МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Альманах "Полярная звезда" с точки зрения типологии периодики

    Альманах "Полярная звезда" с точки зрения типологии периодики

    Введение


    В современном мире насчитывается огромное количество красочных периодических изданий – это газеты, журналы, электронные версии средств массовой информации в сети Интернет. С каждым годом появляется множество новых изданий, но вместе с этим старые уходят в прошлое. В XIX веке во время декабристских восстаний особую популярность имели альманахи. Одним из самых известных можно назвать альманах «Полярная звезда», который издавали К.Ф. Рылеев и А.А. Бестужев. Но в связи с ужесточением цензурного устава во время советской власти в XX веке развитие этого типа издания практически остановилось. В современной периодике таких изданий, как альманахи, нет совсем. Последним известным альманахом был так называемый «Полдень XXI века», выходивший в качестве приложения к журналу «GEO».

    Короткое время существования альманахов не случайна. В современном мире они не смогли бы принести прибыль издателям из-за своих типологических характеристик. Они имели узко тематическую направленность, редкие выпуски, строго консервативное строение, определенный набор авторов. Сегодняшнему читателю больше нравятся яркие, красочные издания, разно специализированные и т.д., именно поэтому альманахи перестают быть интересны обществу, стали не нужными издателям и, в конце концов, перестали существовать как отдельный вид периодики.

    Несмотря на то, что альманахи стали редким явлением, теоретики журналистики всё же изучают этот тип периодики, выделяя его шлавные характеристики и признаки.

    Цель работы: исследовать альманах «Полярная звезда» с точки зрения типологии периодики.

    Задачи работы:

    – изучение критериев выделения альманаха как типа издания;

    – изучение истории развития альманахов в России;

    – анализ альманаха «Полярная звезда».

    Объект исследования – тип периодического издания альманах.

    Предмет исследования«Полярная звезда» как тип издания.

    Методы исследованияанализ литературных источников, метод сравнения.

    Методологической базой исследования послужили работы таких авторов, как В.П. Афанасьева, выпустившего сборник избранных произведений «Полярной звезды»; В.В. Ворошилова, С.Г. Корконосенко, писавших о типологии периодических изданий. Есин Б.И даёт характеристику альманахам декабристов. И.В. Кузнецов в работе «История Отечественной журналистики» подробно анализирует издание «Полярная звезда» и т.д.



    1. Теоретическое обоснование темы

    1.1           Тип периодического издания «альманах»


    Альманах (от араб, al mana – время, мера) – так в XIV–XV вв. назывались сборники календарных таблиц с астрономическими вычислениями; позже, с XVI в., их издавали ежегодно, дополняя различными справочными сведениями, маленькими рассказами, стихами, шутками и т.п. Впоследствии альманахом стали называть сборник литературно-художественных произведений различного содержания.

    В Большой Советской энциклопедии альманах определяется как:

    1) непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т.д. (эти альманахи по типу близки к так называемым календарям-справочникам).

    2) Литературный альманах – сборник литературных произведений, часто объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и др.). Первые литературные альманахи появились в Западной Европе (во Франции) в середине 18 в., в России в конце 18 в.

    В отличие от журнала, альманахи выходят обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляют собой непериодические сборники, содержащие сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т.д., приближаясь к типу календарей-справочников.

    Основными чертами альманаха являются:

    1. По периодичности: связь с ежегодным циклом жизни (как правило, альманахи издаются к Новому году);

    2. По содержанию: собрание разнообразных материалов разных авторов при отсутствии четкой архитектоники (обычно альманахи представляют ранее неопубликованные произведения целиком или в отрывках);

    3. По назначению: выставка произведений, относящихся к одной или нескольким сферам духовной деятельности (литература, искусство, критика, публицистика, наука и проч.), как с задачами удовлетворения интересов и потребностей читателей, самореализации автора как творческой личности, так и коммерческими целями (получение дохода издателем и, – с началом профессионализации литературного труда, – авторами).

    В большой энциклопедии основные черты альманаха обозначаются двумя пунктами:

    – альманах включает несколько авторов и произведений небольшого объёма различных видов и жанров либо относительно самостоятельных фрагментов крупных произведений;

    – абсолютная или относительная новизна публичных материалов.

    Классификация альманахов:

    1. По содержанию: литературные, литературно-критические, театральные, музыкальные, публицистические и прочие.

    2. По принципам взаимоотношений издателя и авторов: «аристократы», то есть качественные альманахи авторитетных издателей, привлекавших известных авторов; «мещане», то есть издания литераторов «средней руки», лишь изредка украшавшиеся именами знаменитостей и «черный народ» – сборники третьеразрядных авторов.

