МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине

    p>Схема 1. Классификация отношений несостоятельности по характеру правоотношений
    Имущественные отношения разделяются на два вида: основные и обеспечительные.
    Основные — это такие отношения, где сосредоточены денежные требования кредиторов как объект института несостоятельности. Денежные требования составляют основу имущественных отношений, и главная задача института несостоятельности направлена на то, чтобы такие требования были погашены или урегулированы.
    Обеспечительные отношения нацелены на создание благоприятных условий, которые способствуют реализации имущественных отношений.
    Основные имущественные отношения можно классифицировать по трем видам:
    . установлению долга;
    . урегулированию долга;
    . погашению долга.
    Дадим более подробную характеристику этих видов.
    Отношения по установлению долга состоят в том, что все денежные требования кредиторов, независимо от того, были ли по ним решения юрисдикционных органов, признаны ли они в претензионном порядке, оспариваются ли должником или нет, подлежат установлению (признанию) судом.
    Суть отношений по урегулированию долга состоит в достижении согласия между кредиторами и должником о порядке и сроках погашения денежных требований в рамках дела о банкротстве или по его окончанию. Итоги соглашений закрепляются в плане санации или мировом соглашении.
    Отношения по погашению долга уже направлены на решение главной цели — оплату (погашение) денежных требований. Эти отношения являются уже реализацией плана санации, мирового соглашения или ликвидационной процедуры. От того, как осуществляются первые два вида отношений, будет зависеть и эффективность отношений по погашению долга. Закон предусматривает целый арсенал средств для погашения денежных требований.
    Здесь практически снимаются все ограничения на погашение долга, в том числе налогового. В данной ситуации денежные требования могут погашаться соглашением сторон: новацией, отступным, обменом долгов на акции, уступкой требований, переводом долга и т.д.
    Обеспечительные имущественные отношения делятся на такие виды:
    . по введению моратория на удовлетворение денежных требований кредиторов;
    . по реорганизации или ликвидации должника;
    . по отказу от невыгодных длящихся договоров должника;
    . по признанию недействительными заинтересованных сделок должника.
    Как видно из приведенной классификации, указанные отношения возникают в результате использования традиционных методов с целью сохранения и пополнения ликвидационной массы, устранения негативных правовых последствий, совершенных должником и приведших к процедуре банкротства.
    Введение моратория на удовлетворение денежных требований кредиторов предполагает запрет на самостоятельное погашение должником задолженности перед кредиторами. Погашение денежных требований кредиторов осуществляется в рамках процедуры банкротства. Штрафные санкции на такую задолженность в период действия моратория не начисляются.
    Реорганизация и ликвидация должника после возбуждения дела о банкротстве осуществляется в порядке, установленном Законом. Это возможно в процедурах санации, ликвидации и мирового соглашения. Но никоим образом единолично органами управления должника.
    Отказ от длящихся договоров и признание недействительными заинтересованных сделок должника осуществляются по специальным основаниям, указанным исключительно в Законе. Конечно, в этом случае подрывается стабильность, незыблемость договоров, но это крайняя мера для достижения главной цели — обеспечение реализации основных имущественных требований.
    Имущественные отношения также делятся на два вида: реабилитационные
    (восстановительные) и ликвидационные.
    Реабилитационные (восстановительные) — это такие отношения, которые регулируют процесс восстановления платежеспособности должника с использованием специальных мер, ставящих своей целью сохранение хозяйствующего субъекта и полное или частичное погашение требований кредиторов.
    Основной целью реабилитационных отношений является восстановление платежеспособности должника. Они устраняют все препятствия, мешающие полноценной платежеспособности, выбирают специальные меры для их реализации.
    Прежняя редакция Закона использовала ликвидационные имущественные отношения как продолжение исполнительного производства по судебным решениям. В настоящее время преобладает приоритет реабилитационных отношений над ликвидационными в случае возможности восстановления платежеспособности должника, в том числе за счет хозяйственной деятельности предприятия.
    Если реабилитационные отношения не привели к искомому результату, то возникают ликвидационные, направленные на ликвидацию хозяйствующего субъекта, прекращение его предпринимательской деятельности и реализацию
    (распродажу) имущественных активов с целью организованного погашения требований кредиторов. Ликвидационные отношения возникают как крайняя мера, если другие возможности погашения (урегулирования) долга кредиторам уже исчерпаны. Ликвидационными отношениями регулируется порядок и последствия признания должника банкротом, формирование и реализация ликвидационной массы, проведение расчетов с кредиторами. Ликвидационные отношения заканчиваются, как правило, ликвидацией хозяйствующего субъекта как юридического лица.
    Имущественные отношения по основаниям возникновения денежных обязательств делятся на:
    . гражданско-правовые;
    . трудовые;
    . финансовые.
    В основе гражданско-правовых имущественных отношений лежит обязательство должника уплатить кредитору денежную сумму в соответствии с гражданско- правовым договором и по другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
    В трудовых имущественных отношениях основой является задолженность по заработной плате и компенсация за ее задержку.
