Правовые основы рекламной деятельности
Правовые основы рекламной деятельности
Федеральное
агентство по образованию
Сочинский
Государственный Университет туризма и Курортного дела
Институт
экономики и менеджмента
Кафедра
“Менеджмента”
РЕФЕРАТ:
по
дисциплине «Хозяйственное право»
на
тему: «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Выполнила:
Коваленко
А.Н.
Сочи
2006
1. Правовое регулирование
рекламной деятельности
2. Понятие и виды рекламы
3. Понятие и виды субъектов
рекламных отношений
4. Требования, предъявляемые к
рекламе
5. Понятие и виды ненадлежащей
рекламы
6. Государственное
регулирование рекламной деятельности
7. Ответственность за
ненадлежащую рекламу
1. Правовое регулирование
рекламной деятельности
Основным
законодательным актом, который регулирует отношения, возникающие в процессе
производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон
от 18 июля 1995 г. №108-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). До введения в
действие этого Закона нормы, регулирующие рекламные отношения, были рассредоточены
в различных законодательных и подзаконных актах которые зачастую противоречили
друг другу. Фрагментарность, отсутствие системы в правовом регулировании
данного вида отношений, множество пробелов, в первую очередь по вопросам
ответственности, – все это отрицательно влияло на этот вид предпринимательской
деятельности и требовало принятия специального законодательного акта.
Действующий Закон
о рекламе ставит перед собой цели защитить субъектов от недобросовестной
конкуренции в области рекламы, предотвратить появление ненадлежащей рекламы или
предотвратить негативные последствия, которые могут быть ею вызваны.
Данный акт
является комплексным, поскольку регулирует совокупность отношений, связанных с
рекламной деятельностью. Так, Закон о рекламе определяет само понятие рекламы;
понятие, права и обязанности субъектов рекламных отношений; требования, предъявляемые
к рекламе, и ряд других вопросов.
Комплексность
Закона о рекламе проявляется и в том, что он регулирует отношения, возникающие
на товарном и финансовом рынках, а также при оказании таких специфических
услуг, как банковские, страховые и т. п.
Действие
рассматриваемого Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу.
В соответствии со
ст. 3 Закона о рекламе, законодательство РФ о рекламе состоит из данного Федерального
закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения,
возникающие в процессе производства, размещения и распространения рек ламы,
могут регулироваться также указами Президента РФ, нормативными правовыми актами
Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной
власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.
Помимо Закона о
рекламе, правила производства, размещения, распространения рекламы отдельных
видов товаров и услуг закреп лены в соответствующих специальных законодательных
актах. В качестве примера приведем Федеральные законы «О лекарственных
средствах», «О государственном регулировании производства и оборота этилового
спирта и алкогольной продукции «О наркотических средствах и психотропных
веществах», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «О рынке
ценных бумаг» и др.
Среди подзаконных
актов нужно отметить Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. З 1183 «О защите
потребителей от недобросовестной рекламы». Данный акт содержит требования к
рекламе финансовых организаций, привлекающих средства граждан и юридических лиц
(банков, страховых и инвестиционных организаций).
Определенную роль
в регулировании рекламных отношений играют акты федеральных органов исполнительной
власти. В качестве примера назовем Приказ Министерства путей сообщения РФ от 15
мая 1999 г. З 26Ц которым установлены требования к наружной рекламе, размещаемой
на объектах федерального железнодорожного транспорта.
Следует отметить,
что содержащееся в ст. З Закона о рекламе положение о федеральном уровне
регулирования отношений в сфере рек ламы рассматривалось в Конституционном Суде
РФ. Поводом к рассмотрению дела явились запросы Законодательного Собрания
Омской области и Московской городской думы. В своих запросах стороны исходили
из того, что законодательство о рекламе не упомянуто ни в ст. 71 Конституции РФ
(предметы ведения РФ), ни в ст. 72 (предметы совместного ведения РФ и ее
субъектов) и, следовательно, рекламная деятельность может регулироваться
нормативными актами субъектов РФ, а это не предусмотрено ст. 3 Закона о
рекламе. В Постановлении от 4 марта 1997 г. 4-П Конституционный Суд РФ указал,
что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного
правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки
гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т. е. не
являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты РФ могут осуществлять
их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией РФ, в том
числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4—6). В силу положений ст. 130, 132 и
133 Конституции РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать
вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной
рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и
распоряжения муниципальной собственностью.
