МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Деловая журналистика

    Деловая журналистика

    Деловая журналистика в России: функциональный аспект, этапы становления, современное состояние


    Делова́я журнали́стика — профессиональный жанр, в котором журналисты отслеживают, собирают, записывают и анализируют информацию, имеющую отношение к финансам и бизнесу, что даёт возможность представителям властей и деловых кругов обсуждать насущные вопросы. И тематически, и по приёмам деловая пресса позиционирована как антипод такому направлению журналистики как жёлтая пресса. Бизнес- журналисты призваны обеспечивать информационные потребности предпринимательства, печатая материалы. с целью создания информационного поля, способствующего развитию бизнеса. Минусом является заметное расхождение интересов читательской аудитории и интересов издателей.

    Учитываются три группы факторов:

    1) объектно-предметные наполнение (все сферы общественной и частной жизни «в формате реализации в этих сферах отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления факторов производства. Стоимостей, предметов производственного и непроизводственного потребления (товаров и услуг)»;

    2) методы, то есть подходы к подаче информации, когда базисным субъектом выступает аудитория, вторичным — работник СМИ;

    3) характер аудиторий, с которыми пресса реализует коммуникативные отношения, т. н. homo economicus (условное понятие, представление о читателе как рационально мыслящем субъекте, строящем свои планы по принципа извлечения прибыли)

    В России жанр оформился много позднее, что постулировало недостатки, которые отмечали даже отечественные эксперты

    Период с 1991 по 1996 годы принято считать временем становления системы деловых журналов в нашей стране: появляются деловые журнальные издания — «КоммерсантЪ Weekly», «Профиль» и «Эксперт». Тогда же происходит активное развитие отраслевых и становление корпоративных деловых журналов. К концу XX века формируется разветвлённая система деловой периодики: процессы, сходные с теми, что происходили в стране в начале века.

    Профессия аналитика деловой периодики — одна из самых дефицитных в отрасли , хотя и считается скучной . Самым известным российским представителем описываемого жанра был Пол Хлебников, первый главный редактор российской версии журнала «Форбс».

    Наиболее влиятельные игроки на отечественном рынке деловой прессы: ИД Ъ (который создал Владимир Яковлев и Издательский дом Родионова (деловую группу которого возглавлял Евгений Ю. Додолев.


    Понятие деловая коммуникация


    Деловая коммуникация — является самым массовым видом общения людей в социуме (обществе).

    Культура деловой коммуникации содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами, руководителями и подчиненными, партнерами и конкурентами, во многом определяя их (отношений) эффективность: будут ли эти отношения успешно реализовываться в интересах партнеров или же станут малосодержательными, неэффективными, а то и совсем прекратятся, если партнеры не найдут взаимопонимания.

    Специфической особенностью деловой коммуникации является её регламентированность, т. е. подчиненность установленным правилам и ограничениям.

    Эти правила определяются типом делового общения, формой, степенью официальности, конкретными целями и задачами, которые стоят перед общающимися, а также национально-культурными традициями и общественными нормами поведения.

    В зависимости от различных признаков деловая коммуникация делится на:

    устную — письменную (с точки зрения формы речи);диалогическую — монологическую (с точки зрения однонаправленности/ двунаправленности речи между говорящим и слушающим);

    межличностную — публичную (с точки зрения количества участников);

    непосредственную — опосредованную (с точки зрения отсутствия / наличия опосредующего аппарата);контактную — дистантную (с точки зрения положения коммуникантов в пространстве).

    Деловая коммуникация существует в двух формах: письменной и устной.

    Письменная деловая речь, в которой реализуются диалогические отношения, представлена всеми видами деловых писем, документами, фиксирующими социально-правовые отношения — контрактами (договорами), соглашениями и всеми типами сопутствующих документов.

    Устная деловая речь, в которой реализуется диалогические отношения, представлена жанрами деловых переговоров, встреч, консультаций и т. п.

    Однако деловая коммуникация может трактоваться и в более узком смысле — как деятельность, предполагающая достижение определенных интересов, целей в профессиональной сфере бизнеса.

    Деловая коммуникация всегда возникает в определенном контексте и оказывается зависимой от него. Конкретная ситуация, в том числе и количество участников, характер поставленных целей, уровни взаимодействия с реципиентами, наделяет ее характерными особенностями, позволяющими выделить несколько форм проявления деловой коммуникации. К ним относятся: деловая беседа, деловое совещание, деловое публичное выступление, или презентация. Наиболее распространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации является деловая беседа.