    Финансовые имущественные отношения содержат обязательства по оплате налогов и сборов.
    В институте несостоятельности имеют место неимущественные отношения, возникающие при управлении (руководстве) имущественными отношениями. Такие отношения можно назвать организационными.
    Организационные отношения в институте несостоятельности бывают трех видов:
    . самоуправленческие;
    . контрольные;
    . процедурные.
    Самоуправленческие возникают путем образования представительного органа кредиторов — общего собрания (комитета) кредиторов. Институт несостоятельности характеризуется наличием огромного числа кредиторов, все интересы которых должен представлять специальный уполномоченный орган. В
    Законе указывается на два таких органа — общее собрание и комитет кредиторов. Общее собрание только формирует численный и персональный состав комитета кредиторов. Остальные вопросы, связанные с реализацией правосубъектности кредиторов, решает комитет кредиторов. Индивидуальные кредиторы не могут самостоятельно реализовать свои имущественные права.
    Только мнение комитета кредиторов учитывается хозяйственным судом при принятии того или иного решения. Комитет кредиторов представляет общий интерес большинства кредиторов. Здесь отсутствует принцип консенсуса, то есть согласия всех кредиторов. Несмотря на то, что комитет кредиторов выражает интересы всех кредиторов, решения принимаются большинством голосов не всех кредиторов, а только членов комитета кредиторов. Вместе с тем Закон обязывает учитывать мнение меньшинства в случае, когда принимается решение о заключении мирового соглашения, где возможны варианты отсрочки, прощения долга. В такой ситуации условия меньшинства не должны быть хуже, чем условия большинства кредиторов (ст.36 п.3 Закона). Через комитет кредиторов частный интерес отдельного индивида (кредитора) становится общим
    (публичным) интересом. Путем различного механизма принятия решений комитет кредиторов разрешает конфликт интересов среди самих кредиторов, и, как следствие, общность кредиторов имеет только одно мнение. Иными словами, комитет кредиторов управляет (руководит) кредиторами на основе Закона. Все кредиторы, даже если они не согласны с мнением большинства, обязаны подчиниться мнению комитета кредиторов.
    Сам комитет кредиторов обладает определенными властными функциями в институте несостоятельности. Прежде всего, комитет кредиторов дает согласие арбитражному управляющему на совершение существенных сделок или заинтересованных сделок на изменение порядка реализации имущества в ликвидационной процедуре. Именно комитет кредиторов путем обязательных для суда ходатайств предлагает кандидатуры арбитражных управляющих. Выбор конкретной судебной процедуры — санации, ликвидации или мирового соглашения
    — осуществляется комитетом кредиторов. Иными словами, комитет кредиторов частично выполняет функции собственника хозяйствующего субъекта и должника.
    Все эти функции закреплены в Законе.
    Комитет кредиторов участвует в выборе такого субъекта института несостоятельности, как арбитражный управляющий. Хозяйственный суд только оценивает кандидатуру арбитражного управляющего на предмет соответствия формальным требованиям Закона и назначает на должность. Таким образом, арбитражный управляющий по своей сути остается представителем комитета кредиторов. Функции арбитражного управляющего совпадают с аналогичными функциями руководителя должника и собственника. В процедуре распоряжения имуществом арбитражный управляющий дает согласие руководителю должника на совершение ряда сделок. В процедурах санации и ликвидации функции собственника (органов управления) и руководителя должника прекращаются и сосредоточиваются в одних руках — у арбитражного управляющего. Так, арбитражный управляющий в процедуре санации вправе самостоятельно заключать договора, принимать решения о реорганизации хозяйствующего субъекта, об обмене долгов на акции. Единственное условие, которое необходимо при этом соблюдать, — все мероприятия управляющего санацией должны быть закреплены в плане санации. Однако осуществление функций собственника (органа, уполномоченного управлять имуществом) арбитражным управляющим носит временный характер — до окончания соответствующей судебной процедуры или дела о банкротстве.
    Таким образом, арбитражный управляющий в институте несостоятельности — это орган временного руководства должника и его действия являются реализацией организационных правоотношений.
    Контрольные отношения как разновидность организационных имеют свою особенность. В процедуре распоряжения имуществом контроль и надзор за имущественными действиями должника осуществляет распорядитель имущества. Он следит за имущественно-финансовым состоянием должника и доводит до сведения комитету кредиторов и хозяйственному суду. В процедурах санации и ликвидации арбитражный управляющий уже не выполняет контрольные функции, так как сам выступает органом управления должника.
    Комитет кредиторов осуществляет контроль за имуществом должника и арбитражным управляющим. Так, управляющий санацией ежеквартально отчитывается перед комитетом кредиторов (ст. 18 п.7 Закона), а в дальнейшем представляет на одобрение общего собрания письменный отчет (ст.21 п.1
    Закона).
