МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проект повышения эффективности государственного управления многоквартирными домами

    Проект повышения эффективности государственного управления многоквартирными домами

     

    Оглавление:

    1. Введение……………………………………………………………………………..3

    2. Анализ жилищного законодательства Российской Федерации……………...5

    2.1. Выявление и анализ сущности субъектов и объектов управления многоквартирными домами…………………………………………………………5

    2.2. Жилищный кодекс Российской Федерации. Анализ основных положений и понятий………………………………………………………………………………7

    3. Основные проблемы системы государственного управления многоквартирными домами на примере Басманного района г. Москвы……10

    3.1. Анализ общей информации о Басманном районе…………………………..10

    3.2. Анализ работы ГУП г. Москвы «ДЕЗ Басманного района»………………11

    4. Проект реорганизации системы государственного управления многоквартирными домами с целью повышения её эффективности………..15

    4.1. Обоснование проекта, краткое описание сути……………………………...15

    4.2. Сравнительный анализ управления многоквартирным домом ТСЖ, частной УК и государственной УК………………………………………………..16

    4.3. Проект реорганизации государственных управляющих компаний (ГУП ДЕЗ)……………………………………………………………………………………24

    5. Заключение………………………………………………………………………...28

    Список использованной литературы……………………………………………..29

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


    1.     Введение

     

     

    Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из важнейших направлений народного хозяйства. Значение данной отрасли экономики огромно, хотя бы потому, что каждый житель страны,  являясь собственником или нанимателем помещений в многоквартирном доме и потребителем жилищно-коммунальных услуг, невольно становится субъектом ЖКХ.

    С советских времён и до сих пор жилищно-коммунальное хозяйство является планово-убыточной отраслью экономики. В рамках плановой советской системы это было оправдано, но в современных условиях становится всё менее и менее эффективным год от года.

    Обозначим главные проблемы, мешающие эффективному управлению многоквартирными домами:

    1.      Инертность потребителей коммунальных услуг (в том числе собственников помещений), «советский» менталитет, выражающийся в нежелании участвовать в процессе хозяйствования многоквартирных домов. Отсутствие у собственников помещений чувства собственности по отношению к дому в целом.

    2.      Техническая сложность жилищного фонда (дома с большим количеством и совокупной площадью помещений, связанные в единую систему), его высокий износ.

    3.      Отсутствие дифференциации населения по социальному признаку: в одном и том же доме живут как обеспеченные, так и социально незащищённые слои граждан, интересы которых существенно разнятся.

    К сожалению, эти проблемы практически неразрешимы в ближайшей перспективе и ещё долго будут тормозить развитие жилищно-коммунального хозяйства.

    Однозначных путей решения вышеозначенных вопросов нет. Однако, даже в современных условиях возможно создание такой государственной системы управления многоквартирными домами, которая была бы жизнеспособна и довольно эффективна в условиях рыночной экономики и превратила бы ЖКХ из планово-убыточной отрасли в прибыльную.

    Целью настоящего курсового проекта является анализ сложившейся ситуации в системе управления многоквартирными домами и выработка рекомендаций по приданию конкурентоспособности государственным предприятиям жилищно-коммунального сектора экономики.

    Депрессия в экономических и хозяйственных показателях государственных управляющих компаниях в сфере ЖКХ обуславливает актуальность выбранной темы.

    Определимся с основными сокращениями, которые будем использовать для удобства в курсовом проекте:

    МД – многоквартирный жилой дом

    ДЕЗ – Дирекция единого заказчика

    ЖКХ – жилищно-коммунальное хозяйство

    УК – управляющая компания

    ЭК – эксплуатирующая компания

    ТСЖ – товарищество собственников жилья

    ЖСК – жилищно-строительный кооператив

    ЖК – жилищный кооператив

    ЖК РФ – Жилищный кодекс РФ

    (ГУ) ЕИРЦ – (государственное учреждение) Единый информационно-расчётный центр

    (Т)БТИ – (территориальное) Бюро технической инвентаризации

    домком – домовой комитет

    ООМД – описание общего имущества многоквартирного жилого дома






    2. Анализ жилищного законодательства Российской Федерации.

     

     

    2.1. Выявление и анализ сущности субъектов и объектов управления многоквартирными домами.

    Как у всякого вида человеческой деятельности, у жилищно-коммунального хозяйства есть субъекты и объекты. Определимся для начала с субъектами и объектами ЖКХ и, следовательно, нашего курсового проекта. Субъектами жилищно-коммунального хозяйства являются:

    ·        Управляющие компании (УК).

    ·        Эксплуатирующие компании (ЭК).

    ·        Ресурсоснабжающие компании.

    ·        Собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме (физические и юридические лица).

    ·        Юридические лица – некоммерческие организации собственников помещений: товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищные и жилищно-строительные кооперативы (ЖК и ЖСК).