    Значительную роль в деловой коммуникации играет внешность, так как визуальный контакт во многом формирует первоначальную оценку собеседника. Одежда может передавать информацию о социальном статусе человека, его личностных характеристиках, самооценке.

    Существенным фактором деловой коммуникации является расклад интересов и целей, преследуемых собеседниками, который часто приводит к конфликту и необходимости его разрешения. Ключом разрешения конфликта интересов становится убеждение, осуществляемое разными средствами на разных уровнях.


    Аналитический инструментарий журналиста


    До перестройки в нашей стране существовала экономическая пропаганда. Она обладала (как форма отображения экономических вопросов общества) тесной связью с идеологией. Поэтому экономическое образование населения с использованием СМИ в Советском Союзе было в известной мере пропагандой. Разумеется, пропаганда, как своеобразный способ коммуникации, видимо, будет существовать всегда. Однако формы ее могут быть разными: от грубой ("в лоб"), до более тонкой ("в обход"). Во втором случае уже трудно отделить экономическую пропаганду от экономической информации. Человека образованного обычно трудно убедить в чем–то, не привлекая большого объема фактического материала, не приводя мнение известных и уважаемых экономистов. В результате, экономическая пропаганда может быть вытеснена экономической информацией и анализом. При этом неизбежно возникают экономические издания, ориентированные на разные группы читателей. Так, издаются журналы для специалистов – теоретиков ("Вопросы экономики", "Экономические науки", "Пенсионные фонды", "Экономика и жизнь", "Мировая экономика и международные отношения", "Экономика и математические методы", "Экономист", "Стандарты и качество", "Российский экономический журнал", "Политэконом" и т. д.), для специалистов –практиков ("Экономика и мы", "МН – бизнес", "Деловые люди", "Деловая жизнь", "Предприниматель"), для творческой и научной интеллигенции (научно–популярные издания, "толстые журналы")и, наконец, издания для широкой "неподготовленной" аудитории различные СМИ ("Приглашаются на работу, "Акционер", "Рынок", "Человек и труд", "Профсоюзы и экономика", "Деловой мир", "Коммерсант–Дейли", "Биржевая газета", "Финансовая газета" и т.д.).

    Элементы экономической пропаганды присущи прежде всего ежедневной прессе. В зависимости от политической принадлежности, разные СМИ отстаивают разные позиции, действуют часто "в лоб". Так, "Советская Россия" пугает читателей рынком, а "Российские вести" плановым хозяйством, распределительной системой, уравниловкой.

    Образованная аудитория, даже если она и не имеет специального экономического образования, больше внимания обращает не на пропагандистские выпады, а на обоснованный анализ различных экономических проблем, читая чаще объективные издания, скажем, типа газеты "Известия".

    Журналисту, занимающемуся экономическим анализом жизни общества, необходимо прежде всего четко представлять себе предмет такого вида творчества, что предостережет его от ухода в смежные сферы анализа действительности – политический, нравственный, юридический.


    Виды экономического анализа в дел. журналистике: общеэконом., финансовый, производственно-технич, коммерческий


    Одна из важнейших сфер деятельности, привлекающая внимание СМИ — экономика. Экономический анализ в прессе может быть представлен разными его видами, среди которых ведущее место занимают общеэкономический, финансовый и производственно–технический анализ.

    Коммерческий анализПроизведенная продукция должна быть реализована, причем, так, чтобы все участники ее реализации получили определенную прибыль (то же самое можно сказать об услугах). Производитель продукции может реализовать ее либо непосредственно потребителю, либо использовать для этого посредников. Именно эти участники являются центральными звеньями реализации продукции. Возникающие между ними отношения как раз и влияют на эффективность коммерческой деятельности. Анализируя коммерческую деятельность предприятия, журналист должен выяснить ряд наиболее важных ее моментов. Он должен установить кредитную историю предприятия, узнать, кем, когда оно было создано, какую форму собственности представляет, каков его статус как юридического лица (открытое акционерное общество, акционерное общество закрытого типа, госпредприятие и т.д.), выявить, сколько лет предприятие присутствует на рынке, в каких банках обслуживается. Установить, каковы обороты капитала, нарастают они из года в год или убывают. Проводятся ли на предприятии аудиторские проверки и была ли такая проверка в течение прошедшего года, что положено делать по закону? Установлены ли нормальные отношения предприятия с налоговой инспекцией и бюджетными фондами? Важнейшим показателем успешности коммерческой деятельности предприятия является уровень рентабельности. При этом надо установить, каков уровень планируемой рентабельности и каков – реальной. И соотнести их. Необходимо также определить массу прироста (сколько получено в целом) и относительный прирост (на один рубль затрат). Ответ на эти и другие вопросы может дать достаточно ясную картину коммерческой деятельности предприятия.Примеры разного уровня коммерческого анализа журналист может найти на страницах одной из старейших газет страны–"Торговой газеты", еженедельника Российской ассоциации развития малого бизнеса и предпринимательства "Бизнес для всех", еженедельника "Купеческая гавань" (г. Таллинн, выходит в России на русском языке), журналов: "Товары со склада","Услуги и цены" "Коммерсант" "Рынок" "Авторынок", "Оптовик", "Оптом и в розницу", "Товары и цены" радио– и телепередач: "Торговое обозрение", "Московский коммерческий вестник", "Коммерческий калейдоскоп"(МТК), "Финансы и бизнес"(НТВ), "Бизнес–класс" (ТВ–Ц) и пр.Теоретические знания по вопросам коммерции, которые являются основой ее эффективного анализа, журналист может получить из специальной литературы, которая в большом количестве имеется в настоящее время в продаже.


