Книгопечатание
Книгопечатание
Книгопечатание
Невозможно
представить себе современное общество без книг. Однако люди прожили без них
большую часть своей истории. Свои знания поколение передавало к другому устно
или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильем,
одеждой и другими необходимыми вещами. Когда люди перестали жить небольшими
группами, когда сложились первые государства, объем и разнообразие знаний стали
слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие
сведения должны были не только сородичам или ближайшим соседям. Тогда появилась
письменность.
Сначала
записи были очень простыми и короткими и содержали сведения о хозяйственной
деятельности людей разных профессий, работавших в храмах. Письменные и цифровые
знаки наносили на плитки из сырой глины острой тростниковой палочкой, затем
плитки подсушивали или обжигали. Потом стали записывать тексты гимнов, сказаний
пословицы и поговорки. Государству были нужны грамотные люди, писцы. Их обучали
в специальных школах. Профессия писца была почетной.
Шумеры,
вавилоняне, ассирийцы и многие их соседи писали на глиняных табличках. Материал
был дешевым, но из-за размера табличек тексты на них были короткими. Поэтому
крупные произведения, такие, как эпос о Гильгамеше, или повествование о начале
мира, записывали на нескольких табличках. Собрания табличек существовали при
храмах и царских дворцах. Археологи раскопали библиотеку ассирийского царя
Ашшурбанапала (VII в. до н.э.), на полках которой было более 20 тыс. табличек с
разнообразными текстами.
Древние
египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус, который делали из
особым образом обработанных стеблей папируса, росшего в изобилии по берегам
Нила. Отдельные листы склеивали в длинную полосу, свиток. На таких свитках,
достигавших в длину до 1000 м, записывали религиозные тексты, сказки, поучения,
легенды, летописи. Папирус – рыхлый материал, поэтому писать на нем можно было
только с одной стороны: чернила, наносившиеся заостренной камышовой палочкой,
проникали на всю глубину. Кроме того, папирус хрупок, поэтому сгибать его листы
и сшивать их в тетради нельзя. Долгое время в странах Средиземноморья папирус
был самым распространенным видом писчего материала. В Египте его изготавливали
на экспорт.
Свитки
хранились в сундуках и стенных нишах. Некоторые тексты предназначались
специально для погребений; многие из них сохранились до нашего времени. Писали
египтяне и на льняных тканях. Такими тканями, в частности, обматывали мумий.
Тексты иногда сопровождали рисунками.
Все
тексты были рукописными. Единственное известное исключение – так называемый
Фестский диск, найденный на Крите и изготовленный в XVII в. до н.э. Этот не
прочитанный до сих пор текст был нанесен на сырую глину способом, похожим на
механический: знаки были вырезаны на штампиках и оттиснуты на сырой глине.
Когда
в IX – VIII вв. до н.э. у греков появилось алфавитное письмо, они стали писать
на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках.
Однако главным материалом оставался папирус. Позднее в Риме и Греции стали
применять деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. Их широко
использовали в школах. Старый текст на воске можно было затереть и написать
новый. Если тексты были длинными и размещались на нескольких табличках, их
связывали. Так получалась связка, которую называли кодексом. Она была похожа на
знакомые нам книги, которые тоже называли кодексами, когда стали писать на
пергаменте. В античном мире грамотность была довольно распространенной. Особенно
острой потребность в грамотных людях стала в Римской империи. Хрупкий папирус
не мог устраивать государственные власти и любителей чтения: срок жизни
папирусных свитков – около 200 лет. Однако с непрочностью папируса пришлось
мириться долго. В Греции уже в V в. до н.э. возникла книжная торговля
(библиотекой сначала называли книжные лавки). Появлялись и личные библиотеки,
например у великих философов Платона и Аристотеля. Тексты были разными; среди
них философские и вообще научные труды, стихи, эпические произведения, записи
трагедий и комедий и т.д. В III в. до н.э. возникла самая известная библиотека
древности – Александрийская в Египте. В I в. до н.э. в ней было около 700 тыс.
свитков.
В
I в. до н.э. публичные библиотеки, организованные по сохранившемуся до наших
дней принципу: с каталогами, библиотекарями, хранилищем, куда читателей не
допускают, - появились в Риме. Потребовались издание книг. Поскольку в тексты
при переписке вкрадывались ошибки, их стали сверять, появились редакторы и
корректоры, как в современных издательствах.