    В ликвидационной процедуре ликвидатор уже ежемесячно представляет отчет комитету кредиторов о своей деятельности, информацию о финансовом положении и имуществе должника (ст.30 п. 11 Закона). Если руководитель должника или управляющий санацией, ликвидатор, ненадлежащим образом исполняет свои обязанности в части сохранности имущества или нарушает законодательство, то комитет кредиторов может ходатайствовать перед хозяйственным судом о прекращении полномочий указанных лиц (ст. 13 п.6; ст.27 п.6 Закона).
    Государственный орган по вопросам банкротства также осуществляет контролирующие функции. Так, ликвидатор обязан по требованию госоргана по вопросам банкротства предоставлять необходимые сведения в отношении проведения ликвидационной процедуры (ст.30 п. 12 Закона).
    Если арбитражный управляющий в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих полномочий причинит убытки должнику или кредиторам и этот факт будет установлен хозяйственным судом, то госорган по вопросам банкротства может лишить такое лицо лицензии (ст. 12 п.6 Закона).
    Контрольные отношения возникают и у хозяйственного суда. Им осуществляется контроль за соблюдением законодательства всеми участниками института несостоятельности. Контроль суда осуществляется путем установления
    (признания) денежных требований кредиторов, назначения на должность арбитражного управляющего, утверждения плана санации, отчетов управляющего санацией и ликвидатора, мирового соглашения. Если процессуальные документы участников института несостоятельности не соответствуют требованиям законодательства, то суд их не утверждает.
    В то же время суд может потребовать предоставления информации о финансово- имущественном состоянии должника у арбитражного управляющего или может назначить экспертизу (ст. 11 п.7; ст. 13 п.9; ст.30 п. 12 Закона). Кроме того, суд рассматривает жалобы на действия участников ликвидационной процедуры (ст.24 п.9), а также на работу арбитражного управляющего (ст. 17 п.8; ст.27 п.6; ст.30 п. 13 Закона). Если арбитражный управляющий ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, то суд вправе прекратить его полномочия.
    К сожалению, хозяйственный суд не может прекращать полномочия комитета кредиторов или отменять его решения, если представительный орган не соблюдает требования Закона. В случае обнаружения нарушений Закона при принятии решения комитетом кредиторов суд может не принять во внимание ходатайство, решения комитета и провести вновь все необходимые мероприятия в соответствии с требованиями Закона.
    Процедурные отношения представляют собой порядок рассмотрения дела о банкротстве в суде. Такие отношения несут на себе процессуально-правовую нагрузку. К процедурным следует отнести отношения, определяющие порядок инициирования дела о банкротстве, назначения арбитражных управляющих, порядок предъявления и признания денежных требований кредиторов, введения судебных процедур (распоряжения имуществом, санации, ликвидации, мирового соглашения), порядок погашения денежных требований кредиторов и обжалований судебных актов и др. Процедурные отношения закрепляют порядок реализации имущественных отношений несостоятельности.
    Через процедурные отношения возникают, изменяются и прекращаются имущественные отношения. Если процедурные отношения возникают с момента подачи заявления кредитором или должником о возбуждении дела о банкротстве, то имущественные отношения являются следствием (наступают) вынесении хозяйственным судом определения о возбуждении дела о банкротстве. Именно процессуальный акт "дает жизнь" имущественным отношениям. И, как справедливо заметил Г.Ф. Шершеневич, "в дальнейшем развитии конкурсного производства материальные положения тесно переплетаются с формальными и создают общую неразрывную систему".
    По субъектному составу отношения несостоятельности квалифицируются на горизонтальные и вертикальные (схема 1.1.2). Горизонтальные отношения возникают между кредитором и должником. Если кредитором может быть любое физическое или юридическое лицо, то должником — только субъект предпринимательской деятельности. Отношения между кредитором и должником строятся в двух плоскостях.

    Схема 1.1.2. Классификация отношений несостоятельности по субъектному составу
    В первой плоскости отношений лежит основное (несостоятельное) обязательство. В таких отношениях кредитор ущемляется в правах. Его требования подлежат удовлетворению в порядке, определенном Законом. На все время процедуры банкротства на требования кредиторов не начисляется неустойка (штраф, пеня) и убытки. Длящиеся договора кредиторов могут быть в одностороннем порядке расторгнуты, а сделки, где имеется заинтересованность, — признаны недействительными. С другой стороны, должник не вправе самостоятельно погашать денежные требования кредиторов, осуществлять сделки. Однако должник меньше ущемляется в своих имущественных правах, чем кредиторы. Следовательно, по горизонтальным отношениям по основному (несостоятельному) обязательству отсутствует равенство сторон: кредитора и должника.
    Во второй плоскости отношений лежит текущее обязательство между кредитором и должником, которое возникло после возбуждения дела о банкротстве. Следует иметь в виду, что в период производства по делу о банкротстве должнику разрешается осуществлять хозяйственную деятельность до признания его банкротом. Закон устанавливает некоторые ограничения, касающиеся, в частности, вида и размера, суммы договора (ст. 13 п. 13 Закона), где требуется согласование с распорядителем имущества. Отношения между кредитором и должником по текущим обязательствам строятся на равенстве сторон. Однако после признания должника банкротом текущее обязательство попадает в разряд основного (несостоятельного) и тогда права сторон становятся неравными.