    Методы и способы аналитического исследования


    Методы и способы аналитического исследования: описание, причинно-следственный анализ, оценка, прогнозирование, программирование. Предметом анализа в деловой журналистике в целом выступает все богатство взаимосвязей, в которые включены отображаемые в текстах актуальные явления и которые могут в принципе интересовать аудиторию. Это могут быть взаимосвязи, характеризующие либо отдельное событие, либо процесс, включающий в себя многие события, либо ситуацию, включающей как различные события, так и объединяющие их процессы во всем многообразии их взаимодействий. В качестве адекватных названным предмету аналитического исследования можно назвать следующие методы, а) методы описания, б) методы причинно–следственного анализа, в) методы оценки, г) методы прогнозирования, д) методы программирования (формулирования планов). Эти методы не существуют изолированно от других известных методов, но опираются на них, включают в себя и в то же время являются относительно самостоятельными.

    Методы описания

    В журналистике применяются разные методы описания. Наиболее важные из них следующие. Группировка данных. Этот метод проявляется в упорядочивании полученных журналистом данных по признаку подобия или различия. Группировка позволяет связать разрозненные факты в единую систему, соответствующую той или иной концепции, которая возникает предварительно у журналиста на этапе эмпирического исследования объекта. Группировка может производиться по разным признакам в зависимости от задачи, поставленной автором будущего выступления в печати. Например, журналист, изучая вопрос безопасности движения на дорогах города, может произвести группировку дорожно–транспортных происшествий по участию в них мужчин, женщин, детей. В целях наглядности результаты группировки могут быть представлены в виде таблицы, схемы, графика.

    Типологизация данных.по сравнению с группировкой данных по определенным признакам, более сложным приемом описания можно считать типологизацию, то есть поиск устойчивых сочетаний свойств исследуемых журналистом актуальных ситуаций, процессов, событий, феноменов.

    2.Причинно – следственный анализ и его методы. Установление причинно–следственных связей тех или иных событий, процессов, действий является центральной задачей объяснения, которую часто ставит перед собой журналист деловой прессы. Зная причину какого–то явления, можно воздействовать на него в том или ином направлении, можно ориентировать аудиторию, социальные институты на ту или иную полезную деятельность, соотносящуюся с этим явлением. В журналистике используются различные методы прогнозирования. Особенно важную роль играют методы, привнесенные в нее из науки, например:

    Метод экспертных оценок

    Метод сценариев

    Метод экстраполяции

    Сущность оценки

    Одной из важнейших задач, которые журналист решает в ходе анализа действительности, является ее оценка. Оценка в журналистике предстает как установление соответствия или несоответствия тех или иных явлений потребностям, интересам, представлениям (критериям оценки) тех или иных людей.

    Методы оценки

    Все методы оценки явлений, рассчитанные на то, чтобы выявить значимость того или иного явления, или же на то, чтобы произвести определенное впечатление на аудиторию (независимо от того, насколько этот расчет осознается конкретным автором), можно в целях лучшего представления о процессах оценки отнести к двум главным группам.

    Первая группа методов связана с выявлением "потребительных качеств" явлений и событий, ставших предметом авторского внимания. Вторая группа включает в себя методы оценочной номинации, которая чаще всего и имеется в виду, когда говорят об оценке.