Следует отметить,
что нормативными правовыми актами субъектов РФ в основном регулируются вопросы
наружной рекламы и рек ламы на транспортных средствах. Приведем некоторые из
этих актов:
— Постановление
Правительства Москвы от 22 января 2002 г. № 41-ПП «О перспективах развития и
правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города»,
которым утверждены Правила размещения средств наружной рекламы и информации в
Москве;
— Постановление
Правительства Москвы от 21 мая 2002 г. № 378-ПП «О проведении конкурсов на
право размещения средств рекламы в Московском метрополитене» которым утверждено
Положение о порядке подготовки конкурсов на право размещения средств рекламы в
Московском метрополитене.
Международной
торговой палатой в 1937 г. был принят Международный кодекс рекламной практики.
Он пересматривался в 1949, 1955, 1966 и 1973 гг. Последняя редакция принята 2
декабря 1986 г. 47-й сессией Исполнительного совета Международной торговой
палаты. В соответствии с положениями, указанными во введении Кодекса, он
является в первую очередь средством самодисциплины, однако он также
предназначен для использования судами в качестве справочного документа в рамках
соответствующего законодательства.
2. Понятие и виды рекламы
Реклама – это один
из видов информации, поэтому не случайно действующий Закон о рекламе термины
«реклама» и «рекламная информация» использует как синонимы. Вместе с тем,
рекламу от других видов информации отличает ряд признаков, которые должны
присутствовать в совокупности.
Реклама – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств
информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях,
которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или
поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и
начинаниям и способствовать реализации товаров, идей, начинаний
(Ст.
2 Федерального закона «О рекламе»)
Исходя из данного
легального определения, реклама может распространяться в устной или письменной
форме, с помощью рисунков, графиков и т.п. В качестве средств распространения
рекламной информации применяются средства массового распространения,
транспортные средства, средства стационарного территориального размещения
(стенды, световые табло) и др. Целями распространения рекламы являются
формирование и поддержание интереса к ней, что ведет к возникновению
повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям и способствует их реализации.
Классификация
видов рекламы может быть проведена по раз личным основаниям:
1) в зависимости
от вида рекламируемого товара выделяют рек ламу алкогольных напитков, табака и
табачных изделий, лекарственных средств и предметов медицинского назначения,
наркотических средств и психотропных веществ, пестицидов и агрохимикатов, иных
видов товаров;
2) в зависимости
от вида рекламируемых услуг выделяют рекламу страховых и инвестиционных услуг,
услуг банков, организаций, участников рынка ценных бумаг и других субъектов,
оказывающих финансовые услуги;
З) в зависимости
от способа распространения рекламы можно говорить о рекламе в радио- и телепрограммах,
периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, на транспортных средствах,
почтовых отправлениях. К данной группе можно отнести и наружную рекламу,
распространяемую в городских и сельских по селениях, на других территориях с
помощью плакатов, стендов, световых табло и иных технических средств;
4) в зависимости
от целей, на достижение которых направлена реклама, выделяют:
— политическую
рекламу — информацию, распространяемую участниками избирательного процесса о
кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т.п. с целью формирования
общественного мнения и достижения желаемого результата голосования;
— социальную
рекламу — рекламу общественных и государственных интересов в благотворительных
целях;
— коммерческую
рекламу, цели распространения которой указаны в понятии рекламы, приведенном в
Законе о рекламе;
5) в зависимости
от субъектов, к которым обращена рекламная информация, особо можно говорить о
рекламе, адресованной несовершеннолетним.