    УК осуществляют управление многоквартирными домами как объектами собственности. В задачи УК входят: надзор за техническим состоянием многоквартирных жилых домов, расчёт ежемесячной платы за пользование коммунальными услугами и сбор её с населения, выбор эксплуатирующей компании и заключение договора с ними. УК не является собственником МД как объекта собственности, но является представителем интересов совокупности собственников помещений в многоквартирном доме («единым заказчиком»). УК бывают:

    ·        Государственные. В г. Москве государственными УК являются районные «Дирекции единого заказчика» (ДЕЗ).

    ·        Частные. Существуют в различных правовых формах (ОАО, ООО, ЧП). Существенно отличаются от ДЕЗ как по объёмам деятельности (в среднем 2-3 дома в управлении в отличие от не менее, чем 60-80 у ДЕЗ), так и по методам (чаще всего совмещают функции УК, ЭК, а нередко и застройщика, в то время как ДЕЗ являются в чистом виде УК). Также из-за принципиально иной ценовой политики, частные УК не являются явными конкурентами для ДЕЗ, занимают другую нишу в отрасли ЖКХ. Особым видом УК можно считать некоторые ТСЖ, ЖК и ЖСК.

    ЭК осуществляют техническую эксплуатацию многоквартирных домов. В список стандартных эксплуатационных услуг входят: капитальный и текущий ремонт сооружений и инженерных систем МД, благоустройство придомовой территории, вывоз ТБО, уборка помещений общего пользования. Объём работ определяется договором эксплуатации, который заключается между УК и ЭК. У одного МД может быть только одна УК, но несколько ЭК (для разных видов работ).

    Ресурсоснабжающие организации являются поставщиками ресурсов в МД. К ресурсам относятся: электроэнергия, бытовой газ, холодная и горячая вода, тепловая энергия. Ресурсоснабжающие организации занимаются также водоотведением. В Москве основными поставщиками ресурсов в жилой фонд являются соответственно: ОАО «Мосэнерго», ГУП «Мосгаз», МГУП «Мосводоканал» и ОАО «МОЭК». Договор ресурсоснабжения МД заключается между УК и ресурсоснабжающей компанией.

    Собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах могут являться как частные физические и юридические лица, так и государство. Представителями государства как собственника помещений в многоквартирных домах в городе Москвы являются: Департамент имущества г. Москвы (ДИгМ, в части нежилых помещений) и Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы (ДЖП и ЖФ, в части жилых квартир). Государство как собственник помещений не имеет привилегий перед частными собственниками. Оно обладает теми же правами и обременено теми же обязанностями, что и частные собственники жилых и нежилых помещений.

    ТСЖ создаются собственниками помещений для коллективного управления своим домом. ТСЖ регистрируются как юридические лица и представляют интересы совокупности собственников помещений данного многоквартирного дома. Фактически, ТСЖ – это коллективный собственник многоквартирного дома как единого объекта собственности. ТСЖ может выступать в роли УК, или передавать полномочия по управлению домом УК различных правовых форм. ЖСК и ЖК, действующие в построенных и заселённых многоквартирных домах, обладают теми же правами, что и ТСЖ.

    Объектами жилищно-коммунального хозяйства являются многоквартирные жилые дома. Многоквартирный дом – это архитектурное сооружение, в котором находится более одного изолированного жилого помещения. В комплекс многоквартирного дома входят принадлежащие отдельным собственникам жилые и нежилые помещения, помещения общего имущества собственников помещений, архитектурные конструкции МД, инженерные коммуникации и оборудование, а также придомовая территория.


    2.2. Жилищный кодекс Российской Федерации. Анализ основных положений и понятий.

    Жилищный кодекс Российской Федерации – основной законодательный акт, регулирующий взаимоотношения в сфере жилищно-коммунального хозяйства на территории Российской Федерации. Жилищный кодекс в нынешнем виде принят 29 декабря 2004 года. Новый ЖК РФ является инновационным документом, направленным на глубокое реформирование всей системы ЖКХ. Его положения вступали в силу постепенно. Полностью ЖК РФ должен будет вступить в силу 1 января 2007 года, однако из-за многочисленных проблем, связанных с применением положений кодекса на практике, в органах верховной власти РФ обсуждается вопрос о продлении этого срока как минимум на год.

    Жилищный кодекс РФ состоит из восьми глав, 165 статей со сквозной нумерацией.

    В первой главе ЖК РФ даны общие положения: объяснена суть жилищных отношений, декларированы права частных субъектов жилищного права, РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, описаны объекты жилищного права, порядок перевода нежилых помещений в жилые и жилых в нежилые, порядок переустройства и перепланировки жилого помещения.

    Во второй главе декларируются право собственности и другие вещные права на жилые помещения. Впервые после развала СССР в Жилищном кодексе появилось положение о том, что собственник помещения несёт ответственность не только за состоянием своего помещения, но и за состояние общего имущества собственников помещений в МД в соответствии с долей его участия в вышеуказанном имуществе. Это положение косвенно закрепляет многоквартирный дом в качестве общедолевой собственности собственников помещений.

    Кроме помещений, находящихся в частной и государственной собственности, в МД есть помещения, относящиеся к общему имуществу собственников помещений. По статье 36 Жилищного кодекса, к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме относятся помещения, не являющиеся частями квартир и обслуживающие более одного помещения в данном МД. Это могут быть, например, лестничные клетки, лифтовые шахты, чердаки и подвалы, в которых проходят инженерные коммуникации общедомового значения.