Наконец
античный мир обрел новый прочный материал – пергамент (по названию города
Пергам в Малой Азии, где его производили). Пергамент делали из овечьих,
телячьих, козьих и даже кошачьих кож. Материал был прочным, но на изготовление
одной книги могло пойти целое стадо. Листы можно было сгибать и сшивать. Писали
на пергаменте уже с двух сторон и не только тростниковыми палочками, но и
птичьими перьями. Сшитые листы образовывали кодекс. Эти кодексы стали вытеснять
папирусные свитки, и в Римской империи в библиотеках знати свитков с III в.
н.э. уже не держали. Пергаментные тетради использовались в школах.
Пергаментные
книги делали очень тщательно и украшали. Листы окрашивали в пурпурный или
черный цвет, буквы бывали серебряными или золотыми. Традиции изготовления
пергаментных книг – кодексов были унаследованы позже Византией и средневековыми
европейскими государствами.
Потребность
в размножении текстов все возрастала, а возможности переписчиков были
ограничены. И с IV – V в. до н.э. в китайских монастырях стали вырезать из
дерева рельефные тексты и иконы в зеркальном отражении. Смазав их краской,
можно было получить большее число оттисков.
Такого
удобного сырья, как папирус, в Китае не было. Здесь стали экспериментировать с тем,
что мы теперь называем «вторсырье» - тряпьем. К нему добавляли волокно конопли
и древесную кору, разминали в чанах, а полученную массу пропускали через
прямоугольные сита. На ситах оставался слой, который после обработки становился
листом бумаги. В IV в. был издан императорский указ о том, что бумага
становится общеупотребительным материалом.
В
Китае в V-VIII в. н.э. делали оттиски с надписей и изображений на камне,
которые очень ценились; чтобы получить их рельефные части покрывали краской и
прикладывали к ним листы бумаги. Так можно было получать необходимое количество
оттисков.
На
деревянных досках вырезали тексты и изображения в зеркальном отражении. Доску
смазывали краской. Полученные оттиски монтировали сначала в свиток, а потом
стали складывать, как ширму. Позже поняли, что гораздо удобнее склеивать листы
с наружной стороны; в XIV – XV вв. их стали прошивать.
Гораздо
удобнее цельной доски с текстом отдельные знаки, из которых можно составлять
разные тексты. Первым до этого додумался в XI в. кузнец Пи Шэн. Может быть, ему
пришло это в голову, когда он работал с составными литейными формами. Он
предложил набирать текст из глиняных знаков, размещенных в специальной рамке. В
XIII в. такие знаки – литеры – стали делать из олова и дерева, а в Корее – из
меди.
Все
эти изобретения неслучайно были сделаны в Китае: здесь всегда испытывали
почтение к науке. По преданию, с VI по V вв. до н.э. в Китае были библиотеки.
Ученые составляли энциклопедии. Одна из первых энциклопедий относится к X в. В
XV в. 2169 ученых создали энциклопедию из 11915 томов. В Китае были даже
периодические издание: в VII – X вв. выходила газета «Столичные ведомости».
В
Европе с падением Римской империи погибали библиотеки. Но грамотные люди были
очень нужны властителям новых государств. Книги были необходимы церкви.
Центрами книжной культуры средневековой Европы стали монастыри, где
переписывались богослужебные книги и знатоки древних текстов могли обнаружить
ошибки переписчиков. Богослужебных книг требовалось немало. В мастерских по переписке
книг (скрипториях) одни монахи наносили на пергаментные листы линии строк,
другие писали аккуратным ровным почерком. Художники украшали рукописи
орнаментами и миниатюрами. Переплеты делали из дерева и обтягивали кожей или
тканью, иногда вставляли в них красивые кусочки металла и драгоценные камни.
Книги были настоящими произведениями искусства. Материалом по-прежнему служил
пергамент, иногда окрашенный в пурпурный цвет. Писали тростниковыми палочками,
птичьими перьями, изредка – металлическими перьями. Чернила были черные,
красные, иногда голубые, желтые, фиолетовые. Книги были очень дорогими. В
Испании однажды за сборник проповедей получили 200 овец, 3 бочки зерна и 3
куньи шкурки. За школьный учебник отдавали двух телят.