    3. По аудиторной направленности: универсальные, женские, детские и прочие.

    4. По месту издания: федеральные, местные.

    5. По форме издания: формат, объем, оформление.


    1.2 История возникновения и становления альманахов


    Альманахи получают большое развитие в начале XIX века. Их основные специфические черты сохраняются в моделях периодических изданий до наших дней.

    Формирование альманахов определяли условия книгоиздания того времени, а также определенные традиции.

    Уже в XVIII веке было подготовлено несколько изданий, которые называли альманахами (например, две книжки альманаха «Аглая» – 1794–1795 годы, три книжки альманаха «Аониды» – 1796–1799 годы), характерными особенностями которых являлись отбор произведений и состав изданий: издатель включал в них в основном литературно-художественные произведения разных авторов.

    В XIX веке развитие альманахов продолжилось. Но это уже были не просто сборники. Они стали как бы отдельными номерами журналов, издававшимися не периодически, а от случая к случаю. К чисто литературному значению, которое имели альманахи XVIII века, в XIX веке постепенно прибавляется и идейно-политическое.

    Изданные в 1796–1799 годах три книги альманаха Н.М. Карамзина «Аониды» сопровождались предисловием, в котором был изложен принцип отношения издателя к авторскому тексту: «Я не позволил себе, – пишет он, – переменить ни одного слова в сообщенных мне письмах».

    Этот подход лег в основу подготовки альманахов и в ХIХ веке. Издатель не вмешивался в авторский слог. В его задачи входили поиск материала, его расположение, составление заголовков, предисловия, корректура набора, подбор иллюстраций.

    Поскольку на издание альманахов не требовалось, как на периодическое издание, цензурного разрешения, такие издания были особенно привлекательны для издателей, так как позволяли расширить отбор произведений и знакомить читателей с новыми литературными работами малых форм. Можно предположить, что именно поэтому к альманахам обратились декабристы, и этот же вид издания использовал в своей издательской практике А.С. Пушкин.

    Альманахи отличала особая внешняя форма. Они имели карманный формат (12-я доля листа), их оформляли виньетками и рамками.

    Был принят определенный тип структуры альманаха. Кроме литературных и литературно-критических произведений сюда включали издательские предисловия, эпиграфы, примечания, иллюстрации.

    Предисловие заключало в себе признательность издателя авторам, приславшим свои произведения. Кроме того, оно раскрывало принцип, лежащий в основе комплектования альманаха. Таким образом, альманахи формировали и определенный тип справочного аппарата, обращенного к читателю.

    Материалы альманаха, как правило, подписывали только инициалами. Подбор произведений подразумевал разнообразие жанров и тем. Произведения внутри альманаха располагались по-разному, без какой-либо системы. Но роль управляющего, поискового элемента выполняло оглавление. Здесь произведения группировали по жанрам. В некоторых альманахах (например, в «Сборнике отечественных муз на 1827 год») произведения внутри жанровых групп даны в алфавитном порядке.

    Иллюстративный материал помещали самостоятельным разделом, причем рисунки не были связаны с текстом, а имели собственные пояснения. Например, к альманаху «Невский листок на 1826 год» (издатель Егор Аладьин) приложены две гравюры: «Вольный стрелок» и «Часовня Вильгельма Теля» с текстом «Изъяснение картинок».

    Подготовка альманахов характеризует уровень развития редактирования в первой трети XIX века. Так, соотношение справочного аппарата и состава альманаха еще не нашло отражения в связях определенного рода: как говорилось, структура оглавления не соответствует структуре самого издания, иллюстративный материал не является органической частью содержания. В сущности, альманах не был еще целостной системой, издатель рассматривал его исключительно как средство доведения произведений литературы и графики до читающей публики. Не случайно заглавия альманахов не отражали их содержания. Как правило, это были условно-поэтические или романтические названия: «Утренняя заря», «Свиток муз», «Цветы граций», «Минерва или Дамская карманная книжечка», «Мнемозина», «Календарь муз на 1826 год» и пр.

    Лучшие альманахи ХIХ века отражали развитие русской общественной мысли, события общественного движения. Это достигалось за счет отбора произведений. Альманахи, выпущенные в 1820-е годы, интересны прежде всего тем, что их формировали как издания с определенным политическим направлением. Издатель, помещая материалы общественного, мировоззренческого характера, обозначал тем самым свою идейную позицию. Критерий идейной ценности становится главенствующим при отборе произведений в альманахи декабристов. Поэтому в историю отечественной культуры они вошли как издания, отличавшиеся своей непосредственной связью с развитием русской общественной мысли и отражавшие социальные движения в обществе.


