Использование исследований аудитории в управлении периодическим изданием
Характеристики социальной
позиции человека – это возраст, пол, образование, профессия, доходы, режим дня
и бюджет времени. Личностные характеристики – это структура личности,
непосредственное социальное окружение (семья и друзья), опыт обращения со СМИ,
ситуация восприятия, а также ценности и убеждения.
Данная теория также
получила распространение, однако в дальнейшем были сделаны попытки как расширить
количество рассматриваемых характеристик, так и исключить некоторые из них.
Например, бюджет свободного времени некоторыми исследователями рассматривается
как показатель индивидуальной организации жизни, не имеющий отношения к позиции
человека в обществе. Высказывались сомнения и о наличии взаимосвязи между
обращением к СМИ и политико-экономической ситуацией, потому что в странах с
одинаковой политической системой и экономическим развитием может наблюдаться
совершенно разное отношение к одним и тем же типам СМИ.
Основные положения теорий
в рамках контекстуального подхода сведены в табл. 2.
Таблица 2 - Контекстуальные
теории поведения людей по отношению к СМИ
Название
теории
Краткое
описание
Теория
социализации
Обращение к
СМИ определяется опытом, полученным в детстве и юности. Дети наследуют
привычки родителей
Медиабиографическая
теория
На обращение к
СМИ влияют обстоятельства, при которых произошло знакомство с соответствующим
видом СМИ, а также отдельные случаи взаимодействия со СМИ в детстве
Название
теории
Краткое
описание
Структурно-аналитическая
теория восприятия
Обращение к
СМИ определяется как индивидуальным восприятием СМИ в детстве, так и
социальным окружением, в котором находился ребенок
Теория
практического смысла
Обращение к
СМИ зависит от социального положения человека и от проблем, с которыми он
сталкивается в данный момент жизни
Теория
культурных исследований
Обращение к
СМИ является составной частью культуры как общей организации жизни
Модифицированная
теория стиля жизни
Обращение к СМИ
определяется характеристиками структуры общества, положением человека в
обществе и личностными характеристиками
Особенности потребления
СМИ в современном обществе
Помимо поиска факторов,
влияющих на обращение людей к СМИ, предпринимались попытки выделить
определенные типы медиапользователей и в этой связи обосновать интерес
людей к материалам СМИ. Еще в середине прошлого века немецкий исследователь
Х.А. Мюнстер (H.A. Münster) описал три стратегии отношения
людей к СМИ: ориентации на развлечение, на информацию и на избегание контакта
со СМИ. В эмпирических исследованиях он выявил распределение и характеристики
носителей разных ориентаций (см. табл. 3).
Таблица 3 - Стратегии
отношения людей к СМИ
Название
стратегии
Ориентация
на развлечение
Ориентация
на информацию
Ориентация
на избегание контакта со СМИ
Доля в
населении
60-65%
30-35%
Около 5%
Название
стратегии
Ориентация
на развлечение
Ориентация
на информацию
Ориентация
на избегание контакта со СМИ
Особенности
социальной структуры
Значительное
количество молодежи.
Отсутствие
интереса к политике.
Много
представителей низшего класса.
Много людей
среднего и старшего возраста.
Мужчин больше,
чем женщин.
Наличие
интереса к политике.
Образование и
доход выше среднего.
Малообразованные
представители низших слоев общества.
В виде
исключения встречаются люди, сознательно отказавшиеся от контакта со СМИ.
Чтение качественных
газет, внимание к новостным выпускам вещательных каналов.
Количество
доступных каналов СМИ ограничено и в отдельных случаях равно нулю.
Как видим, по данным К.Х.
Мюнстера, подавляющее большинство случаев обращения к СМИ связано с поиском
развлечения. Созданные как средство передачи информационных сообщений, СМИ в
значительной степени превратились в разновидность шоу-бизнеса. Российский
исследователь М.М. Назаров согласен, что «ключевым моментом функционирования
системы СМИ является обеспечение аудитории развлекательным содержанием»,
потому что именно этот вид содержания, в отличие от других, способен привлечь
внимание максимально широкой аудитории и, соответственно, обеспечить максимум
финансовых поступлений. Поэтому развлечение как мотив обращения к СМИ требует
особого внимания со стороны редакционного менеджмента. Недостаточный учет этой
функции может привести к потере значительной части потенциальной аудитории
определенного СМИ.
В то же время трудности
возникают уже с определением понятия «развлечение» по отношению к материалам
СМИ. В одних случаях речь идет о противопоставлении по линии «произведения
высокой культуры – развлечение как нечто дешевое, неполноценное и тривиальное».
В этом случае понятие «развлечение» имеет негативный оттенок.
Противопоставление по линии «информация – развлечение» также содержит
негативный оттенок, хотя некоторыми может восприниматься положительно, как
форма протеста против навязываемой им информации. И, наконец, противопоставление
может идти по линии «развлечение – скука». Здесь в качестве
развлекательного теоретически может выступать любой материал СМИ, независимо от
его темы и информационной ценности. Главное – чтобы он представлял интерес для
аудитории, то есть был ею выбран. В данной работе разграничение между информацией
и развлечением проведено на основе использования материалов СМИ. В первом
случае они выступают в качестве «управляющей» информации, то есть за
потреблением информации следует изменение картины мира и определенные действия
индивида. Во втором же случае потребление материалов СМИ приводит лишь к
изменению эмоционального состояния и никак не влияет на последующую активность
индивида.