Грамотность
ценилась все выше. Ремесленники и торговцы старались обучать своих детей читать
и писать. Знатные люди часто были высокообразованными. В Испании в эпоху
Возрождения были библиотеки. Бумага пришла в Европу от арабов. Предполагают,
что они заимствовали способ ее изготовления у китайцев. Арабы измельчали пеньку
и другие ингредиенты на мельничных жерновах. В Дамаске и Каире целые улицы
населяли мастера, изготавливавшие бумагу разных сортов, в том числе тончайшую
для глубины почты. Арабы заимствовали у китайцев и способы печатания с
различных досок. Дешевизна материала позволила выпускать гораздо больше книг,
чем это было возможно прежде. Например, только в Китае, в Испании, ежегодно
выпускали 16-18 тыс. книг.
На
Руси книги появились с принятием христианства. Киевские князья приглашали
переписчиков и переводчиков. Они тоже писали на пергаменте. Новгородцы писали
друг другу письма на бересте. Их дети учились писать, процарапывая буквы на ее
белой поверхности. Берестой пользовались и позднее. Сохранились сведения, что
Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря, был настолько беден, что
книги в его монастыре были берестяными. Древнейшая русская пергаментная книга –
Евангелие ХI в., написанное для новгородского посадника Остромира. Она украшена
миниатюрами и орнаментами. В это время на Руси книга была главным образом
религиозного содержания: Евангилия, псалтыри, «изборники», куда входили
фрагменты священного писания, изречения мудрецов, сведения об истории, статьи о
логике, ораторском искусстве. Включались в такие «изборники» и отрывки из
сочинений античных философов, сохранившиеся в Византии.
Книги
создавались очень долго. Остромирово Евангелие писали около семи месяцев по
полторы страницы в день. Пергамент до XV в. привозили из Греции и с Запада.
Делали и свой, но он был невысокого качества. Древнейшая запись на бумаге и
бумажная книга относятся к XIV в. Бумагу сначала получали с Востока, потом из
Европы. Она была дорогой, но все же дешевле пергамента.
В
XIV – XV вв. в Европе изготовление книг вышло за стены монастырей. Теперь этим
занимались ремесленники, а торговали книгами купцы. Образование становилось все
более светским, увеличился интерес к точным наукам. Книги уже не были такими
дорогими: в середине XIII в. бумагу начали делать в Италии, в XIV в. во
Франции, потом в Германии, Англии. В Голландии для ее изготовлении
использовались ветряные мельницы.
В
середине XV в. по всей западной Европе распространились дешевые книги. Их
печатали на бумажных листах в целых деревянных формматриц.
И
наконец, Гутенберг, ювелир, гравер, резчик по камню, изобрел книгопечатание. Он
первым применил разборный шрифт, хотя считается, что в Европе у него были
предшественники.
Металлические
буквы – литеры для шрифта отливали из сплава, в котором преобладал свинец. Их
помещали на напорную кассу откуда наборщик брал необходимые и подбирал в особой
рамке строку. Строку выкладывали на наборную доску. Набор для страницы
обматывали суровой ниткой, чтобы он не разъезжался, и смазывали типографской
краской из сажи и льняного масла (олифы). На набор укладывали помещенный в
рамку лист увлажненной бумаги. Просушив лист, на нем делали оттиск текста
оборотной стороны. Печатный станок был ручным. Гтовые листы разглаживали под
прессом, складывали в кипы, разравнивали и переплетали. Первые книги Гутенберга
появились в Германии в сороковых годах XV в. Почва для этого изобретения была
подготовлена: к концу 1500 г. Книги выпускали уже в 200 - 300 городах Европы,
где действовало 1100 – 1700 типографий. В них было отпечатано 35 – 45 тыс.
изданий, а общий тираж их мог доходить до 20 млн. За первые 50 лет
книгопечатания человечество получило книг больше, чем за сотни лет до этого.
В
XV в. книгопечатание распространилось по всей Европе. В Восточной Европе одним
из первых деятелей книгопечатания был Франциск Скорина. Он хорошо знал
церковнословянский язык, учился в нескольких университетах Европы и
вдохновлялся идеями просвещения народа. Славянские книги в Венеции печатали уже
в XV в. Скорина, видимо, получил оборудование и бумагу из Германии.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://best-sell.ru
|