    Вертикальные отношения возникают между участниками дела о банкротстве и сторонами по делу. Это собственник имущества должника (орган, уполномоченный управлять имуществом), инвестор, трудовой коллектив, арбитражный управляющий, специальный центральный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, комитет кредиторов, хозяйственный суд. Отношения по вертикали характеризуются многовекторностью и многоступенчатостью. Через отношения по вертикали происходит перераспределение полномочий должника, собственника и кредитора. Так, одна часть полномочий собственника и должника сосредоточивается в руках арбитражного управляющего, а другая — у комитета кредиторов. Ущемляя кредитора в имущественных правах в отношениях по горизонтали, законодатель компенсирует ему права по вертикали, опосредованно через комитет кредиторов влияя на ход и движение судебных процедур. Вертикальные отношения руководят горизонтальными, принимая обязательные решения в виде ходатайств, согласований, определений суда. Здесь сочетаются три вида интересов: частный (индивидуальный), общий и государственный. Благодаря вертикальным отношениям достигается баланс интересов: индивида, сообщества и государства.
    Ступенчатость вертикальных отношений зависит от вида участника и объема его полномочий, то есть способности влиять на горизонтальные отношения.
    Первая ступень: собственник имущества, инвестор, трудовой коллектив.
    Вторая ступень: специальный центральный орган исполнительной власти
    (министерство и ведомство), орган местного самоуправления, государственный орган по вопросам банкротства.
    Третья ступень: арбитражный управляющий.
    Четвертая ступень: комитет кредиторов.
    Пятая ступень: хозяйственный суд.
    Ступенчатость в вертикальных отношениях предполагает различный объем полномочий в части влияния на горизонтальные отношения. Что же касается многовекторности, то такой фактор охватывает полярность интересов. Поэтому вертикальные отношения построены таким образом, что в случае конфликта интересов между отдельными кредиторами (частный интерес) вступает в силу общий интерес посредством комитета кредиторов. Конфликт интересов между комитетом кредиторов и обществом может привести к экономическим, социальным, демографическим и даже природным последствиям. В подобном случае начинает действовать государственный интерес. В целом вертикальные отношения призваны обеспечивать главную задачу — реализацию горизонтальных отношений в целях восстановления платежеспособности должника и сохранения хозяйствующего субъекта. Восстановив платежеспособность, должник погашает все долги кредиторам и, следовательно, хозяйственные отношения вновь приобретут устойчивый характер.
    Таким образом, за счет противовеса в интересах участников института несостоятельности можно достичь важного баланса для достижения главной цели. Вертикальные и горизонтальные отношения составляют единое целое отношений несостоятельности. Между ними всегда имеется неразрывная связь.
    Это не механическое соединение, а единое звено отношений, призванных восстановить платежеспособность хозяйствующих субъектов.
    Представление о предмете хозяйственного права в период становления рыночной экономики должно видоизмениться. Ведь все выводы о природе хозяйственных отношений были сделаны во времена планового хозяйства бывшего СССР. В этой связи очень интересен анализ хозяйственных отношений, проведенный российским профессором В.С. Мартемьяновым. Им разделены такие отношения на три группы.
    Первую группу представляют предпринимательские отношения, то есть хозяйственная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли.
    Вторая группа отношений не связана с извлечением прибыли. В частности, такой является вся хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью.
    Третью группу отношений составляет государство, которое, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, реализует и контролирует ее.
    По мнению В.С. Мартемьянова, хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанных с ними, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
    Поэтому прав В.К. Мамутов, утверждая, что правовое регулирование хозяйствования, хозяйственной деятельности, не сводится к регулированию предпринимательства. Предпринимательство — один из видов хозяйствования.
    Отношения несостоятельности не преследуют своей целью получение прибыли.
    Они направлены на восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта путем применения специальных реабилитационных процедур и принудительной ликвидации его имущества при невозможности сохранить предприятие с целью полного или частичного удовлетворения денежных требований кредиторов.
    Отношения несостоятельности носят временный характер, возникая с момента возбуждения дела о банкротстве хозяйствующего субъекта и заканчиваясь прекращением процедуры банкротства. Такие отношения вытекают из хозяйственной деятельности, то есть профессиональной деятельности по производству товаров (работ, услуг) для рынка. Иными словами, отношения несостоятельности сопутствуют хозяйственным и тесно связаны с ними. Без отношений несостоятельности не могут развиваться хозяйственные. Через отношения несостоятельности происходит "лечение" финансово неплатежеспособных хозяйствующих субъектов, оказавшихся в таком состоянии вследствие неудовлетворительной хозяйственной деятельности по производству товаров (работ, услуг). Потому здесь должно быть единство хозяйственных отношений и отношений несостоятельности. И как справедливо заметил В.С.