Основным механизмом
выбора материала СМИ является интерес, который в социальной психологии
определяется как отношение значимости и привлекательности. При этом
значимость определяется, скорее, важностью информации, а привлекательность –
формой ее подачи. Соответственно, наибольший интерес вызовут сообщения СМИ, отвечающие
ожиданиям и по форме, и по содержанию.
Начиная с 1960-х годов в
зарубежной и отечественной социологии состав интересов связывали, прежде всего,
с социальными ролями, которые человек исполняет, а также с кругом
общностей, в которые он включен. В этой связи интересными для людей оказываются
те темы, с которыми они связаны профессионально, а также те, которые касаются
повседневной жизни, например, здоровье, безопасность, условия жизнеобеспечения
(торговля, бытовое обслуживание, благоустройство населенных пунктов), дом и
взаимоотношения в семье. Поэтому лидируют в борьбе за аудиторию именно те СМИ,
которые, с одной стороны, отвечают на «злобу дня», а с другой - уделяют большое
внимание вечным для человека вопросам и проблемам повседневной жизни. Следует
иметь в виду, что современный медиарынок более чем перенасыщен подобным
информационным предложением, и в борьбе за аудиторию делать ставку
исключительно на одни «вечные» проблемы крайне рискованно.
Что касается ориентации
на информирование, которая также является важным фактором в регуляции
информационного поведения, то согласно теории социальных ролей информационные
потребности человека также связаны с его включенностью в различные сферы
деятельности. Отсюда следует, что у работающего, как правило, потребность в
массовой информации и круг интересов будут выше, чем у неработающего, а у
руководителя выше, чем у рядового сотрудника. Ключевым фактором здесь является
развитие общества, приводящее к его усложнению, появлению новых социальных
ролей. Люди одновременно исполняют большой круг социальных ролей, а также
многократно меняют их в процессе своей жизни. Включенность в широкий круг сфер
деятельности требует времени и внимания, и чем выше будет активность человека,
тем меньше возможностей у него будет для потребления СМИ даже при наличии
интереса к ним.
Величина свободного времени,
особенности его бюджета также являются одними из важнейших факторов, влияющих
на потребление СМИ. Если в индустриальном обществе с развитием технологий
продолжительность рабочего дня постоянно сокращалась, а продолжительность
досуга возрастала, то в настоящее время каких либо стандартов в этом отношении
не существует. Одни люди работают по 10-12 часов в день без выходных, другие -
по нескольку часов в день при количестве выходных большем, чем количество
рабочих дней. В среднем же ежедневно россияне тратят на потребление СМИ 9
часов, из которых 4 часа 11 минут смотрят телевидение, 3 часа 40 минут слушают
радио, 26 минут читают прессу, 5 минут потребляют информацию в Интернете и 38
минут тратят на чтение книг, просмотр видеофильмов и прослушивание
аудиозаписей. Причем время, уделяемое на чтение прессы, все последние годы
сокращалось. Например, в Германии между 1980-м и 2000 годом среднее
время чтения прессы сократилось с 39 минут до 29 минут в день. То есть издатель
должен иметь в виду, что на всю прессу, включая его издание, средний человек
потратит менее получаса в день. Применительно к чтению прессы представляют
интерес также данные о параллельном пользовании СМИ различных видов,
приведенные в табл. 4, которые показывают конкурентное положение различных
видов СМИ относительно друг друга при наличии альтернатив.
Таблица 4 - Одновременное
потребление различных видов СМИ (в % по строке)
Используемое
СМИ
Параллельно
используемое СМИ
ТВ
Радио
Газета
Журнал
Интернет
ТВ
-
0%
1%
1%
1%
Радио
1%
-
7%
2%
0%
Газета
5%
29%
-
2%
0%
Журнал
14%
17%
4%
-
0%
Интернет
13%
6%
1%
0%
-
Как показывают данные
табл. 4, параллельно с чтением газет электронные СМИ потребляют 34% читателей
(5% + 29%), параллельно с чтением журналов – 31% (14% + 17%). В то же время
параллельно с просмотром телевидения печатные издания читают 2%, параллельно с
прослушиванием радио – 9%, с пользованием Интернетом – 1%. С учетом того, что
время на чтение прессы и так в разы меньше времени, отводимого на потребление
электронных СМИ, конкурентная позиция печатных изданий представляется
достаточно уязвимой.