Приведенная
классификация имеет теоретическое и практическое значение. В законодательстве о
рекламе содержатся специальные требования, предъявляемые к рекламе различных
видов, и нор мы, направленные на защиту интересов субъектов (например,
несовершеннолетних).
З. Понятие и виды субъектов
рекламных отношений
В первую очередь
к субъектам рекламных отношений необходимо отнести непосредственных участников
рекламной деятельности.
По осуществляемым
функциям выделяют следующих субъектов рекламной деятельности: рекламодатель,
рекламопроизводитель, рекламораспространитель.
Рекламодатель – лицо, юридическое или физическое, являющееся источником
рекламной информации для производства, размещения, последующего распространения
рекламы.
Рекламопроизводитель – лицо, юридическое или физическое, осуществляющее
полное или частичное приведение рекламной информации к готовой для
распространения форме.
Рекламораспространитель – лицо, осуществляющее размещение и (или)
распространение рекламной информации путем пре доставления и (или) использования
имущества, в том числе технических средств радиовещания, телевизионного
вещания, а также каналов связи, эфирного времени, и иными способами.
(Ст.
2 Федерального закона «О рекламе»)
Отношения,
возникающие между субъектами при производстве, размещении и распространении
рекламы, регулируются Законом о рекламе (в частности, гл. З содержит права и
обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей) и
договором. Функции одного или нескольких участников рекламной деятельности
могут совпадать в одном лице. Впрочем, целесообразность такого совпадения в
условиях жесткой конкуренции рекламного бизнеса представляется весьма
сомнительной.
Среди
обозначенных в Законе о рекламе прав и обязанностей участников рекламного
процесса назовем следующие.
Рекламодатель,
рекламопроизводитель и рекламораспространитель обязаны хранить материалы или их
копии, содержащие рекламу, в течение одного года со дня последнего
распространения рекламы. Данные субъекты обязаны предоставлять органам исполнительной
власти, на которые возложен контроль за соблюдением законодательства о рекламе,
информацию, необходимую для осуществления предусмотренных Законом о рекламе
полномочий.
Рекламопроизводитель
и рекламораспространитель вправе требовать, а рекламодатель в этом случае
обязан предоставить доку ментальные подтверждения достоверности рекламной
информации; лицензию или ее копию, если деятельность рекламодателя подле жит
лицензированию.
Рекламопроизводитель
обязан своевременно информировать рекламодателя о том, что соблюдение
требований последнего может привести к нарушению законодательства РФ о рекламе.
Если рекламодатель не изменит свое требование к рекламе, рекламопроизводитель
вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если
договором не предусмотрено иное.
В роли
рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей могут
выступать юридические лица и физические лица — индивидуальные предприниматели,
поскольку на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской
деятельности, действие указанного Закона о рекламе не распространяется.
Субъектами, производящими, размещающими или распространяющими рекламу на
территории Российской Феде рации, могут быть и иностранные юридические лица;
иностранные граждане, лица без гражданства, зарегистрированные в качестве
индивидуальных предпринимателей.
Особым образом
Закон о рекламе регулирует вопросы спонсорства и связанное с этим правовое
положение субъектов. В соответствии со ст. 19 Закона о рекламе, под спонсорством
понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором)
вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности,
оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или
физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым
рекламы о спонсоре, его товарах.
Спонсорский вклад
признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый — соответственно
рекламодателем и рекламораспространителем. При этом установлено, что спонсор не
вправе вмешиваться в деятельность спонсируемого.
Закон о рекламе
называет еще одного субъекта данной сферы отношений, роль которого чаще всего
является пассивной. Речь идет о потребителях рекламы, т. е. о юридических или
физических лицах, до сведения которых доводится или может быть доведена
реклама, следствием чего является или может являться соответствующее воздействие
рекламы на них. Пассивное поведение данных субъектов может превратиться в
активное при нарушении их прав распространением ненадлежащей рекламы. Лица,
права и интересы которых нарушены в таких случаях, могут обратиться с соответствующими
исковыми требованиями в суд.