    Мартемьянов, в рыночной экономике все эти процессы должны развиваться в едином ключе, по единым нормам, охватывающим все стороны деятельности товаропроизводителей. Обеспечить такое единство регулирования в состоянии только отрасль хозяйственного права, имеющая инструментарий воздействия как на производство, так и на все иные связанные с ним процессы.
    Таким образом, отношения несостоятельности — это тесно связанные с хозяйственными отношения, входящие в предмет правового регулирования хозяйственного права.
    В то же время отношения несостоятельности обладают относительной самостоятельностью, обладая собственными признаками, позволяющими ограничивать их от общественных отношений смежных отраслей права, что позволяет вывести понятие собственного предмета правового регулирования.
    Отношения несостоятельности следует ограничивать от других отраслей права: гражданского, административного, трудового, финансового, хозяйственного процесса, исполнительного производства.
    От имущественных отношений, составляющих предмет гражданского права, отношения несостоятельности отличаются тем, что в них отсутствует равенство в правах участников отношений.
    Отношения несостоятельности возникают вследствие предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта, а гражданско-правовые — из потребительского оборота. Если гражданское право направлено на частный имущественный интерес индивида, то отношения несостоятельности регулируют общественный интерес сообщества индивидов.
    В то же время ряд положений гражданского права используется в институте несостоятельности: сделки, неустойки, убытки, прекращение обязательств и т.д.
    От административно-правовых отношений отношения несостоятельности отличаются тем, что органы государства участвуют в них не на основе исполнительно-распорядительной деятельности, а как участники производства по делу о банкротстве, на основе компетенции, определяемой Законом. Здесь используются рычаги хозяйственного и экономического свойства: заключение договора поручительства с комитетом кредиторов, обеспечение безопасных условий при ликвидации хозяйствующего субъекта и т.д.
    От трудовых отношений отношения несостоятельности отличаются тем, что они воздействуют не на отдельных лиц, нанявшихся на работу с подчинением правилам трудового распорядка, режиму работы, а на трудовой коллектив, когда речь идет об этом в Законе: о приоритетном праве трудового коллектива на передачу ему в аренду государственного предприятия-должника; об участии в деле о банкротстве представителя трудового коллектива; об очередности удовлетворения требований по заработной плате и т.д. К сожалению, правосубъектность трудовых коллективов хозяйствующих субъектов-должников в отношениях несостоятельности Законом не регламентирована.
    От финансового права отношения несостоятельности отличаются тем, что урегулирование с бюджетом задолженности осуществляется по специальным правилам, установленным Законом. Это заключение мирового соглашения, прекращение обязательств по соглашению сторон и т.д.
    От хозяйственного процесса отношения несостоятельности, несмотря на то что в ряде отношений применяются нормы хозяйственного процессуального кодекса
    (судебные расходы, отвод судьи, представительство, обжалование судебных актов и др.), отличаются по внутреннему содержанию тем, что задача суда состоит не в разрешении спора по существу, а в осуществлении контроля над участниками производства по делу о банкротстве. Путем признания денежных требований кредиторов, удовлетворения ходатайств, назначения арбитражного управляющего, утверждения отчетов хозяйственный суд лишь оценивает действия его участников на предмет соответствия законодательству. Все вопросы, связанные с урегулированием проблем погашения денежных требований кредиторов, в том числе путем реабилитационных или ликвидационных мероприятий, осуществляются участниками отношений самостоятельно.
    От исполнительного производства отношения несостоятельности в части ликвидационной процедуры отличаются тем, что:
    . объектом ликвидационной процедуры является не отдельное имущество или его часть, а все имущество банкрота, именуемое как ликвидационная масса;
    . удовлетворению подлежат денежные требования не только кредиторов, имеющих судебные решения, но и требования, признанные хозяйственным судом в производстве по делу о банкротстве;
    . в ликвидационной процедуре ликвидатор принимает меры к формированию ликвидационной массы: поиск, выявление, возврат имущества банкрота, которое находится у третьих лиц, а также предъявление требований по возврату дебиторской задолженности; осуществляет инвентаризацию, охрану, оценку и реализацию имущества. Такие действия ликвидатора не входят в компетенцию исполнительного производства.
    Если реализация имущества банкрота и удовлетворение требований кредиторов осуществляется арбитражным управляющим, субъектом предпринимательской деятельности, под контролем комитета кредиторов, то в исполнительном производстве действует государственная исполнительная служба в лице государственного исполнителя.
    В исполнительном производстве затрагиваются имущественные права только тех кредиторов (взыскателей), в отношении которых имеются на исполнении решения юрисдикционных органов. Что же касается отношений несостоятельности, то они охватывают денежные обязательства всех кредиторов должника и даже тех, кто не обратился в суд.