Среди важнейших комплексных
мотивов обращения к СМИ, проявляющихся в современном обществе, исследователи также
выделяют «поиск пищи для разговоров», «структурирование времени» и
«информирование об инновациях».Так, быть минимально информированным
об освещаемых СМИ основных темах («повестка дня») в современном обществе
считается социальной нормой. Люди ожидают друг от друга, что каждый из них в
курсе тех же самых событий и способен поддержать разговор. Особенно это
актуально из-за того, что сферы трудовой деятельности людей постоянно
специализируются и отдаляются друг от друга, и поговорить со знакомыми о работе
оказывается невозможным, так как представители разных профессий друг друга
просто не поймут. В этом случае материалы СМИ могут помочь найти нечто общее
между людьми.
Что касается
«структурирования времени», то здесь немецкий социолог Е. Шойх (E. Scheuch) усматривает сходство между потреблением СМИ и
религиозными ритуалами. Подобно тому, как в прошлые времена церковь
предписывала людям в определенные часы молиться и структурировала не только
дни, но и недели и даже годы, потребление СМИ привязано обычно к определенному
времени дня, а основные медиатемы, например, спортивные соревнования и
избирательные кампании, структурируют большие по продолжительности периоды
времени.
Если структурировать
время человек, при достижении определенного уровня личностной зрелости, может и
без помощи СМИ, то при информировании об инновациях без СМИ не обойтись. Если в
традиционном обществе люди повторяли образ жизни родителей и могли почти всем
необходимым навыкам и ритуалам научиться в домашних условиях, то в
современном обществе условия жизни постоянно меняются, постоянное обновление
касается всего – от законов до предметов быта. Описанные в данном разделе
факторы, связанные с особенностями потребления СМИ в современном обществе, сведены
в табл. 5.
Таблица 5 - Факторы,
связанные с особенностями потребления СМИ в современном обществе
Наименование
фактора
Краткое
описание
Характер
ориентации на СМИ
Обращение к
СМИ обусловлено либо поиском развлечения, что характерно для большинства
людей, либо поиском информации, что характерно для меньшинства.
Социальная
роль
Обращение к
СМИ обусловлено интересом, который, в свою очередь, связан со спектром
социальных ролей, исполняемых человеком.
Материалы СМИ
как «пища для разговоров»
Обращение к
СМИ связано с поиском тем для общения с другими людьми из-за трудностей
общения между представителями разных профессий.
Структурирование
времени
Обращение к
СМИ представляет собой подобие религиозного ритуала, а выпуски новостей и
медиатемы структурируют периоды времени, начиная от часов и дней и кончая
годами и десятилетиями.
Информирование
об инновациях
СМИ не столько
сообщают новости, сколько информируют людей об изменениях в образе жизни, и
именно с этим связано обращение к ним.
Рассмотренные теории
позволяют выявить широкий круг общечеловеческих закономерностей, связанных с
обращением к СМИ. При этом СМИ во взаимоотношениях с аудиторией не могут учитывать
индивидуальные особенности людей. Однако необходимо выделять в потенциальной и
реальной аудитории те группы, для которых характерны свои стимулы и мотивы, то
есть проводить сегментирование. Основания же для сегментирования выявляются
исходя из особенностей, присущих именно данной группе, помимо естественно
действующих на нее и общечеловеческих факторов. Поиску оснований для
сегментирования аудитории и описанию с учетом этого целевой аудитории
отдельного издания посвящен § 2 данной главы.
1.2 Проблемы
сегментирования аудитории прессы в меняющемся обществе
Аудитория: определение и
характеристики.
Аудитория СМИ в
социологии журналистики определяется как «совокупность людей - адресатов
журналистских произведений, возникающая на основе общности их информационных
интересов и потребностей, а также форм, способов и каналов их удовлетворения». В
данной работе будут использованы следующие понятия, относящиеся к аудитории:
потенциальная, целевая и реальная. Потенциальная аудитория – это
количество людей, которые технически досягаемы для доставки информации. По
отношению к печатному СМИ это все люди, проживающие в зоне его распространения.
Целевая аудитория издания – это его наиболее
желательные потребители, те, для кого это издание предназначено в первую
очередь. Понятие «целевая аудитория» возникло, когда развитие медиарынка и
появление большого количества изданий привело к тому, что все более
значительная часть каналов стремится удовлетворить запросы лишь части
потенциальной аудитории. Таким образом, из потенциальной аудитории, как
правило, выделяют целевую аудиторию как «обладающую набором общих социальных
характеристик и состоящую из людей с едиными информационными интересами,
которые, в свою очередь, обусловлены единством социальных статусов (в
частности, профессиональных), базовых ценностей (национальных, религиозных,
классовых и др.), образа жизни и степени доступа к информации и возможности ее
использования как ресурса». Внутри целевой аудитории также могут выделяться
различные более узкие целевые группы читателей, что связано со стратегией
сегментирования рынка.
Реальная аудитория издания – это аудитория, которая сложилась
у издания фактически, люди, которые в действительности его читают. Реальная
аудитория всегда меньше или равна потенциальной, но может находиться в
любом соотношении с целевой. Она может быть больше, меньше или равна
целевой по размеру и может совпадать с ней полностью, частично или не совпадать
вообще по структуре. При этом соответствие запланированной (целевой) и реально
сложившейся аудитории по величине и составу является важнейшим показателем
жизнеспособности медиапроекта и правильности расчетов его руководства.