В качестве
субъектов рассматриваемых рекламных отношений выступают создаваемые в субъектах
РФ государственные унитарные предприятия, наделяемые специальными полномочиями
в рассматриваемой сфере. Так, в Москве действуют государственные унитарные предприятия
«Городская реклама и информация» и «Реклама и информация на транспорте». Данные
предприятия выполняют посреднические и управленческие функции в рассматриваемой
сфере. Так, ГУП «Реклама и информация на транспорте»:
— участвует в
проведении инвентаризации, ведении реестра средств рекламы на транспорте;
— участвует в
разработке правил размещения рекламы на транс порте, тарифов за использование рекламного
пространства и размещение средств рекламы;
— содействует в
оформлении разрешительной документации на размещение средств рекламы и
информации на транспорте, а также в оформлении всех необходимых согласований с
городскими службами;
— выступает
участником трехстороннего договора (наряду с рекламодателем и Комитетом рекламы,
информации и оформления города Москвы), оказывающим от имени транспортного
предприятия – балансодержателя транспортного средства услугу по распространению
рекламы и информации в течение срока действия договора и услугу по
производству, размещению и демонтажу по окончании срока проката рекламы на
транспортном средстве городского пассажирского наземного транспорта.
Участниками
рекламных отношений являются также специально создаваемые государственные
органы и государственные органы, наделенные функциями регулирования и контроля
за осуществлением рекламной деятельности.
4. Требования, предъявляемые
к рекламе
Все требования к
рекламе могут быть разделены на общие и специальные. Общие требования
предъявляются к рекламе всех видов. Специальные относятся к рекламе:
—
распространяемой с помощью специальных средств – радио- и телевещания, в
периодических печатных изданиях, в кино- и видео обслуживании, на транспортных
средствах и почтовых отправлениях;
—
распространяемой в городских, сельских поселениях и на других территориях, т.
е. наружной рекламе;
— отдельных видов
товаров – алкогольных напитков, табака и табачных изделий; лекарственных
средств, изделий медицинского на значения, медицинской техники; оружия;
— отдельных видов
услуг – финансовых, страховых, инвестиционных и др.;
— представляющей
общественные и государственные интересы и направленной на достижение
благотворительных целей (социальной рекламе).
По указанным
критериям реклама может классифицироваться на распространяемую с помощью
специальных средств; рекламу от дельных видов товаров, услуг и т.д.
Общими
требованиями к рекламе являются следующие:
1. Реклама должна
быть распознаваема потребителем, не обладающим специальными знаниями, без
применения технических средств именно как реклама в момент ее представления
независимо от формы и используемого средства, т.е. потребителю должно быть
очевидно, что предлагаемая ему информация является рекламой. достижению этой
цели служит, в частности, введенное в Закон о рекламе правило о том, что в радио-,
теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, печатной продукции нерекламного
характера целенаправленное обращение внимания потребителей на конкретную марку
(модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя или продавца для
формирования и поддержания интереса к ним допускается только после надлежащего
предварительно го сообщения об этом, в частности путем пометки «на правах
рекламы».
2. Поскольку
реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской
Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных
языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться
дополнительно, по усмотрению рекламодателей. В качестве исключения
предусмотрено, что данное положение не распространяется на радиовещание, телевещание
и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках
республик, родных языках народов РФ и иностранных языках, а также на
зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).
3. Если
деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должны быть
указаны номер лицензии и орган, ее выдавший.
4. Реклама
товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться
соответствующей пометкой.
5. Не допускается
реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории
Российской Федерации.
6. Использование
в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке,
предусмотренном законодательством РФ.
7. Реклама не
должна быть опасной, т. е. не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику,
побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц
или угрожающим их безопасности.
8. Реклама не
должна побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство.
9. Не допускается
реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних.
Страницы: 1, 2
|