    1.3 История «Полярной звезды»


    Петербургский альманах «Полярная звезда» – одно из самых интересных периодических изданий первой четверти XIX в. Его выпускали Александр Александрович Бестужев и Кондратий Федорович Рылеев. За всё время существования альманаха вышло три книжки – на 1823, 1824 и 1825 гг. Ни один современный орган печати не имел такого успеха у читателей.

    Неизвестно, кому из издателей первому пришла идея издавать альманах, но уже в апреле – мае 1822 года оба они направили ряд писем лучшим русским литераторам, в том числе Денису Давыдову, Пушкину, Жуковскому и Вяземскому.

    «Предпринимая с А.А. Бестужевым издать русский альманах на 1823 год, – писал Рылеев Вяземскому, – мы решились составить оный из произведений первоклассных наших поэтов и литераторов». Вяземский прислал три стихотворения, несколько эпиграмм и «Надписей к портретам».

    «При составлении нашего издания, – писал Бестужев, – г-н Рылеев и я имели в виду более чем одну забаву публики. Мы надеялись, что по своей новости, по разнообразию предметов и достоинству пьес, коими лучшие писатели удостоили украсить «Полярную Звезду», она понравится многим… Подобными случаями должно пользоваться, чтобы по возможности более ознакомить публику с русской стариной, с родной словесностью, со своими писателями».

    Составители сумели в одной небольшой книжке карманного формата отразить современное состояние русской литературы. Практически все лучшие русские писатели приняли участие в «Полярной Звезде», причем рядом с крупными, выдающимися литераторами здесь поместили свои произведения поэты и прозаики второго ряда – Ободовский, Плетнев, Лобанов, Туманский, Панаев, Остолопов. Они не фон для великих, а часть общелитературного процесса, у них есть свои достоинства, и картина без них не была бы полна.

    «Ознакомить публику… с родной словесностью» (Бестужев) – вот цель издания. Была и еще цель, важная, но разумеется, не главная, – решить проблему литературного гонорара, дать пример, впервые в альманашно журнальном деле вознаградив авторов за их труды. Однако полностью этой цели Бестужев и Рылеев достигли только в 1825 году, на третьем выпуске «Полярной Звезды», избавившись от издателя Оленина, который, платя составителям за право издания альманаха, ничем – по традиции – не вознаграждал авторов. Когда Рылеев писал Вяземскому о «Полярной Звезде», что «издание сие у нас – первое явление в этом роде», он имел в виду, конечно, не коммерческую сторону дела.

    Первая книжка альманаха на 1823 г. открывалась литературным обозрением А. Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России». В нем давалась панорама литературной жизни России, выявлялись основные тенденции развития отечественной словесности. Отмечая замечательные достижения на пути российской литературы: «Слово о полку Игореве», творчество Ломоносова, Фонвизина, Крылова, Карамзина, Пушкина, Рылеева, – автор находил в разбираемых произведениях «дух народа», «знание языка и нравов русских», подчеркивал их просветительский характер. Первую книжку «Полярной звезды» украсили стихотворения А.С. Пушкина «Овидию», «Гречанке», «Мечта воина»; отрывок из «Орлеанской девы» Шиллера в переводе В.А. Жуковского; думы К.Ф. Рылеева («Мстислав Удалой», «Иван Сусанин»); стихотворение Е.А. Баратынского «К Дельвигу» и др.

    Во второй книжке альманаха на 1824 г. было напечатано годовое литературное обозрение А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность в течение 1823 года». В нем анализировались творения Булгарина, Олина, и автор делал вывод, что «ни один еще год не был беднее оригинальными произведениями прошедшего 1823 года». Бестужев противопоставлял современному «бездейственному покою» успехи словесности в Отечественную войну. Его замечание о том, что «гром отдаленных сражений одушевляет слог авторов», предвещало будущие великие достижения отечественной литературы, посвященные патриотическому подвигу россиян в 1812 г. Во второй книжке «Полярной звезды» появились стихотворения Пушкина, Баратынского, Батюшкова, Вяземского, Кюхельбекера, отрывок из поэмы Рылеева «Войнаровский», басня Крылова, художественная проза Жуковского, А. Бестужева.

