
м.б. установлены и др. принципы земельного законод-ва, не противоречащие установленным
п. 1 ЗК,
7 ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ
ПРАВООТНОШЕНИЙ.
Объект права— индивидуально-определенный
земельный участок, по поводу кот-го возникают земельные отношения. В сфере гос-ного
управления объектом земельных отношений м.б весь земельный фонд в целом, его составные
части в пределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований,
отдельные участки;
Ст.
6. Объекты земельных отношений
Объектами
земельных отношений являются:
1)
земля как природный объект и природный ресурс;
2)
земельные участки;
3)
части ЗУ.
Земельный
участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в т.ч почвенный
слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Земельный
участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, кот-й
м.б. разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный
земельный участок, разрешенное использование кот-го может осущ-ся без перевода его
в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных ФЗ-ми.
Ст.
5. Участники земельных отношений : гр-не(физ.лица), юр-кие лица, РФ, субъекты РФ,
муниципальные образования.
2.
Права иностранных гр-н, лиц без гражданства и иностранных юр-х лиц на приобретение
в собственность ЗУ определяются в соот-вии с ЗК, ФЗ-ми.
3.
Для целей ЗК используются следующие понятия и определения:
собственники
ЗУ - лица, являющиеся собственниками ЗУ;
землепользователи
- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного)
пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы
- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого
владения;
арендаторы
ЗУ - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору
субаренды;
обладатели
сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками
(сервитут).
4 НОРМЫ ЗП.
Ст.
2. Земельное законод-во
1.
Земельное законод-во в соот-вии с Конституцией РФнаходится в совместном ведении
РФи субъектов РФ. Земельное законод-во состоит из ЗК, ФЗ-ов и принимаемых в соот-вии
с ними законов субъектов РФ. Нормы ЗП, содержащиеся в других ФЗ-нах, законах субъектов
РФ, должны соот-вать ЗК.
Земельные
отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, кот-е не должны противоречить
ЗК, ФЗ-нам.
2.
Правительство РФпринимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах
полномочий, определенных ЗК, ФЗ-ми, а также указами Президента РФ, регулирующими
земельные отношения.
3.
На основании и во исполнение ЗК,ФЗ-в, иных нормативных правовых актов РФ, законов
субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФв пределах своих полномочий
могут издавать акты, содержащие нормы ЗП.
4.
На основании и во исполнение ЗК, ФЗ-нов, иных н.п.а РФ, законов и иных н.п.а субъектов
РФ ОМС в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы ЗП.
Среди всех законов есть
основной- Конституция России, предусматривающая основы конституцион. строя,права
и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы гос-ва,
законодат-ых, исполнительных и судебных органов власти, явл-ихся самостоятельными,
и ОМС. Конституц-ые положения явл. отправными для других отраслей права, в том числе
для земельного. При этом нормы Конституции можно условно разбить на 2 большие группы:
1- непосредственно посвященная земельным отношениям,2-непосредственно участвующая
в регулировании земельных отношений. Закон- это нормативн. акт, принимаемый в особом
порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
В Законе содержатся юр-кие нормы- общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное
кол-во случаев применения. Закону должны подчиняться все остальные правовые акты-
как нормативные, так и индивидуальные, поэтому все остальные акты и называются подзаконными.
Законы могут приниматься только высшими представительными (законодательными) органами
РФ и ее субъектов либо всенародным голосованием. Этим обуславливается верховенство
закона над остальными актами, кот-е не могут противоречить закону.
Земельные отношения по своей
юр.силе могут быть подразделены на :законы и подзаконные акты.
В строго юр.значении закон – это нормативный акт, который принят
в особом порядке высшим представительным органом гос. власти–федер. собранием (совет
федерации и гос.дума).
Источники: 1)законы: конституционные—(конституция
РФ, конституция республик РФ); обыкновенные (законы РФ, ЗК РФ, ЗК республик); 2)подзаконные
акты: указы президента, постановление и распоряжение правительства, постановление
и распоряжение ведомств.
Также используются нормы гражданского, адм-го и др.отраслей.
Конституция основной и важный источник отрасли права
гос-ва.
СтРФ—земля и др. прир. ресурсы
используются и охраняются как основы жизни и деятельности народов проживающих на
территории РФ.
Земля может находится в частной,
гос-ной, муницип-й собственности
Ст36 Собственники владеют, пользуются
и распоряжаются землей свободно, если это не наносит ущерба окр. среде и не нарушает
прав и интересов других лиц.
Ст72 ЗП находится в совместном
ведении РФ и ее субъектов, т.е. субъекты РФ могут не ожидая издания фед.закона издавать
свои собственные земельные законы. Но если будет издан по этим же вопросам фед.закон,
то закон субъекта приводится в соответствии с фед.законом.
Также важным источником зем.права
являются конституция республик, принимаются на основе К РФ и не должны ей противоречить,
учитываются национальные и местные особенности нар.хоз и культуры каждой республики.
ФЗ: 1)фз.РФ о плате за землю
2) фз о праве граждан на получение в частную собственность и продажу з.у. для ведения
лпх ,садоводсва,дачного,инд.строительства 3) фз. О кфх 4) фз о гос.регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним 5) фз. О гос.регулировании обеспечения плодородия
земель с.х. назначения
Указы президента РФ: 1) о неотложных
мерах по осуществлению зем.реформы 2) о регулировании зем.отнош. и развития аграрной
реформы 3) о реорганизации конституционных прав граждан на землю
Постановления правительства –1)
об утверждения положения о гос.контроле за использованием и охраной зем.ресурсов
РФ 2) об инвентаризации земель.
5 ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
Земельные правоотношения – это
отношения в сфере использования и охраны земли, урегулированные нормами земельного
и смежных с ним отраслей права. Земельные правоотношения могут быть классифицированы
по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам земельных правоотношений,
объектам и др. Большое теоретическое и практическое значение имеет классификация
земельных правоотношений по их объектам. По данному основанию земельные правоотношения
могут быть классифицированы на правоотношения в сферах: использования и охраны земель
сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта,
связи, радиовещания и др. Характеру и особенностям земельных правоотношений по поводу
различных категорий земель посвящена Особенная часть учебной дисциплины «ЗП».
Понятие и содержание земельных
правоотношений.
По поводу распределения, использования
и охраны земель между органами власти, организациями и частными лицами складываются
определенные отношения, кот-е регулируются нормами ЗП. Тем самым возникают земельные
правоотношения.
Структуре земельных правоотношений
как и иным правоотношениям, присуще наличие нескольких элементов:
1) норма права, которой необходимо
руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;
2) субъекты права, т. е. участники
земельных отношений;
3) объект права— индивидуально-определенный
земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения. В сфере гос-го
управления объектом земельных отношений м.б весь земельный фонд в целом, его составные
части в пределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований,
отдельные участки;
4) содержание земельных правоотношений,
т. е. права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии
с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.
При этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений.
Ст.
3. Отношения, регулируемые земельным законод-вом 1. Земельное законод-во регулирует
отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности
народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
2.
К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных
ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий
и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов
РФприменяются соответственно законод-во о недрах, лесное, водное законод-во, законод-во
о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охр окр
среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях
и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные ФЗ-ны.
К
земельным отношениям нормы указанных отраслей законод-ва применяются, если эти отношения
не урегулированы земельным законод-вом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|