    Программирование и его методы

    Генерирование возможных вариантов (программ) деятельности, способных привести к удовлетворению общественной потребности, связанной с отображаемым в тексте явлением, представляет немалую трудность. Программирование в аналитическом тексте предстает как совокупность определенных мер, действий, средств, условий,предлагаемых для решения тех или иных проблем. Объединения желательных событий с производящими их действиями журналист может достичь двумя различными методами: либо двигаясь, либо назад по оси времени от последующих событий к предшествующим, либо вперед – от предшествующих к последующим.


    Корпоративная пресса


    Корпоративные СМИ — издания, нацеленные на клиентов компании, ее сотрудников или партнеров по бизнесу. СМИ можно выпускать собственными силами компании или отдать на аутсорсинг специализированному издательству.

    Согласно классификатору корпоративные медиа и СМИ делятся на три основных вида:

    b2b (business-to-business) — корпоративные издания, ориентированные на партнеров. Такие издания делается максимально информативным и удобным для использования. Качество в данном случае должно быть на самом высоком уровне. Качественным должно быть не только содержание, но и его подача. Таким образом, конкурентными преимуществами становятся полиграфия, дизайн, верстка.

    Многие предприниматели отмечают, что процесс деловой коммуникации в условиях современного медиарынка весьма непрост. Заказные материалы в публичных СМИ до известной степени себя дискредитировали. И собственный корпоративный журнал или корпоративная газета оказывается наиболее прогрессивным инструментом налаживания бизнес-связей и формирования образа компании в деловой среде.

    b2с (business-to-client) — корпоративные журналы и газеты, направленные на клиентов компании. На b2с-издания приходится значительная доля рынка корпоративных СМИ.

    Клиентский журнал или газета — это нечто среднее между рекламным и информационным продуктом. Основная задача подобного издания — повышение лояльности клиентов к компании. На фоне изрядно надоевшей многим прямой рекламы, корпоративная пресса является одним из наиболее эффективных инструментов косвенной рекламы.

    b2p (business-to-personnel) — корпоративная пресса для своих сотрудников. Обычно, если внутри корпорации возникает необходимость в издании собственной газеты, это дело возлагается на подразделение, отвечающее за связи с общественностью. Редакция либо создается внутри этого подразделения, либо выносится за рамки корпорации (например, заказывается у рекламного агентства или медийной структуры), а PR-подразделение курирует издание.

    Внутрикорпоративная пресса призвана работать с коллективом, поэтому при выстраивании редакционных планов нельзя обойтись без привязки к кадровой службе:

    * для персонала (инструмент консолидации и мобилизации);

    * для линейных менеджеров (инструмент реализации стратегий);

    * для топ-менеджеров (инструмент выработки решений).


    Интернет на службе деловых технологий. Деловая журналистика и интернет


    Понятие «деловая журналистика» очень объемно. И когда мы говорим о деловой информации и о деловой журналистике, в частности, то речь идет об освещении любых вопросов, событий, анализа каких-либо тенденций в бизнесе, экономике и промышленности. В ее функции входит не только отражение происходящих экономических процессов, и донесение информации до аудитории, но и создание целостной картины делового мира, рассматривая функционировании предприятий, экономических рынков и внедрение новых технологий в промышленную сферу.

    Основными потребителями деловых новостей являются бизнесмены, менеджеры, банкиры, профессионалы фондового рынка, риэлтеры, а также просто образованные люди, понимающие важную роль финансовых рынков в общественно-политической и экономической жизни современного общества. Деловая специализированная периодика нашла своего читателя не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. В каждом из которых она приобрела собственные «национальные» качества.

    Интернет, который сегодня неотделим от развития журналистики, отразился на подаче деловой информации, сделав ее оперативнее, и придав «усушенному тексту» (в котором традиционно преподносится деловая информация) гипертекстуальность.

    В сети расширяются рамки делового издания. Оно приобретает всеобхватность, а деловая информация рассматривается разносторонне. Все сайты, посвященные деловой тематики, в рамках «экономической» журналистики уделяют чуть больше внимание одной экономической, промышленной или финансовой отрасли, заняв, тем самым, определенную нишу во всем многообразии деловой информации.

    Каждое издание, имеющее деловую тематику, по-разному представляют ее в Интернете. Все они отличны не только в характере подачи информации, но в том, что одна часть рассматриваемых изданий является исключительно сетевыми изданиями, а другая – Интернет-версиями печатных СМИ. Проанализировав их, можно будет сказать о типологических особенностях региональной деловой Интернет - журналистики в Татарстане. О достоинствах и недостатках этих СМИ.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.