    Третья и последняя книга «Полярной звезды» открывалась обозрением А. Бестужева «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов», в котором автор обосновывал свой тезис «у нас нет литературы» и называл причины, замедлявшие ход словесности, в том числе «безнародность» и «подражательность». В третьей книжке альманаха были напечатаны отрывки из поэм Пушкина «Цыганы» и «Братья-разбойники», отрывок из поэмы Рылеева «Наливайко», произведения Грибоедова, Крылова, Н. Бестужева, Ф. Глинки и др.



    2. Анализ альманаха «Полярная звезда»

    2.1 «Полярная звезда» – альманах по типу издания


    XIX век охарактеризован появлением и развитием альманахов в России. В настоящее время критерии выделения альманаха как типа издания неустойчивы, и у исследователей русской литературы и журналистики нет чётких заключений по этому поводу. Поэтому сложно выделить точные характеристики «Полярной звезды», как типа издания. Исходя из истории, необходимо заметить, что в начале XIX столетия альманахами называли собрания сочинений различных авторов с чётко литературным содержанием «для любителей, а больше для любительниц изящной словесности». «Полярная звезда» же существенно отличалась от привычных на то время альманахов Карамзина. В ней ярко выражалась политическая направленность, публицистическая окрашенность литературной критики, приближенность к журналу разнообразием материалов. Но журналом «Полярная звезда» быть не могла, поскольку не проходила цензурные рамки, поэтому стала называться альманахом, вполне удовлетворяя этому типу издания. Ведь на то время альманах – собрание сочинений разнообразных авторов разнообразной тематики.

    Рассмотрим, какие признаки альманаха, известные в современном обществе, присущи «Полярной звезде». Первый признак – это формат издания. В целях цензурной маскировки издатели придали «Полярной звезде» форму, характерную для альманахов того времени: она печаталась форматом в двенадцатую долю бумажного листа, и на титуле значилось, что эта «карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности». Тем самым Рылеев и Бестужев хотели показать, что они будут выпускать литературный альманах, не отступая от традиций Карамзина. Но «Полярная звезда» никогда не была исключительно литературным изданием. Альманах был носителем идей декабристов. Деятельность редакции этого альманаха показывает, что издатель-редактор определяет «лицо» издания за счет отбора произведений литературы и объединения вокруг редакции определенных авторов. Каждая книжка начиналась с обозрения литературы, написанного Бестужевым, а затем шли произведения в прозе и стихах.

    Следующий критерий выделения альманаха как типа издания – это его периодичность. В отличие от журналов и газет, альманахи выходят обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляют собой непериодический сборники. Также в теории говорится, что альманахи обычно выходили к новому году. «Полярная звезда» выходила в 1823, 1824 и 1825 годах и не имела четкой датировки своих выпусков. Вторая книжка альманаха была выпущена 20 декабря 1824 года, а третья – летом 1825 года. Такие колебания в датах выпуска были связаны с цензурным уставом.

    Еще один критерий выделения альманаха как типа издания – это его содержание. Все три книжки «Полярной звезды» начинались с годового литературного обозрения А. Бестужева «Взгляд на старую и новую словесность в России». Эти статьи служили своеобразным организующим началом книжек, определяли его направленность. В них представлялась панорама литературной жизни России, выявлялись основные тенденции развития отечественной словесности. По словам Белинского, автор «заговорил о литературе языком светского человека, умного, образованного и талантливого, заговорил языком новым, небывалым, умным, блестящим». Были опубликованы обзоры литературы «Взгляд на старую и новую словесность в России» за 1823, 1824 годы. Содержание этих обзоров в какой-то мере характеризовало отношение Бестужева к художественной литературе как к основе издательской деятельности, демонстрировало критерии оценки литературных произведений. Под пером А. Бестужева жанр литературного обозрения обрел свою специфику: концептуальность, аналитичность, сюжетную стройность, четкие хронологические рамки. Эти качества, как и сам термин «взгляд» применительно к жанру обозрения, были подхвачены В.Г. Белинским, который считал А. Бестужева создателем жанра ежегодных обозрений литературы. Также в «Полярной звезде» просматривается характерное для данного типа издания деление на разделы: каждая книга альманаха состояла из двух отделов – проза и поэзия. Отдел поэзии возглавлял К. Рылеев, отбором материала, составлением выпусков альманаха занимался А. Бестужев. Он же обеспечивал и организационные вопросы, вел переговоры с цензором. В то время специального корректора в редакции не было, и Бестужев сам вычитывал номера. Таким образом, как и раньше, редактором альманаха является сам издатель, он же организует издание, формирует его состав, готовит материалы к печати.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.