    Таким образом, отношения несостоятельности обладают следующими признаками: во-первых, отношения несостоятельности по содержанию являются экономическими, а по форме — волевыми; во-вторых, они складываются вследствие неплатежеспособности хозяйствующего субъекта из-за неудовлетворительных результатов хозяйственной деятельности; в-третьих, отношения несостоятельности возникают и прекращаются на основе судебного акта; в-четвертых, по характеру отношений они являются имущественными и организационными; по субъектному составу — горизонтальными и вертикальными; в-пятых, они направлены на восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта с применением реабилитационных мер через судебные процедуры, а в случае невозможности — используя ликвидацию имущества с целью полного или частичного удовлетворения требований кредиторов; в-шестых, отношения несостоятельности тесно связаны с хозяйственными отношениями и входят в предмет хозяйственного права; в-седьмых, отношения несостоятельности обладают относительной самостоятельностью и могут отграничиваться от отношений смежных отраслей права: гражданского, административного, финансового, трудового, хозяйственно-процессуального, исполнительного производства.
    Исходя из приведенного анализа отношений, можно сформулировать понятие отношений несостоятельности, входящих в предмет хозяйственного права:
    Отношения несостоятельности — это отношения, возникающие в связи с неплатежеспособностью хозяйствующего субъекта как результат его хозяйственной деятельности, направленные на применение судебных реабилитационных мер с щелью восстановления его платежеспособности, а при невозможности — на принудительную ликвидацию.
    2. Принципы отношений несостоятельности (банкротства)
    Слово "принцип" происходит от латинского "principium", что означает
    "основа" или "начало".
    В юридической науке под принципами права понимаются такие начала, отправные идеи его бытия, которые выражают важнейшие закономерности и устои данной общественно-экономической формации, являются однопорядковыми с сущностью права и составляют его главное содержание, обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью: соответствуют объективной необходимости упрочения господствующего способа производства. Принципы права, как справедливо заметил Л.С. Явич, вносят единообразие во всю систему юридических норм и придают глубокое единство правовому регулированию общественных отношений, цементируют все компоненты юридической надстройки.
    Действительно, посредством принципов, по мнению С.С. Алексеева, аккумулируются, собираются воедино, кристаллизуются характерные черты права той или иной общественно-экономической формации.
    Несмотря на то что понятия принципов права были сформулированы указанными авторами в эпоху социалистического строя, эти идеи не потеряли свою актуальность и сегодня.
    В зависимости от того, распространяются ли принципы права на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права, принципы разделяют на общие (гуманизма, законности, равноправия и т.п.), межотраслевые (охватывающие смежные отрасли), отраслевые
    (распространяющиеся на конкретные отрасли права).
    Принципы права закрепляются либо прямо в законодательных актах (статьях, преамбулах законов), либо непосредственно вытекают из содержания правовых норм.
    К сожалению, в Законе прямо не выделены принципы несостоятельности, что значительно снижает единство нормативного акта.
    В этой связи следует сказать об отраслевой принадлежности принципов отношений несостоятельности. Причем отраслевые принципы права распространяются лишь на конкретные отрасли права. Это своего рода фундамент, каркас, на котором держатся все нормы отрасли.
    В отношениях несостоятельности есть свои специфические принципы, на основе которых крепятся и функционируют нормы Закона.
    В.В. Джунь приводит такие принципы института несостоятельности — конкурсный иммунитет и обязательность решений большинства кредиторов. По его мнению, суть конкурсного иммунитета состоит в том, что каждый из кредиторов не имеет права удовлетворить свои требования к должнику иначе, как в пределах уже открытого производства по делу о несостоятельности. Что же касается обязательности решений большинства кредиторов, то, по мнению автора, этот принцип при использовании реорганизационной процедуры не ущемляет права меньшинства, не согласных с этим решением, при условии, если механизм реорганизационной процедуры обеспечивает одинаковое в пропорциональном отношении удовлетворение требований всей совокупности кредиторов.
    Приведенные В.В. Джунем принципы, на наш взгляд, являются элементами механизма финансового оздоровления должника. Если занять такую позицию, то можно посчитать принципами все элементы механизма финансового оздоровления: мораторий, меры по обеспечению сохранности имущества, "отсев" кредиторов, ограничение должника в части распоряжения имуществом и др. Поэтому конкурсный иммунитет и обязательность решений большинства кредиторов — это отдельные черты принципов отношений несостоятельности.
    Р.Г. Афанасьев, ссылаясь на В.П. Астахова, выделяет такие принципы процедуры банкротства:
    . предоставление возможности частным должникам возобновить свою деятельность;
    . введение системы безопасных мер в случае банкротства и экономического спада;
    . создание системы мер по возрождению бизнеса;
    . создание механизма регулирования финансовых дел должника, честно исполняющего свои обязанности, с целью возможного оздоровления их предприятий без закрытия бизнеса;
    . охрана правовой и административной структур от возможностей ускоренного процесса разрушения предприятия и появления споров;
    . сохранение перспективы предприятий, которые имеют финансовые трудности, в случаях, если это возможно и экономически выгодно;
    . создание механизмов, которые в случае ликвидации предприятий-банкротов позволяют репрезентовать и надежно защитить интересы всех участников системы банкротства, а также справедливо распределить активы (конкурсную массу) должника.