    В отношении технических чердаков и подвалов стоит отметить, что общедомовое значение таких помещений зачастую труднодоказуемо из-за нечётких определений их предназначения в документах БТИ. На практике часто встречается самозахват технических помещений и даже возможности для официального оформления их в частную собственность.

    Все решения, связанные с общим имуществом собственников помещений в МД решаются на общем собрании таких собственников. В том числе, решается вопрос выбора способа управления.

    В соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса РФ, товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

    ТСЖ является одним из установленных законодательством способов управления многоквартирным домом. ТСЖ можно считать управляющей компанией, когда договоры с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими компаниями заключаются от лица товарищества. Имеются случаи, когда ТСЖ одного МД является управляющей компанией в другом МД. В большинстве же случаев ТСЖ заключает договор с УК (частной или ДЕЗ), по которому передаёт последней свои права по управлению МД на определённый срок.

    ЖСК выполняют в основном функции коллективного заказчика строительства объектов жилого фонда, хотя имеют право управления заселённым многоквартирным домом. В этом случае правовое положение ЖСК аналогично положению ТСЖ.

    В завершающем, восьмом разделе ЖК РФ, говорится о праве выбора собственниками помещений способа управления многоквартирным домом. Способов по жилищному кодексу три:

    ·        Непосредственное управление собственниками помещений

    ·        Управление ТСЖ

    ·        Управление УК

    Непосредственное управление подразумевает заключение каждым собственником помещений МД договоров с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими организациями. Такой способ управления подходит лишь для домов, не имеющих общего имущества и с отдельными инженерными коммуникациями для помещений каждого собственника. В виду специфики застройки этот способ управления неприменим для Москвы и других крупных городов и больше ориентирован на сельскую местность с небольшими коттеджами как основным видом застройки.

    Как говорилось выше, ТСЖ может выступать как управляющая организация: заключать договоры с ресурсоснабжающими и эксплуатирующими компаниями, или же передавать управляющие функции профессиональным УК.

    УК может управлять МД на договорной основе без создания ТСЖ. Для этого составляется, согласовывается в ТБТИ и утверждается соответствующим органом власти Описание общего имущества многоквартирного дома (ООМД). УК берёт на себя функции по контролю за надлежащим состоянием указанного в ООМД имущества.



    3. Основные проблемы системы государственного управления многоквартирными домами на примере Басманного района г. Москвы.

     

    3.1. Анализ общей информации о Басманном районе

    Басманный район города Москвы входит в состав Центрального административного округа. Он является третьим по площади и вторым по количеству многоквартирных домов среди районов ЦАО. Границы района проходят по улице Солянке, Лубянскому проезду, улице Мясницкой, улице Новой Басманной, 1-му Басманному переулку, улице Ольховской, Переведеновскому переулку, улице Госпитальный вал, Госпитальной улице, Набережной Академика Туполева, 1-му Сыромятническому проезду, улице Воронцово поле, Подколокольному переулку. В районе порядка 100 тысяч жителей, около 650 многоквартирных домов (точную цифру установить не удаётся из-за различной балансовой принадлежности зданий). Жилой фонд Басманного района состоит из домов различных годов постройки, этажности и степени износа. Основные характеристики жилого фонда Басманного района приведены в Таблице 1:










    Таблица 1. Основные характеристики жилого фонда Басманного района

    Количество МД

    Основные годы застройки

    Количество ТСЖ, ЖСК, ЖК

    1 участок

    113

    1913-1925

    13

    2 участок

    144

    1913-1952

    26

    3 участок

    106

    1927-1966

    9

    4 участок

    83

    1917-1977

    5

    5 участок

    49

    1917,1970,2000

    4

    6 участок

    67

    1926-1930,1999-2002

    2

    7 участок

    45

    1950-1955,1999-2002

    0

    8 участок

    91

    1910-1914

    9

    ИТОГО

    698

     

    68


    В Басманном районе есть одна государственная управляющая компания: ГУП г. Москвы «ДЕЗ Басманного района». Район разделён на 8 участков, в каждом из которых имеется филиал ДЕЗ. ДЕЗ заключает договоры по эксплуатации МД с различными ЭК в каждом участке. Таким образом, в районе 8 основных ЭК.

    На основании приведённых выше данных можно сделать вывод, что Басманный район является крупным внутригородским образованием со значительным населением широким спектром объектов жилого фонда по техническим характеристикам и способам управления. Таким образом, Басманный район является показательным примером для анализа общемосковской и – шире – общероссийской ситуации в системе государственного управления жилищным фондом.


                      3.2. Анализ работы ГУП г. Москвы «ДЕЗ Басманного района».

    Дирекция единого заказчика является крупнейшей управляющей компанией Басманного района и единственной в районе государственной управляющей компанией. В управлении ДЕЗ находится подавляющая часть многоквартирных домов района, и поэтому будущее системы ЖКХ района целиком зависит от её функционирования.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.