    На наш взгляд, приведенные Р.Г. Афанасьевым принципы отношений несостоятельности не являются таковыми. Прежде всего, они не отражают глубину отношений несостоятельности. Более правильным было бы назвать их чертами принципов. Сами идеи, основы отношений несостоятельности являются более широкими как по смыслу, так и по содержанию и охватывают практически все нормы Закона. Принципы должны отражать не только внутреннюю структуру отношений несостоятельности, но и процесс их применения. Такими, на наш взгляд, могут быть принципы:
    . приоритет Закона перед другими нормативными актами;
    . сохранение хозяйствующего субъекта при возможности восстановить его платежеспособность;
    . ликвидация имущества должника при невозможности сохранения предприятия с целью справедливого и организованного погашения требований кредиторов;
    . государственное регулирование отношений несостоятельности.
    Перечисленные принципы более четко характеризуют сущность отношений несостоятельности и выступают в роли каркаса, на котором держатся все нормы
    Закона. Несмотря на то что они отражаются в правовых нормах, их закрепление в Законе в виде отдельной статьи способствовало бы эффективности отношений несостоятельности.
    Разберем содержание принципов более подробно.
    Принцип приоритета Закона перед другими нормативными актами.
    Введение процедуры банкротства предполагает регулирование правоотношений должника с другими субъектами специальным законодательным актом — Законом.
    Все остальные нормы других нормативных актов, например, гражданского права, хозяйственного и гражданско-процессуального действуют лишь в определенной части при условии упоминания об этом в самом Законе, то есть субсидиарно.
    Процедура банкротства представляет собой особый правовой режим, направленный на восстановление платежеспособности должника с использованием специальных средств, требующих особой нормативной регламентации. Статус неплатежеспособного хозяйствующего субъекта как неполноценного участника гражданских правоотношений вызывает необходимость установления специальных норм, которые позволяют, с одной стороны, за счет реабилитационных процедур восстановить его статус, а с другой — ликвидироваться, чтобы справедливо и организованно погасить требования кредиторов.
    Неплатежеспособность — это фактор, указывающий на невозможность исполнять денежные обязательства. Она не дает должнику возможности быть полноправным участником правоотношений.
    Сохранение в полном объеме правового статуса должника и действие всех норм права приведет к неорганизованной ликвидации должника, в результате которой пострадают не столько интересы должника, сколько интересы самих кредиторов.
    Представим ситуацию, когда отсутствует очередность кредиторов, мораторий, меры по обеспечению сохранности имущества. От имущества должника ничего не останется. За бесценок уйдет все имущество, не удовлетворив даже требования работников предприятия как самых уязвимых кредиторов. Следовательно, нужен особый правовой режим, который должен возникать с момента возбуждения дела о банкротстве и заканчиваться прекращением процедуры банкротства. Суть режима состоит в различного рода ограничениях, изъятиях из общих норм в части самостоятельного распоряжения имуществом, совершении ряда сделок по ним и применении специальных реабилитационных (восстановительных) процедур к хозяйствующему субъекту. В отношении кредиторов ограничения касаются лишь в части погашения их денежных требований. Все субъекты, вступая в правоотношения с субъектом банкротства, должны учитывать его особый статус и специальное законодательство, которое регулирует все взаимоотношения с ним. Действия таких субъектов, совершенные без учета особого статуса должника, не должны влечь правомерные правовые последствия.
    Хозяйственый суд, рассматривающий дело о банкротстве, является приоритетным перед другими юрисдикционными и правоохранительными органами. Если хозяйственным судом вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов или должник признается банкротом, то такие акты подлежат безусловному исполнению, даже если они затрагивают решения других государственных органов. Например, в случае принятия общим судом решения о наложении ареста на имущество должника такой акт автоматически перестает действовать при вынесении хозяйственным судом постановления о признании должника банкротом. Только хозяйственный суд может ограничивать должника в праве распоряжаться имуществом в процедурах санации и ликвидации. Если бы такой приоритет хозяйственного суда отсутствовал, то теряла бы смысл процедура банкротства.
    Так, общий суд при рассмотрении иска о взыскании заработной платы наложил бы арест на имущество должника, запретил бы ликвидироваться, реорганизовываться. Тогда процедура банкротства стала бы невозможной, ибо хозяйственному суду пришлось бы "ждать" довольно долго, когда исполнится решение общего суда и т.д. Следовательно, приоритет хозяйственного суда должен быть безусловным.
    Наконец, самое важное. Все последующие нормативные акты не должны противоречить Закону. Следует исходить из того, что в случае противоречия норм Закона с другими нормативными актами, принятыми после Закона, независимо от указаний в них, должны действовать нормы Закона. В противном случае процедура банкротства имела бы очень много изъянов, что значительно снижало бы эффективность Закона.
    Принцип сохранения хозяйствующего субъекта.
    Цель отношений несостоятельности — сохранение действующего целостного имущественного комплекса должника. Известно, что стоимость такого комплекса выше, чем стоимость ликвидационной массы. Так, при ликвидации должника идет полная распродажа его имущества в короткие сроки, что, естественно, сказывается на размере вырученных сумм. С другой стороны, ликвидация должника влечет увольнение работников и убытки возникают у государства в виде выплат пособий по безработице. В результате ликвидации должника экономике государства наносится ущерб, поскольку выводится из состава народного хозяйства хозяйствующий субъект, производящий совместный продукт и платящий налоги в казну.
    Поэтому государство установило приоритет в сохранении хозяйствующего субъекта при условии возможного (вероятного) восстановления его платежеспособности. В Законе для решения главной задачи предусмотрены реабилитационные (восстановительные) средства и процедуры. Такими процедурами являются санация и мировое соглашение.
    Процедуры содержат традиционные средства, позволяющие сохранить ликвидную массу, определить размер требований кредиторов, найти источник погашения задолженности и др. Все реабилитационные средства действуют комплексно, взаимно переплетаясь друг с другом, и присущи исключительно отношениям несостоятельности. Это мораторий на удовлетворение требований кредиторов, отбор (отсеивание) кредиторов, обеспечительные меры, невключение в состав денежных требований штрафных санкций, отказ от невыгодных текущих договоров, признание недействительными заинтересованных сделок и др. Все эти мероприятия подготавливают условия к замене "неэффективного" менеджмента эффективным. Для этого в Законе предусмотрено самоуправление над имуществом должника. Оно осуществляется арбитражным управляющим на основе плана санации, который содержит специальные меры: реструктуризацию предприятия, перепрофилирование производства, продажу части имущества должника, использование средств инвестора и др. В ходе таких мероприятий может изменяться и собственник хозяйствующего субъекта. Так, инвестор за счет оплаты долга кредиторам может приобрести право собственности как на имущество должника, так и на корпоративные права собственников предприятия
    (акции). Причем решение о такой замене принимает не собственник, а арбитражный управляющий.
    Сохранение хозяйствующего субъекта происходит за счет ущемления прав кредиторов и должника. Так, при моратории приостанавливается начисление пени, штрафных санкций, а денежные требования погашаются через процедуру банкротства. После публикации в газете в суд должны обратиться (под страхом потери имущественного права) все кредиторы, независимо от обеспеченности и бесспорности (наличие исполнительного документа) требований. Последующие решения кредиторов о введении судебных процедур, одобрение условий плана санации, заключение мирового соглашения принимаются не всеми кредиторами, а большинством. Должник при введении процедуры санации теряет управление над своим предприятием, а собственник, в частности, ограничивается в правах реорганизации, ликвидации и распоряжения корпоративными правами.
    Таким образом, частный интерес конкретного индивида, будь-то кредитор, должник или собственник, подчиняется общественному интересу — восстановлению платежеспособности должника, следовательно, сохранению хозяйствующего субъекта.
    Наличие разности интересов участников создает определенный конфликт интересов, который погашается за счет специальных механизмов: отсеивание кредиторов; осуществление полномочий кредиторов через представительный орган (собрание и комитет кредиторов), имеющий особый порядок проведения и принятия решений; установление очередности погашения требований и т.д.
    Наряду с ущемлением прав кредиторы получают право самоуправления над имуществом должника с целью оплаты их денежных требований. Должник и собственник ущемляются в праве управления и распоряжения имуществом, однако при наступлении определенных условий имеют право требовать его возврата.
    Это — заключение мирового соглашения, восстановление платежеспособности предприятия или погашение долга перед кредиторами. Таким образом, ограничение в субъективных правах участников процедуры банкротства носит временный характер и направлено на достижение единой задачи — восстановление платежеспособности должника (сохранение хозяйствующего субъекта).
    Ликвидация имущества должника при невозможности сохранения предприятия с целью справедливого и организованного погашения требований кредиторов.
    Если меры по финансовому оздоровлению должника не дали положительного результата, то применяется ликвидационная процедура. Ликвидация имущества должника — это крайняя мера. Она свидетельствует о признании должника банкротом и распродаже имущественных активов должника с целью погашения признанных хозяйственным судом денежных требований кредиторов. Шансов выйти из ликвидационной процедуры у должника крайне мало, но есть. Такое возможно при условии достаточности имущества на покрытие требований кредиторов и в случае заключения мирового соглашения.
    Ликвидация имущества должника осуществляется организованно, то есть в установленном Законом порядке, под руководством арбитражного управляющего.
    Организованная ликвидация предполагает:
    . выявление и формирование ликвидной массы;
    . оценку ликвидного имущества;
    . реализацию имущества на конкурентных началах;
    . минимальность расходов по сохранению и реализации имущества;
    . руководство ликвидацией арбитражным управляющим и "прозрачность" его деятельности.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.